Автор: Каракозова Марина Анатольевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ СОШ р.п.Жадовка МО "Барышский район" Населённый пункт: р.п.Жадовка Наименование материала: Методическая разработка внеурочного занятия Тема: "Решение логических задач с помощью графа" Раздел: среднее образование
Конспект занятия по внеурочной деятельности для учащихся 6 класса по
математике
по теме «Решение логических задач с помощью графов»
Описание: данная работа направлена на использование предметных навыков и
умений учащихся решать логические задачи с использованием графов. Такие
виды
задач
не
вызывают
негативного
отношения
у
учащихся
с
разной
математической подготовкой, так как каждый из них может не зная таблицы
умножения или математических правил принять участие в решении задач. И как
показывает практика, учащиеся с большим интересом решают подобные задачи.
Планируемые учебные результаты:
Предметные : развитие представления о графах как вспомогательных средствах
при решении задач;
Метапредметные : формирование умения выделять существенные признаки
объекта и отношения между объектами; умение строить схемы;
Личностные :
формирование
способности
увязать
учебное
содержание
с
собственным
жизненным
опытом,
понять
значение
информационного
моделирования как метода познания окружающей действительности.
В ходе занятия у учащихся могут быть сформированы универсальные учебные
действия:
Регулятивные УУД.
Обнаружить и сформулировать учебную проблему, составить план выполнения
работы
Познавательные
УУД. Общеучебные
действия:
поиск
и
выделение
необходимой информации, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
Логические действия: построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные
УУД. Умение
с
достаточной
полнотой
и
точностью
выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами
речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка.
Ход занятия.
В Википедии можно найти следующее определение графа.
В
общем
смысле граф
представляется
как
множество вершин
(узлов),
соединённых рёбрами. В строгом определении графом называется такая пара
м н о ж е с т в . Те о р и я
г р а ф о в
н а ход и т
п р и м е н е н и е ,
н ап р и м е р ,
в
геоинформационных
системах
( Г И С ) .
Су щ е с т ву ю щ и е
и л и
в н о в ь
проектируемые
дома,
сооружения,
кварталы
и т. п.
рассматриваются
как
вершины, а соединяющие их дороги, инженерные сети, линии электропередачи
и т. п. —
как
рёбра.
Применение
различных
вычислений,
производимых
на
таком
графе,
позволяет,
например,
найти
кратчайший
объездной
путь
или
ближайший продуктовый магазин, спланировать оптимальный маршрут.
Теория графов содержит большое количество нерешённых проблем и пока не
доказанных гипотез.
Но с помощью графов можно решать логические задачи различной тематики.
Рассмотрим некоторые из них.
№ 1.
В
первенстве
класса
по
шашкам
было
6
участников:
Андрей,
Борис,
Виктор, Галина, Дмитрий и Елена. Каждый участник должен сыграть по одной
партии друг с другом. К настоящему моменту некоторые партии уже сыграны:
Андрей сыграл с Борисом, Галиной и Еленой; Борис с Андреем, Галиной;
Виктор - с Галиной, Дмитрием и Елена – с Андреем и Виктором. Сколько игр
проведено и сколько осталось провести?
Решение:
1.
Изобразим точки с начальными буквами имен всех участников.
2.
Соединим отрезками те точки – игроков, которые уже сыграли (голубые).
3.
Посчитаем количество получившихся отрезков – игр. (7)
4.
Соединим другим цветом тех игроков, которые еще не играли.(красные)
5.
Посчитаем количество получившихся отрезков – несыгранных игр. (8)
№ 2
Пятеро ребят - Андрей, Володя, Даша, Борис и Галя договорились пойти в
кино. Было решено, что если с кем - то созвониться не удастся, то поход в кино
отменяется. Вечером у кинотеатра собрались не все, и поэтому посещение кино
сорвалось. На следующий день стали выяснять, кто кому звонил. Оказалось, что
Андрей звонил Борису и Володе. Володя звонил Борису и Даше. Борис звонил
Андрею и Даше. Даша звонила Андрею и Володе, а Галя звонила Андрею,
Володе и Борису. Нужно выяснить, почему не все собрались у кинотеатра.
Решение:
1.
Изобразим точки с начальными буквами имен всех ребят.
2.
Соединим
отрезками
те
точки
–
ребят,
которые
позвонили
другим
(голубые).
Из рисунка видно, что две точки А и Г не соединены отрезком, значит
Галя и Даша не дозвонились друг другу и поэтому не пришли к кинотеатру.
№ 3.
Однажды, рано утром, кто – то принес букет и поставил его в вазу на
учительском столе. Когда ребята пришли в класс, учитель спросила: «А, знаете
ли вы, кто принес цветы?». Ребята стали гадать. Были высказаны различные
предположения – цветы принесли Андрей и Борис, Андрей и Даша, Андрей и
Сергей, Борис и Даша, Борис и Володя, Володя и Галя, Галя и Даша. Учитель
сказала, что в одном из этих предположений одно имя названо правильно, а
другое
–
нет.
Во
всех
же
остальных
предположениях
оба
имени
названы
неправильно. Кто принес цветы?
Решение:
1.
Изобразим точки с начальными буквами имен всех ребят.
2.
Соединим
отрезками
точки
–
имена,
которые
были
названы
в
предположениях.
3.
Заметим, что из всех сделанных предположений только одно заслуживает
внимания – т.е. только в одном одно имя названо правильно. Значит, надо
найти такой отрезок, конец которого не имеет общего с другими точками.
Это отрезок АС и точка С.
4.
Вывод: цветы принес Сергей.
№4
На пришкольном участке растут 8 деревьев: яблоня, тополь, береза, рябина,
дуб, клен, лиственница и сосна. Рябина выше лиственницы, яблоня выше клена,
дуб ниже березы, но выше сосны, сосна выше рябины, береза ниже тополя, а
лиственница выше яблони. Определить самое высокое и самое низкое дерево.
Решение:
Вершины
графа
(точки)
-
это
деревья,
обозначенный
первой
буквой
названия
дерева. В
данной
задаче два
отношения:
“
ниже”
и
“выше”.
Рассмотрим отношение “ниже” и проведем стрелки от более высокого дерева к
более
низкому.
Если
в
задаче
сказано,
что
рябина
выше
лиственницы,
то
стрелку ставим от рябины к лиственнице и т.д.
Получили граф, на котором видно, что самое низкое дерево – клен, а самое
высокое - тополь.
Итог занятия
Итак,
кроме
приведенных
задач,
графы
широко
используются
в строительстве,
электротехнике,
менеджменте,
логистике,
географии,
машиностроении,
социологии,
программировании,
автоматизации
технологических процессов и производств, психологии, рекламе. Из всего этого
следует практическая ценность теории графов.
В любой области науки и техники встречаешься с графами. Графы - это
замечательные математические объекты, с помощью которых можно решать
математические, экономические и логические задачи, различные головоломки и
упрощать условия задач по физике, химии, электронике, автоматике. Многие
математические факты удобно формулировать на языке графов. Теория графов
является частью многих наук. Теория графов — одна из самых красивых и
наглядных математических теорий. В последнее время теория графов находит
всё
больше
применений
и
в
прикладных
вопросах.
Возникла
даже
компьютерная химия — сравнительно молодая область химии, основанная на
применении теории графов.
Домашнее задание.
Подготовить задачи, решаемые с помощью графа.