Напоминание

Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой


Автор: Иванова Эльвира Максимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 458"
Населённый пункт: Нижегородская область, г. Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 458»

Статья на тему:

«РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА

ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

СО СКАЗКАМИ»

г. Нижний Новгород

Подготовил:

воспитатель Иванова Э.М.

Высшая кв.категория

Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его

успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и

сверстниками. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством,

знаний,

умений,

культуры.

Передать

этот

опыт

можно

не

иначе

как

с

помощью

речи.

По

данным

литературы

и

собственных

наблюдений,

большинство

детей,

поступающих

в

школу,

испытывают

значительные

трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого

возраста объеме.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений –

это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены

точными словами в правильно построенных предложениях. Каждый ребенок

должен

научиться

содержательно,

грамматически

правильно,

связно

и

последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть

живой, непосредственной, выразительной.

Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка,

показывают,

как

богата

родная

речь

юмором,

живыми

и

образными

выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа

ни в чем не проявляла с такой яркостью, как в народных сказках. Необычная

простота,

яркость,

образность,

повторно

воспроизводить

одни

и

те

же

речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития

связной речи детей первенствующую роль.

Сегодня

стали

незаслуженно

забываться

наиболее

эффективные

и

проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют

собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания,

а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого

общества. В связи с этим, отказ от данного способа детей представляется

упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и

многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же

высший психический процесс – воображение.

В работе для повышения уровня исправления речевых нарушений я решила

использовать работу со сказкой.

Поставила цель: Развитие связной речи и речевого творчества дошкольников

через ознакомление со сказками.

Для осуществления поставленной цели разработала задачи.

Задачи: развивать интерес к творческому пересказу, желание фантазировать,

самостоятельно придумывать собственные истории;

Мотивировать на создание воображаемых образов;

Воспитывать интерес к художественной литературе, интерес к совместной

творческой продуктивной деятельности.

В своей работе я использовала следующие принципы, которые изображены

на слайде: интеграции, индивидуального подхода к детям, системности и

последовательности, наглядности, уважительному отношению к детскому

творчеству, доступности и целостности знаний.

Работа была построена следующими этапами:

1 – аналитико-проектировочный.

2 этап – практический

3 этап- рефлексивный.

Первый этап я начала с изучения научно-методической литературы.

Затем проанализировала уровень ознакомления детей со сказками. После

этого

написала

«Перспективный

план

работы

по

развитию

речевых

способностей посредством использованию сказочного материала» по всем

возрастам.

На втором этапе были поставлены следующие задачи:

развитие у детей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях:

продумывание собственного замысла сказки, выбор темы, сюжета, героев;

обучение

детей

связно,

последовательно,

выразительно

строить

предложения.

Так

же

решались

следующие

задачи:

активизировать

пассивный

и

активный словари, создающие возможность для развития у дошкольников

умения

связных

высказываний;

совершенствовать

фонетическую,

лексическую, грамматическую, синтаксическую стороны речевого развития;

развить образную речь, детскую фантазию и воображение.

Вся работа по теме велась совместно со специалистами детского сада. На

своих

занятиях

(музыкальных,

физкультурных,

рисовании)

специалисты

использовали элементы сказок.

И последнего, рефлексивного этапа являлась активизация собственной

исполнительской

деятельности;

проявление

творчества

в

реализации

замыслов при создании образа; передача художественного образа с помощью

движений,

мимики,

интонации;

повышение

уровня

самоконтроля

за

собственной речью и стремление ее улучшить; преодоление застенчивости,

робости, неуверенности при выступлении перед аудиторией.

Особое

внимание

уделяли

умению

детей

рассказывать

и

одновременно

показывать сказку, т. е. искусству драматизировать.

Наша

работа

осуществлялась

в

трех

направлениях:

педагоги,

дети

и

родители.

Была

создана

развивающая

предметно-пространственная

и

речевая

среда, которая способствует развитию эстетического восприятия сказки и

раскрытую

творческого

потенциала

личности

дошкольников

в

процессе

работы со сказками. Я создала в группе «Уголок сказки», в котором дети

чувствуют

себя

в мире

сказочных

образов.

Там

же

поместила сказки

с

яркими иллюстрациями. Там же и лежит волшебный чемодан», где находятся

сказочные предметы, такие как «волшебное перо», «Волшебный бинокль», а

рядом

стоит

«волшебное

кресло»,

где

любой

может

превратиться

в

сказочника или поэта.

Дети могут чувствовать себя художниками-иллюстраторами, подумать

и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке.

Художественно-продуктивная

деятельность

способствует

психическому

развитию детей, желанию и потребности выразить свои чувства, отношения и

представления.

Для

восстановления

в

памяти

различных

эпизодов

и

облегчения процесса пересказывания сюжета сказки детям было предложено

изобразить сказочный сюжет песком.

При рисовании сказок на песке вовсе не нужны какие –либо навыки,

как например при простом рисовании; ошибки на песке исправить проще,

чем

на

бумаге

(это

придает

ребенку

уверенности, может

ощущать

себя

успешным); и дети могут всегда изменить сюжет. Во-вторых, на струящийся

песок приятно смотреть, это позволяет дольше сохранить работоспособность

детей и стабилизирует их эмоциональное состояние. В – третьих, когда дети

рисуют

сказку

на

песке,

они

проговаривают

то,

что

у них

получилось,

подражают героям, вступают в диалог. Так вырабатывается навык связного

высказывания.

Так же в группе есть библиотека детских книг, разные виды театра,

настольно-печатные и дидактические игры по сказкам.

Так же создавали при помощи родителей мини-музеи. Например, куклы

своими руками, «Архитектурная феерия», «Курочка Ряба» и другие. Мини-

музеи помогали нам путешествовать по разным сказкам, придумывали по

сюжету разные сказки.

Основные формы работы с детьми: читали различную художественную

литературу.

Посещали

художественный

музей,

где

дети

рассматривали

разные

картины.

Так

же

с

детьми

посещали

кукольный

театр,

где

мы

смотрели разные спектакли, например «Снежная королева», «Иван – царевич

и серый волк». Так же проходят тематические недели по темам сказок «Что

за чудо эти сказки» и другие.

При организации музея «Курочка Ряба» был собран большой материал с

помощью

родителей.

Мы

с

детьми

рассматривали

каждый

экспонат,

сочиняли свои сказки и создавали свои книжки-малышки, которые были

подарены малышам.

Наиболее эффективным средством являются наглядные модели и

графические схемы, которые способствуют развитию внимания, мышления,

наблюдательности, активизации опыта детей.

Мы

учились

выделять

героев

сказок,

пересказывали

сказку

с

помощью

взрослого, пытались сочинять небольшие сказки.

Так же с детьми создали картотеку зачинов сказок: «Жили –были…»,

«В некотором царстве, в некотором государстве…» и концовок «Стали они

жить поживать и добра наживать».

В

старшем

возрасте

началом

работы

в

рамках

этого

этапа

обучения

дошкольников стало ознакомление со схемой развития сюжета сказки.

Например, жил –был кто?

Ведущий

открывает

книгу

на

любой

странице

и

предлагает

указать

пальчиком на любое слово. Например, ручка. Жила –была ручка, которая

попала в беду.

Ответ будет на другой странице. И так сочиняем сказку. При работе с книгой

иногда может теряться интерес к сочинительству. Поэтому надо «собирать»

сюжет в быстром темпе, эмоционально реагировать на каждый найденный

ответ

(удивление,

радость,

ужас),

использовать

приемы

драматизации,

а

конец придумать с помощью «мозгового штурма».

Одним из бытовых приемов составления сказок является изменение сюжета

знакомой

сказки.

Это

дает

возможность

показать

вариативность

и

изменяемость сказок, а также действий с отдельными ее героями. Чтобы

нарушить

привычные

стереотипы

и

продемонстрировать

возможность

трансформации сказок, проводили работу в форме игры «Путаем сказки».

«Жили-были дед и баба.

И была у них курочка ряба. Однажды

летел

журавль к лисе в гости. Увидел курочку рябу и приземлился. «Ты чья», -

спрашивает журавль у рябы. «Я дедина и бабина», - говорит курочка. Летели

гуси-лебеди, увидели курочку, схватили и унесли к бабе-яге. Курочка так

понравилась бабе-яге, что она решила скушать ее. В это время Ваня была у

бабы-яги.

Мышка

помогла

перегрызть

веревки

и

Ваня

побежал

спасать

курочку рябу. Ваня схватил курочку и побежал домой. Бежит он домой и

вдруг видит: летят гуси-лебеди. Смотрят: стоит ледяной дом. Спрятались они

там.

Залетели

гуси-лебеди,

обыскали

весь

дом,

а

под

печку-

то

не

посмотрели. Улетели гуси-лебеди. А Ваня побежал скорее домой с курочкой.

Вот и сказки конец, а кто слушал молодец.

Детям предлагается распутать клубок из сказок. После того, как дети

справились с заданием, предложили придумать сказку-путаницу собственно

сочинения.

Еще один

вариант

работы

над

преобразованием

традиционных

сказок- составление сказочного сюжета с участием известных героев.

Я остановилась на сочинении по литературному образцу в трех вариантах:

с

заменой

героев,

но

сохранением

сюжета;

с

заменой

сюжета,

но

сохранением героев произведения; с сохранением героев и сюжета, но с

заменой времени и результата действия.

Первая и вторая были более легки для детей. А третий вариант вызвал

больше затруднений, так как при прежних героях в сюжете изменилось время

и

результат

действия.

Например,

события

в

сказке

«Лиса

и

волк»

происходило не зимой, а летом. Речка не замерзла, т. е герой должен в этих

обстоятельствах должен поступать по-другому, в этом случае изменится и

результат действия. Следовательно, подобные изменения в сказке вызвали

необходимость

в

подробном

анализе

поступков

героев,

творческом

фантазировании,

и

дети

с

интересом

разбираются

в

цепочке

причинно-

следственных связей. Естественно, каждый ребенок выдвигал свою версию

сказки. В конце сказки волк наловил так много рыб, что бабы, которые

пришли за водой помогли волку достать рыбу.

Так

же

мы

с

детьми

сочиняем

сказки,

используя

мнемотаблицы,

коллажи и по методике ТРИЗ. После придумывания сказок мы рисуем

картинки к сказкам. Так же дети создают книжки-малышки, где они рисуют

картины, а дети, которые умеют читать и писать, записывают свои сказки.

Детям очень нравится игра «Путаем сказки», придумываем новые названия к

сказкам. Так же сочиняем сказки из фразеологизмов. Например, «Бежать

сломя голову», «Все в руках горит».

Еще мы с детьми сочиняем сказку из загадок. Например, загадка «Сито

свито,

золотом

покрыто,

кто

взглянет,

всяк

заплачет.

(Солнце.)

И

дети

сочиняют:

Однажды старик свил свито. А старуха говорит: «Как же надоело жить в

темноте». Старик думал – думал и придумал. Покрасил он в золотой цвет

свое сито, залез на высокую лестницу, привязал это сито к облаку. Как

только сито оказалось на небе, оно тут же засияло. И с тех пор на земле

появилось солнце. Так стало светло всем на белом свете. Люди приходили и

все благодарили старика. И устроили они пир на весь мир.

Из шуточных вопросов:

Часть лица, которую иногда вешают. (Нос.)

Жил-был нос. Любил он играть в прятки с глазками. И вот однажды они

пошли гулять на речку. Нос сказал: «Давайте купаться!» А глаза сказали:

«Смотри, что мы можем делать». И начали глаза плавать как дельфин. А нос

говорит: « И я так хочу, но я боюсь». А глаза говорят: «Не вешай нос, не

бойся, я тебя научу». И так нос стал смельчаком и научился плавать.

Из шуточных стишков:

Бездельники и понедельники.

Все лодыри-бездельники

не терпят понедельники,

неделя начинается,

с работы и забот.

Желанье всех бездельников —

пожить без понедельников,

с одними воскресеньями

неделю напролет.

Сергей Погореловский

Жил-был мальчик. Звали его Толя. Он не любил понедельники, потому

что не любил ходить в школу. Понедельник для него был нелюбимым днем.

И однажды мальчик подменил понедельник воскресеньем. У Толи в классе

была девочка Даша. Она была умница. Даша любила учиться и сразу же

догадалась,

что

сегодня

понедельник.

Решила

Даша

узнать,

кто

же

это

переставил дни. Даша дружила с Темой. Она позвонила Теме и спросила:

«Ты не знаешь, кто это мог переставить дни?» Тема сразу догадался, что это

сделал его друг Толя. Они помчались к нему. «Ты чего наделал? Зачем ты это

сделал?» Толя сказал: «Да не хочу я учиться!» «А хочешь ты быть умным?

Если не будешь учиться, то останешься глупым!!! Ты этого хочешь?» «Нет»,

- сказал Толя. «Ну, тогда тебе надо полюбить все предметы и не лениться

никогда!» После этих слов Толя решил поменяться. И в школу начал ходить с

большой охотой и стал хорошим учеником.

Я старалась заинтересовать родителей и показать значимость работы над

развитием

речи

посредством

сказки.

Для

этого

использовала

различные

формы

работы:

консультации,

анкетирование,

родительские

собрания,

организовывала

участие

родителей

с

детьми

в

различных

конкурсах.

Родители

с

удовольствием

включались

в

работу

и

видели

значимость

процесса. В своей работе я стремилась достичь таких отношений, когда

родители становятся активными помощниками в развитии речи детей.

Провела анкетирование для родителей с целью выявления значимости книги

в жизни каждого ребенка. Родители получали рекомендации в виде бесед и

консультаций:

«Книга

в

жизни

вашего

ребенка»,

«Речевое

развитие

дошкольника посредством сказки». Была проведена беседа по теме: «О роли

родителей в развитии речи ребенка».

Родители помогали нам изготавливать маски, участвовали совместно с

детьми в конкурсах «Сочини сказку», «Нарисуй и расскажи» и другие.

Участие в жизни группы позволило родителям углубить свои представления

об индивидуальных и возрастных особенностях детей.

Мною были разработаны:

перспективный

план

по

развитию

речевых

способностей

дошкольников

в

процессе

ознакомления

со

сказками

для

всех

возрастных групп;

создана

картотека

игровых

упражнений,

пальчиковых

игр,

физкультминуток, загадок, чистоговорок сказочного содержания ;

оформлена

подборка

присказок,

пословиц,

имеющих

смысловую

взаимосвязь с содержанием различных сказок;

Созданы «копилки» с зачинами и окончаниями сказок, героями сказок,

мест их обитания, свойствами характеров сказочных героев.

разработана

и

апробирована

серия

конспектов

организованной

образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в

процессе ознакомления со сказками для разных возрастных групп.

-

так

же

была

разработана

мультимедийные

презентации

по

сказкам:

«Сказочная

викторина»,

«Ягодная

сказка»,

«

Не

зевай,

пиктограмму

узнавать», «Сказочная викторина от смешариков».

Таким

образом,

дети

научились

грамматически

правильно

строить

сложносочиненные

и

сложноподчиненные

предложения,

эмоционально

передают

содержание

сказки,

преобразуя

отрицательных

героев

в

положительные,

с

удовольствием

участвуют

в

совместной

творческой

продуктивной (речевой и изобразительной) деятельности.

Использование

сказок

обогащает

и

актуализирует

словарный

запас

ребенка,

развивает

навыки

грамматического

структуирования

и

связного

оформления

собственного

высказывания,

нормализует

произносительную

сторону

речи и,

конечно, является

эффективной

формой

воздействия на

эмоциональную сферу дошкольника.

На начало учебного года с высоким уровнем развития было на начало

года 15%, а к концу года стало 48%;

Со средним уровнем развития на начало года - 63%, к концу года – 52%.

С низким уровнем развития на начало года - 20%, а к концу года 0 %.

Речь

детей

стала

более

грамотной,

выразительной,

а

это

является

залогом успешного обучения в школе.



В раздел образования