Напоминание

"Невидимка, который всегда с нами"


Автор: Варфоломеева Зоя Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДУ № 1 детский сад "Северянка"
Населённый пункт: Поселок Черский Саха Якутия.
Наименование материала: исследовательский проект
Тема: "Невидимка, который всегда с нами"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 1 «СЕВЕРЯНКА»

МР «НИЖНЕКОЛЫМСКИЙ»

«Невидимка, который всегда с

нами»

Проект по познавательному развитию в подготовительной

группе

Воспитател

ь МКДОУ детского сада № 1 «Северянка»

Варфоломеева Зоя Ивановна

п. Черский 1917 год.

Тип проекта: познавательно - исследовательский

Интеграция областей: познание, речевое развитие, продуктивная и двигательная

деятельность.

Основные участники проекта: воспитатель родители и дети старшей группы.

Продолжительность проекта: краткосрочный: октябрь 1917 г.- ноябрь1917

Объект исследования: воздух и его свойства.

Гипотеза.

Можно предположить, что посредством информации из различных источников,

опытов и экспериментов дети смогут установить присутствие воздуха в окружающей

среде, охарактеризировать его и расширить свои знания о нем, как источнике жизни.

Убедятся в зависимости состояния воздуха от деятельности людей.

Научатся видеть последствия действий по отношению к окружающей среде.

Опыт полученный во время реализации проекта, будет способствовать усвоению

новой информации не с помощью запоминания, а через самостоятельную практическую

деятельность.

Актуальность: ребенок воздуха не видит, не может потрогать его руками, не может с ним

действовать, отсюда и основная задача; показать, что воздух – нечто реальное, свойства

которого легко увидеть и использовать, помочь ребенку увидеть многообразие его

проявления, а также оценить значение воздуха для всего живого на планете. Увидев и

ощутив то, что было вне поля зрения ребенка, произведя ряд действий с этим новым

объектом, ребенок значительно продвинется в своем развитии.

Цель проекта: развитие у детей познавательного интереса к исследовательской

деятельности.

Задачи:

Образовательные: обогащать знания детей о воздухе, познакомить с его свойствами, дать

понятие о движении воздуха, о многообразии его проявления; формировать экологические

представления о значении чистого воздуха для всего живого на планете и об источниках

его загрязнения.

Развивающие: создать условия для проведения опытов и экспериментов, стимулировать у

детей речевую активность: развивать умение ставить вопросы и искать на них ответы;

развивать наблюдательность, любознательность, интерес к окружающему миру.

Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к окружающей среде, учить

работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Взаимодействие с родителями: привлечь родителей к сбору материала по данной теме,

дать практические советы по проведению опытов и экспериментированию в домашних

условиях.

Предполагаемые результаты: активное участие в экспериментальной деятельности,

выполнение правил и соблюдение норм поведения при проведении опытов и

исследований, проявление творчества в отражении своих знаний по теме «Воздух» в

продуктивной деятельности, проявление интереса к миру природы, умение

самостоятельно и с помощью родителей осуществлять поиск информации по данной теме,

проявление элементарных навыков рационального природопользования.

Этапы реализации проекта

1.

Подготовительный

-определение темы, цели и задачи, проблемы проектной деятельности;

-сбор информации, изучение литературы, дополнительного материала,

-привлечение родителей к сбору информации (беседы и консультации: «нам нужна

помощь).

-оформление уголка экспериментирования, изготовление и подбор материала для

опытов;

-подбор художественной литературы о воздухе, подвижных и дидактических игр;

-составление плана работы.

2. Основной этап реализации проекта:

-практическая реализация проекта в ходе познавательной деятельности, наблюдений,

бесед, игр, опытов и экспериментов.

3. Заключительный этап:

- викторина «Что мы знаем о воздухе»,

- выставка рисунков

-оценка полученных результатов после реализации проекта.

Работа на подготовительном этапе

На

подготовительном

этапе

была

проведена

консультация

с

родителями

для

ознакомления с проектом «Невидимка, который всегда с нами», для того чтобы включить

их в реализацию проекта. Родителям были предложены опыты и наблюдения, которые они

могут провести с детьми дома. Также было дано домашнее задание: найти и выучить с

детьми

загадки,

стихи

о

воздухе;

принести

иллюстрации,

книги

на

эту

тему.

На

подготовительном этапе работы по проекту детям задавались вопросы: «Для чего нужен

воздух?», «Кому нужен воздух?», «Где воздух чище – в лесу или в городе?»

Анализ ответов позволил сделать ряд важных выводов:

детей

имеются

разобщенные

познания

по

теме

«Воздух»

на

основе

наблюдений

реальных явлений.

-Дети

пытаются

строить

свои

выводы

и

умозаключения

на

основе

логических

рассуждений.

-Детей интересует данная тематика, у них возникает множество вопросов на которые они

сами не могут найти ответ.

Работа на основном этапе. Опыты и эксперименты.

1.

«Как обнаружить воздух». (Октябрь).

Оборудование

стаканы

с

водой,

трубочки,

надувные

шары,

мыльные

пузыри,

целлофановые пакеты, пластмассовые шарики.

Дети дуют в трубочку, конец которой опущен в воду, надувают шарики и мыльные

пузыри, рассматривают целлофановые пакеты с шариками внутри, отмечают, что пакет

с

содержимым

становится

выпуклым,

затем

пакеты

освобождаются

и

дети

их

скручивают, зажав отверстие и убеждаются, что пакет все равно обретает выпуклость и

упругость, а это доказывает, что в нем есть воздух).

2.

«Воздух есть везде». (Октябрь).

Оборудование

емкость с водой, кусочки поролона, кирпича, глина, песок, брусок

дерева.

Дети погружают предметы в воду и наблюдают за выделением воздушных пузырьков.

3.

«Воздух не имеет запаха». (Октябрь).

Оборудование – целлофановые пакеты, кусочки апельсина, лимона, чеснока, духи.

Дети его нюхают и обнаруживают, что воздух не имеет запаха, затем в пакет кладется

долька апельсина, чеснока, капелька духов – понюхав, дети получают подтверждение,

что воздух приобретает запах того продукта или вещества, которым пользовались.

4. «Воздух не имеет цвета». (Октябрь).

Оборудование: стеклянные баночки, пузырьки.

Дети смотрят на окружающее через стеклянную банку, наблюдают за дыханием друг

друга, вспоминают свои наблюдения за дымом из трубы и делают вывод, что воздух не

имеет цвета, но может приобретать цвет того вещества, который с ним смешивается.

5. «Воздух может двигаться, перемещаться». (Ноябрь).

Оборудование – полоски бумаги, веера, султанчики, фен

Дети дуют на полоски бумаги, на султанчики. Использование фена, веера дает детям

возможность ощутить движение воздуха на себе.

6. «Воздух может двигать предметы». (Ноябрь).

Оборудование – мыльные пузыри, бумажные кораблики, емкость с водой Дети дуют на

кораблики, на воздушные шарики, на мыльные пузыри и убеждаются, что воздух может

приводить предметы в движение, что он имеет силу, что ветер это движение воздуха).

7. «Воздух обладает упругостью». (Ноябрь).

Оборудование – игрушечные парашюты, кубики, машинки, человечки; емкость с водой,

бумажные кораблики, стеклянные банки с большим отверстием.

Дети экспериментируют с различными предметами, спуская их на игрушечном

парашюте и видят, что без парашюта предметы падают гораздо быстрее, воздух под

куполом мешает быстрому движению. С помощью воспитателя бумажный кораблик

накрывается банкой и опускается на дно емкости с водой, после чего дети убеждаются,

что кораблик остается сухим, это воздух не дал воде проникнуть в банку и намочить

кораблик).

Наблюдения:

1.

«Что выходит из лопнувшего шарика». (Октябрь).

2.

«Почему лопнул мыльный пузырь?». (Октябрь).

3.

«Какого цвета дым? (Октябрь).

4.

«Кто качает деревья», «Куда плывут облака», «Наблюдения за поземкой». (Ноябрь).

5.

Просмотр роликов «Ветряная мельница», «Парусная регата». «Ноябрь».

6.

Просмотр видеоролика про парашютистов. «Ноябрь).

НОД по развитию речи.

«Какой бывает ветер?» Дети придумывают прилагательные к слову ветер, составляют с

ними предложения. (Ноябрь).

«Что бы вы предложили, чтобы воздух на планете стал чистым». Дети фантазируют и

сочиняют рассказы. (Ноябрь).

Игры.

1.

Подвижная игра на прогулке «Поймай воздух пакетом». (Октябрь).

2.

Игра «Угадай с закрытыми глазами, чем пахнет воздух». (Октябрь).

3.

«У кого перышко полетит дальше». (Ноябрь).

4.

«Морской бой». Дети пытаются потопить корабли противника, создавая ветер.

(Ноябрь).

5.

Подвижные игры с вертушками – ветрячками в спортзале. (Ноябрь).

Беседы.

1.

«Для чего нужен воздух». (Октябрь).

2.

«Как вы думаете, что загрязняет воздух?» (Октябрь).

3.

«Что нужно делать, чтобы на планете было больше чистого воздуха». (Октябрь).

4.

«Как образуется ветер». (Ноябрь).

5.

«Что такое метель, поземка, почему на реке бывают волны». (Ноябрь).

6.

«Как люди используют ветер» (Ноябрь).

Продуктивная деятельность.

Рисование на экологическую тему «Что загрязняет воздух». (Октябрь).

Конструирование из бумаги вертушек-ветрячков. (Ноябрь).

Конструирование мельницы из строительного материала. (Ноябр.

Работа на заключительном этапе.

На заключительном этапе была проведена викторина «Что мы знаем о воздухе, как

итог работы по данному проекту. В ходе викторины задавались вопросы:

Что такое воздух?

Для чего воздух нужен людям, животным и растениям?

Что вы знаете о воздухе, о его свойствах?

Где можно наблюдать движение воздуха?

Что приводит к загрязнению воздуха?

Как можно на планете сделать воздух чище?

Где используется воздух?

Почему говорят, что воздух это богатство нашей планеты

Викторина показала, что у детей обогатились, систематизировались и

обобщились знания о воздухе. Дети умеют в той или иной мере анализировать и

сравнивать происходящие явления, понимают почему они протекают так а не иначе,

устанавливают причинно-следственные связи и могут аргументировать свой ответ в

доступной форме.

На протяжении проекта дети знакомились с пословицами, загадками, учили

стихи, что способствовало развитию их смекалки, внимания, памяти.

На заключительном этапе работы по проекту была оформлена выставка рисунков,

которая отразила впечатления детей полученные в ходе его реализации.

На протяжении всего проекта родители были нашими активными помощниками.

Участвовали в сборе информации, подборе литературы, видеороликов, проводили

дома с детьми доступные опыты и наблюдения.

Таким образом, в процессе реализации проекта у детей наряду с развитием

познавательных способностей обогатился словарный запас, расширились и

обобщились экологические знания проявились инициативность и творчество.

Загадки

Через нос проходит в грудь Такой большой, что занимает весь мир

И обратно держит путь. Такой маленький, что в любую щель

Он невидимый и все же пролезет.

Без него мы жить не можем.

По полю рыщет, поет да свищет, деревья ломает, к земле приклоняет.

Он – прозрачный невидимка Мы его не замечаем,

Легкий и бесцветный газ. Мы о нем не говорим,

Невесомою косынкой Просто мы его вдыхаем -

Он окутывает нас. Он ведь нам необходим.

Список используемой литературы:

1.Дыбина О.В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: занимательные

опыты и эксперименты для дошкольников. -М. ТЦ Сфера, 2005 г.

2. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.

Методические рекомендации – М.:АРКТИ, 2005 г.

3. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования.

Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: МОЗАИКА –

СИНТЕЗ, 2014 г.

4. Л. Е. Журова, Т. С. Комарова Мир детства. Дошкольник. Издательство «Педагогика»

1987 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 1 «СЕВЕРЯНКА»

МР «НИЖНЕКОЛЫМСКИЙ»

«Все, что не известно – очень интересно».

-Обзор методической темы по ознакомлению с окружающим

Воспитатель подготовительной группы детского

сада «Северянка»

Варфоломеева Зоя Ивановна

п. Черский 2017 г.

Всякое физическое явление есть превосходнейшее

Упражнение для детской логики. Здесь ребенок

наглядно и практически усваивает логические понятия:

причины, следствия, цели, назначения,

выводы и умозаключения»

(К. Д. Ушинский).

К старшему возрасту у детей складываются определенные представления о

физических явлениях: скорости, электричестве, движении, воздухе и т. д.

Свои знания дети черпают из книг, энциклопедий, доступным источником

информации является и телевидение.

Но если взрослые не объяснят детям сущность этих явлений, не дадут им правильное

истолкование, понятия детей будут разрозненными, не полными, не достаточно

правильными и точными. А ведь знакомство с физическими явлениями является хорошим

средством для развития умственных способностей у ребенка.

Если создать условия для нахождения ответов на вопросы «что это», «как?»,

«почему?», предоставить детям возможность проводить опыты и эксперименты у детей

разовьется наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности.

Свою задачу я вижу в том, что бы пробудить у детей интерес к окружающему миру,

увлечь их открытиями, подарить им радостное удивление от встречи с неизведанным,

первый окрыляющий успех естествоиспытателя.

Средством для осуществления этой задачи является познавательно - исследовательская

деятельность, которая в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и

методов обучения в дошкольном образовании имеет преобладающее значение потому, что

развивает у детей способность к начальным формам обобщения, умозаключения,

абстракции.

Форма работы по исследовательской деятельности включает в себя наблюдения,

эвристические беседы, опыты и эксперименты.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные

опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, пробуждают желание узнать

больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе исследовательской

деятельности дошкольник учится размышлять, анализировать и сравнивать, делать выводы

и умозаключения, устанавливать причинно–следственную связь, соблюдать правила

безопасности, гуманно относиться к живой и неживой природе; задавать вопросы и

отвечать на них.

Чем больше правильных представлений дошкольник получит, тем лучше он будет в

дальнейшем усваивать школьные знания.

Важно и то, что дети при этом от поверхностного восприятия физических явлений

поднимаются до объяснений, у них развивается речевая активность, расширяется

словарный запас, они учатся логически мыслить.

В экспериментально – исследовательской деятельности интегрируются все

образовательные области: развитие речи, познавательное развитие, двигательная

деятельность, продуктивная.

Для того чтобы у детей возникло желание исследовать какой-то объект или явление

прежде всего необходима постановка проблемы, которую нельзя решить прямым

действием; затем должны быть определены цель и задачи дальнейшего исследования

проблемы, в ходе которого будут получены ответы на возникшие вопросы.

Созданию проекта «Невидимка, который всегда с нами» послужила постановка

проблемы во время проведения опытов с предметами.

Проблема:

«Почему одни предметы в воде тонут, а другие нет.

В соответствии с проблемой дети вместе с воспитателем поставили цель и задачи

дальнейшего исследования проблемы.

Цель: что такое воздух и как его можно обнаружить.

Задачи: узнать про воздух, как можно больше, провести опыты с воздухом.

Чтобы получить как можно больше информации о воздухе, было принято решение о

привлечении родителей к реализации проекта.

В конце проекта было предложено отразить свои впечатления в художественной

деятельности.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева «Люди, научившиеся

наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на

них ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми. Кто

такой школы не прошел»



В раздел образования