Напоминание

Теория решения изобретательских задач ТРИЗ


Автор: Залуцкая Евгения Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №41 "Ласточка"
Населённый пункт: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ
Наименование материала: Статья на тему: "Триз метод моделирования в доу"
Тема: Теория решения изобретательских задач ТРИЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему: «Триз метод моделирования в доу»

Ум малышей свободен от стереотипов и шаблонов, он по-настоящему активен и

открыт для познания огромного окружающего мира. Нестандартность мировосприятия

позволяет детям обладать очаровательной непосредственностью и чистотой,

восхитительной изобретательностью, умением удивляться и замечать то, чего порой не

могут увидеть серьёзные взрослые.

Психическое

развитие

человека

осуществляется

через

усвоение

всего

предшествующего опыта, культуры, включающей различные знаково-символические

системы. Осмысление опыта отдельных наук привело к попыткам использовать

моделирование

при

решении

педагогических

задач. Несмотря

на

то,

что

моделирование как метод научного познания известен науке и используется с давних

времен, проблема использования моделирования в обучении разрабатывается в психолого-

педагогических исследованиях лишь в последние 20-30 лет (В.А. Стуканов. А.И.

Айдерова, В.В. Давыдов, Д.Б. Элыйнин, ЛИП Фридман, Н.Г.Салмина и другие).

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) появилась на свет в пятидесятые

годы ХХ столетия благодаря интеллектуальным усилиям отечественного учёного и

писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера, который разработал эту концепцию

на основе тезиса «творчество во всём» — в постановке вопроса, подаче материала,

приёмах и методах работы. Он опирался на высказывание Л. С. Выготского о том, что

ребёнок воспринимает программные моменты обучения в той мере, в какой они

соответствуют природе его «я», то есть педагог должен работать в согласии с

принципом природособразности.

Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих

способностей ребёнка. Задачи использования технологии ТРИЗ:

-развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного,

гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи,

видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;

-формирование целостной картины мира;

-воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать

необычные варианты решения задачи;

-развитие речи, памяти, творческого воображения.

ТРИЗ

хорошо

«зарекомендовала»

себя

в

изодеятельности,

математике,

обучении грамоте, эстетическом и экологическом воспитании.

Основные пути решения этих задач:

-

интенсифицировать подачу информации в различных игровых ситуациях

перейти на качественно новый, другой уровень и знакомить детей с системой;

- выстраивать всю информацию структурно и знакомить детей с системой,

в которой легче просматриваются закономерности развивающих понятий и явлений;

- переход одной информации в другую; взаимосвязь между ними.

Отработав первые навыки, ребенок сможет сам выстраивать структуру из

любых доступных ему понятий и заполнить ее содержанием, используя известную

ему информацию.

Обращение к технологии ТРИЗ вызвано тем, что ТРИЗ позволяет снять барьеры,

убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и

учебных проблем, не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач.

Метод

моделирования

в

системе

ТРИЗ

приводит

к

самостоятельному

использованию

некоторых

операций

моделирования. Моделирование условий

задачи схемами и возможных вариантов решений. Описание или повествование

(история, стихотворение, рассказ, сказка), как сочиненного самим ребенком, так и

прочитанного взрослым, средствами моделирования. Работа со схемами, на

полоске, на морфологической таблице, на системном операторе. Например, цепочка

схем на полоске, рисование основных и узловых моментов сказки и т.д.

Моделирование заключается в том, что создаются упрощенные копии, схемы,

образы, заменители или аналоги, которые и называют моделями А. Эйнштейн

высоко ценил умение моделировать: «Осознание того, что наше сознание оперирует

теоретическими моделями реальности, а не самой реальностью, является важнейшей

особенностью современного научного подхода».

Модель всегда описывает моделируемый объект не полностью, но при

правильно выбранных частях и связях, для четко ограниченных областей и

условий применения, модель описывает объект достаточно полно и правильно.

Неточная исходная модель дает неточные результаты анализа, и наоборот.

Модель может быть графической (чертеж, картина, план, схема —удобна для

моделирования пространственных, временных, количественных, функциональных

отношений),

математической

(формулы),

теоретической

(законы,

теории),

вербальной (словесное описание), вещественной (глобус — модель Земли, игрушки

— модель предметов...) или образной. Один и тот же объект, в зависимости от целей

исследования, может иметь разные модели.

Метод моделирования:

развивает у детей умения с помощью графической аналогии составлять

описательные рассказы о предметах, временах года и т.д.;

знакомит их с характерными особенностями предметов с помощью условных

обозначений;

развивает у детей психические процессы: память, внимание, мышление;

развивает умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение

сравнивать, выделять существенные признаки.

Педагог,

применяя

данный

метод

в

работе

с

детьми

любого

возраста,

помогает им усваивать знания, закрепляя и систематизируя их, развивает детское

мышление, подготавливая почву для его совершенствования, готовит ребенка к

школе.

Л И Т Е РАТ У РА

1.

Алышуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ. - М, 1991.

2.

Аляева И. Развитие творческих способностей студентов по

технологии ТРИЗ // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 3.

3 . Богат В. Некоторые практические вопросы ТРИЗ // Дошкольное

воспитание. -1998.-№ 1.

4 . Богат В. Развивать творческое мышление: ТРИЗ в детском

саду // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 1.-

5.

Венгер Л.А. Развитие способности к наглядно-пространственному

моде- лированию //Дошкольное воспитание.-1982. - №3.

6. Ветрова Н.М., Формирование у детей старшего дошкольного возраста

способности к перцептивной абстракции приемами моделирования. // Вопросы

умственного воспитания детей дошкольного возраста. - Иркутск., 1972.

7.

Карпенко А.В. Соотношение наглядности и моделирования в

обучении //Начальная школа.- 2004.- №4.



В раздел образования