Автор: Залуцкая Евгения Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №41 "Ласточка"
Населённый пункт: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ
Наименование материала: Статья на тему: "Триз метод моделирования в доу"
Тема: Теория решения изобретательских задач ТРИЗ
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему: «Триз метод моделирования в доу»
Ум малышей свободен от стереотипов и шаблонов, он по-настоящему активен и
открыт для познания огромного окружающего мира. Нестандартность мировосприятия
позволяет детям обладать очаровательной непосредственностью и чистотой,
восхитительной изобретательностью, умением удивляться и замечать то, чего порой не
могут увидеть серьёзные взрослые.
Психическое
развитие
человека
осуществляется
через
усвоение
всего
предшествующего опыта, культуры, включающей различные знаково-символические
системы. Осмысление опыта отдельных наук привело к попыткам использовать
моделирование
при
решении
педагогических
задач. Несмотря
на
то,
что
моделирование как метод научного познания известен науке и используется с давних
времен, проблема использования моделирования в обучении разрабатывается в психолого-
педагогических исследованиях лишь в последние 20-30 лет (В.А. Стуканов. А.И.
Айдерова, В.В. Давыдов, Д.Б. Элыйнин, ЛИП Фридман, Н.Г.Салмина и другие).
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) появилась на свет в пятидесятые
годы ХХ столетия благодаря интеллектуальным усилиям отечественного учёного и
писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера, который разработал эту концепцию
на основе тезиса «творчество во всём» — в постановке вопроса, подаче материала,
приёмах и методах работы. Он опирался на высказывание Л. С. Выготского о том, что
ребёнок воспринимает программные моменты обучения в той мере, в какой они
соответствуют природе его «я», то есть педагог должен работать в согласии с
принципом природособразности.
Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих
способностей ребёнка. Задачи использования технологии ТРИЗ:
-развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного,
гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи,
видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
-формирование целостной картины мира;
-воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать
необычные варианты решения задачи;
-развитие речи, памяти, творческого воображения.
ТРИЗ
хорошо
«зарекомендовала»
себя
в
изодеятельности,
математике,
обучении грамоте, эстетическом и экологическом воспитании.
Основные пути решения этих задач:
-
интенсифицировать подачу информации в различных игровых ситуациях
перейти на качественно новый, другой уровень и знакомить детей с системой;
- выстраивать всю информацию структурно и знакомить детей с системой,
в которой легче просматриваются закономерности развивающих понятий и явлений;
- переход одной информации в другую; взаимосвязь между ними.
Отработав первые навыки, ребенок сможет сам выстраивать структуру из
любых доступных ему понятий и заполнить ее содержанием, используя известную
ему информацию.
Обращение к технологии ТРИЗ вызвано тем, что ТРИЗ позволяет снять барьеры,
убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и
учебных проблем, не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач.
Метод
моделирования
в
системе
ТРИЗ
приводит
к
самостоятельному
использованию
некоторых
операций
моделирования. Моделирование условий
задачи схемами и возможных вариантов решений. Описание или повествование
(история, стихотворение, рассказ, сказка), как сочиненного самим ребенком, так и
прочитанного взрослым, средствами моделирования. Работа со схемами, на
полоске, на морфологической таблице, на системном операторе. Например, цепочка
схем на полоске, рисование основных и узловых моментов сказки и т.д.
Моделирование заключается в том, что создаются упрощенные копии, схемы,
образы, заменители или аналоги, которые и называют моделями А. Эйнштейн
высоко ценил умение моделировать: «Осознание того, что наше сознание оперирует
теоретическими моделями реальности, а не самой реальностью, является важнейшей
особенностью современного научного подхода».
Модель всегда описывает моделируемый объект не полностью, но при
правильно выбранных частях и связях, для четко ограниченных областей и
условий применения, модель описывает объект достаточно полно и правильно.
Неточная исходная модель дает неточные результаты анализа, и наоборот.
Модель может быть графической (чертеж, картина, план, схема —удобна для
моделирования пространственных, временных, количественных, функциональных
отношений),
математической
(формулы),
теоретической
(законы,
теории),
вербальной (словесное описание), вещественной (глобус — модель Земли, игрушки
— модель предметов...) или образной. Один и тот же объект, в зависимости от целей
исследования, может иметь разные модели.
Метод моделирования:
развивает у детей умения с помощью графической аналогии составлять
описательные рассказы о предметах, временах года и т.д.;
знакомит их с характерными особенностями предметов с помощью условных
обозначений;
развивает у детей психические процессы: память, внимание, мышление;
развивает умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение
сравнивать, выделять существенные признаки.
Педагог,
применяя
данный
метод
в
работе
с
детьми
любого
возраста,
помогает им усваивать знания, закрепляя и систематизируя их, развивает детское
мышление, подготавливая почву для его совершенствования, готовит ребенка к
школе.
Л И Т Е РАТ У РА
1.
Алышуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ. - М, 1991.
2.
Аляева И. Развитие творческих способностей студентов по
технологии ТРИЗ // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 3.
3 . Богат В. Некоторые практические вопросы ТРИЗ // Дошкольное
воспитание. -1998.-№ 1.
4 . Богат В. Развивать творческое мышление: ТРИЗ в детском
саду // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 1.-
5.
Венгер Л.А. Развитие способности к наглядно-пространственному
моде- лированию //Дошкольное воспитание.-1982. - №3.
6. Ветрова Н.М., Формирование у детей старшего дошкольного возраста
способности к перцептивной абстракции приемами моделирования. // Вопросы
умственного воспитания детей дошкольного возраста. - Иркутск., 1972.
7.
Карпенко А.В. Соотношение наглядности и моделирования в
обучении //Начальная школа.- 2004.- №4.