Напоминание

Дизартрия у детей дошкольного возраста. Своевременная помощь.


Автор: Косторева Екатерина Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МК ДОУ д/с №443
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Дизартрия у детей дошкольного возраста. Своевременная помощь.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дизартрия у детей дошкольного возраста. Своевременная помощь.

Подготовила: учитель-логопед МК ДОУ д/с № 443

Косторева Е.Ю.

Дошкольное детство – важный период в жизни человека, когда происходит

самое интенсивное время развития и формирования личности. Важным показателем

развития ребенка и его мышления является речь. В случаях нарушений речевого

развития большое значение имеет своевременная помощь, и чем раньше она будет

организована, тем благоприятнее будет прогноз.

В настоящее время одним из самых распространенных диагнозов, который

вызывает нарушение речевого развития является дизартрия. Что можно посоветовать

родителям детей с данным диагнозом?

Во-первых, давайте, разберемся, что такое дизартрия и как она проявляется?

Понятие дизартрии

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, возникающее

вследствие недостаточной иннервации мышц речевого аппарата, которое связано с

поражением центрального отдела речедвигательного анализатора.

При

дизартрии

нарушается

речевая

моторика,

речевое

дыхание,

голос,

и

просодическая сторона речи (изменения темпа речи, ритма и интонации).

Дизартрия может быть легкой, средней и тяжелой степени. В зависимости от

того,

где

конкретно

находится

место

поражения,

в

центральной

или

в

периферической нервной системе, от тяжести нарушения и от времени, когда возник

д е ф е к т,

п о - р а з н ом у

п р оя в л я ю т с я

и

н а р у ш е н и я

п р и

д и з а р т р и и .

Нарушения

артикуляции

звуков,

нарушения

фонации,

затрудняют,

а

иногда

и

полностью препятствуют нормальной членораздельной звучной речи.

Почему возникает дизартрия?

Причины дизартрии у детей

Дизартрия у детей появляется в результате органического или функционального

поражения мозга, что в свою очередь вызвано разнообразными вредоносными

факторами, которые могут воздействовать на организм:

1) до рождения ребенка в процессе внутриутробного развития (инфицирование

матери или плода (острые, хронические инфекции), кислородная недостаточность

(гипоксия), интоксикация, токсикоз беременности, патология плаценты и т.д.);

2) во время рождения (затяжные или, напротив, стремительные роды, родовые

травмы, сдавление мозга, ведущие к нарушению мозгового кровообращения или

кровоизлияниям в мозг ребенка).

3) вскоре после родов (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек

(менингит, энцефалит), гнойного среднего отита, гидроцефалии, черепно-мозговой

травмы, тяжелые интоксикации).

Какими факторами проявляются нарушения при дизартрии?

Механизм нарушений речи

При дизартрии нарушается членораздельность, внятность речи, интонация, темп,

высота и сила голоса.

Это происходит, потому что из центрального отдела речевого и двигательного

анализатора двигательные команды передаются к органам речи по проводящим

нервным путям. Когда происходит органическое поражение двигательных нервов

или речевых отделов в головном мозге, страдает полноценная передача нервных

импульсов, а в речевых мышцах развиваются явления пареза или паралича. Парезы

распространяются в свою очередь на мышцы губ и языка, на нёбные мышцы,

мышцы голосовых связок, а также на мышцы органов дыхания.

При

этом

мы

видим

нарушение

артикуляции

звуков,

нарушение

г о л о с о о б р а з о в а н и я

и

н а р у ш е н и е

р е ч е в о г о

д ы х а н и я .

Также у многих детей с дизартрией нарушена чувствительность артикуляционных

мышц.

Ребенок

часто

не

чувствует,

куда

именно

нужно

поставить

язычок.

При выраженной форме дизартрии речь страдает во всех своих компонентах.

1)

Нарушено

звукопроизношение.

Т.к.

иннервация

мышц

страдает,

ребенок

не

справляется

с

произношением

звуков

с

их

возрастной

нормой

(часто

звуки

искажены,

либо

заменяются

схожими

по

звучанию

или

вообще

отсутствуют).

2) Наблюдается нарушение просодической стороны речи, то есть ритма речи, ее

темпа, явления ринофонии (говорит «в нос»), дисфонии (затухание звука к концу

фразы),

интонационно-мелодической

стороны

речи

сила

звука,

высота,

и н т о н а ц и о н н а я

о к р а с к а .

3) Расстройство дыхания и голосообразования (вдох поверхностный, ребенку не

хватает

воздуха

закончить

фразу

и

он

делает

паузы,

хватая

воздух;

выдох

неравномерный; голос слабый, затухающий или наоборот, крикливый, резкий).

Как следствие, нарушается фонематическое восприятие (способность слышать

и различать звуковые фонемы). Ребенок не дифференцирует собственную речь, не

замечает

дефектов.

Что,

как

правило

негативно,

сказывается

в

дальнейшем,

на

процессах обучения чтению и письму в школе.

Что делать? К кому обратиться?

Коррекция дизартрии

Родители должны помнить, что коррекция дизартрии нуждается в создании

специальных условий. Позиция «дома позанимаемся, само пройдёт» может привести

к печальным последствиям, ведь дизартрия характеризуется стойкостью дефекта

и длительностью коррекционного процесса.

Очень важна ранняя помощь и организация специальных мероприятий:

1)

Комплексное

медико-психолого-педагогическое

воздействие.

Для

достижения

результата

требуется

обязательный медикаментозный

фон

для

обеспечения

питания

ЦНС.

Необходима

квалифицированная

помощь

невролога,

невропатолога.

2 )

Л о г о п е д и ч е с к а я

к о р р е к ц и я

( л о г о п е д и ч е с к и е

з а н я т и я ) .

3)

Постоянная

работа

с

родителями,

участие

родителей

в

коррекционном

процессе (выполнение занятий дома по заданию логопеда).

4 )

С и с т е м а т и ч н о с т ь

п р о в е д е н и я

з а н я т и й .

Конечно, на пользу будет посещение ребенком ЛФК, занятий логоритмикой.

Занятия

спортом

(по

рекомендациям

педиатра

и

невролога),

безусловно,

положительно повлияют на нормализацию мышечного тонуса.

Когда же нужно начинать беспокоиться и к кому обратиться?

Диагностика и прогноз

Диагностируют дизартрию в возрасте около 5 лет. Но если вы обнаружили

«отставание» в речи ребенка от сверстников раньше, не нужно ждать 5 лет и как

можно раньше показать его специалисту. Необходимо показать ребенка неврологу и

логопеду.

Положительные результаты коррекции при дизартрии могут быть достигнуты

только при своевременно начатой работе. И зависеть они будут от степени тяжести

нарушения, от включенности в процесс родителей и ребенка, а также от соблюдения

условий, описанных выше.

Скорее всего, полностью избавиться от дизартрии не удастся, но максимально

скорректировать, так, чтобы данный фактор не создавал больших проблем, вполне

возможно.

Желаем Вам Успехов!



В раздел образования