Напоминание

"Воспитание чувства доброты у младших дошкольников".


Автор: Колесник Сусанна Чемалевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Нальмес"
Населённый пункт: аул Тахтамукай Тахтамукайского района республики Адыгея
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание чувства доброты у младших дошкольников".
Раздел: дошкольное образование





Назад




В какой атмосфере будет жить ребёнок, как будут чувствовать (а не говорить)

его родители или те, кто рядом, таким и будет ребёнок.

«Уважение к взрослым никто не привьёт - ни школа, ни садик, ни соседи, только

семейная атмосфера.» -Сухомлинский В. А.

Для того, что бы в сердце маленького человека прочно обосновалось добро, надо

с детства воспитывать в нем доброжелательность. Здоровье, стремление стать

лучше не должно выливаться в нездоровое желание принизить других.

Доброжелательность– это чувство, воспитывающееся при условии

гармонического развития способностей всех, без исключения воспитанников. Не

может и не должно быть в коллективе человека, ни к чему не способного.

Чтобы воспитывать у детей сочувствие, желание совершить хороший

поступок, вызвать у них стыд, раскаяние, когда поступил плохо, важно найти

такие приемы, которые, как выставили ребенка на место другого, пострадавшего,

заставляли его переживать то, что переживает другой. Большое значение здесь

имеет художественная литература, искусство. Положительные персонажи

вызывают у детей симпатию, чувство радости, желание подражать им. Часто

герои рассказов переживают оттого, что причинили другим вред, мучаются до

тех пор, пока не исправят свою вину. Отрицательные герои, как правильно,

высмеиваются, в сказках они лишаются того, к чему упорно стремились: жадные

– богатство, ленивые и грубые – ожидаемой награды. И постепенно дети

начинают понимать, что такое совесть, стыд, в чем выражается зло. Добрый

ребёнок или не очень — зависит от воспитания. Маленькие дети очень

чувствительны к доброте и, наоборот, к несправедливости. Первоочередная

задача взрослых здесь — не уничтожить детскую чуткость и доверие, не научить

их обману и цинизму.

С какого возраста начать воспитывать доброго ребёнка?Сочувствие и

сострадание возможны только тогда, когда ребёнок научится определять свои

чувства, эмоции и переживания. Тогда он научиться их видеть и в других.Учите

ребёнка называть чувства правильными словами. Например: «У меня сегодня

отличное настроение», «Я плохо себя чувствую», «Мне хорошо… больно…

весело… обидно… нравится», «Я испугался… я очень рад… счастлив… сердит…

огорчён». Когда ребёнок услышит, как мама говорит о своих состояниях, он будет

учиться этому.

Развивайте ребёнка эмоционально. Для этого можно применять специальные

упражнения. Например, помогите малышу нарисовать солнце, которое веселится,

плачет, нахмурилось, рассердилось, обиделось, удивилось, испугалось. Спросите,

что малыш видит? Какое это солнышко? Если ему сложно назвать, помогите:

«Это солнышко — весёлое, а это — грустное». Эти упражнения не займут много

времени, зато принесут огромное удовольствие и немало пользы.

Прививать добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже

сформировалось в характере или начинает складываться. Начинать

воспитывать в детях такие, казалось бы, «старомодные», но необходимые для

выживания в социуме качества, как доброта, взаимопомощь, уступчивость,

нужно уже с самых ранних лет. Не стоит думать, что дети в возрасте до 3хлет

мало что понимают и ничего не запоминают. Но в этот период все их существо

готово учиться и познавать мир, усваивать его законы и правила.

Все, что он видит и слышит в первые годы жизни, откладывается на подкорке

головного мозга. Так что впоследствии он может и не вспомнить,что именно в 1

год и 1 месяц мама ему сказала: «Нужно заботиться о братьях наших меньших»,

но будет это знать как бы интуитивно, как само собой разумеющееся. Начните

прививать своим детям сочувствие к людям, умение сопереживать, радоваться

чужому счастью, любовь и уважение к природе, растениям, животным. Для этого

придется начать с себя, ведь родители – это самый главный образец для

подражания. Говорите о сложном, просто для духовного воспитания детей очень

важно читать малышу поучительные сказки со счастливым концом, в которых

добро, всегда побеждает зло Лучше, если в детской книжке со сказками будут

красочные рисунки, по которым можно объяснить самым маленьким деткам

своими словами, что происходит. Детям постарше (от 2-3 лет) можно

разрешать смотреть добрые поучительные мультфильмы или детские

телепередачи, где главные герои учатся творить добро. Дети намного ярче

воспринимают зрительные образы.

Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты. Воспитание

ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение

ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше

почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел

любить, жалеть, прощать, помогать. Известно, что легче чему-то научить

дошкольника, чем что-либо положительное в нем воспитать. Поэтому на

педагогах детского сада лежит ответственность за помощь тем родителям,

которые вполне осознанно желают видеть своего ребенка добрым, вежливым и

т.д.

Формирование чувства доброты у дошкольников происходит постепенно.

Маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради похвалы,

одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро

перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, становится их

естественной потребностью. А сочувствие, выражающееся в активной,

бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, отказе от своего личного

в пользу другого человека, является одним из первых пробуждающихся у

дошкольников гуманных чувств.



В раздел образования