Напоминание

Развитие интонационной выразительности речи у детей подготовительной к школе группы


Авторы: Ильчук Людмила Анатольевна, Фомичева Татьяна Геннадьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида №214"
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: Развитие интонационной выразительности речи у детей подготовительной к школе группы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Очень часто речь детей недостаточно эмоциональна и выразительна.

Многие дети заучивают тексты стихотворений или роли к сказкам-

драматизация, но не умеют передать характер героев, их настроение.

Отсутствие видимой эмоциональности и выразительности, монотонность

голоса, нарушение речевого ритма и других элементов не способствуют

коммуникации таких детей, ухудшают их адаптацию в обществе. Поэтому

важно научить детей понимать собственное эмоциональное состояние,

выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через жесты,

мимику, интонацию. Именно дошкольный возраст является наиболее

благоприятным для решения данных задач.

Для формировании интонационной выразительности речи в нашей

группе мы организуем НОД, чтение художественной литературы, заучивание

наизусть, речевые игры, театрализованные игры, прослушивание сказок,

стихов, других литературных текстов, записанные профессиональными

актерами.

Для реализации поставленных задач нами в группе была создана

предметно-пространственная развивающая образовательная среда. Она

включает в себя: центр «Здравствуй, книга», центр «Музыки и театра»

При ознакомлении с литературными произведениями соблюдаем

следующие правила: четкое и верное проговаривание слов. Чтение не

громкое, но и не тихое с соблюдением пауз. Для удержания внимания детей

чтение чувственно окрашенное. Для облегчения восприятия информации

используем иллюстрации. Часто предлагаем нарисовать свою иллюстрацию

к прослушанному произведению. Это способствует развитию у ребенка

образных представлений, воздействует на эмоциональный фон и восприятие,

помогает заинтересовать, заинтриговать ребенка, вызвать у него желание

вновь слушать знакомое произведение.

Использование в работе различных видов театров так же помогает детям

более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев,

активнее смотреть за развитием действия. Наши могут сами демонстрировать

небольшие спектакли, сценки.

Потешки, заклички, чистоговорки – все это замечательный материал для

совместных повторов заучивания и развития интонационной

выразительности речи.

Одним из основных методов при работе с текстом является беседа. Она

активирует внимание детей к художественному произведению. Беседа

позволяет подготовить детей к восприятию текста, уточнить его,

способствует осознанию, развивает интерес к чтению, к обдумыванию

прочитанного, формирует умение детей аргументировано и чувственно

говорить о прочитанном. В процессе беседы дети отвечают на такие вопросы:

Кого или что представили? Каких героев запомнили? Какими себе

представили? Какие эмоции испытывали? Какая часть самая главная и

интересная? Что запомнилось в произведении? Кто понравился? (Что

понравилось?) Почему? Кто не понравился? (Что не понравилось?) За кого

вам радостно? Кого жалко? Какой совет дадим герою? Какой совет дадим

себе?

Стараемся завлекать детей к самостоятельной постановке вопросов по

тексту, так они обучаются сравнивать, анализировать, размышлять.

Процесс заучивания стихов способствует развитию эмоциональной

сферы и выразительной речи, развивает память, формирует интерес к

чтению. Подбираем стихи для заучивания в соответствии с программой

обучения и развития детей дошкольного возраста.

Прежде чем начать заучивание стихотворения наизусть, выразительно

прочитываем, даём возможность детям ощутить красоту стиха, точность

рифмы, напевность и лиричность мелодии, игру звуков.

Читая хором, дети приобретают одну и ту же манеру крикливого

бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность. Не следует

требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии от всех

детей. Стихи часто читаем по ролям, повторяем при любом удобном случае.

Стараемся стихи заучивать систематически. Это развивает потребность

слушать и запоминать, получать радость от рассказывания.

Важно создать в начале эмоциональный настрой, провести небольшую

беседу по тематике стихотворения, познакомить с портретом поэта, назвать

жанр, заинтересовать и создать настроение. От того, насколько выразительно

прочитан текст, зависит восприятие его детьми.

Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным. Первоначально

рассказывание проходит при помощи воспитателя, так как не все дети могут

быстро запомнить текст. Подсказываем детям текст, интонации, темп речи,

напоминаем о силе голоса.

Не даём оценку выразительности исполнения, даже если она сначала не

очень удачна. В последующие дни нужно вновь обратиться к этому

произведению уже вне занятия, почитать его, дать оценку качеству чтения.

Важно добиться того, чтобы каждый ребенок запомнил текст и умел читать

его выразительно.

Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы, как:

игровой (например, обыгрывание с куклой и мячиком); досказывание детьми

рифмующегося слова; чтение по ролям стихов, написанных в диалогической

форме. Можно использовать иллюстрации и схематические изображения. Это

упрощает процесс запоминания. Когда стихотворение запомнилось, можно

применить нарисованные иллюстрации и сделать альбом из рисунков.

Рассматривание таких альбомов даёт возможность повторить ранее

выученное стихотворение и вызовет желание заучить новое.

При пересказе используем: пересказ по плану, пересказ в лицах, по

цепочке, с помощью мнемотаблиц, сюжетных картинок.

В процессе НОД, в режимных моментах, индивидуальной работе упражняем

детей в составлении рассказов из личного опыта, по картине, по ряду

сюжетных картинок побуждаем детей передавать своё отношение к

описываемому с помощью выразительных средств речи.

Логоритмические минутки используются на любом этапе работы – на уровне

звука, слова, фразы, текста разной степени сложности. Хорошо вписываются

как физпаузы в середине НОД.

При ознакомлении детей с типами высказывания: обращаем внимание детей,

на изменение голоса при произнесении высказывания; знакомим с

соответствующим знаком - (.) (?) (!); предлагаем выделить из текста

предложения с определенной интонацией; работаем с разными типами

высказывания на материале стихов, считалок, потешек, сказок, в диалогах, в

сюжетно-ролевых играх, в инсценировках.

Развиваем умения изменять силу, высоту и тембр голоса. Для развития

восприятия и воспроизведения темпа речи используем проговаривание фраз,

стихов, чистоговорок, в различном темпе : быстро, медленно, - умеренно.

Вместе с педагогом, по образцу педагога (отраженно), по инструкции

педагога.

Для развития навыка восприятия и воспроизведения ритма используем:

Ритмические упражнения

Детям предлагается отхлопать, отстучать заданный ритмический рисунок

на слух, со зрительной опорой, с использованием карточек с ритмическими

рисунками.

Упражнения на отработку речевого ритма

Детям предлагается отхлопать, отстучать, двустишие, стихотворение,

чистоговорку, скороговорку на каждый слог; на ударный слог каждого слова;

на последнее слово во фразе.

При формировании умения выделять ударение в слове и во фразе

отрабатываем умение делить слова на слоги, различать ударные и безударные

слоги в слове; отрабатываем умение делать акцент (ударение) на

определенном слове во фразе по образцу, по наводящим вопросам.

Уделяем внимание детей на повышение голоса и более протяжное

произнесение ударного (сильного) слога.

Для развития мимики, жестов и движений используем упражнения

"Удивилки" - поднять брови.

"Улыбалки" - улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом.

"Хмурилки" - нахмурить брови.

"Сердилки" - нахмурить брови, надуть щеки.

"Огорчалки" - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз.

«Кубик настроения»



В раздел образования