Автор: Куракина Людмила Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ №4
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: Из опыта подготовки учащихся к ГИА по математике
Раздел: полное образование
Из опыта подготовки учащихся к ГИА по математике
Согласно
«Закону
об
образовании
в
Российской
Федерации”
освоение
общеобразовательных
программ
основного
общего
образования
завершается
обязательной
государственной
(итоговой)
аттестацией
выпускников
общеобразовательных
учреждений
независимо
от
формы
получения
образования. Какие результаты будут получены, во многом зависит от предварительной подготовки
школы к этому напряженному и очень ответственному периоду.
На основании «Закона об образовании» в нашей школе был разработан план подготовки
учащихся к сдаче ГИА в форме ЕГЭ и ОГЭ.
Были выделены следующие направления:
1. Создание информационной среды в рамках подготовки выпускников к аттестации (стенды,
собрания и др.)
2. Создание условий для подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации
(выполнение программ, консультации, качество ведения уроков, курсы)
3. Создание условий для подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников с
ограниченными возможностями здоровья.
4. Психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность
на
определённое
поведение,
ориентированность
на
целесообразные
действия,
актуализация
и
приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Остановлюсь на некоторых направлениях подготовки к ГИА.
Создание информационной среды в рамках подготовки выпускников к аттестации
Особое внимание уделяется работе с родителями. При организации работы с родителями
учеников:
1. Приоритетным направлением считается информационное обеспечение их по проведению и
процедуре ГИА. С этой целью проводятся общешкольные, классные родительские собрания.
2. Оформляются информационные стенды по подготовке и проведению ГИА в форме ОГЭ и
Е Г Э , в
котором
размещены
документы,
регламентирующие
процедуру
проведения
ГИА,
демонстрационные варианты КИМов
3.
Родителей
учащихся
на
родительских
собраниях
знакомим
с
нормативно-правовыми
документами, а также с информацией по предварительному выбору предметов учащимися.
4. На собрании даю рекомендации педагога-психолога по подготовке и сдаче ГИА.
5.
Постоянное
информирование
родителей
о
результатах
мониторинговых
работ
по
математике, знакомство с расписанием консультаций, курсов.
При работе с учащимися на начальном этапе при создании информационной среды происходит
знакомство с процедурой проведения экзамена, знакомство с демоверсией, особенностями структуры
и
содержания
экзаменационной
работы,
правилами
выполнения
работы,
правилами
заполнения
бланков, источниками информации о ГИА.
Создание условий для подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации
В нашей школе сложилась определенная система работы по подготовке к ГИА.
В
начале
учебного
года
мы
четко
определяем
«группу
риска»
и
группу
«высоко
мотивированных учащихся». При этом «группа риска» не является постоянной, она меняется в
зависимости от ситуации, от усвоения программного материала, от качества подготовки к ГИА. На
каждого учащегося «группы риска» составляется индивидуальный план подготовки к ГИА. Для
учащихся
и
«группы
риска»,
и
«высоко
мотивированных
учащихся»
составляется
расписание
консультаций, дополнительных занятий по подготовке к ГИА. Происходит обязательное знакомство
родителей с расписанием дополнительных занятий учащихся.
Наша задача – научить всех учеников с учетом их возможностей и способностей. Это очень трудная и
ответственная работа. Наша работа как учителя-предметника включает в себя:
изучение нормативных документов по итоговой аттестации;
изучение демовариантов КИМ и изменений в них;
составление рабочих программ;
своевременную корректировку КТП;
проведение мониторинга;
индивидуальный и дифференцированный подход в обучении на уроках математики;
работа со слабоуспевающими выпускниками
работа с одарёнными детьми;
ведение диагностических карт;
проведение и учет посещения дополнительных и индивидуальных занятий;
постоянную связь: администрация - учитель - классный руководитель - родитель – ученик
и многое другое.
Остановлюсь на своей системе работы по подготовке учащихся ГИА.
1. Дифференцированный подход в обучении.
Хорошо известно, что задача учителя – в условиях “обучения всех”, прежде всего, научить каждого
на максимально возможном для него уровне. Дифференциация обучения позволяет обоснованно и
эффективно вести работу с учащимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и
развития.
В
основе
уровневой
дифференциации
лежат
два
основных
принципа.
Первый
–
это
достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, второй – создание условий для
усвоения материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые проявляют интерес к
математике. При подготовке к ГИА веду отслеживание результатов выполнения заданий по темам,
дальнейшая отработка проблемных заданий (листы мониторинг успеваемости учащихся)
2. Система зачетов.
Очень положительно работает на подготовку к ГИА система зачетов, которая берет начало еще в 7-8
классах. Зачеты провожу как по геометрии, так и по алгебре. Зачеты бывают теоретические, по
решению задач, а также смешанные (теория + практика)
Готовясь к зачету, учащиеся выучивают определенные блоки теории, прорешивают необходимый
минимум
практических
заданий,
что
очень
плодотворно
сказывается
на
качестве
обучения,
подготовке к ГИА.
3. Сквозное знакомство с тестами и заданиями из тестов.
Уже с пятого класса я включаю в устный счет, в математические диктанты, в практические работы
задания из тестов ГИА, обращая на это внимание учащихся. Кроме того, какие-то срезы, проверочные
работы так же по необходимости провожу в форме тестов. Учащиеся знакомы с тестами с самого
начала, они их нормально воспринимают и не боятся. К тому же, при этом есть возможность
формулировать одни и те же задания по-разному, что позволяет учить детей «узнавать» их в разных
видах.
Кроме того, в течении последних 3 лет, я практикую, начиная с 5 класса, работу на сайте УЧИ.РУ. В
настоящее время там появилась информация о подготовке на базе этой учебной платформы к ЕГЭ.
4. Проведение экзамена по геометрии в 7 – 8 классах.
В нашей школе уже второй год подряд в рамках промежуточной аттестации проводится в 7 – 8
классах экзамен по геометрии. Результат – систематизация теоретического материала, отработка
навыка решения заданий. В этом учебном году при проведении регионального тестирования (ноябрь)
по математике в школе количество двоек сократилось практически в два раза. В начале учебного года
наблюдается ощутимый результат при организации повторения.
5. Систематическое проведение мониторинговых работ в рамках работы системы СтатГрад.
По результатам этих работ идет отслеживание индивидуальных результатов учащихся (составление
диагностических
карт),
отслеживание
проблемных
тем,
выработка
индивидуальной
траектории
подготовки учащихся к ГИА.
6. Проведение пробных экзаменов в школе (примерно 2 раза в год) и в 9, и в 11 классах в
условиях приближенных к экзаменах. Происходит обязательное знакомство под роспись родителей с
результатами тестирований.
7. Дистанционное обучение.
Естественно,
что
в
каждой
школе
всегда
есть
часто
и
долго
болеющие
дети,
дети,
долго
отсутствующие по той или иной причине. Очень важно, чтобы не один ребенок не был оставлен без
возможности получить консультации у учителя, если он болен или много пропустил, если какая-то
тема «запала». Здесь очень удобен Интернет: дистанционное обучение – это просто спасение в этом
случае.
8. Курсы, вебинары, видеоуроки, он-лайн курсы и другое.
В своей работе по подготовке к ГИА отвожу особое внимание вебинарам, он-лайн курсам по
подготовке к экзамену. У нас в городе проводится много различных курсов в «Газодобытчике», в ДДТ
по подготовке к экзаменам. Но все по другим предметам!
Из опыта своей работы рекомендую курсы по подготовке к ЕГЭ в он-лайн школе Фоксфорд
(
каждое
занятие посвящено решению какой-то конкретной задаче профильного варианта ЕГЭ, наибольший
упор делается на две последние, самые сложные,
задачи), а также курсы УМСКУЛ (Математика.
Рулетка. Профиль).
Подготовка к ГИА требует много времени учителя на подготовку к занятиям, проверку и анализ
работ, проведение индивидуальных консультаций. Наша цель – привести детей к успеху, и если
ребенок шаг за шагом успешно добивается успеха и ощущает его, то это способствует не только
овладению базовым уровнем знаний, но и формирует у ребенка интерес к учебе, развивает его
математические
способности,
повышает
чувство
собственного
достоинства
и
раскрывает
его
интеллектуально-творческий потенциал.