Автор: Елисеева Елена Валентиновна
Должность: заместитель заведующего по вмр
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 3 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Балашиха, Московская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Зимушка - Зима в гостях у ребят"
Раздел: дошкольное образование
Разработала
Елисеева Елена Валентиновна,
заместитель заведующего по ВМР
2020 г.
1
КОНСПЕКТ
занятия
с детьми старшей группы
Тема:
«Зимушка - Зима в гостях у ребят!»
Цель: Знакомство детей с историей и изготовлением русского пряника, народным творчеством.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о зимнем времени года;
- знакомить с традициями русского народа на примере изготовления пряников на Руси;
- научить детей расписывать готовое изделие пищевой мастикой;
- закрепить способы лепки (раскатывать мастику прямыми и круговыми движениями ладоней; делать
лепешку - расплющивать шар ладонями.
Развивающие:
- активизировать и пополнить словарный запас детей: пряники,
ароматный
, мастика, пряности;
- отвечать на вопросы, отгадывать загадки;
- развивать у детей воображение, творческую самостоятельность, активность;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к народным традициям, народному творчеству;
- желание сделать что-то приятное для своих близких, доставить им радость;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца;
- вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности на занятии;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Индивидуальная работа:
- следить за речью детей;
- оказывать помощь при ответах на вопросы, задавая наводящие;
- оказывать помощь при изготовлении пряников.
Интеграция образовательных областей. «Социально - коммуникативное», «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Оборудование: Проектор, ноутбук, колонка.
Демонстрационный материал:
- костюм Зимушки - Зимы
- «прянички» (мультимедийная презентация)
- «пряничный человечек»
- сундучок, снежок, стаканчики: с пряностями, мукой,
Раздаточный материал:
- фартучки, шапочки,
- влажные салфетки,
- одноразовые тарелочки,
- заранее приготовленные «пряничные человечки»
- тарелочки с мастикой разного цвета,
- мёд в стаканчиках. кисточки.
- упаковка для пряников.
Ход НОД
Организационный момент
Создание игровой мотивации. Входит в зал Зимушка – Зима под весёлую музыку «Новогодняя
песенка»
Снег пушистый стелется, улица бела.
Я Зима-метелица в гости к вам пришла!
2
Я зимушка холодная, из кружев мой наряд.
Пришла к вам в гости я в чудесный детский сад.
Здравствуйте.
Вы меня узнали? Я Зимушка – Зима и я счастлива, встретиться с вами.
Сегодня я пришла к вам вот с таким сундучком.
Сундучок – то не простой. Он волшебный, не пустой!
Я его сейчас открою и посмотрим, что же там лежит. (Достает снежок)Да это же снежок. Давайте с вами
поиграем. Я буду начинать предложение, а кто получит снежок - будет добавлять нужное слово.
Игра «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю...
(снег)
Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице ...
(мороз)
Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг.
И растает ...
(снеговик)
Молодцы.
А сейчас приглашаю на физкультминутку, повторяйте вместе со мной.
Физкультминутка «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок
Он превратится в снежный ком
И станет ком снеговиком
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка -
Увы! - и нет снеговика.
(Дети шагают на месте и показывают движениями рук будто катят перед собой снежный ком,
рисуют руками снеговика. Улыбаются. Показывают глаза, шляпу, нос, метлу в руках, потом приседают,
разводят руками и пожимают плечами).
Изучение нового материала.
В сундучок я загляну, что ещё там посмотрю! Здесь загадка. Послушайте и отгадайте
Он из теста печется
И по – разному зовется:
То медовый он, то – мятный.
Вкус его всегда приятный.
Мягкий, ароматный, пряный…
Догадались?
Это….пряник.
- Верно, это пряник!
Пекли пряники на большие праздники: Новый год, Рождество, Масленицу (достает пряник).
–А кто знает, почему пряник назвали пряником? Я вам сейчас расскажу. Проходите, рассаживайтесь на
стульчики. (Показ слайдов)
Пряник со времени своего появления прошел очень длинный путь. Давайте с вами заглянем в прошлое
пряника.
(слайд) Первый пряник на Руси называли «медовый хлеб». Когда то пряники были большой
ценностью и ели их только по особым случаям.
3
Из муки, воды, яиц замешивали тесто. А еще в пряниках есть мед, поэтому они долго хранятся и не
теряют вкус. Главная особенность всех пряников в пряничном тесте.
(слайд) Когда - то очень давно люди обнаружили на земле удивительные ароматные травы. Их стали
собирать, сушить, измельчать, и добавлять в тесто. А назвали их пряности. И стали эти пряности
добавлять в тесто. Отсюда и название пряники. Кто запомнил и назовет, что добавляли в тесто?
Правильно, это пряности.
- Сейчас я покажу вам настоящие пряности, а вы определите, в каком они стаканчике. (Определение
пряностей. В одном стаканчике насыпана мука и в другом - различные пряности: мята, корица. Зимушка
– Зима подносит каждый стаканчик и предлагает определить по запаху, где пряности).
Зимушка – Зима: Пряности имеют ярко выраженный запах. Молодцы вы отлично справились.
Подойдите ко мне и мы приготовим тесто. Проводится пальчиковая игра «Тесто»:
Быстро тесто замесили (имитируем замес теста)
На кусочки разделили (имитируем разделку на кусочки)
Раскатали все кусочки (раскрытыми ладонями выполняем движения вперед- назад)
И слепили прянички (прикладываем ладонь к ладони)
Прянички с вареньем
Всем на удивленье
Пряники дарили друг другу как украшения, сувениры, игрушки.
Украшать пряник, целое искусство! Я приглашаю вас в пряничную мастерскую, где мы станем
художниками по их росписи.
Пряники я испекла заранее. Посмотрите, какие получились пряничные человечки. Успела расписать
только одного. Посмотрите. Все детали: глазки, пуговички сделаны из съедобной массы - мастики, она
бывает разного цвета.
Поможете мне расписать всех? Ответы детей.
Зимушка – Зима (повязывает фартук).
- Прежде, чем приступить к работе предлагаю надеть специальную одежду (дети надевают фартуки,
колпачки).
Практическая часть. Пройдите к столам. Присаживайтесь и протрите ручки влажными салфетками.
Я знаю, что заранее все помыли руки с мылом. Дети садятся за столы и принимаются за работу.
Показ приёмов работы.
Зимушка – Зима: Берем мастику черного цвета и катаем 2 маленьких шарика – это буду глазки нашего
человечка. Чтобы глазки и другие детали хорошо держались, мы будем использовать специальный
съедобный «клей - мед». Для этого кисточку обмакнем в мед и на прянике смажем то место, куда
планируем прикрепить элемент из мастики.
Из красной мастики мы скатаем шарик и сформируем ротик. А теперь мы украсим ручки и ножки
человечка. Возьмите любой цвет мастики и раскатайте колбаски, прикрепите их на ручки –это манжеты, и
на ножки – это будут края штанишек. А теперь давайте сделаем пуговки. Скатываем шарики и
прикрепляем на медовый «клей».
Заключительная часть.
Итог занятия.
Какие красивые пряничные человечки украшают наш стол!
Кто придумал тот секрет,
Точно неизвестно.
Может, бабка, может, дед
Замесили тесто.
Из муки и патоки
Выпекали пряники.
Сладкие, мятные,
К чаю ароматному
Угощенье знатное.
Зимушка – Зима: сейчас покажем гостям, какие разные, необычные, красивые получились пряничные
человечки: красочные, яркие, аппетитные.
4
- Ребята, что нового вы сегодня узнали?
-А что было для вас самое интересное?
Спасибо, ребята, мне с вами было очень интересно.
Список использованной литературы
*Грибовская, А. А. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет/. - М.: Сфера, 2010.
* Комарова, Т.С., Лебедева Е.В., Казакова Т.Г., Халезова Н.Б. Учитесь рисовать и лепить. М.: Логос, 2009.
* Коссаковская, Е.А. Лепка в детском саду: Пособие для воспитателей - М.: Академия, 2012.
* М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова «Разговор о здоровье и правильном питании». ОЛМА
Медиа Групп, 2014.
* Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. - М.: Просвещение, 1994.
5