Автор: Широкова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 402 им. Алии Молдагуловой
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Сценарий фольклорного досуга
Тема: " Веселая ярмарка"
Раздел: дошкольное образование
Сценарий фольклорного досуга
" Веселая ярмарка"
( История создания народной игрушки)
Занятие может проводится как в группе ,так и в музыкальном зале.
На центральной стене развешены матрешки, которые нарисовали дети. На другой стене
иллюстрации народных игрушек разных промыслов россии. На столах различные промыслы:
-Дымковские
-Хохломские
-Полхов-майдановские
-Гжельские
-Богородские
Дети входят в зал,в русских костюмах, с поклоном приветствуют гостей.
Девочка: Здравствуйте, встречайте гостей!
Добрый день всем добрым людям.
Пусть веселым праздник будет!
Здесь будут игры , танцы, смех,
Радости хватит на всех.
ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, дорогие гости, прошу в наш зал. У нас зал просторный, светлый,
места всем хватит.Скоро ярмарка, а игрушек для потехи детушек мало. А вы гости
мастеровитые, умелые, помогите мне. Как на Руси водится- вместе дело спорится, а врозь
хоть брось.
Гости: Да, мы пришли специальнопомочь. Правда ,ребята?
Дети: Да!
Давайте тогда приниматься за работу. Делу время, а потехе- час.
ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ: " РУССКИЙ СУВЕНИР"
Дети садятся за столы.
ВЕДУЩАЯ: Мы с вами живемВ большой, красивой и богатой стране, которая называется-
Россия. В лесах живет много животных, моря и реки богаты рыбой, в горах много богатых
ископаемых, просторные поля-засажены пшеницей. Но Россия славилась не только
природными богатствами, но и трудолюбивым народом, который очень любит и бережет свою
землю. Были среди народных умельцев и такие, которые могли дом построить без единого
гвоздя, и блоху подковать. А еще славилась Россия потешных дел мастерами- делали игрушки
и кухонную утварь. Слава об этих мастерах разошлась по всему миру. Иноземные купцы
стали приезжать в Россию и покупать матрешек, дымку, гжель и увозить в свои страны как
сувениры- подарки из России.
Сейчас мы посмотрим, как работают наши мастера. Что скажут нам дымковские мастера?
Мальчик: Ели спят у большака в инее седом.
Спят деревья, спит река, скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.
Голубые дали, и село большое Дымково назвали.
ДЕВОЧКА: Вечера зимою длинны, и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,кружочки, клеточки, полоски-
Просто, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
МАЛЬЧИК:
В Дымке, за Вяткою-рекой, драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,труженницы славные живут.
Хороша игрушка расписная, вся поет, бесхитростна светла.
И видна в ней радость молодая, ставшая искуством ремесла.
Сегодня игрушек сверкающей ряд выходит на свет показать свой наряд.
ДЕТИ БЕРУТ ИГРУШКИ И ОБХОДЯТ ЗАЛ ПОКАЗЫВАЯ ИГРУШКИ.
ВЕДУЩАЯ: А вот и хохломские мастера.
МАЛЬЧИК: Как волшебная жар-птица не выходит из ума
Чародейка-мастерица золотая Хохлома!
И богата, и красива.Гостю рада от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего хдесь только нету: гроздья огненых рябин,
Маки солнечного лета и ромашки луговин.
ДЕТИ ОБХОДЯТ ЗАЛ И ИЗДЕЛИЯМИ ХОХЛОМЫ.
ВЕДУЩИЙ: Самая интересная и красивая игрушка, в которую любили играть все дети
раньше на Руси, а сейчас самый дорогой подарок-севенир- это наша русская матрешка. Ее
делают из липы, но расписывают везде по разному. Есть семеновские, загородские, вятские
матрешки, но все они с секретом.
ДЕВОЧКА: Алый, шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть: может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко наша русская...матрешка.
ДЕВОЧКА: Мы-матрешки, мы- кругляшки.
Все мы лаковые, одинаковые.
Как плясать пойдем- только пыль столбом.
ДЕВОЧКА:Мы- матрешки, мы- сестрички,
Мы- толстушки невелички.
Как пойдем плясать и петь,
Вам за нами не успеть.
МОЖНО ИСПОЛНИТЬ ТАНЕЦ " РУССКИЕ МАТРЕШЕЧКИ"
ВЕДУЩАЯ: А что нам скажут Гжельские мастера?
ДЕВОЧКА: Синие птицы по белому небу, море цветов голубых,
Кувшины и кружки-быль и небыль? Изделия рук золотых.
Синяя сказка- глазам загляденье, словно весною капель,
Ласка,забота, тепло и терпенье Русская звонкая гжель!
ДЕТИ ДЕМОНСТРИРУБТ ИЗДЕЛИЯ ГЖЕЛИ.
ВЕДУЩАЯ: А еще, когда соберут урожай пшеницы, ржи, зерно из колосьев выбивали,
оставалась солома. Так, потешные мастера делали из соломы игрушки. Посмотрите, у меня в
руках соломенная кукла, конь. Ими тоже играли раньше, а сейчас эти игрушки стали
подарками- сувенирами.
ВЕДУЩАЯ: Чем занимаются полхов-майдановские мастера?
Девочка: Матрешка,матрешка! А почему они так называются ?
Девочка: Раньше на Руси многих женщин звали Матрена,
А Маленьких девочек-Матрешками. Вот отсюда и пошло название маленькой куколки с
секретом -Матрешка.
ВЕДУЩАЯ: Давным-давно, более 400 лет назад на вятской земле лепили глиняные игрушки-
свистульки в виде коней,баранов, козлов, уточек. Каждую весну всю неделю народ свистел в
свистульки на разные лады и плясал и это был праздник " Свистопляски".
ДЕВОЧКА: Барашек-свисток, левый бок-завиток,
Правый бок-завиток, на груди цветок.
Кто-то дырочки умело сделал птахе у спины,
И синица вдруг запела голоском самой весны.
Свестит и дети подхватывают.
ВЕДУЩАЯ: А в этой мастерской работают Городецкие мастера. Послушаем, что они
рассказывают о своем промысле?
МАЛЬЧИК: Если взглянешь на дощечки, то увидешь чудеса!
Городецкие узоры тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит -вся земля вокруг дрожит!
Птицы яркие летают и кувшинки расцветают!
ДЕВОЧКИ ПОЮТ ПЕСНЮ " ПРЯХА" СИДЯ ПЕРЕД РАСПИСНЫМИ ПОД ГОРОДЕЦ
ПРЯЛКАМИ.
ВЕДУЩАЯ: А в этой мастерской делают деревянные игрушки, которые оживают в руках:
курочки клюют зерно, медведи ловят рыбу, мужики вместе с медведями куют, пляшут.
МАЛЬЧИК: В наковальню бьет, колокольчик кует!
Колокольчики звенят, молоточками гремят: тук, тук, тук, тук,
Приударим разом вдруг!
Ведущая вместе с детьми рассматривают игрушки. Богородские мастера делали и другие
интересные игрушки из дерева, которые не расскрашивали как другие потешные мастера.
Делали они деревянных солдатиков. Есть еще интересные игрушки , которым 1000 лет. Это
бляшки, в эту игру играют до сих пор, правда, название у нее теперь-городки. И еще одна
игра" Блошки"-тоже очень старая . Мы можем показать, как в нее играют и до сих пор.
ПРОВОДИТСЯ ИГРА : " БЛОШКИ"
ДЕВОЧКА: Вдоль во конец шел удалый молодец.
Не товар продавать себя показать.
Ложки, ложки, расписные ложки,
Кто хочет поиграть немножко?
МОЖНО ПРОВЕСТИ ИГРУ С ЛОЖКАМИ ИЛИ ОРКЕСТР.
ВЕДУЩАЯ: Вот и закончилась наша веселая ярмарка. Спасибо мастерам за интересные
рассказы. А гостям , что внимательно слушали.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЧУКОКОРУ.
Оформление: В центре бутофорское дерево с развешенной разной обувью. Сбоку скала с
дверью на ней замок. С другой стороны столик с телефоном. За ней стойка с книгами
К.И.Чуковского. Рядом большая бутафорская книга которая открывается.
За столом сидит мудрая сова и что-то пишет.
В зал входят дети с воспитателем.
ВОСПИТАТЛЬ: Ребята, здесь собранны все на свете сказки. Посмотрите,это же старая мудрая
Сова! Она знает все-все сказки, может ответить на любой вопрос! Но сейчас она занята.
Давайте сядем на ковер и подождем.
(телефонный звонок, Сова поднимает трубку)
СОВА: Кто говорит? Слон? Откуда? От верблюда? Что вам надо? Шоколада? Ошиблись
опять. Звоните по номеру 125. А это библиотекаю
( снова звонок)
СОВА: Кто говорит? Детский сад? Кто пропал? Айболит? Из всех книг ? Не может быть? У
меня ничего не проподает! Перезвоните пожалуйста.
( берет книги, листает одну за другой)
ВЕД: Мудрая Сова, чем вы так озабочены?
СОВА: Из всех книг пропал Айболит. Но у меня есть волшебная книга. Оттуда он не мог
пропасть.
( дети и сова листают бутафорскую книгу. На месте Айболита -большая дыра.)
СОВА: Ох,ох,ох, исчез! Это проделки Бармалея!Мне срочно надо отправлятся на поиски
Айболита в страну Чуккокору. Ох! Боюсь я одна не справлюсь !
ВЕД: А мы поможем! А что это за страна такая?
СОВА: В этой стране живут сказки Корнея Чуковского и ведет туда эта дверца, но откроется
она перед теми, кто знает все сказки этого замечательного писателя.
ВЕД: Ну, что , ребята , вы готовы?
ДЕТИ: Да!
Сова проверяет знания детей:
- по иллюстрациям
- По отрывкам
- Волшебный мешочек-
- продолжить строку.
Сова: Молодцы! раз вы знаете все сказки, можно идти. А не испугаетесь? Нас ждут опасности
и трудности. Запомните: чем дружнее, смелее, добрее будете вы, тем труднее злым силам
будет бороться с нами.
БОЙ ЧАСОВ.
СОВА: СлышитеЮ часы бьют! Начинается сказочное время! Не будем его терять!Вперед! За
мной!
( Все дети следом за Совой проходят через книгу и останавливаются в центре.)
СОВА: Какая удивительная и прекрасная эта страна .Здесь живут все сказки К.И.Чуковского.
Стоит нам подойти и притронутся к чему-нибудь, как мы превратимся в героев этих сказок.
Хотите?
Дети вместе с Совой считают : Раз, два, три; надевают элементы костюмов сказок: " Муха-
цекотуха, " Мойдодыр" и садятся на стульчики.
СОВА: Давайте заглянем в гости к Мухе-цекотухе. Может доктор Айболит у нее на
именинах?
Под музыку выходит Муха и напевая накрывает на стол. К ней подходит Сова.
СОВА: Дорогая Муха, не приходил ли в твою сказку доктор Айболит?
МУХА: Айболита здесь не было. А вы спросите у Мойдодыра. Я позвоню в свой волшебный
колокольчик, и вы окажетесь в сказке " Мойдодыр".
( Муха танцует с колокольчиком, а дети уносят декорации.)
Инсценируется отравок из сказки " Мойдодыр"
РАССКАЗЧИК: Вдруг из маминой из спальни кривоногий и хромой выбегает умывальник и
качает головой.
МОЙДОДЫР: Я-великий умывальник, знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник и мочалок командир.
( обращается к грязнуле)
Ах, ты гадкий, ах ты грязный, неумытый поросенок.
Ты грязнее трубочиста, полюбуйся на себя!
У тебя на шее вакса, у тебя под носом клякса, у тебя такие руки, что сбежали даже брюки!
Даже брюки, даже брюки убежали от тебя!
Если топну я ногою, позову своих солдат, в эту комнату толпою Умывальники влетят. И
залают и завоют и ногами застучат.
И тебе головомойку Неумытому дадут. Прямо в мойку , прямо в мойку с головою окунут.
РАЗКАЗЧИК: Он ударил в медный таз и вскричал:
МОЙДОДЫР: Карабарас!
Выбегают дети в роли: Щеток, мыла, мочалок.
И сечас же щетки, щетки затрещали как трещетки и давай его тереть,приговаривать:
ДЕТИ: Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто.
Будет , будет трубочист чист, чист, чист, чист.
Тут и мыло подскочило и вцепилось в волоса. И юлило , и мылило, и кусала , как оса.
СОВА: Подождите, подождите...
О великий умывальник, знаменитый Мойдодыр, умывальников начальник и мочалок
командирю
Не встречался ли вам доктор Айболит?
МОЙДОДЫР: Айболита я не видел.
СОВА: Ой! Тише! Сюда кто-то идет. Самое главное ничего не бойтесь! ( прикрывает детей
крыльями)
Под музыку входит Бармалей.
БАРМАЛЕЙ: Я-кровожадный, я-беспощадный,я-злой разбойник Бармалей! И мне не надо ни
мармелада, ни шоколада. А только маленьких,очень маленьких детей!
Карабас-Барабас пообедаю сейчас!
СОВА: Ведите себя потише, пожалуйста, вас все равно никто не боится! Лучше скажите где
Айболит?
БАРМАЛЕЙ: Ничего я не знаю! Вон Паук. Он покажет вам где Айболит.
ПАУК: Я покажу! Беритесь все за руки и идите за мной!
( дети идут за пауком он запутывает цепочку)
СОВА: Стойте, стойте, он же завадит нас в свою паутину. Расцепите руки и ловите паука в
круг.
ПАУК: А я на помощь Таракана позову! Тараканище!
ТАРАКАН: Я рычу, я кричу, я усами шевелю.
Подождите, не спешите я вас мигом проглочу!
ДЕТИ И СОВА:
-Разве это великан? ха-ха-ха!
- Это просто таракан! ха-ха-ха!
( наступают на таракана и паука)
Таракан, таракан, таракашечка,жидконогая козявочка, букашечка.
( Слышется звон падающей посуды)
Входит Федора.
ФЕДОРА: Села бы баба за стол...
Да стол за ворота ушел.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы...
ДЕТИ: Ой, горе Федоре, горе!
ФЕДОРА: Что же мне делать?
ДЕТИ: Поганых тараканов повывести!
Пруссаков и пауков повымести!
СОВА: И чудо случилось с ней стала Федора добрей.
ФЕДОРА: Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка немытые домой, я водою вас умою ключевой.
Я почищю вас песочком,окачу вас кипяточком,
И вы будете опять словно солнышко сиять!
( берет метлу, выметает паука и таракана)
БАРМАЛЕЙ: Ой! я слабею! Ой! У меня болит....
СОВА: Говори быстро где Айболит! Только он тебе поможет!
БАРМАЛЕЙ: Вот ключи! Там Айболит в пещере!
Сова с детьми выводят Айболита из пещеры.
АЙБОЛИТ: Спасибо вам, дети!Как хорошо ,что вы пришли мне помощь. Мне одному никогда
не удалось бы справится с Бармалеем. Вы мои верные друзья!
СОВА: Вот и кончилось сказочное время! Добро в сказке победило, потому что мы с вами
были дружны, добры и бесстрашны. И очень хорошо знали сказки К.И. Чуковского.