Напоминание

" Веселая ярмарка"


Автор: Широкова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 402 им. Алии Молдагуловой
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Сценарий фольклорного досуга
Тема: " Веселая ярмарка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сценарий фольклорного досуга

" Веселая ярмарка"

( История создания народной игрушки)

Занятие может проводится как в группе ,так и в музыкальном зале.

На центральной стене развешены матрешки, которые нарисовали дети. На другой стене

иллюстрации народных игрушек разных промыслов россии. На столах различные промыслы:

-Дымковские

-Хохломские

-Полхов-майдановские

-Гжельские

-Богородские

Дети входят в зал,в русских костюмах, с поклоном приветствуют гостей.

Девочка: Здравствуйте, встречайте гостей!

Добрый день всем добрым людям.

Пусть веселым праздник будет!

Здесь будут игры , танцы, смех,

Радости хватит на всех.

ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, дорогие гости, прошу в наш зал. У нас зал просторный, светлый,

места всем хватит.Скоро ярмарка, а игрушек для потехи детушек мало. А вы гости

мастеровитые, умелые, помогите мне. Как на Руси водится- вместе дело спорится, а врозь

хоть брось.

Гости: Да, мы пришли специальнопомочь. Правда ,ребята?

Дети: Да!

Давайте тогда приниматься за работу. Делу время, а потехе- час.

ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ: " РУССКИЙ СУВЕНИР"

Дети садятся за столы.

ВЕДУЩАЯ: Мы с вами живемВ большой, красивой и богатой стране, которая называется-

Россия. В лесах живет много животных, моря и реки богаты рыбой, в горах много богатых

ископаемых, просторные поля-засажены пшеницей. Но Россия славилась не только

природными богатствами, но и трудолюбивым народом, который очень любит и бережет свою

землю. Были среди народных умельцев и такие, которые могли дом построить без единого

гвоздя, и блоху подковать. А еще славилась Россия потешных дел мастерами- делали игрушки

и кухонную утварь. Слава об этих мастерах разошлась по всему миру. Иноземные купцы

стали приезжать в Россию и покупать матрешек, дымку, гжель и увозить в свои страны как

сувениры- подарки из России.

Сейчас мы посмотрим, как работают наши мастера. Что скажут нам дымковские мастера?

Мальчик: Ели спят у большака в инее седом.

Спят деревья, спит река, скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.

Голубые дали, и село большое Дымково назвали.

ДЕВОЧКА: Вечера зимою длинны, и лепили там из глины.

Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,кружочки, клеточки, полоски-

Просто, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

МАЛЬЧИК:

В Дымке, за Вяткою-рекой, драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,труженницы славные живут.

Хороша игрушка расписная, вся поет, бесхитростна светла.

И видна в ней радость молодая, ставшая искуством ремесла.

Сегодня игрушек сверкающей ряд выходит на свет показать свой наряд.

ДЕТИ БЕРУТ ИГРУШКИ И ОБХОДЯТ ЗАЛ ПОКАЗЫВАЯ ИГРУШКИ.

ВЕДУЩАЯ: А вот и хохломские мастера.

МАЛЬЧИК: Как волшебная жар-птица не выходит из ума

Чародейка-мастерица золотая Хохлома!

И богата, и красива.Гостю рада от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего хдесь только нету: гроздья огненых рябин,

Маки солнечного лета и ромашки луговин.

ДЕТИ ОБХОДЯТ ЗАЛ И ИЗДЕЛИЯМИ ХОХЛОМЫ.

ВЕДУЩИЙ: Самая интересная и красивая игрушка, в которую любили играть все дети

раньше на Руси, а сейчас самый дорогой подарок-севенир- это наша русская матрешка. Ее

делают из липы, но расписывают везде по разному. Есть семеновские, загородские, вятские

матрешки, но все они с секретом.

ДЕВОЧКА: Алый, шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть: может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко наша русская...матрешка.

ДЕВОЧКА: Мы-матрешки, мы- кругляшки.

Все мы лаковые, одинаковые.

Как плясать пойдем- только пыль столбом.

ДЕВОЧКА:Мы- матрешки, мы- сестрички,

Мы- толстушки невелички.

Как пойдем плясать и петь,

Вам за нами не успеть.

МОЖНО ИСПОЛНИТЬ ТАНЕЦ " РУССКИЕ МАТРЕШЕЧКИ"

ВЕДУЩАЯ: А что нам скажут Гжельские мастера?

ДЕВОЧКА: Синие птицы по белому небу, море цветов голубых,

Кувшины и кружки-быль и небыль? Изделия рук золотых.

Синяя сказка- глазам загляденье, словно весною капель,

Ласка,забота, тепло и терпенье Русская звонкая гжель!

ДЕТИ ДЕМОНСТРИРУБТ ИЗДЕЛИЯ ГЖЕЛИ.

ВЕДУЩАЯ: А еще, когда соберут урожай пшеницы, ржи, зерно из колосьев выбивали,

оставалась солома. Так, потешные мастера делали из соломы игрушки. Посмотрите, у меня в

руках соломенная кукла, конь. Ими тоже играли раньше, а сейчас эти игрушки стали

подарками- сувенирами.

ВЕДУЩАЯ: Чем занимаются полхов-майдановские мастера?

Девочка: Матрешка,матрешка! А почему они так называются ?

Девочка: Раньше на Руси многих женщин звали Матрена,

А Маленьких девочек-Матрешками. Вот отсюда и пошло название маленькой куколки с

секретом -Матрешка.

ВЕДУЩАЯ: Давным-давно, более 400 лет назад на вятской земле лепили глиняные игрушки-

свистульки в виде коней,баранов, козлов, уточек. Каждую весну всю неделю народ свистел в

свистульки на разные лады и плясал и это был праздник " Свистопляски".

ДЕВОЧКА: Барашек-свисток, левый бок-завиток,

Правый бок-завиток, на груди цветок.

Кто-то дырочки умело сделал птахе у спины,

И синица вдруг запела голоском самой весны.

Свестит и дети подхватывают.

ВЕДУЩАЯ: А в этой мастерской работают Городецкие мастера. Послушаем, что они

рассказывают о своем промысле?

МАЛЬЧИК: Если взглянешь на дощечки, то увидешь чудеса!

Городецкие узоры тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит -вся земля вокруг дрожит!

Птицы яркие летают и кувшинки расцветают!

ДЕВОЧКИ ПОЮТ ПЕСНЮ " ПРЯХА" СИДЯ ПЕРЕД РАСПИСНЫМИ ПОД ГОРОДЕЦ

ПРЯЛКАМИ.

ВЕДУЩАЯ: А в этой мастерской делают деревянные игрушки, которые оживают в руках:

курочки клюют зерно, медведи ловят рыбу, мужики вместе с медведями куют, пляшут.

МАЛЬЧИК: В наковальню бьет, колокольчик кует!

Колокольчики звенят, молоточками гремят: тук, тук, тук, тук,

Приударим разом вдруг!

Ведущая вместе с детьми рассматривают игрушки. Богородские мастера делали и другие

интересные игрушки из дерева, которые не расскрашивали как другие потешные мастера.

Делали они деревянных солдатиков. Есть еще интересные игрушки , которым 1000 лет. Это

бляшки, в эту игру играют до сих пор, правда, название у нее теперь-городки. И еще одна

игра" Блошки"-тоже очень старая . Мы можем показать, как в нее играют и до сих пор.

ПРОВОДИТСЯ ИГРА : " БЛОШКИ"

ДЕВОЧКА: Вдоль во конец шел удалый молодец.

Не товар продавать себя показать.

Ложки, ложки, расписные ложки,

Кто хочет поиграть немножко?

МОЖНО ПРОВЕСТИ ИГРУ С ЛОЖКАМИ ИЛИ ОРКЕСТР.

ВЕДУЩАЯ: Вот и закончилась наша веселая ярмарка. Спасибо мастерам за интересные

рассказы. А гостям , что внимательно слушали.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЧУКОКОРУ.

Оформление: В центре бутофорское дерево с развешенной разной обувью. Сбоку скала с

дверью на ней замок. С другой стороны столик с телефоном. За ней стойка с книгами

К.И.Чуковского. Рядом большая бутафорская книга которая открывается.

За столом сидит мудрая сова и что-то пишет.

В зал входят дети с воспитателем.

ВОСПИТАТЛЬ: Ребята, здесь собранны все на свете сказки. Посмотрите,это же старая мудрая

Сова! Она знает все-все сказки, может ответить на любой вопрос! Но сейчас она занята.

Давайте сядем на ковер и подождем.

(телефонный звонок, Сова поднимает трубку)

СОВА: Кто говорит? Слон? Откуда? От верблюда? Что вам надо? Шоколада? Ошиблись

опять. Звоните по номеру 125. А это библиотекаю

( снова звонок)

СОВА: Кто говорит? Детский сад? Кто пропал? Айболит? Из всех книг ? Не может быть? У

меня ничего не проподает! Перезвоните пожалуйста.

( берет книги, листает одну за другой)

ВЕД: Мудрая Сова, чем вы так озабочены?

СОВА: Из всех книг пропал Айболит. Но у меня есть волшебная книга. Оттуда он не мог

пропасть.

( дети и сова листают бутафорскую книгу. На месте Айболита -большая дыра.)

СОВА: Ох,ох,ох, исчез! Это проделки Бармалея!Мне срочно надо отправлятся на поиски

Айболита в страну Чуккокору. Ох! Боюсь я одна не справлюсь !

ВЕД: А мы поможем! А что это за страна такая?

СОВА: В этой стране живут сказки Корнея Чуковского и ведет туда эта дверца, но откроется

она перед теми, кто знает все сказки этого замечательного писателя.

ВЕД: Ну, что , ребята , вы готовы?

ДЕТИ: Да!

Сова проверяет знания детей:

- по иллюстрациям

- По отрывкам

- Волшебный мешочек-

- продолжить строку.

Сова: Молодцы! раз вы знаете все сказки, можно идти. А не испугаетесь? Нас ждут опасности

и трудности. Запомните: чем дружнее, смелее, добрее будете вы, тем труднее злым силам

будет бороться с нами.

БОЙ ЧАСОВ.

СОВА: СлышитеЮ часы бьют! Начинается сказочное время! Не будем его терять!Вперед! За

мной!

( Все дети следом за Совой проходят через книгу и останавливаются в центре.)

СОВА: Какая удивительная и прекрасная эта страна .Здесь живут все сказки К.И.Чуковского.

Стоит нам подойти и притронутся к чему-нибудь, как мы превратимся в героев этих сказок.

Хотите?

Дети вместе с Совой считают : Раз, два, три; надевают элементы костюмов сказок: " Муха-

цекотуха, " Мойдодыр" и садятся на стульчики.

СОВА: Давайте заглянем в гости к Мухе-цекотухе. Может доктор Айболит у нее на

именинах?

Под музыку выходит Муха и напевая накрывает на стол. К ней подходит Сова.

СОВА: Дорогая Муха, не приходил ли в твою сказку доктор Айболит?

МУХА: Айболита здесь не было. А вы спросите у Мойдодыра. Я позвоню в свой волшебный

колокольчик, и вы окажетесь в сказке " Мойдодыр".

( Муха танцует с колокольчиком, а дети уносят декорации.)

Инсценируется отравок из сказки " Мойдодыр"

РАССКАЗЧИК: Вдруг из маминой из спальни кривоногий и хромой выбегает умывальник и

качает головой.

МОЙДОДЫР: Я-великий умывальник, знаменитый Мойдодыр,

Умывальников начальник и мочалок командир.

( обращается к грязнуле)

Ах, ты гадкий, ах ты грязный, неумытый поросенок.

Ты грязнее трубочиста, полюбуйся на себя!

У тебя на шее вакса, у тебя под носом клякса, у тебя такие руки, что сбежали даже брюки!

Даже брюки, даже брюки убежали от тебя!

Если топну я ногою, позову своих солдат, в эту комнату толпою Умывальники влетят. И

залают и завоют и ногами застучат.

И тебе головомойку Неумытому дадут. Прямо в мойку , прямо в мойку с головою окунут.

РАЗКАЗЧИК: Он ударил в медный таз и вскричал:

МОЙДОДЫР: Карабарас!

Выбегают дети в роли: Щеток, мыла, мочалок.

И сечас же щетки, щетки затрещали как трещетки и давай его тереть,приговаривать:

ДЕТИ: Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто.

Будет , будет трубочист чист, чист, чист, чист.

Тут и мыло подскочило и вцепилось в волоса. И юлило , и мылило, и кусала , как оса.

СОВА: Подождите, подождите...

О великий умывальник, знаменитый Мойдодыр, умывальников начальник и мочалок

командирю

Не встречался ли вам доктор Айболит?

МОЙДОДЫР: Айболита я не видел.

СОВА: Ой! Тише! Сюда кто-то идет. Самое главное ничего не бойтесь! ( прикрывает детей

крыльями)

Под музыку входит Бармалей.

БАРМАЛЕЙ: Я-кровожадный, я-беспощадный,я-злой разбойник Бармалей! И мне не надо ни

мармелада, ни шоколада. А только маленьких,очень маленьких детей!

Карабас-Барабас пообедаю сейчас!

СОВА: Ведите себя потише, пожалуйста, вас все равно никто не боится! Лучше скажите где

Айболит?

БАРМАЛЕЙ: Ничего я не знаю! Вон Паук. Он покажет вам где Айболит.

ПАУК: Я покажу! Беритесь все за руки и идите за мной!

( дети идут за пауком он запутывает цепочку)

СОВА: Стойте, стойте, он же завадит нас в свою паутину. Расцепите руки и ловите паука в

круг.

ПАУК: А я на помощь Таракана позову! Тараканище!

ТАРАКАН: Я рычу, я кричу, я усами шевелю.

Подождите, не спешите я вас мигом проглочу!

ДЕТИ И СОВА:

-Разве это великан? ха-ха-ха!

- Это просто таракан! ха-ха-ха!

( наступают на таракана и паука)

Таракан, таракан, таракашечка,жидконогая козявочка, букашечка.

( Слышется звон падающей посуды)

Входит Федора.

ФЕДОРА: Села бы баба за стол...

Да стол за ворота ушел.

Сварила бы баба щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы...

ДЕТИ: Ой, горе Федоре, горе!

ФЕДОРА: Что же мне делать?

ДЕТИ: Поганых тараканов повывести!

Пруссаков и пауков повымести!

СОВА: И чудо случилось с ней стала Федора добрей.

ФЕДОРА: Ой, вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка немытые домой, я водою вас умою ключевой.

Я почищю вас песочком,окачу вас кипяточком,

И вы будете опять словно солнышко сиять!

( берет метлу, выметает паука и таракана)

БАРМАЛЕЙ: Ой! я слабею! Ой! У меня болит....

СОВА: Говори быстро где Айболит! Только он тебе поможет!

БАРМАЛЕЙ: Вот ключи! Там Айболит в пещере!

Сова с детьми выводят Айболита из пещеры.

АЙБОЛИТ: Спасибо вам, дети!Как хорошо ,что вы пришли мне помощь. Мне одному никогда

не удалось бы справится с Бармалеем. Вы мои верные друзья!

СОВА: Вот и кончилось сказочное время! Добро в сказке победило, потому что мы с вами

были дружны, добры и бесстрашны. И очень хорошо знали сказки К.И. Чуковского.



В раздел образования