Напоминание

Психолого-педагогические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ


Автор: Мартынова Жанна Валерьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Школа № 2121 дошкольный корпус № 3
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Психолого-педагогические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психолого-педагогические рекомендации по работе воспитателя

с ребёнком, имеющим задержку психического развития (ЗПР)

Особенности развития детей с ЗПР:

Воспитателю, работающему с детьми с ЗПР, важно знать как можно больше

о данной форме дизонтогенеза. В работе с детьми с задержкой психического

развития необходимо учитывать такие психологические особенности, как:

нестойкость

и

незрелость

эмоциональной

сферы,

истощаемость

и,

как

следствие,

низкую

работоспособность,

изменения

в

темпе

формирования

высших

психических

функций

(опосредованное

и

произвольное

запоминание,

обобщающие

функции

образного

мышления

и

логического

мышления).

Кроме

того,

для

детей

с

ЗПР,

особенно

со

сниженной

познавательной

активностью,

часто

характерно

избегание

произвольной

деятельности, поэтому важно соблюдать четкий последовательный режим

для того, чтобы исключить возможность не завершённости начатых ребенком

действий.

Организация НООД:

1.

Необходимо постоянно поддерживать у ребёнка уверенность в своих

силах,

обеспечить

субъективное

переживание

успеха.

Трудность

заданий

должна

возрастать

постепенно,

пропорционально

возможностям

ребёнка. Не концентрируйте внимание на недостатках

ребенка.

2.

Не нужно требовать немедленного включения в работу, ставить ребёнка

в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать

некоторое время для обдумывания.

3.

Не давайте ребенку многоступенчатую инструкцию, а дробите ее на

части.

4.

В

момент

выполнения

задания

недопустимо

отвлекать

ребёнка

на

какие-либо

дополнения,

уточнения,

инструкции,

т.к.

процесс

переключения у таких детей значительно снижен.

5.

Стараться

облегчить

образовательную

деятельность

использованием

зрительных опор (игрушек, картинок, видеоряда), но не увлекаться, т.к.

объём восприятия снижен.

6.

Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного,

слухового,

кинестетического).

Дети

должны

слушать,

смотреть,

проговаривать и т.д.

7.

Необходимо

развивать

самоконтроль,

давать

возможно сть

самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это

тактично, используя игровые приемы.

8.

Для

этих

детей

важна

не

быстрота

и

количество

сделанного,

а

тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.

9.

С

целью

усиления

мотивации

необходимо

прибегать

к

дополнительному поощрению (похвала, соревнования, жетоны, фишки,

наклейки и др.).

10.

Создавать

максимально

спокойную

обстановку

в

ходе

НООД,

поддерживать атмосферу доброжелательности.

11. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с

ЗПР и их особенностям.

Развитие дефицитарных функций:

По

возможности

необходимо

уделять

внимание

развитию

таких

дефицитарных функций, как:

1.

Тактильно-двигательное восприятие

2.

Узнавание и воспроизведение формы, величины, цвета

3.

Зрительное восприятие и зрительная память, внимание

4.

Восприятие пространства и времени

5.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

6.

Овладение мыслительными операциями: сравнения, анализа, синтеза,

классификации, обобщения

7.

Применение усвоенных мыслительных операций в новых условиях

Создание дополнительной мотивации для детей с ЗПР:

1.

Простое переспрашивание, просьба повторить Ваши слова

2.

Выражение

одобрения

и

стимуляция

дальнейших

действий

словами

«хорошо», «а дальше»

3.

Задавать вопросы о том, что сделал и почему выполнил то или иное

действие

4.

Задавать наводящие вопросы или помогать высказывать объяснения

5.

Подсказывать, давать совет действовать тем или иным способом

6.

Демонстрировать действия и просить повторить их самостоятельно

7.

Обучать тому, как надо выполнять задания

8.

Использовать различного рода игровые ситуации, дидактические игры,

игровые упражнения

Психолого-педагогические рекомендации по работе воспитателя

с ребёнком, имеющим тяжелое нарушение речи (ТНР)

Особенности развития детей с ТНР:

У детей с ТНР отсутствует первичное нарушение интеллекта, сохранен

слух, но имеются серьезные речевые дефекты, которые оказывают негативное

воздействие

на

становление

психики:

невнятная

речь,

неправильное

произношение звуков, недостаточная степень овладения звуковым составом

слова,

которое

может

в

школе

повлечь

за

собой

нарушение

в

развитии

навыков

чтения

и

письма.

Несмотря

на

то,

что

многие

дети

отлично

понимают

обращенную

к

ним

речь,

сами

они

имеют

ограниченные

возможности для общения с окружающими посредством словесной формы,

что является серьезным препятствием для полноценной коммуникации.

Организация НООД:

1.

Успешность

речевого

развития

зависит

от

условий,

в

которых

оно

протекает. Интересная, богатая впечатлениями окружающая ребенка

р еч е ва я

с р ед а

я вл я е т с я

п е р в ы м

с о ц и а л ь н ы м

у с л о в и е м

становления речи.

2.

В

задачу

воспитателя

входит

также

создание

доброжелательной

обстановки

в

детском

коллективе,

укрепление

веры

детей

в

собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний,

связанных

с

речевыми

трудностями,

формирование

интереса

к

занятиям.

3.

Особое

внимание

должно

уделяться

развитию

познавательных

интересов детей и расширению контактов с окружающими.

4.

Речь

самого

воспитателя

должна

служить

образцом

для

детей

с

речевыми

нарушениями:

быть

четкой,

предельно

внятной,

хорошо

интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения.

5.

Избегайте сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных

слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.

6.

Для активизации слухового восприятия необходимо делать паузы перед

заданиями,

менять

интонацию,

использовать

прием

неожиданности

(стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).

7.

Во

время

образовательной

деятельности,

дежурств,

коллективного

труда, одевания на прогулку воспитатель своими вопросами побуждает

таких детей к речевому общению. Например, при одевании детей на

прогулку,

воспитатель

спрашивает:

«Что

ты

делаешь?»,

«Что

ты

надеваешь?», «Что надевает Маша?», «Скажи Маше, чтобы она надела

шапку» и т.д.

8.

В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет

речь ребенка.

9.

Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на

поставленный вопрос (одним словом или полным ответом).

Развитие дефицитарных функций:

По

возможности

необходимо

уделять

внимание

развитию

таких

дефицитарных функций, как:

1.

Слуховое восприятие, память и воспроизведение услышанного

2.

Понимание логико-грамматических конструкций

3.

Причинно-следственные связи в речи ребенка (причина часто меняется

со следствием)

4.

Ассоциативное

мышление,

трудности

при

подборе

слов-синонимов,

антонимов и понимании их значений

Создание дополнительной мотивации для детей с ТНР:

1.

Использование кукольного, теневого театра, игр-драматизаций бытовых

ситуаций, литературных произведений

2.

Создание ситуаций, где ребенок участвует в диалоге от лица персонажа,

что помогает справиться со страхом, неуверенностью и стеснением

3.

Цель продуктивной деятельности желательно называть дважды: перед

тем как дети начнут действовать и после завершения действия, как его

результат. Просить повторить детей с ТНР: «Что мы будем делать? Что

ты,

Маша,

будешь

делать?

Что

будет

делать

твой

сосед?

Что

мы

сделали? Что ты, Маша, сделала?» И т. д.

4.

Поддерживать у детей чувство радости от успешных самостоятельных

высказываний,

подчеркивать

рост

возможностей

и

достижений

ребенка, побуждать к проявлению речевой инициативы и творчества

Психолого-педагогические рекомендации по работе воспитателя

с ребёнком, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата

(НОДА)

Особенности развития детей с НОДА

Дети с НОДА имеют двигательные расстройства вследствие поражения

центральной нервной системы в раннем онтогенезе в результате родовых

травм и наследственных синдромов, а также вследствие воспалительных

заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата в раннем и дошкольном

возрасте.

По

выраженности

двигательного

дефекта

различают

лёгкую,

среднюю и тяжёлую степень.

Лёгкие двигательные расстройства позволяют ребёнку передвигаться

самостоятельно

без

опоры

и

помощи

взрослых

дефектной

походкой

на

значительные расстояния и самостоятельно обслуживать себя.

Двигательные

нарушения

средней

степени

тяжести

проявляются

в

трудностях

овладения

навыками

самообслуживания

и

самостоятельного

передвижения.

Ребёнок с нарушениями опорно-двигательного аппарата тяжёлой степени

тя же сти

не

спо собен

к

с амо стоя тельному

перед вижению

и

самообслуживанию.

Организация НООД:

1.

Обеспечение

здоровьесберегающих

условий

образования:

климата

психологического комфорта, учет периодов работоспособности детей

на

занятиях

(период

врабатываемо сти,

период

в ы с о ко й

продуктивности,

период

снижения

продуктивности

с

признаками

утомляемости).

2.

Специфические

охранительные

условия

с

учетом

ортопедического

режима и рекомендаций невролога: высота стола должна быть такой,

чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола было

около 30 см (если поставить руку на локоть, то средний палец должен

доходить до угла глаза); высота стула должна быть такой, чтобы между

бедром и голенью образовался угол 90º; желательно иметь опору для

спины

и

стоп,

чтобы

не

вызывать

дополнительного

мышечного

напряжения при длительных занятиях в статическом положении.

3.

Необходимо научить ребенка правильной рабочей позе во время письма

и чтения с постоянным контролем со стороны педагогов и родителей.

Основные

требования

для

рабочей

позы

во

время

занятий

максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное

положение.

4.

Принятие

правильной,

симметричной

позы

пр о из вод ит с я

последовательно, начиная с положения стоп: стопы в опоре на полу,

колени на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных

суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом), равномерная

опора на обе половины таза, туловище периодически опирается на

спинку

стула;

между

грудью

и

столом

расстояние

от

1,5

до

2

см

(проходит ладонь ребром).

5.

Необходимо исключить возможность участия ослабленного ребенка с

дефектами осанки в любых дополнительных занятиях, связанных с

длительным сидением или асимметричной статической позой.

Развитие дефицитарных функций:

По

возможности

необходимо

уделять

внимание

развитию

таких

дефицитарных функций, как:

1.

Общее сенсомоторное развитие

2.

Пространственно-временная ориентировка

3.

Речевое и познавательное развитие

4.

Развитие эмоционально-волевой сферы

Создание дополнительной мотивации для детей с НОДА:

1.

Спокойно

реагировать

на

неуспех

ребенка

и

предлагать

несколько

вариантов исправления работы

2.

Поощрять

желания

создавать

что-либо

по

собственному

замыслу,

обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других

3.

Создавать

условия

для

разнообразной

самостоятельной

творческой

деятельности детей

4.

Помочь ребенку найти способ реализации поставленных целей

5.

Поддерживать

стремление

научиться

делать

что-то

и

радостное

ощущение возрастающей умелости

6.

Терпимо

относиться

к

затруднениям

ребенка,

позволять

ему

действовать в своем темпе

Психолого-педагогические рекомендации по работе воспитателя

со слабовидящим ребёнком

Особенности развития слабовидящих детей

Слабовидящие - дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем

глазу

с

коррекцией

обычными

очками.

Кроме

снижения

остроты

зрения

слабовидящие

могут

иметь

отклонения

в

состоянии

других

зрительных

функций (цвето- и светоощущения, периферическое и бинокулярное зрение).

Можно выделить несколько форм остаточного зрения при остроте зрения

0,04 и ниже в зависимости от сложности нарушений зрительной функции.

Главное отличие данной группы детей от слепых: зрительный анализатор

остается основным источником восприятия информации об окружающем

мире

и

может

использоваться

в

качестве

ведущего

в

образовательном

процессе.

Организация НООД:

1.

Соблюдение регламента зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций

офтальмолога).

2.

Соблюдение

светового

режима

(необходимость

дополнительного

источника света, уменьшение светового потока и другое).

3.

Рациональное

чередование

зрительной

нагрузки

со

слуховым

восприятием материала.

4.

Использование

приемов,

направленных

на

снятие

зрительного

напряжения.

5.

Использование индивидуальной, адаптированной с учетом зрительных

возможностей слабовидящих, изобразительной наглядности.

6.

С о б л юд е н и е

р е ж и м а

ф и з и ч е с к и х

н а г р у з о к

( с

у ч е т о м

противопоказаний).

7.

Увеличение времени выполнения работ по рисованию, аппликации,

лепке в 1,5 раз по сравнению с регламентом, установленным для детей,

не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

8.

Развитие

стремления

к

самостоятельности

и

независимости

от

окружающих

в

бытовых

ситуациях,

к

проявлению

социальной

активности.

Развитие дефицитарных функций:

По

возможности

необходимо

уделять

внимание

развитию

таких

дефицитарных функций, как:

1.

Зрительное восприятие и зрительная память, внимание

2.

Зрительно-моторная координация

3.

Узнавание и воспроизведение формы, величины, цвета

4.

Ориентировка в микро- (стол, рисунок) и макро- (группа, участок для

прогулок) пространстве

5.

Формирование адекватных (в соответствии с возрастом) предметных

(конкретных и обобщенных) и пространственных представлений

Создание дополнительной мотивации для слабовидящих детей:

Слабовидящие

дошкольники

более

ранимы,

тревожны,

многие

погружаются в пассивность или фантазии, страшась неизвестных предметов

и ситуаций. Они не могут в полной мере отражать свои переживания в

мимике, жестах, позах, наибольшую выразительность показывают в речи,

интонации,

темпе,

громкости.

У

слабовидящих

наблюдается

меньшая

активность в познании окружающего.

1.

Приветствие в начале дня можно провести в виде игры с мягким

тканевым мячом. Во время перекидывания мяча ребята здороваются

друг с другом, задают вопрос “как дела?” и отвечают на него. Такой

элемент игры снимет у слабовидящего ребёнка напряжение, настроит

на совместную работу и создаст условия для формирования навыка

диалогической речи.

2.

Для

привлечения

внимания

слабовидящего

ребёнка

используйте

различные

речевые

конструкции,

изменение

тембра

голоса,

его

громкости.

3.

Включайте

в

образовательную

деятельность

прослушивание

музыкальных

произведений,

которые

иллюстрируют

тему

занятия,

пение птиц, шум и звуки улицы, транспорта, животных и т.д.

4.

В ходе занятия, по возможности, для слабовидящего ребёнка заменяйте

изображение

на

предметы,

игрушки,

которые

можно

не

только

рассмотреть, но и потрогать.



В раздел образования