Автор: Щепеткина Валентина Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 26"
Населённый пункт: Город Миасс, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка, 8 класс
Тема: Комплексный анализ текста
Раздел: среднее образование
Щепёткина В. В.
МАОУ «Гимназия № 26»
г. Миасс
Та память вынесенных мук
жива, притихшая, в народе,
Как рана, что нет-нет – и вдруг
заговорит…
Александр Твардовский
Повторение.
Повторение.
Комплексный анализ текста.
Комплексный анализ текста.
Цели:
1. Проверить знания теоретического материала по
пройденным темам.
2. Проверить орфографические и пунктуационные навыки.
3. Развивать творческие способности и культуру речи.
В
В
еликая
еликая
О
О
течественная
течественная
в
в
ойна, стоять насмерть,
ойна, стоять насмерть,
м
м
о
о
нумент , арти
нумент , арти
лл
лл
ерия, к
ерия, к
о
о
мандир, а
мандир, а
в
в
т
т
о
о
мат,
мат,
с
с
о
о
лдат, патри
лдат, патри
о
о
тизм, ле
тизм, ле
й
й
тенант, баталь
тенант, баталь
о
о
н,
н,
кан
кан
о
о
нада,
нада,
окк
окк
упация, амбр
упация, амбр
а
а
зура, разве
зура, разве
д
д
чик,
чик,
б
б
о
о
мбардировать, блинда
мбардировать, блинда
ж
ж
,
,
о
о
белиск,
белиск,
Д
Д
ень
ень
П
П
обеды.
обеды.
Нет ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки – «3»
Больше – поучите ещё
Найти соответствия
Найти соответствия
1.
Оккупация
2.
Канонада
3.
Блиндаж
4.
Амбразура
А) Полевое укрытие от
снарядов
Б) Временное
насильственное занятие
вооруженными силами
территории другого
государства
В) Бойница – отверстие для
стрельбы в
оборонительном
сооружении
Г) Сильная частая стрельба
из многих орудий
(1) (В)начале марта в одном из боев за Севастополь морской полк
переш…л в контратаку. (2) Атака поддерживалась танками и арти…
ерией. (3) Арти…ерия била по вершине парализуя огонь фашистов,
танки ползали вдоль склона подавляя огневые точки противника. (4)
Один из танков вышел из боя, так как на нем был т…жело ранен к…
мандир. (5) (Не)успели санитары вытащить из люка ране…ого, из
кустов подош…л к танку моряк с повязкой на руке видимо только что
наложе…ой. (6) Оценив обстановку и поняв, что танк без к…мандира
вынужден ост…ваться вне боя, он ловко забрался в танк и крикнул
Товарищ лейтенант нельзя(ли) батареям перенести огонь? Я бы там
всех фашистов передавил, как клопов. (7) Узнав с ог…рчением, что его
прогулка на вершину мешает заградительному огню, моряк выск…чил
из танка. (8) Подкинув здоровой рукой неме…кий а…томат с ним он
путеше(?)ствовал в танке он исчез в кустах. (9) Только о нем и узнали,
что он старшина, да запомнили сине(?)белые полоски «морской души»
тельняшки мелькнувшей в вырезке ватника зак…пченного дымом и
замазанного кровью. (10) По словам танкистов этот моряк с землей ср…
внял пулеметное гнездо фашистов. (11) Где он сейчас? (12) Может
быть лежит теперь где(?)то там на этой страшной изорванной
снарядами земле.
(1) В начале марта в одном из боев за Севастополь морской полк
перешёл в контратаку. (2) Атака поддерживалась танками и
артиллерией. (3) Артиллерия била по вершине, парализуя огонь
фашистов, танки ползали вдоль склона, подавляя огневые точки
противника. (4) Один из танков вышел из боя, так как на нем был
тяжело ранен командир. (5) Не успели санитары вытащить из люка
раненого, из кустов подошёл к танку моряк с повязкой на руке,
видимо только что наложенной. (6) Оценив обстановку и поняв, что
танк без командира вынужден оставаться вне боя, он ловко забрался
в танк и крикнул: «Товарищ лейтенант, нельзя ли батареям перенести
огонь? Я бы там всех фашистов передавил, как клопов». (7) Узнав с
огорчением, что его прогулка на вершину мешает заградительному
огню, моряк выскочил из танка. (8) Подкинув здоровой рукой
немецкий автомат (с ним он путешествовал в танке), он исчез в
кустах. (9) Только о нем и узнали, что он старшина, да запомнили
сине-белые полоски «морской души»-тельняшки, мелькнувшей в
вырезке ватника, закопченного дымом и замазанного кровью. (10) По
словам танкистов, этот моряк с землей сровнял пулеметное гнездо
фашистов. (11) Где он сейчас? (12) Может быть, лежит теперь где-то
там, на этой страшной, изорванной снарядами земле.
Сущ. В Р.п.
Вв.сл.
1. Вставить пропущенные знаки препинания и объяснить их.
1. Вставить пропущенные знаки препинания и объяснить их.
2. Объяснить пропущенные орфограммы.
2. Объяснить пропущенные орфограммы.
3. Определить тему текста:
3. Определить тему текста:
а) В тексте идет речь об обороне Севастополя.
а) В тексте идет речь об обороне Севастополя.
б) Автор рассказывает о том, как вышел из боя танк по причине
б) Автор рассказывает о том, как вышел из боя танк по причине
ранения командира.
ранения командира.
в) Автор говорит о геройском подвиге моряка, сумевшего
в) Автор говорит о геройском подвиге моряка, сумевшего
уничтожить огневую точку противника.
уничтожить огневую точку противника.
4. Какая характеристика соответствует тексту?
4. Какая характеристика соответствует тексту?
а) Художественный, повествование
а) Художественный, повествование
б) Публицистический, рассуждение
б) Публицистический, рассуждение
в) Публицистический, описание
в) Публицистический, описание
г) Художественный, описание
г) Художественный, описание
5. Как связано 1 со 2, 2 с 3 предложения?
5. Как связано 1 со 2, 2 с 3 предложения?
6. Какие средства выразительности использованы в предложении №12?
6. Какие средства выразительности использованы в предложении №12?
а) олицетворение
а) олицетворение
б) метафора
б) метафора
в) эпитет
в) эпитет
г) сравнение
г) сравнение
7. Указать, какая пара слов не является словосочетанием.
7. Указать, какая пара слов не является словосочетанием.
а) вытащить из люка
а) вытащить из люка
б) не успел вытащить
б) не успел вытащить
в) рослый моряк
в) рослый моряк
г) недавно наложенной
г) недавно наложенной
8. Укажите способ образования слова «заградительный».
8. Укажите способ образования слова «заградительный».
Заградительный заградить (суффиксальный)
В каком из данных предложений допущена
В каком из данных предложений допущена
грамматическая ошибка?
грамматическая ошибка?
1. Писатель показал героизм разведчиков,
1. Писатель показал героизм разведчиков,
мужественно и самоотверженно выполнивших
мужественно и самоотверженно выполнивших
свой патриотический долг.
свой патриотический долг.
2. Повернув простреленную ногу, острая боль
2. Повернув простреленную ногу, острая боль
пронзила все его тело.
пронзила все его тело.
3. Пожертвовав жизнью, он спас сотни людей
3. Пожертвовав жизнью, он спас сотни людей
от неминуемой гибели.
от неминуемой гибели.
Творческое списывание с распространением текста
Вставьте в предложения обособленные обороты, вводные и вставные
конструкции, придаточные предложения.
Перед нами небольшая лесная полянка, окруженная хвойными деревьями.
На полянке, у елки, расположились на отдых солдаты. Во всём чувствуется
боевая обстановка: у каждого солдата есть автомат, разведчики одеты в
белые халаты. В центре картины мы видим солдата. Он рассказывает что-
то, очевидно, очень смешное.
Лицо Тёркина (мы уже догадались, что речь идёт о нём) привлекает
выражением добродушия и в то же время лукавства. Весёлый рассказ его
заставляет забыть невзгоды суровой войны
4
.
Молодые ребята, сидящие рядом с Теркиным, не сводят смеющихся глаз с
его лица. Правдиво изобразил художник Василия Теркина – героя поэмы
А.Т.Твардовского, смелого, находчивого, неунывающего.
Весёлый рассказ его
Весёлый рассказ его
заставляет забыть невзгоды
заставляет забыть невзгоды
суровой войны.
суровой войны.
прилаг.
сущ
..
сог.
кос.
глагол
Н.ф. гл.
сущ.
пр.
СГС
прилаг.
сущ.
мест.
нес.
сог.