Автор: Щепеткина Валентина Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 26"
Населённый пункт: Город Миасс, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка урока развития речи
Тема: Творческая мастерская 10 класс
Раздел: полное образование
Творческая мастерская
«А что там, за окном?»
(Урок развития речи в 10 классе)
Учитель Щепёткина В.В.
МАОУ «Гимназия №26» г. Миасс.
Цели:
- Пробудить в учащихся творческое воображение;
- учить видеть неповторимое в обыденном;
- формировать положительные чувства школьников;
- развивать стремление радоваться жизни.
Этапы творческого воображения:
- возникновение творческой идеи;
- «вынашивание» замысла;
- реализация замысла.
Оборудование: автоматизированное рабочее место учителя.
0
Ход урока
На доске эпиграф:
Если мы хотим научиться думать, то
прежде должны научиться придумывать.
Д. Родари.
Слово учителя:
Мир, окружающий нас, огромен и многообразен. Но порой мы недооцениваем
того влияния, которое оказывают на формирование чувств повседневные
жизненные ситуации, люди, книги, природа, произведения искусства. Наше
воображение – это удивительная возможность увидеть неповторимое в
обыденном, открыть «необыкновенное» чудо в прозе окружающей жизни, это
окно в загадочный непредсказуемый мир. А действительно, что может быть
особенного за окном?
Припомним: когда мы просыпаемся, куда мы сразу смотрим? В окно!
Ведь нам интересно узнать, что там? За окном? Светит ли солнце, или небо
затянули тяжёлые хмурые тучи? Падают ли лёгкие снежинки, или стучит о стекло
косой осенний дождь? А может быть, за окном качаются прозрачные лиловые тени
в яркой листве и щебечут птицы? Порой от того, что мы увидели утром за окном,
зависит настроение целого дня. Разве это пустяки?
Перед вами выставка репродукций картин и фотовыставка. Их объединяет
творческая идея: что там, за окном?
(Слайд № 1-3)
1
Это и наша творческая идея. Замысел идеи вы «вынашивали» целую неделю. На
сегодняшнем занятии этот замысел должен реализоваться.
А что там, за окном? Что видели там, за окном герои романа Л.Н.
Толстого «Война и мир»?
(Выступление учащихся Головиной Ольги, Тоскиной Насти и Сергеева Антона.
«Сцена у окна».)
А вот что увидел за окном Печорин – герой М.Ю. Лермонтова.
(Монолог Печорина из главы «Княжна Мери» «Вечером после дождя…» в
исполнении Чемоданова Евгения.)
А что увидели за окном вы? Прежде чем вы будете писать лирическую миниатюру,
в которой была бы реализована наша творческая идея «Что там, за окном?», хочу
обратить ваше внимание на эпиграф к уроку. Это слова Д. Родари: «Если мы хотим
научиться думать, то прежде должны научиться придумывать». Воображение –
психический процесс, заключающийся в создании новых образов, представлений
путём переработки материала восприятий представлений, полученных в
предшествующем опыте. Воображение – своеобразная форма отражения
действительности. Есть такое сравнение: одни видят в луже лужу, а другие звёзды,
которые в ней отражаются. Напишите, что увидели там, за окном, вы? (Работа над
миниатюрой 7-10 минут)
Чтение придуманных миниатюр. (3 – 4 человека)
А что видели за окном поэты?
(Учащиеся читают стихи.)
А. Фет. «Любо мне в комнате ночью стоять у окошка…»
Шатрова Настя.
Я. Полонский. «За окном в тени мелькает русая головка…»
Бреднев Павел.
М. Цветаева. «Вот опять окно, где опять не спят…»
Орлова Дарья.
Наша мастерская творческого письма продолжает работать. Сейчас я прочитаю вам
стихотворение Ярослава Смелякова «Если я заболею, к врачам обращаться
не стану…» А теперь сами прочитайте его сами. (Слайд №4)
2
Выпишите из него понравившиеся слова и словосочетания.
А сейчас подчеркните 3 самых важных или красивых слова.
С этими словами мы сейчас поиграем. Перед вами таблица.
(Слайд № 5)
Запишите ассоциации, которые возникли у вас и придумайте рифмы к этим словам.
А теперь с получившимися словами попробуйте придумать стихотворение. Не
забывайте, что ваш лирический герой должен ответить на вопрос: «А что там, за
окном?»
(На выполнение работы 10-15 минут)
Чтение получившихся стихов.
Итак, наш замысел реализован. А закончить занятие хочется песней,
соответствующей нашей теме. Звучит песня Тихона Хренникова на стихи
Владимира Матусовского «Московские окна».
Приложения.
3
Слово
Ассоциации
Рифмы
Окна
Горящие окна, окна счастья,
красота за окном, окно любви,
окно надежды, тепло за окном,
глаза окна, свет в окне.
Счастья-ненастья, окна-воткнут,
кнут, живут, проклянут, окна -
одна, волна, окном-потом, о нём.
Туман
Утро туманное, утро седое,
туманный лик луны, за окном
туман, седины тумана, сизый
туман, туман в любви.
Обман, дурман, манит, ум, манна,
нам.
Луч
Игра луча во тьме, луч тронул
гладь стекла, луч надежды, луч
света в царстве тьмы, луч
пурпурного заката.
Туч, летуч, кипуч, лучше, учит,
мучит, трескучий.
Стихотворение, написанное Орловой Дашей.
Долго-долго у окна стою,
Уж надежды нет, а я всё смотрю.
Лик луны безразличен мне,
А душа горит, словно я в огне.
За окном туман, и прохожих нет.
Лишь в окне моём горит яркий свет.
И не верю я, что любовь - обман,
Только ниже стелется по земле туман.
Утром тронул луч гладь стекла,
И туман ушёл, а всё одна.
Поздним вечером снова свет зажгу,
И поймёт мой друг, что его я жду.
4