Напоминание

Творческая мастерская 10 класс


Автор: Щепеткина Валентина Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 26"
Населённый пункт: Город Миасс, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка урока развития речи
Тема: Творческая мастерская 10 класс
Раздел: полное образование





Назад




Творческая мастерская

«А что там, за окном?»

(Урок развития речи в 10 классе)

Учитель Щепёткина В.В.

МАОУ «Гимназия №26» г. Миасс.

Цели:

- Пробудить в учащихся творческое воображение;

- учить видеть неповторимое в обыденном;

- формировать положительные чувства школьников;

- развивать стремление радоваться жизни.

Этапы творческого воображения:

- возникновение творческой идеи;

- «вынашивание» замысла;

- реализация замысла.

Оборудование: автоматизированное рабочее место учителя.

0

Ход урока

На доске эпиграф:

Если мы хотим научиться думать, то

прежде должны научиться придумывать.

Д. Родари.

Слово учителя:

Мир, окружающий нас, огромен и многообразен. Но порой мы недооцениваем

того влияния, которое оказывают на формирование чувств повседневные

жизненные ситуации, люди, книги, природа, произведения искусства. Наше

воображение – это удивительная возможность увидеть неповторимое в

обыденном, открыть «необыкновенное» чудо в прозе окружающей жизни, это

окно в загадочный непредсказуемый мир. А действительно, что может быть

особенного за окном?

Припомним: когда мы просыпаемся, куда мы сразу смотрим? В окно!

Ведь нам интересно узнать, что там? За окном? Светит ли солнце, или небо

затянули тяжёлые хмурые тучи? Падают ли лёгкие снежинки, или стучит о стекло

косой осенний дождь? А может быть, за окном качаются прозрачные лиловые тени

в яркой листве и щебечут птицы? Порой от того, что мы увидели утром за окном,

зависит настроение целого дня. Разве это пустяки?

Перед вами выставка репродукций картин и фотовыставка. Их объединяет

творческая идея: что там, за окном?

(Слайд № 1-3)

1

Это и наша творческая идея. Замысел идеи вы «вынашивали» целую неделю. На

сегодняшнем занятии этот замысел должен реализоваться.

А что там, за окном? Что видели там, за окном герои романа Л.Н.

Толстого «Война и мир»?

(Выступление учащихся Головиной Ольги, Тоскиной Насти и Сергеева Антона.

«Сцена у окна».)

А вот что увидел за окном Печорин – герой М.Ю. Лермонтова.

(Монолог Печорина из главы «Княжна Мери» «Вечером после дождя…» в

исполнении Чемоданова Евгения.)

А что увидели за окном вы? Прежде чем вы будете писать лирическую миниатюру,

в которой была бы реализована наша творческая идея «Что там, за окном?», хочу

обратить ваше внимание на эпиграф к уроку. Это слова Д. Родари: «Если мы хотим

научиться думать, то прежде должны научиться придумывать». Воображение –

психический процесс, заключающийся в создании новых образов, представлений

путём переработки материала восприятий представлений, полученных в

предшествующем опыте. Воображение – своеобразная форма отражения

действительности. Есть такое сравнение: одни видят в луже лужу, а другие звёзды,

которые в ней отражаются. Напишите, что увидели там, за окном, вы? (Работа над

миниатюрой 7-10 минут)

Чтение придуманных миниатюр. (3 – 4 человека)

А что видели за окном поэты?

(Учащиеся читают стихи.)

А. Фет. «Любо мне в комнате ночью стоять у окошка…»

Шатрова Настя.

Я. Полонский. «За окном в тени мелькает русая головка…»

Бреднев Павел.

М. Цветаева. «Вот опять окно, где опять не спят…»

Орлова Дарья.

Наша мастерская творческого письма продолжает работать. Сейчас я прочитаю вам

стихотворение Ярослава Смелякова «Если я заболею, к врачам обращаться

не стану…» А теперь сами прочитайте его сами. (Слайд №4)

2

Выпишите из него понравившиеся слова и словосочетания.

А сейчас подчеркните 3 самых важных или красивых слова.

С этими словами мы сейчас поиграем. Перед вами таблица.

(Слайд № 5)

Запишите ассоциации, которые возникли у вас и придумайте рифмы к этим словам.

А теперь с получившимися словами попробуйте придумать стихотворение. Не

забывайте, что ваш лирический герой должен ответить на вопрос: «А что там, за

окном?»

(На выполнение работы 10-15 минут)

Чтение получившихся стихов.

Итак, наш замысел реализован. А закончить занятие хочется песней,

соответствующей нашей теме. Звучит песня Тихона Хренникова на стихи

Владимира Матусовского «Московские окна».

Приложения.

3

Слово

Ассоциации

Рифмы

Окна

Горящие окна, окна счастья,

красота за окном, окно любви,

окно надежды, тепло за окном,

глаза окна, свет в окне.

Счастья-ненастья, окна-воткнут,

кнут, живут, проклянут, окна -

одна, волна, окном-потом, о нём.

Туман

Утро туманное, утро седое,

туманный лик луны, за окном

туман, седины тумана, сизый

туман, туман в любви.

Обман, дурман, манит, ум, манна,

нам.

Луч

Игра луча во тьме, луч тронул

гладь стекла, луч надежды, луч

света в царстве тьмы, луч

пурпурного заката.

Туч, летуч, кипуч, лучше, учит,

мучит, трескучий.

Стихотворение, написанное Орловой Дашей.

Долго-долго у окна стою,

Уж надежды нет, а я всё смотрю.

Лик луны безразличен мне,

А душа горит, словно я в огне.

За окном туман, и прохожих нет.

Лишь в окне моём горит яркий свет.

И не верю я, что любовь - обман,

Только ниже стелется по земле туман.

Утром тронул луч гладь стекла,

И туман ушёл, а всё одна.

Поздним вечером снова свет зажгу,

И поймёт мой друг, что его я жду.

4



В раздел образования