Напоминание

Проект: "Песенное творчество в ДОУ"


Автор: Сологуб Наталья Валерьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Д/с №61 "Тропинка
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект: "Песенное творчество в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект: «Песенное творчество в ДОУ»

Сологуб Наталья Валерьевна –

музыкальный руководитель

МБДОУ Д/с №61 «Тропинка» г. Якутск

Цель:

-

Поиск

и

реализация

эффективных

подходов

к

процессу

формирования

и

развития творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста.

- Привить интерес ребенка к песни и к песенному творчеству, способствовать

развитию творческих способностей ребенка.

Задачи:

-Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне: «ре» 1

октавы -- «до» 2 октавы;

- Стимулировать детей к звукоподражанию;

- Учить детей чисто произносить гласные и согласные звуки;

-

Учить

самостоятельно

воспроизводить

в

песне

усиление

и

ослабление

динамики;

-Упражнять детей в чистом интонировании звуков;

-Учить детей различать и эмоционально передавать в песнях различный характер,

выражать в песне чувства и настроение.

Программное содержание:

- Предлагается поэтапная серия творческих заданий, которые подобраны так,

чтобы перед детьми возникали все усложняющиеся задачи, требующие от детей

инициативы и творческих проявлений, проект состоит из перспективного плана

занятий и методических указаний к нему.

План проекта:

-Теоретическое обоснование проекта;

- Методические указания к плану;

- Перспективный план работы.

Теоретическое обоснование проекта.

Искусство

необходимая

часть

жизни

человека,

форма

своеобразной

творческой деятельности, рождающая художественные ценности.

Каждый год в детский сад приходят совершенно иные дети, иное поколение.

Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое

интересное скрыто в них самих, а не только в игрушках и компьютерах?

Как

заставить

душу

«трудиться»?

Как

сделать

творческую

деятельность

потребностью, а искусство – необходимой частью жизни?

Российские педагоги-музыканты: Метлов Н.А., Ветлугина Н.А. называют

песенное

творчество

самым

массовым

и

доступным

видом

исполнительства,

основным

средством

музыкального

воспитания.

Песня

ценное

средство

нравственно-эстетического

воспитания,

благодаря

единству

музыкального

и

литературного

текста.

Дети

любят

петь.

Исполняя

песни,

они

глубже

воспринимают

музыку,

активно

выражают

свои

переживания

и

чувства.

Фантазирование во время песни, быстрое варьирование – все это является в этом

возрасте возможностями для организации творческой деятельности, воспитанию

индивидуальной личности.

Сознание

детей

старшего

дошкольного

возраста

еще

не

расчленено,

и

оно

способно

художественно

осваивать

мир,

делать

бесконечные

переносы

одних

качеств

предмета

на

другие.

Но

постепенно,

с

возрастом

эта

способность

утрачивается. Взрослые предлагают детям все делать по схеме, отработанному

шаблону,

часто

неоправданно

регламентируя

их

поведение.

В

результате

мы

получаем стандартно мыслящего человека, лишенного творческого восприятия

мира,

эвритичности.

И

этот

процесс

безостановочно

течет,

как

в

домашних

условиях, так и в детском саду. А общество нуждается в активных творческих

личностях. Ведь творчество – это свобода, шаг в незнаемое и отступление от

определенных норм.

Все музыкальные способности называют творческими. Однако музыкальные

способности

не

значит

творческие.

Музыкально-

сенсорные

способности

(развитие разных видов слуха: звуковысотного, ритмического, динамического,

тембрового) являются предпосылками для развития музыкальности и создают

основу для развития творческих способностей ребенка.

«Каждый

ребенок

талантлив!»

-

это

утверждение

означает,

что

задатки

творческих способностей есть у каждого ребенка. Конечно, они имеют разные

количественные и качественные характеристики.

Понятие «творчество» и «креативность» относятся к перекрещивающимся

понятиям. Понятие «креативность» больше ориентировано на личность, понятие

«творчество» - на деятельность и результат. Когда мы говорим о креативности,

речь

не

идет

о

создании

зримого,

вещественного,

материального

продукта.

Результатом

креативного

процесса

является

само

формирование

личности,

создание уникального микрокосмоса – человеческой индивидуальной психики,

души.

Методические указания по использованию перспективного плана.

1 этап: «Звукоподражание».

Зачатки первоначальных песенных проявлений надо искать в первоистоках

музыкальной темы – в мотивах, интонационных оборотах, имеющих тематически

выразительное

значение.

Эти

мотивы,

попевки

подчас

подражают

реальному

звучанию окружающего мира (звук горна,пение кукушки, и т.д.), а также передают

интонации выразительной речи человека (ауканье переклички, интонирование

своих имен и т.д.).

Чтобы стимулировать детей к новой для них деятельности, можно использовать

специально написанные песни-образцы. В них поется о каком-либо знакомом

жизненном явлении и дается образец, как, например, гудит пароход, жужжит

пчела. Детям исполняется песня, и предлагается придумать, в соответствии с

текстом

песни

свои

интонации

звукоподражания.

При

этом

необходимо

напомнить, что каждый должен придумать по-своему.

Например,

в

песне-образце

«Пароход

гудит»

гудок

парохода

выражен

определенной

интонацией,

можно

придумать

гудок

с

другим

ритмическим

рисунком,

с

другой

интонацией.

После

объяснения

педагог

вторично

играет

фортепианное вступление, затем поет песню акапельно и предлагает ребенку

закончить песню, по-своему импровизируя гудок парохода.

После детского исполнения педагог проигрывает последние такты песни, чтобы

ребёнок вновь почувствовал заданную тональность.

Давать детям задания:

- петь, самостоятельно, находя то высокие интонации (поёт маленькая кукушка,

мяукает котёнок и т.д.), то более низкие (поёт большая кукушка, мяукает кошка и

т. д.);

-импровизировать простейшие попевки, подражая звучанию горна (тра-та-та);

- играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и

попытаться воспроизводить их в пении;

- петь свои имена на твух-трёх звуках, передавая разнообразные интонации;

- вести певческую перекличку, один ребёнок поёт: «Ау, где ты?», другой отвечает:

«Я здесь», следующая пара придумывает новые интонации;

- импровизировать мотив из двух-трёх звуков на слоги «ля-ля», другой ребёнок

придумывает свой мотив, дети соревнуются, кто больше придумает попевок.

2 этап: «Развитие интонации».

На этом этапе необходимо упражнять детей в чистом интонировании различных

интервалов,

чисто

произносить

гласные

и

согласные

звуки.

Учить

детей

самостоятельно различать в музыке усиление и ослабление динамики. Вначале

песня

разучивается

в

сопровождении

одной

мелодии,

а

позднее

с

полным

аккомпанементом.

Для развития у детей звуковысотного восприятия педагог

показывает

рукой,

какой

звук

выше,

а

какой

ниже.

Целесообразно

перед

разучиванием

песни

использовать

наглядно-иллюстрационный

материал:

фланелеграф или магнитную доску с красочным изображением героев песни

(например,кукушки, дерева). Показать, как кукушка перелетает с ветки на ветку.

По мере освоения задания изображение дерева заменяется линейками нотного

стана.

3 этап:«Развитие чувства лада»

Учить детей различать и передавать в песнях различный характер: нежный,

лирический, радостный, печальный и т. д. Следить за тем, чтобы дети правильно

брали дыхание, точно интонировали мелодию, а также четко произносили гласные

и согласные звуки. Перед разучиванием песни рекомендуется провести с детьми

беседу на тему текста песни, её характера, настроения.

Для получения необходимого звучания голоса рекомендуется использовать

небольшие попевки, песни. Например, для разучивания песни: «Первый теплый

день»

Н.Макаровой,

О.

Ивановой,

можно

предложить

для

распевания

песню

«Кукушка» Е. Тиличеевой или песню «Что ты хочешь, кошечка?» Г. Зингера,

А.Шибицкой.

4 этап:«Творческие проявления» (вопросно-ответная форма)

При объяснении задания детям напоминают, что в разговоре людей один

спрашивает, а другой отвечает, например: «Ты куда идёшь?» -«Домой!». В песне

тоже можно задать музыкальный вопрос и дать музыкальный ответ. После этого

исполняется песня «Зайка, зайка, где бывал?». И обращается внимание, какой был

музыкальный ответ: «На лужайке танцевал». Но каждый раз можно ответить по-

разному.

Затем применяется та же методика, что и в предыдущих заданиях: исполняется

вступление, поётся мелодия вопроса без фортепианного сопровождения, ребёнок

импровизирует ответ, и далее проигрывается фортепианное заключение.

5 этап:«Сочинение мелодий контрастного характера»

Детям объясняют, что музыка может выражать различные чувства, она может

быть

весёлой,

грустной.

Музыкальный

руководитель

исполняет

в

качестве

иллюстрации

сразу

две

песни,

одну

за

другой,

например:

весёлую

песенку,

грустную песенку. Затем детям предлагают по их желанию и выбору сочинить и

спеть весёлую песню на слова: «Солнце ярко светит, весело на свете!» или

грустную песню на слова: «Дождик льёт, как из ведра, загрустила детвора».

Методика сочинения видоизменяется, так, как дети должны уже самостоятельно

придумать мелодию на заданный текст без поддержки фортепиано.

Вначале

педагог

привлекает

внимание

детей

к

характеру

музыки

и

литературного

текста,

которые

созданы

поэтами

и

композиторами

в

качестве

образцов для творческих заданий.

После этого педагог поёт и играет повторно уже обе песни. Далее дети должны

сочинить свои интонации на тот же текст и передать те же чувства. Педагог играет

лишь фортепианное вступление, как бы настраивая ребёнка, который вслед за

этим импровизирует свою мелодию. Затем педагог проигрывает музыкальное

заключение,

этим

ребёнок

утверждается

в

настроении

о б р а з ц а ,

веголадотональности.

Вначале дети выбирают для сочинения текст для двух предложенных им песен.

Позднее – из трёх текстов, сочиняя колыбельную, плясовую, или марш.

Помимо приведённых в плане произведений можно использовать другие, но они

должны быть короткими, образными, а слова песни – удобными для вокализации.

Перспективный план.

План состоит из 5 этапов, 20 занятий. Занятия проводятся раз в неделю.

Предлагаемый репертуар, в зависимости от подготовки детей может меняться.

1 этап: «Звукоподражание».

Месяц

заняти

й

Примерный репертуар

октябрь

1

2

3

4

«Бубенчики», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымова.

«Кукушка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой.

«Труба», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой.

«Барабан», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой.

«Пчела жужжит», муз. Т. Ломовой, сл. А. Ганговой.

«Пароход гудит», муз. Т. Ломовой, сл. А. Ганговой.

«Гуси-гусенята», муз. А. Александрова, сл. Г. Бойко.

«Веселая дудочка», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель.

2 этап: «Развитие интонации»

Месяц

заняти

й

Примерный репертуар

ноябрь

1

2

3

4

«Голубые санки», муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой.

«Небо синее», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова.

«Качели», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова.

«Скачем по лестнице», муз. Е. Теличеевой, сл. М. Долинова.

«Эхо», муз. Е. Теличеевой, сл. Л. Дымовой.

«Конь», муз. Е. Теличеевой, сл. Н. Найденова.

«К нам гости пришли», муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен.

3 этап: «Развитие чувства лада»

Месяц

заняти

й

Примерный репертуар

декабрь

1

2

3

4

«Листопад», муз. Т. Потапенко,, сл. Е. Авдиенко.

«Солнце улыбается», муз. Е. Теличеевой, сл. Л. Некрасовой.

«Новогодний хоровод», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой.

«Под Новый год», муз. Е. Зарицкой, сл. В. Шушилиной.

«Елочка», муз.и сл. Р. Козловского.

«Новогодний друг», муз.и сл. Е. Горбачевой.

«Колыбельная», муз. В. Красевой, сл. Н. Френкеля.

4 этап: «Творческие проявления» (вопросно-ответная форма)

Месяц

заняти

й

Примерный репертуар

февраль

1

2

3

4

«Зайка, зайка, где бывал?», муз. М. Скрябковой, сл. А. Шибицкой.

«Что ты хочешь, кошечка?», муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой.

«Поезд», муз.и сл. Т. Бырченко, сл. М. Ивенси.

«Снежок», муз.и сл. Т. Бырченко.

«Первый теплый день», муз. Н. Макаровой, сл. О. Ивановой.

«До чего дошел прогресс»?», муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

5 этап: «Сочинение мелодий контрастного характера».

Месяц

заняти

й

Примерный репертуар

март

1

2

3

4

«Моя Россия», муз.и сл. С. Паради.

«Колыбельная», муз. В. Агафонникова, сл. А. Шибицкой.

«Брянская улица» муз. М. Фрадкина, сл. Е. Долматовского.

«Марш», муз. В. Агафонникова, сл. А. Шибицкой.

«Веселая песенка», муз. В. Агафонникова, сл. .Ганчева.

«Грустная песенка», муз. В. Агафонникова, сл. А. Ганчева.

Таким образом, разработана поэтапная серия творческих заданий, которые

подобраны так, чтобы перед детьми возникали всё усложняющиеся задачи, новые

ситуации, требующие от детей инициативы, творческих проявлений. Усложнение

идёт от импровизации детьми простейших попевок, перекличек, к сочинению

простейших мелодий. При использовании составленного плана мы предлагаем

пользоваться вышеизложенными методами и приёмами. Методические указания

составлены

в

соответствии

с

перспективным

планом

поэтапного

развития

песенного

творчества.

В

совокупности

они

дополняют

друг

друга

и

служат

средством развития креативных способностей ребёнка 5-7 лет.

Литература:

1.

Гомонова Е.А. «Секреты музыкального воспитания дошкольников», -М.,

2016;

2.

Виноградов Л. «Развитие музыкальных способностей у дошкольников»-

изд. «Речь», 2009;

3.

Борухзон Л.Н. «Музыкальная импровизация»- СПб;2009;

4.

Радынова

О.П.,

Катинене

А.И.,

Палавандишвили

М.Л.

«Музыкальное

воспитание дошкольников» -М., 2004;

5.

СкопинцеваО.«Развитие музыкального творчества старших дошкольников»

-Волгоград, 2010;

6.

Юдин С.П. «Певец и голос.О методологии и педагогике пения»- СПб 2011;



В раздел образования