Автор: Булах Дарья Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ Д/с №61 "Тропинка
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Критерии психологической готовности ребенка к школе
Раздел: дошкольное образование
Критерии психологической готовности ребенка к школе
Булах Дарья Сергеевна
Педагог-психолог
МБДОУ Д/с № 61 «Тропинка» г. Якутск
Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко
скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так
часто обращают внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого
школа
есть!”),
не
уделяют
внимание
особенностям
его
общения
с
окружающими
взрослыми
и
сверстниками
(“со
временем
пройдет…”),
на
наличие
или
отсутствие
желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка
управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В
результате чего у детей не сформированы важные компоненты школьной готовности.
Хотелось бы остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть,
что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.
Раскрывая содержание каждого компонента готовности к школе, вы, уважаемые
родители, пожалуйста, постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что
вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
1. Социально-психологическая готовность к школе:
Наличие учебной мотивации: ребенок хочет идти в школу, понимает важность и
необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний.
Наличие социальной позиции школьника: ребенок должен уметь взаимодействовать
со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
Социальная
зрелость
определяется,
прежде
всего,
сформированностью
потребности
ребенка
общаться
с
другими
детьми,
участвовать
в
групповом
взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.
Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств,
благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного
процесса (одноклассниками и учителями).
В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка
выполнять социальную роль школьника.
В
эмоциональном
плане
школьная
зрелость
характеризуется
достижением
определенного
уровня
эмоциональной
устойчивости,
снижением
количества
импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также
умение
регулировать
свое
поведение,
возможность
достаточно
длительное
время
выполнять не очень привлекательное задание.
2. Интеллектуальная готовность:
Развитие
образного
и
словесно-логического
мышления:
способность
находить
сходство и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в
группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи
между предметами и явлениями.
Развитие
произвольного
внимания:
способность
удерживать
внимание
на
выполняемой работе в течение 15-20 минут.
Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.
В
интеллектуальной
сфере
характеристиками
достижения
школьной
зрелости
являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах
окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти,
мышления,
восприятия,
воображения,
речи
и
др.),
сформированность
предметно-
специфических
знаний,
необходимых
для
школьного
обучения
(математические
представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).
Можно
сказать,
что
интеллектуальная
зрелость
отражает
функциональное
созревание структур головного мозга.
Фактор
интеллектуального
развития
является
необходимым,
но
недостаточным
условием
успешного
перехода
ребенка
к
школьному
обучению.
Часто
в
практике
встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.
3. Психофизиологическая готовность:
Развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом.
Пространственная
ориентация,
координация
движений:
умение
правильно
определять выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, слева-справа.
Координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь
простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.
Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему
ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть
время наверстать упущенное.
Во-первых, нужно задаться вопросом “почему так получилось?”, т.е. какова причина
школьной незрелости?
Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.
Причинами школьной незрелости могут быть:
Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком)
Недостатки соматического развития ребенка. Болезненные дети менее устойчивы к
различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются. (Необходима: консультация с врачом и
лечение ребенка)
Невротическое
развитие
характера.
(Необходима:
консультация
психолога,
медицинского психолога с последующей коррекцией поведения)
Пренатальное
или
раннее
постнатальное
повреждение
центральной
нервной
системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение, а также сотрудничество с
педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно).
Не забывайте о том, что дети должны много и с интересом играть.