Напоминание

Критерии психологической готовности ребенка к школе


Автор: Булах Дарья Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ Д/с №61 "Тропинка
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Критерии психологической готовности ребенка к школе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Критерии психологической готовности ребенка к школе

Булах Дарья Сергеевна

Педагог-психолог

МБДОУ Д/с № 61 «Тропинка» г. Якутск

Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко

скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так

часто обращают внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого

школа

есть!”),

не

уделяют

внимание

особенностям

его

общения

с

окружающими

взрослыми

и

сверстниками

(“со

временем

пройдет…”),

на

наличие

или

отсутствие

желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка

управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В

результате чего у детей не сформированы важные компоненты школьной готовности.

Хотелось бы остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть,

что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.

Раскрывая содержание каждого компонента готовности к школе, вы, уважаемые

родители, пожалуйста, постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что

вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.

1. Социально-психологическая готовность к школе:

Наличие учебной мотивации: ребенок хочет идти в школу, понимает важность и

необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний.

Наличие социальной позиции школьника: ребенок должен уметь взаимодействовать

со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

Социальная

зрелость

определяется,

прежде

всего,

сформированностью

потребности

ребенка

общаться

с

другими

детьми,

участвовать

в

групповом

взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.

Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств,

благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного

процесса (одноклассниками и учителями).

В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка

выполнять социальную роль школьника.

В

эмоциональном

плане

школьная

зрелость

характеризуется

достижением

определенного

уровня

эмоциональной

устойчивости,

снижением

количества

импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также

умение

регулировать

свое

поведение,

возможность

достаточно

длительное

время

выполнять не очень привлекательное задание.

2. Интеллектуальная готовность:

Развитие

образного

и

словесно-логического

мышления:

способность

находить

сходство и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в

группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи

между предметами и явлениями.

Развитие

произвольного

внимания:

способность

удерживать

внимание

на

выполняемой работе в течение 15-20 минут.

Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.

В

интеллектуальной

сфере

характеристиками

достижения

школьной

зрелости

являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах

окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти,

мышления,

восприятия,

воображения,

речи

и

др.),

сформированность

предметно-

специфических

знаний,

необходимых

для

школьного

обучения

(математические

представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).

Можно

сказать,

что

интеллектуальная

зрелость

отражает

функциональное

созревание структур головного мозга.

Фактор

интеллектуального

развития

является

необходимым,

но

недостаточным

условием

успешного

перехода

ребенка

к

школьному

обучению.

Часто

в

практике

встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.

3. Психофизиологическая готовность:

Развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом.

Пространственная

ориентация,

координация

движений:

умение

правильно

определять выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, слева-справа.

Координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь

простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.

Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему

ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть

время наверстать упущенное.

Во-первых, нужно задаться вопросом “почему так получилось?”, т.е. какова причина

школьной незрелости?

Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.

Причинами школьной незрелости могут быть:

Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком)

Недостатки соматического развития ребенка. Болезненные дети менее устойчивы к

различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются. (Необходима: консультация с врачом и

лечение ребенка)

Невротическое

развитие

характера.

(Необходима:

консультация

психолога,

медицинского психолога с последующей коррекцией поведения)

Пренатальное

или

раннее

постнатальное

повреждение

центральной

нервной

системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение, а также сотрудничество с

педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно).

Не забывайте о том, что дети должны много и с интересом играть.



В раздел образования