Напоминание

"Работа над спектаклем"


Автор: Тюрина Наталья Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ЦДТ
Населённый пункт: г.о. Лосино-Петровский МО ул.Строителей д.15
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Работа над спектаклем"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ЦДТ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛОСИНО-ПЕТРОВСКИЙ М.О.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «РАБОТА НАД СПЕКТАКЛЕМ»

ТЕМА: «Репетиция с музыкой»

Раздел программы: Работа над спектаклем «Красная Шапочка и Серый Волк»

А.В. Островенец, А.Н. Ишкова; пьеса-сказка для кукольного театра для детей

старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

ТИП ЗАНЯТИЯ: «Усвоение новых знаний»

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: интегрированное занятие

МЕТОДЫ

И

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ТЕХНОЛОГИИ:

репродуктивный,

наглядный,

словесный,

практический,

дидактический,

контроля

и

самоконтроля,

личностно-ориентированные,

игровые,

творче ско-

продуктивные.

Автор разработки: педагог дополнительного образования

Тюрина Наталья Александровна

18 января 2020 год

АННОТАЦИЯ

Кукольное искусство – искусство особого рода. Арсенал его выразительных

средств

разнообразен.

Музыка

один

из

основных

элементов

всех

театральных постановок. В сочетании со звуковыми и световыми эффектами

помогает создать законченную художественную картину и, конечно, должна

быть простой и доступной детям. Данная разработка адресована педагогам

дополнительного

образования,

учителям,

реализующих

внеурочную

деятельность по дополнительным образовательным программам с учетом

современного подхода в соответствии с ФГОС ООО.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Техническое обеспечение и оснащение

3. Основная часть

4. Заключение

5. Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы образования и воспитания средствами театрального

искусства позволяет обратиться к театральной деятельности не только как к

самостоятельному

разделу

художественного

воспитания

детей,

но

и

как

мощному

синтетическому

средству

развития

творческих

способностей

в

музыкальной деятельности, которая является одним из видов продуктивной

деятельности

детей,

где

происходит

погружение

в

мир

музыкального

искусства.

Искусства,

отражающего

действительность

в

звуках,

звуковых

художественных образах. Мир звуков неисчерпаем. Дети уже с рождения

вслушиваются

в

звучание

музыки,

ритмично

реагируют

на

темп,

ритм.

Музыка занимает одно из ведущих мест в досуге детей. Музыка сплачивает и

объединяет.

Музыкальная

деятельность

призвана

обеспечить

развитие

психомоторных

способностей

воспитанников,

обретение

ими

ощущения

гармонии

окружающего,

взаимосвязи

своего

тела

с

окружающим

миром,

развитие

свободы и выразительности телодвижения. Дети учатся передавать образ

героя, его характер, настроение; слышать в музыке разное эмоциональное

состояние и передавать его движениями, мимикой, т.е. через ритмопластику.

Слушают

музыку

к

очередному

спектаклю,

отмечая

ее

разнохарактерное

содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер

героя, его образ.

Дети осваивают наиболее характерные музыкально-выразительные средства

элементами

музыкальной

речи

и

переводят

их

в

слуховой

опыт.

Так

постепенно

формируется

музыкальное

мышление,

его

способность

эмоционально переживать содержание музыкального произведения в момент

его исполнения.

В

театральных

постановках

и

спектаклях

музыку

можно

назвать

действующим лицом. Она разнообразна. Во время показа кукольных театров

обязательно

используется

музыкальное

сопровождение

и

звуковое

оформление. Она сопровождает действие или заполняет паузу, подчеркивает

переживания

героя

либо

аккомпанирует

танцу.

Прежде,

чем

оформить

спектакль

музыкой,

необходимо

подобрать

музыку

к

постановкам,

предварительно

дать

детям

ее

послушать.

В

работе

над

кукольным

спектаклем одновременно с музыкальным материалом большое внимание

уделяется речи актера (Д.Б. Кабалевский «Интонация»).

Интонация

важная

характеристика

разговорной

речи.

Но

понижения

и

повышения, усиления и ослабления, акценты и паузы, знаки препинания и

многое другое свойственно не только разговорной речи, но и музыке. Работа

над интонацией речевой и вокальной удачно совмещается при постановке

кукольного

спектакля.

«Озвучивание»

и

«оживление»

куклы

довольно

сложная работа для детей. Поэтому большое внимание уделяется интонации,

дыханию, дикции актеров.

Таким образом, музыка развивает память, речь детей, эстетический вкус,

вызывает

радостные

эмоции,

способствует

проявлению

творческой

инициативы,

становлению

личности

ребенка,

формированию

у

него

нравственных

направлений,

снимает

зажатость

и

скованность,

развивает

чувство ритма и координацию движений, музыкальность. А также учит детей

быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению

импровизировать.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ «РЕПЕТИЦИЯ С МУЗЫКОЙ»

ЦЕЛЬ: развивать сценическое творчество детей средствами музыкального

искусства.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

1. Совершенствовать технику кукловождения перчаточной куклой.

2.

Учить

различать

музыкальные

фрагменты,

характеризующие

художественные образы героев спектакля.

3. Учить точно и выразительно передавать мысли автора.

4. Учить действовать на сценической площадке естественно в соответствии с

музыкальным сопровождением.

5. Формировать правильное четкое произношение.

6. Совершенствовать артистические навыки детей.

Развивающие:

1.

Развивать

музыкальные

способности

(ладовое

чувство,

формирование

чувства ритма, гармонии, эмоциональную отзывчивость на музыку).

2. Развивать умение создавать образы с помощью музыкальных средств и

выразительно передавать характерные особенности сказочных героев.

3. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать.

4. Развивать интерес к происходящему на сцене.

Воспитательные:

1. Воспитывать культуру поведения на сцене (за ширмой) и в зрительном

зале.

2.

Воспитывать

умение

следить

за

развитием

действия,

концентрируя

внимание до конца спектакля.

3.

Воспитывать

умение

правильно

оценивать

результат

творческой

деятельности своей и коллектива.

4.

Создавать

атмосферу

сотворчества

для

организации

групповой

и

индивидуальной продуктивной художественно-творческой деятельности.

5. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ:

Театральная ширма, декорации, перчаточные куклы, сценарий, технические

средства, видео и музыкальные материалы из к/ф «Про Красную Шапочку»,

муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Кима, русские народные мелодии, произведения

русских композиторов: П.И. Чайковский «Красная Шапочка и Серый волк»,

С.В. Рахманинов «Красная шапочка и волк» (этюд-картина ля минор ор.39).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

1. Организационный этап.

Организация детьми рабочего места.

Инструктаж по правилам поведения на занятии.

Психологический настрой. Приветствие. Коммуникативная игра «Молекула-

Хаос».

Под

музыку

дети

двигаются

по

залу

врассыпную

(«Хаос»).

При

остановке музыки по команде педагога «Молекула» дети встают по двое, по

трое. Приветствуют друг друга улыбкой, жмут друг другу руки, произнося

ласково имена.

Теперь с улыбкой и хорошим настроением продолжим наше занятие.

2. Основной этап.

Сообщение темы, цели, задач.

Педагог ставит проблему: с помощью каких средств создается кукольный

спектакль?

Ответ детей.

Педагог (дополняет и обобщает).

Художественное

слово,

действия

с

предметами,

сценические

действия,

актерское

мастерство,

изобразительное

искусство,

сценическая

речь,

движения… музыка.

Музыка

играет

важную

роль

в

создании

спектаклей.

Сейчас

послушаем

музыку из знакомого кинофильма и вспомним, о чем этот фильм-сказка.

Слушание песенки Красной Шапочки, песни Волка, песни бабушек (муз.

А. Рыбникова, сл. Ю. Кима).

Ответ детей.

Характеристика художественных образов Красной Шапочки, Серого Волка из

сказки Шарля Перро «Красная Шапочка» и пьесы-сказки для кукольного

театра А. Островенец, А. Ишковой «Красная Шапочка и Добрый Волк».

Ответ детей. Сравнительная характеристика. Анализ.

Педагог. А вот как показали сказочные образы Красной Шапочки и Серого

Волка в музыке русские композиторы П.И. Чайковский и С.В. Рахманинов.

Слушание:

П.И.

Чайковский

«Красная

шапочка

и

Серый

волк»,

С.В. Рахманинов, этюд-картина ля минор «Красная шапочка и волк».

Обсуждение музыкальных образов с детьми.

Педагог.

Сегодня на занятии мы попробуем соединить музыкальное сопровождение со

сценическими образами в нашем спектакле «Красная Шапочка и Добрый

Волк». Но прежде, чем приступить к работе над спектаклем с музыкой,

проведем разминку для голоса.

Упражнения.

Использование разговорно-игрового метода: голосовые развивающие игры,

речевые зарядки, ритмо- и мелодекламации.

Дыхательная гимнастика.

«Мыльные пузыри» Э. Фарджен - для свободы звучания голоса тренируем

мышцы речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика.

«Приключения

язычка»

автор

С.

Каратаева

развиваем

дыхание,

освобождаем мышцы речевого аппарата.

«Чудо-лесенка» - расширяем диапазон звучания голоса. Понятие о схожести

голоса

с

музыкальным

инструментом:

низко-высоко,

постепенное

повышение-понижение.

Голосовая

развивающая

игра

«Птичий

двор»

-

сочетаем

мягкую

атаку

с

опорой звука.

Активизация

речевого

аппарата.

Использование

скороговорок

помогает

правильному

произношению,

артикуляции,

тренирует

дикцию,

быстро

и

чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Король – орел, орел – король.

Бобр добр для бобрят.

Повар Павел, повар Петр. Павел парил, Петр пек.

Милая Мила мылась мылом. Мила мыло не любила, Мила выбросила мыло.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Полпогреба репы, полколпака гороха и др.

Проговариваем медленно, постепенно убыстряя темп.

На хорошей опоре, громким шепотом, беззвучно.

Практическая часть.

А сейчас, ребята, мы с вами пойдем в театр кукол. Актеры и зрители. Сцена в

театре кукол. Правила работы за ширмой, техника безопасности.

Часть детей одевает куклы и идет за ширму, остальные – зрители. (Если

позволяют

условия,

группа

детей-зрителей

меняется

ролями

с

детьми-

актерами).

Рабочий момент.

Знакомство с музыкальными фрагментами. Освоение ритмических рисунков

в соответствии с движениями кукол. Работа над характером персонажей

(Красной Шапочки и Серого Волка) в движении, пении, диалогов, смены в

звучании ритма-темпа. Освоение песенного репертуара. Совершенствование

навыков кукловождения.

По окончании расслабляющие упражнения: «Шея есть, шеи нет», «Закрыть

книжку, раскрыть», «Пальма».

3. Заключительный этап. Рефлексия.

Педагог. Наше занятие подходит к концу. Подведение итогов. Оценка.

- Что особенно вам понравилось на занятии сегодня?

- Что нового узнали?

- Все ли справились с задачами?

- Дети-зрители, как вы оцениваете работу наших актеров?

- Дети, вспомним, каким средством зрители благодарят артистов?

Ответ детей.

- Правильно. Аплодисментами. А что это такое? (Одобрительные хлопки).

- Поблагодарим актеров за проделанную работу. (Аплодисменты).

- А теперь поаплодируем друг другу.

- Сегодня вы много занимались, играли и поэтому устали. И прежде, чем мы

расстанемся, я предлагаю вам немного полениться.

Дидактическая игра «Лентяи» (по М.И. Чистяковой).

- У вас бодрое, веселое настроение. А хорошее настроение приносит радость

и успех. Я с вами прощаюсь до новой встречи. До свидания!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уникальные

возможности

каждого

ребенка

полнее

всего

проявляются

и

развиваются

в

творческой

деятельности,

одной

из

которых

является

театрализация. Самый распространенный вид детского творчества и форма

развлечения тесно связаны с музыкальным развитием детей. Это является

самым популярным и увлекательным направлением. В этой деятельности

дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных,

растений,

учатся

замечать

хорошие

и

плохие

поступки,

проявляют

любознательность,

становятся

более

раскрепощенными

и

общительными,

учатся четко формулировать и излагать свои мысли.

Музыкальное

искусство

должно

являться

стержневым

компонентом

современного образовательного процесса, так как именно музыка наиболее

эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично

развитой

личности

ребенка,

становление

его

культуры,

потребностей,

интересов,

способностей,

мотиваций,

необходимых

для

дальнейшего

успешного обучения, развития, социализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А., Шишова К.Б., Коняшов А.И. «Детский

музыкальный

театр:

программы,

разработки,

рекомендации»

-

Волгоград:

Учитель – 2009.

2. Асафьев Б.В. «О музыкально - творческих навыков у детей». Ленинград,

1975.

3. Бабина Ю. Практическая работа с куклой в детском коллективе //Театр:

Практ. занятия в дет. театр. Коллективе. –М, 2001. –С. 113-132. – (Я вхожу в

мир искусств).

4. Березкин В.И. Искусство формирования спектакля. – М., 1980.

5. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» М.: Просвещение, 1967.

6. Греф А.В. Театр кукол: Метод. пособие. – ВЦХТ, 2003. -272с.

7. Горяева Н.А. Первые шаги в мир искусства: из опыта работы: книга для

учителя. – М., 1991.

8. Ершова А., Букатов В. Возвращение к таланту. – Красноярск, 1999.

9 .

И л ь и н а

М . В .

В о о б р а ж е н и е

и

т в о р ч е с к о е

м ы ш л е н и е :

Психодиагностические методики. – М., 2004.

10. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. – Л.,

1989. – 155 с.

11. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам.

Пособие для воспитателей и муз. Руководителей дет. садов: 3-изд., перераб. –

М., 1982.

12.

Куревина

О.А.

Синтез

искусств

в

эстетическом

воспитании

детей

дошкольного и школьного возраста. – М., 2003.

13.

Радынова

О.П.

Музыкальные

шедевры.

Авторская

программа

и

методические рекомендации. – М., 1999.

14. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. пособие для руководителей детских

театральных коллективов /Под редакцией А.Б. Никитиной. – М., 2001.

15. Фольклор – музыка – театр. /Под ред. С.И. Мерзляковой. – М., 2003.

16. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.

17.

Чумичева

Р.М.

Взаимодействие

искусств

в

формировании

личности

старшего дошкольника /Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д, 1995. – 272 с.

18. Юсов Б.П. Когда все искусства вместе. – М., 1995. – 107 с.



В раздел образования