Напоминание

"Подготовка к концертному выступлению"


Автор: Голещихина Елена Октябриновна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Детско-юношеский центр"
Населённый пункт: г. Колпашево Томской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Подготовка к концертному выступлению"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» г. Колпашево Томской области
«Подготовка

к концертному выступлению».
Автор
: Голещихина Елена Октябриновна,
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории 2016 г.

«Подготовка к концертному выступлению».
Мною разработан методический сборник «Подготовка к концертному выступлению». Эта тема актуальна. Я обратилась к ней, потому что одной из форм работы нашего детского объединения «Клуб любителей гитары» МБУ ДО « ДЮЦ» города Колпашева, являются концертные выступления: это тематические праздничные программы, театрализованные представления, отчетные концерты для родителей, различные конкурсы, фестивали. И при подготовке к выступлению ученика очень часто возникали определенные трудности. Таким образом, обозначилась основная проблема: психологический барьер, который испытывают учащиеся в период подготовки к первому концертному выступлению. Как выяснилось, причины самые разнообразные: это и волнение ученика, и страх перед незнакомой аудиторией, неуверенность в своих возможностях, а также заниженная самооценка. Я поставила перед собой цель- помочь ученику в саморегуляции сценического состояния через:  формирование состояния психической готовности ученика к выступлению;  через активизацию мотивации учащегося;  через создание здоровье сберегающей среды. Мною были изучены материалы психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме: «Музыкальная психология» Валентина Петрушина, «О психологической подготовке музыканта к концертному выступлению» Евгения Федорова. Оказывается, что тип высшей нервной деятельности музыканта определяет многие творческие задачи. Исполнителям
флегматикам
часто недостаёт артистизма в исполнении. Иногда незаметно для себя они замедляют темп, не проявляют инициативу в организации своих выступлений. Предпочитают не менять партнёров по ансамблю. Работают методично, спокойно. А вот игра
холериков
, как правило, отличается высоким артистизмом. Они стремятся играть ярко и выразительно, но часто испытывают трудности при ритмической организации музыкального материала. Тяжело переживают неудачи Исполнители с типом темперамента
сангвиник
работают неровно – перед ответственным выступлением много и увлечённо занимаются, после выступления с трудом преодолевают своё нерасположение. Предпочитают работать над пьесами, но не над инструктивным материалом. Гибко адаптируются к непривычным условиям работы. Неудачи переносят относительно легко. Как правило, исполнители
меланхолики
очень тщательно прорабатывают детали исполнения, много внимания уделяют подробностям интерпретации, но им часто недостаёт масштабности исполнения, артистической раскрепощённости, творческой смелости. Медленно адаптируются к непривычным условиям работы. Особенно тяжело страдают от негативных форм сценического волнения. Неудачи переживают чрезвычайно болезненно.
В чистом виде темпераменты встречаются относительно редко. И хотя в творческой работе музыканта преобладают черты какого-либо одного темперамента, могут наблюдаться также отдельные особенности, свойственные другому. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики воспитанника, что я по возможности, и использую в своей практике. Вот некоторые из них:
Ситуация

первая. Если
во время концертного выступления
, ребята,

не

могут сосредоточиться на творческих задачах
( выйти и исполнить, победить, доставить удовольствие
)
,то им необходим настрой перед выходом на сцену, для обретения чувства желания играть. Ведь, если музыканту есть, что сказать собравшимся людям, если он готов показать нечто интересное, эстетически ценное, если он твердо знает, с какой целью вышел на сцену, все второстепенные мысли и заботы исчезнут сами собой.
Ситуация вторая. Если ученик не уверен в своих возможностях
и панически боится случайных ошибок, то моя задача, как педагога, убедить его в том, что одна удачно сыгранная музыкальная фраза важнее десятка случайных ошибок. Можно случайно ошибиться, но нельзя случайно достичь высоких творческих результатов. Творческие удачи – и есть то главное, ради чего исполнитель вышел к публике. Понимание этих, казалось бы, простых истин очень облегчает психологическую подготовку к предстоящему выступлению.
Ситуация третья.

Если исполнитель жалуется, что
перед выходом на сцену
теряет интерес к концерту
, необходимо создать условия для творческого подъема, настроения. Здесь важно учитывать сохранение физических и духовных сил ребенка.
И, наконец, ситуация номер четыре.
Если м
узыкант робеет в обстановке

концертного зала,
ему нужно помочь через воображение представить себя на сцене в состоянии творческой готовности, где всё внимание должно быть сосредоточено на художественной интерпретации сочинения.
Выводы:
Таким образом, знания о типах нервной системы школьника помогают педагогу в работе с учеником на учебных занятиях, при подборе репертуара, при подготовке к концертному выступлению.
Вторым

моим

шагом

при

достижении

поставленной

цели

было:
проведение диагностики по выявлению типа нервной системы воспитанников детского объединения. Совместно с педагогом-психологом образовательного учреждения, используя методику Айзенга, были продиагностированны обучающиеся детского объединения, что позволило скоординировать работу индивидуально с каждым выступающим ребенком. Итак, начинается подготовка к концертному выступлению, которая разбивается на следующие этапы: - предварительный - - основной; - непосредственный; - психологический этап;
Каждый из этапов подготовки имеет свои особенности, обусловленные поставленными задачами, средствами и приемами их решения, однако
общей

задачей

на

всех

этапах

является

формирование

состояния

психической

готовности ученика к выступлению.
 Этап от момента получения первой информации о предстоящем концерте, конкурсе или фестивале до принятия решения готовиться к нему, можно
назвать этапом предварительной подготовки к публичному выступлению
. Его
главной задачей
является формирование решения готовиться к концерту, конкурсу на основе переработки информации о дате мероприятия, об условиях предстоящей сценической деятельности, самооценки уровня подготовленности и возможности успешного выступления. Необходимо подчеркнуть важность своевременного установления даты выступления. Этот момент является психологическим началом формирования направленности сознания исполнителя. После принятия решения готовиться к публичному выступлению следует
этап

основной подготовки
, задачами которого являются: - осознание целей и мотивов выступления; - планирование и организация творческого процесса с учетом возможностей обучающихся; При формировании мотивации большая роль отводится методу убеждений. Делается попытка разъяснить детям важность данного мероприятия, необходимость их участия в нем. Заостряется внимание на то, что это и процесс самоутверждения каждого выступающего, как значимой личности, что необходимо стремиться к самосовершенствованию, развитию своих исполнительских навыков и умений. Важную роль играет репертуар. Положительное, заинтересованное отношение ученика к исполняемому произведению, соответствие музыки его вкусам способствуют более творческой работе над произведениями. При выборе произведений учитываются индивидуальные исполнительские способности каждого ученика и конечно тип темперамента. Правильно подобранный репертуар служит средством формирования и других важных качеств личности: уверенности в реализации творческих стремлений, правильной самооценки. Приступая к работе над произведением, перед учащимися ставлю задачу - воссоздать по нотной записи образ музыкального произведения и воплотить его в конкретном звучании. Каждый ученик по-своему представляет музыкальный образ произведения. Здесь многое зависит от воображения, эмоционально-образного мышления. Помогает и дополнительная информация о времени создания того или иного произведения, о его авторе. В работе над произведением неоценимую помощь оказывают современные технические средства – звукозапись. Некоторые ребята, впервые услышавшие себя «со стороны», поражаются несовершенством своей интерпретации. После «сборки», художественной шлифовки музыкального произведения, отрабатывая концертный номер, ученик представляет себя в условиях сцены, «видя, ощущая» и контролируя свое исполнение, чувствуя предконцертное волнение. Вместе мы находим пути устранения этого волнения.
В п е р и од
непосредственной
подготовки к мероприятию мы проводим репетиции концертных номеров (на сколько это возможно) в том зале, где будет проходить выступление. Целью этих репетиций является адаптация к условиям предстоящего концерта. Важным моментом в подготовке к публичному выступлению является
этап

психологической

подготовки
, который непосредственно охватывает все выше названные этапы. Конечно, юному музыканту, когда у него небольшой опыт концертной деятельности, трудно сразу настроиться на выступление, полностью отключиться от внешних раздражителей, которыми могут быть посторонние шумы, разговоры в зале. Поэтому необходимо вселить уверенность своему ученику в свои силы : «Ты все можешь, у тебя все получится», научить ребенка регулировать свои эмоции перед концертом и во время выступления. Вот несколько методов, которые я использую в своей педагогической практике.
Игра

перед

воображаемой

публикой;
- расставляются стулья, создавая зрительскую аудиторию; включаются аудиозаписи, имитирующие шум в зале, звукозаписывающая аппаратура, позволяющая оценить свою игру «со стороны». Следующий метод
-

обыигрывание:
данный метод помогает приблизить к ситуации публичного выступления: от самостоятельного занятия, заканчивая игрой в кругу друзей или родителей, приглашение педагогов.
Метод

ролевой

подготовки:
где необходимо войти в образ музыканта- профессионала, играть как бы в образе другого человека. Восприятие себя, как профессионального исполнителя, вселяет уверенность в ученика. Здесь также может помочь аутогенная настройка: Я – первоклассный исполнитель, у меня свободные и непринужденные движения, мне нравится играть при публике, я получаю огромное наслаждение от своей игры». Применение данной методики позволяет добиться положительных результатов.
2014 :
1. Муниципальный конкурс исполнителей на народных инструментах им. Кудрякова.  Диплом I степени (ансамбль): Шуварикова Вика, Даренская Настя, Пшеничникова Дарья, Алексеев Никита, Ворожейкин Вячеслав,Лунева Катя. 2. Международный детский и юношеский конкурс-фестиваль «Сибирь зажигает звезды», г. Томск. –  Диплом лауреата III степени (ансамбль),  Диплом I степени Сорокина Ольга.
2015:
1. Межрайонный конкурс исполнителей на народных и духовых инструментах «Юные дарования» -  Диплом лауреата I степени (ансамбль гитаристов).  Диплом лауреата II степени - Королева Наталья  Диплом лауреата II степени - Конарева Дарья  Диплом лауреата III степени - Сорокина Ольга 2. Сетевое образовательное мероприятие конкурс военно-патриотической песни «Люди земли! Помните!»
 Диплом III степени – Трио: Королева Наташа, Рябухин Коля, Коньшина Алина.
2016:
1. Муниципальное сетевое мероприятие Конкурс ансамблей «Играем вместе»:  Диплом лауреата II степени (ансамбль) - Сорокина Оля, Королева Наташа, Конарева Даша, Лунева Катя  Диплом лауреата III степени - Дуэт Сорокина – Королева. 2. Открытый межрайонный конкурс исполнительского мастерства на народных инструментах «Золотой ключик»:  Диплом лауреата II степени Конарева Дарья;  Диплом лауреата III степени Королева Наталья;  Диплом лауреата II степени (ансамбль);  Диплом лауреата I степени Дуэт Сорокина Ольга – Королева Наташа Часть ребят приняло активное участие в музыкальных гостиных, которые проводились для учащихся и студентов города, для учащихся Кадетского корпуса. Многие ребята не боятся выступать на классных часах, школьных вечерах. Все воспитанники принимают участие в отчетном концерте для родителей, который традиционно проводится в конце учебного года. Подводя итог всему сказанному, хочу отметить, что использование данной методики способствует  повышению мотивации воспитанников к участию в концертах;  адекватности самооценки;  преодолению психологического барьера перед выступлением. А критериями эффективности являются:  творческая активность учащихся;  качество исполнения концертных номеров;  позитивное эмоциональное состояние школьников во время и после выступления;  способность старшеклассника к самореализации творческого потенциала в школьной среде. Автор статьи: Голещихина Елена Октябриновна. Место работы: МОУ ДОД «Детско-юношеский центр», г. Колпашево, м/р Геолог, 12. Телефон: (838 254) 5-19-65, факс: (838 254) 5-21-71, Е-mail: DUC@ mail Должность: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. Домашний адрес: Томская область, Колпашевский район, г. Колпашево, ул. Профсоюзная, д. №7, кв. №16. Телефон: (838 254) 5-17-42, сотовый: 8-906 954 59 62, Е-mail: geo45@ mail


В раздел образования