Автор: Воронина Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 13 "Веснушки"
Населённый пункт: г. Реутов
Наименование материала: конспект познавательно-исследовательской деятельности
Тема: "Царство трёх ветров"
Раздел: дошкольное образование
Конспект познавательно- исследовательской
деятельности детей 5-6 лет
Тема: «Царство трех ветров»
Подготовила и провела
Воспитатель Воронина Н.А.
Программные задачи:
Цель: знакомство детей с различием ветра через поиск деятельности.
Образовательные задачи.
• Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и
ролью в жизни человека.
• Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.
Воспитательная
задача
• Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности любовь к природе.
Развивающие задачи.
• Продолжать развивать логическое мышление, воображение. Активизировать
словарь (ветер, ветерок, ветрище, колючий, нежный, буран, вьюга, пурга).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята хотите послушать волшебную сказку?
Дети: Да.
Воспитатель: В некотором царстве, в некотором государстве, жили – были три
брата. Старший брат – Ветрище, средний – Ветер, а младший – Ветерок. Как-то
раз разгорелся у них спор: кто из них самый нужный и важный. Вышел вперед
старший брат и начал доказывать.
Я могуч,
Я гоняю стаи туч,
Я волную сине море
Всюду вею на просторе.
Воспитатель: Ребята, сильный ветер это плохо, как вы думаете почему?
Дети: Разрушает дома, завывает, переворачивает автомобили, вырывает с корнем
деревья.
Воспитатель: Сильный ветер это хорошо, как вы думаете почему?
Дети: Разгоняет тучи, гонит большие корабли, мельница крутиться.
Воспитатель: Ребята, а каким еще словом можно назвать Ветрище?
Дети: Ураган, буран, метель, вьюга, торнадо, пурга.
Воспитатель: Хорошо, а сейчас мы с вами превратимся в ветрище и докажем,
что сильный ветер – это хорошо, а иногда и плохо.
Опыт (Море)
В глубокую емкость набрать воду, пустить корабли. Дети сильно дуют.
Воспитатель: Ребята, какой же вывод можно сделать?
Дети: Сильный ветер это очень сильное движение воздуха оно опасно.
Воспитатель: А теперь слушайте, что было дальше. Тогда вышел средний брат и
начал доказывать, что это он самый важный и нужный.
Вею, Вою ворожу
Снег пушистый я кружу
Гуляю в поле, а не конь,
Летаю на воле, да не птица.
Воспитатель: Вы хотите поиграть с ветром.
Воспитатель: У меня есть игра превращалочка, она может превратить вас в кого
угодно. Встаньте свободно.
Чики-чики- чикалочка
Игра превращалочка
Вокруг себя повернитесь
И в деревья превратитесь
Имитационная игра «Дерево»
Дети: Наши ноги – это корни
Наше туловище ствол
Наши руки это ветви
Наши пальцы – это листья.
(Дети качаются как деревья на ветру)
Дети превращаются в деревья
Воспитатель: Подул легкий ветерок – зашелестели цветочки на
деревьях. (пальчики шевелятся, усилился ветер – закачались веточки). (дети
шевелят кистями рук).
Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их
стволы (Дети раскачивают руками накланяются из стороны в сторону).
Но вот ветер утих выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури.
Воспитатель: Пусть деревья станут ребятами. Мы с вами наблюдали за ветром
на прогулке. Можем ли мы здесь в помещении создать искусственный ветер?
Дети: Это не сильное движение воздуха.
Опыт с вентилятором
Включаем вентилятор. Воздух начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: И наконец дошла очередь и до младшего брата. Тогда он стал
доказывать что это он самый нужный и важный.
Перед вами я ветренок
Непоседливый ветринок
По обочинам дорог
Бегаю как паренек.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы встретимся с младшим братом. Я предлагаю,
вам помахать руками на себя. Что вы почувствовали?
Дети: ветерок.
Воспитатель: А вот вам листы бумаги и я предлагаю помахать на себя этими
листами. Вам удобно? Приятно? А что нужно сделать?
Дети машут веером
Воспитатель: Положите лист бумаги перед собой вертикально. Отгибаем край и
приглаживаем сгиб. – Давайте мы помашем на себя веером и что вы
почувствовали?
Дети: Движение воздуха, прохладу, свежесть, приятное ощущение.
Воспитатель: Что такое ветерок?
Дети: Это слабое движение воздуха.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы свои веера подарим нашим гостям, пусть им
тоже будет приятно.
Воспитатель: Эти три брата и по сей день спорят и не могут решить, кто же из
них важный и нужный. А вы как считаете?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Каждый из братьев важен и нужен в природе. И на прощанье
послушайте эти прекрасные слова:
Хорошо, что солнце светит!
Хорошо что дует ветер!
Хорошо что этот лес вырос прямо до небес
Хорошо что в этой речке очень синяя вода
И мы дружные всегда.
Используемая литература
1.В.Н, Волочкова Н.В. Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского
сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей
и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004г.
2. Азбука физминуток для дошкольников: Практические разработки физминуток,
игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. М.: ВАКО,
2005г
3.Веракса Н.Е., Галимов О. Р.Познавательно-исследовательская деятельность
дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет.-М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012г