Автор: Елена Ивановна Курбацкая
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №25 "Ягодка"
Населённый пункт: Бор Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Доклад "Развиваем речь – повышаем интеллект, через игровую деятельность у старших дошкольников".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №25 «Ягодка»
Доклад
Тема:
«
Развиваем речь – повышаем интеллект, через игровую
деятельность у старших дошкольников».
Выполнила: воспитатель высшей
квалификационной категории
Курбацкая Елена Ивановна
Городской округ г.Бор
2020г.
Трудно переоценить значение речи в жизни человека и общества в целом. Речь
необходима для передачи знаний и опыта, накопленного человечеством, и как
средство духовного развития, воспитания, образования, речь обеспечивает
установление межличностных и групповых контактов, способствует воздействию и
влиянию людей друг на друга.
Речь представляет собой правильное пользование лексическими и
грамматическими знаками для общения, осознания и саморегулирования.
Усвоение каждым ребенком родной речи необходимо. Дети усваивают родную речь
и естественным, и искусственным путем. Усвоение естественным путем
представляет собой усвоение языка в домашней среде, под воздействием семьи. А
процесс усвоения речи искусственным путем осуществляется в дошкольных
учебных заведениях.
Сила рoднoгo языка как фактoра, развивающегo интеллект вoспитывающегo
эмoции и вoлю, заключена в егo прирoде - в свoйстве служить средствoм связи
между челoвекoм и oкружающим мирoм. Развивая речь ребенка, взрoслые
oднoвременнo спoсoбствуют развитию егo интеллекта. Интеллект играет
решающую рoль в развитии ребенка дoшкoльнoгo вoзраста, в егo пoзнании
oкружающегo мира поэтому развивать интеллект у ребенка крайне важнo. Частo
именнo интеллектуальный урoвень ребенка oпределяет егo гoтoвнoсть к обучению
в шкoле.
А, что такое интеллект? Интеллект– мыслительная (умственная) способность
человека; может отождествляться с рассудком, разумом и интуицией.
Наличие интеллекта, т.е. способности познавать внешний мир с помощью памяти,
представления, воображения, мышления, а также речь - это важнейшие отличия
человека от животного. Но интеллект появляется и совершенствуется у ребенка, не
просто потому, что его организм растет, но и непременным его условием является
овладение речью.
И так: развивая речь дoшкoльника мы безусловно повышаем его интеллект. В
три гoда речь рассматривается ребенкoм как спoсoб oзвучить сoбственные
действия. Oднакo планирoвать при пoмoщи речи дети еще не умеют. Ребёнoк 4 лет
мoжет oписать практический хoд сoбытия, нo не мoжет рассказать o тoм, чтo нужнo
сделать в будущем времени. К 5 гoдам с пoмoщью речи дети планируют свoю
деятельнoсть. Oднакo oснoву мыслительных действий пo-прежнему сoставляют
oбразы. И тoлькo шестилетние дoшкoльники спoсoбны планирoвать свoи действия
при пoмoщи речи.
Наибольший эффект работы по развитию речи и интеллекта дошкольника
будет получен, если проводить ее через многообразие игр.
Игра является необходимым условием формирования личности, её сознания и
самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития. Игровое
общение - есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит
формирование и совершенствование речевой и интеллектуальной активности
ребенка.
Игры, в которые обычно играют дети старшего дошкольного возраста можно
разделить на три основные группы:
Первая группа – это подвижные игры.
Вторая группа – это дидактические игры.
Третья группа – творческие: это сюжетно - ролевые игры, театрализованные игры,
строительно- конструктивные игры.
У всех видов игр есть единая задача – умение самостоятельно организовывать
разнообразные игры, договариваться, выполнять установленные правила игры.
Здесь развитие речи играет главную, основную роль, направленную на развитие
интеллекта.
Подвижные игры.
Многолетние педагогические наблюдения показали, что разнообразные подвижные
игры являются эффективным средством развития речи детей в процессе
физического воспитания. На практике применяют следующие подвижные игры:
1.
На развитие крупной моторики (пример:
«Ловишка»).
2.
С речевым сопровождением (пример:
«Бьют часы»).
3.
На развитие мелкой моторики (пальчиковые игры: «Замок»).
4.
Речевые игры (« Дни недели»).
5.
На развитие внимания («Сьедобное - несьедобное»).
6.
На развитие звукопроизношения («Придумай слова на определенный звук»).
7.
На развитие ориентировки в пространстве («Зеркало»).
8.
На развитие коммуникативных функций («Чижик»).
Во всех возрастных группах подвижные игры, организуемые воспитателем со всей
группой или с небольшой подгруппой, должны быть интересными для детей,
проходить живо, эмоционально, непринужденно стимулировать речевую и
интеллектуальную активность.
Дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи и
повышения интеллекта у дошкольника. Благодаря использованию
дидактических игр процесс обучения проходит в доступной для детей игровой
форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует
словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь,
умение правильно выражать свои мысли.
Дидактическая игра имеет определенную
структуру. Прежде всего, она должна содержать задачу. Играя, дети решают эту
задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми
действиями. Обязательным компонентом являются правила игры, благодаря
которым можно управлять действиями детей. В каждой дидактической игре своя
обучающая задача, что отличает одну игру от другой.
Дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами
(игрушками, природными материалами), настольно-печатные и словесные игры.
1. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с
ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.
Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами
предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх
решаются задачи на сравнение, классификацию, установление
последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми
знаниями о предметной среде задания в играх усложняются, что очень важно для
развития отвлеченного, логического мышления.
2. Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по
видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые
решаются при их использовании.
3. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх
дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять
знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные
ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно
решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя
характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и
различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят
алогизмы в суждениях и др.
4.Компьютерные игры. В компьютерных дидактических играх для развития речи и
интеллекта выделяется один критерий – интерактивность игры, которая
обеспечивается возможностью выбора вариантов содержания, режима
деятельности и возможностью влиять на игровой мир путем изменения параметров
игровой среды или отдельных частей игры, а также возможностью прямого
управления действиями персонажей.
Творческие игры
Сюжетно-ролевые игры. В современной педагогике сюжетно-ролевая игра
рассматривается как специфический вид человеческой деятельности, направленной
на отражение окружающей действительности, в частности, трудовой деятельности
взрослых, их жизни и общественных отношений. Центральным и определяющим
компонентом в сюжетно-ролевой игре является роль, которая реализуется в
игровых действиях. В старшем дошкольном возрасте речь занимает все большее
место в реализации роли. Через речь раскрывается сущность ролевых отношений.
Игра ведет за собой развитие, в том числе и речевой активности.
Речевая активность повышается при появлении значимой для ребенка мотивации.
В свою очередь, по мнению многих авторов, речевая активность является одним из
важнейших факторов развития речи.
Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла,
реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у
ребенка способности отражать свои впечатления об окружающем мире. Сюжетно-
ролевым играм присущи основные черты игровой деятельности: эмоциональная
насыщенность, увлеченность, самостоятельность, активность, творчество,
кооперация.
В ходе игры происходит развитие речи и интеллекта дошкольника. Развитие
замысла в сюжетно-ролевой игре связано с развитием речи и общим умственным
развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста
возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых;
у них появляются любимые герои книг, фильмов, мультфильмов, которым они
стремятся подражать, вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими,
иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры (в
«моряков», «летчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно
развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более
высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение
изо дня в день одной и той же темы, как это бывает у малышей, а постепенное
развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и
воображение детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание
ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он
изображает.
Особенности сюжетно-ролевой игры:
-Соблюдение правил
-Социальный мотив (возможность оказаться в мире взрослых)
-Развитие речи
-Развитие интеллекта дошкольника
-Развитие воображения и творчества
-Эмоциональное развитие
Виды сюжетно-ролевых игр:
1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И
этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми
дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд
людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин,
библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет,
корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта,
строительство, колхоз, армия).
3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги
нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в
«моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по
содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию
кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных
произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
Театрализованные игры. Они делятся на две основные группы: режиссёрские и
игры-драматизации.
«Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять
разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу
и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий,
в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов,
или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров,
театра игрушек «действовать» в соответствии с взятой на себя ролью, наделяют их
литературными или воображаемыми признаками.
Игры-драматизации. В них дети должны разыграть сценку по какому-нибудь
произведению, например, по сказке. Каждому ребенку подбирается занятие - кто-то
играет, кто-то готовит костюмы. Обычно сами дети выбирают себе подходящую
роль. Игра-драматизация предполагает, что ребенок должен как можно точнее и
правильнее сыграть своего персонажа.
Виды игр – драматизаций:
1.Игры – драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он
«играет» за персонажа, изображение которого находится на руке.
2. Игры – драматизации с куклами бибабо. Они обычно действуют на ширме, за
которой стоит водящий.
3. Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
Сюжетно-ролевая игра и театрализованная игра имеют общую структуру
(строение). Они включают замены, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль,
ролевые действия.
Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного
литературного произведения и отображение с помощью выразительных
способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов
.
Различие между
сюжетно-ролевыми и театрализованными играми состоит в том, что в сюжетно-
ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут
сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного
продукта, результат игры, а в театрализованной может быть такой продукт –
поставленный спектакль, инсценировка.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети
знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего
выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством
самовыражения и самореализации ребенка. Новая роль, особенно диалог
персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно
изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он
начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже
пополняется.
В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские
умения. Педагог помогает самостоятельно находить способы образной
выразительности, развивает чувство партнерства. В подготовительной группе у
дошкольников 6–7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором
они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где
персонажи — куклы, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует
от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова,
выразительно произносить предложения или часть текста.
Стоительно – конструктивные игры. Строительная игра - это такая
деятельность детей, основным содержанием которой является отражение
окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.
В играх со строительным материалом большая роль принадлежит деятельности
руки, связанной с активной работы сознания. Материалистическая физиология
придает огромное значение руке как тонкому органу осязания, который дополняет
комплекс ощущений и делает представление о предметах более полными, более
глубокими. Благодаря совместной деятельности руки, мозга и речевого аппарата
человек имеет возможность воздействовать на внешний мир, познавая законы
его развития. В условиях детского сада строительные игры способствуют
совершенствованию речи у детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои
действия, подсказывают то или иное решение. Расширяется словарный запас.
И так: игра – ведущий вид деятельности дошкольников, а игровая деятельность –
самое интересное, доступное для ребёнка занятие. Именно через игровую
совместную деятельность детей и педагога возможно расширять и активизировать
словарь детей, формировать грамматический строй речи. Именно в игре
развивается речь и при этом повышается интеллект ребенка, что способствует
развитию и воспитанию гармонической личности.
Список использованной литературы:
1. Кузеванова О. В. Формы организации коммуникативной
деятельности детей дошкольного возраста/ Детский сад: теория и практика – 2012.
– № 6.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования от17.10.13г. №1155.
3. Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 1988г.
4. Аоябьева Е. А. Игры для детей 4-7 лет: Развитие речи и воображения. –М: ТЦ
Сфера, 2010 – 128 с.
5. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей
детского сада. – М.: Мозаика - Синтез, 1999 - 272с.
6. Игровые познавательно-речевые занятия на основе сказок с детьми 5-7 лет.
Авт. – сост. В. В. Баронова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 83 с.
7. Рубинштейн С. Л. Развитие связной речи. Хрестоматия по теории и
методике развития речи детей дошкольного возраста – М.: Издательский
центр «Академия», 1999.-560с.
8. Рудик О. С. Развитие речи у детей 6-7 лет в свободной деятельности.
Методические рекомендации. – Сфера, 2010 – 176с
9. Современные технологии обучения дошкольников. Авт. – сост. Е. В. Михеева.
– Волгоград: Учитель, 2014. – 223 с.