Автор: Денисова Нина Николаевна
Должность: воспитатель детей дошкольного возраста
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 60
Населённый пункт: город Пушкино, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Беседа по картине А. М. Шилова "Сын Родины"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пушкинского муниципального района
центр развития ребенка - детский сад № 60 «Огонек»
Беседа по картине А. М. Шилова «Сын Родины»
Подготовила: воспитатель
высшей квалификационной категории
Денисова Нина Николаевна
г. Пушкино 2020г.
Беседа по картине А. М. Шилова «Сын Родины»
Цель. Продолжать развивать интерес к живописи. Содействовать эмоциональному
восприятию образа первого в истории землян космонавта – Юрия Алексеевича Гагарина.
Соотнести содержание картины с празднованием международного дня космонавтики.
Формировать у детей первичные представления о полёте человека в космос.
Продолжать знакомить с портретной живописью современного художника Александра
Максимовича Шилова. Побуждать выделять средства выразительности, которые
использует художник.
Организация и методы работы с детьми.
Показываю картину «Сын Родины» и наблюдаю, как дети эмоционально реагируют на
данное произведение изобразительного искусства, интересуются ли изображённым
человеком, узнают ли в нем Ю. А. Гагарина и т. п. Предлагаю назвать имя и фамилию
человека на портрете, и если дети затрудняются, то помогаю.
Он летел в межпланетной мгле,
Совершив вокруг Земли виток.
А корабль назывался «Восток»,
Его знает и любит каждый.
Был он юным, сильным, отважным.
Помним взгляд его добрый с прищуром,
Его звали Гагарин Юра!
После того как дети самостоятельно рассмотрят портрет, побуждаю детей объяснить
возникающие у них эмоции и делится своими личными впечатлениями о портрете.
Предлагаю вопросы для обсуждения:
- Что можно сказать о характере Юрия Алексеевича Гагарина?
- Как вы думаете, какое у него настроение? О чём он думает?
- Какие чувства вызывает эта картина?
- Что вы видите на картине помимо Ю. А. Гагарина? Какое время года изображено?
- Как вы относитесь к изображенному на полотне человеку? Он вам нравится или нет?
А художнику? Почему?
Если дети будут затрудняться с ответом, то напоминаю им о подвиге Юрия Алексеевича
Гагарина, о том, что он первым совершил космический полёт вокруг нашей планеты на
космическом корабле «Восток» и поэтому этот день вошёл в историю человечества как
начало новой эры – эры полётов человека в космос.
Напоминаю детям, что картину «Сын Родины» написал уже известный им художник –
Александр Максович Шилов, и прошу вспомнить работу мастера, с которой они
познакомились ранее («Портрет хирурга Фёдорова»).
Затем обращаю внимание детей на название картины «Сын Родины» и объясняю её
смысл, связав его с подвигом Юрия Алексеевича Гагарина. Желательно более подробно
рассмотреть средства выразительности, которые использует художник, для того чтобы
передать характер Юрия Гагарина, его жизнерадостность, доброжелательность и
большое мужество, потому что только очень мужественный человек мог выдержать
огромные нагрузки во время первого полёта в космос.
- А каким по вашему мнению должен быть космонавт? (ответы детей)
- Чтобы стать космонавтом нужно с детства стремиться к этому. Космонавт должен
быть: добрым, смелым, отзывчивым, решительным, настойчивым, выносливым. Он
должен любить свою Родину, природу и свой народ. Нужно хорошо учиться в школе и
заботиться о своём здоровье – чистить зубы, делать зарядку, заниматься спортом, любить
физкультуру. Защищать маленьких и слабых. И, конечно же, много знать и всем
интересоваться.
В процессе беседы важно содействовать эмоциональному восприятию детьми
образа Юрия Гагарина. Обращаю внимание на то, что лицо первого космонавта хорошо
освещено и находится на фоне неба. Лучи солнца ярко освещают поле на заднем плане и
правую сторону фигуры.
- Изображение космонавта как бы выдвигается вперёд, а пейзажный фон в голубых
и золотистых тонах с двух сторон окружает его, создавая единство, полное жизни, света и
цвета.
- Цветовая гамма портрета строга и красива. У космонавта открытый, спокойный и
добрый взгляд. Его кожа чуть тронута загаром, а выражение лица таково, что кажется,
что он вот-вот улыбнётся и скажет что-нибудь очень приятное. Как вы думаете что?
- Кого из космонавтов знаете вы? Это Валентина Терешкова – первая женщина-
космонавт, С. Савицкая, А. Леонов, В. Комаров, А. Гречко и другие (показ портретов).
Все
полеты
человека
в
космос
состоялись
благодаря
усилиям
наших
выдающихся
ученых, конструкторов.
- Есть целый Звёздный городок, в котором живут и работают космонавты,
конструкторы, учёные. Там создана школа космонавтов. Наши космонавты дружат с
космонавтами других стран, обмениваются опытом, совершают стыковки кораблей в
космосе.
- Дети, давайте и мы с вами начнём тренироваться, чтобы быть сильными и
смелыми, как космонавты. Начинаем подготовку к полёту:
Удобно ли сидит шлем – повороты, наклоны головы;
Проверка скафандра – ощупывают себя;
В открытом космосе космонавт может двигаться с помощью специального устройства в
ранце, который у него на спине – проверяем крепко ли держится ранец: поднятие и
опускание плеч, круговые движения;
Хорошо ли застёгнуты молнии и пряжки – повороты и наклоны корпуса, круговые
движения туловища;
Плотно ли прилегают перчатки к рукам – вращательные движения кистей рук, махи
руками, вытягивание рук вперёд, вверх;
Как работает радио, не барахлит – полуприседания, прыжки на двух ногах на месте;
Сапоги не жмут – подниматься на носки и пятки;
В порядке ли «отопительная система» скафандра? Легко ли в нём дышать? – вдох – руки
вверх, выдох – руки вниз.
- Готовы к полёту?
Маршем мы идём на старт:
раз-два, раз-два.
Ноги выше – три-четыре.
Люк в ракету мы открыли.
Тут ракета взмыла вверх,
И ты в космос полетел!
- Расскажите, что нового вы узнали о полёте в космос? Кто хочет стать космонавтом
или изучать космос? Что нужно делать, чтобы стать космонавтом?