Автор: Татьяна Михайловна Хасанова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Талецкая СОШ"
Населённый пункт: п. Нижние Тальцы Заиграевский район
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талецкая средняя общеобразовательная школа
Утверждаю:
Директор МБОУ
«Талецкая СОШ»
Гомбоев В.Б.
________________
Приказ №__
от «___» _________ 201 г.
Согласовано: заместитель
директора по УВР
МБОУ «Талецкая СОШ»
____________________
«_____»_________201 г .
Программа рассмотрена
на МО МБОУ
«Талецкая СОШ»
Протокол № ___ от «___»
_________ 201 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Русский язык»
УМК Т.А. М.Т. Баранов, Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.
Издательство «Просвещение, 2015», 5-е издание
7 класс
2019 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 7 класса разработана на основании
нормативных документов:
1. ФГОС ООО, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
Составитель: Хасанова Татьяна Михайловна
Категория: первая
образовательного стандарта основного общего образования, зарегистрирован Минюст №
19644 от 01 .02. 2011 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от
31.12.2015 № 1577);
2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г.,
регистрационный номер 19993);
3.Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями (утверждён приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014. № 253, с
изменениями Приказ МО и Н РФ
4. Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 7 класса разработана в
соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования на основе авторской
программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского «Русский язык. Рабочие
программы 5-9 классы» по предметной линии учебников Т.А. Ладыженской, М.Т.
Баранова, Л.А. Тростенцовой и других.
5. Учебный план МБОУ «Талецкая средняя общеобразовательная школа» на 2019 – 2020
учебный год
Согласно учебному плану на изучение русского языка в 7 классе отводится 140 часов в год
(4 часа в неделю).
Цели обучения:
•
воспитание
гражданственности и
патриотизма,
любви
к русскому
языку,
сознательного отношения к языку как духовной ценности, среду общения и получения
знаний в разных сферах человеческой деятельности;
•
развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
•
освоение
знаний
о
русском
языке,
его
устройстве
и
функционировании
в
различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах
русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса
•
обогащение словарного
запаса
и
расширение
круга
используемых
грамматических средств;
•
формирование умений
опознавать,
анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения;
осуществлять
информационный
поиск,
извлекать
и
преобразовывать
необходимую
информацию, применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи обучения:
•
развитие всех видов речевой деятельности; чтение,
аудирование, говорение,
письмо;
•
формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных,
коммуникативных;
•
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков,
овладение, нормами русского литературного языка
и обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Русский
язык»
Личностные результаты освоения русского языка:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского
народа;
определяющей
роли
родного
языка
в
развитии
интеллектуальных,
творческих и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в
процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского языка:
1)
владение
всеми
видами
речевой
деятельности
(понимание
информации,
владение
разными
видами
чтения;
адекватное
восприятие
на
слух
текстов
разных
стилей;
способность
извлекать
информацию
из
различных
источников;
овладение
приемами
отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной
деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение
воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и
свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике
речевого
общения
основных
орфоэпических,
лексических,
грамматических,
стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2)
применение
приобретенных
знаний,
умений
и
навыков
в
повседневной
жизни;
способность
использовать
родной
язык
как
средство
получения
знаний
по
другим
учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений
на межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе
речевого общения.
Предметные результаты освоения русского языка:
1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и
общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании
в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики;
5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;
6) опознавание и анализ основных единиц языка;
7) проведение различных видов анализа слова;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической
функции родного языка.
3.Содержание учебного предмета «Русский язык»
Раздел I. Русский язык как развивающееся явление. Язык и культура народа. Лингвистика
как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к
русскому языку как к национальной ценности.
Раздел II.
Повторение пройденного в 5-6 классах. Публицистический стиль, его жанры, языковые
особенности. Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные
признаки слова.
Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики,
орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.
Раздел III. Морфология. Орфография. Культура речи.
Причастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства прилагательных и глагола у
причастия. Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия.
Обособление причастного оборота. Не с причастиями. Правописание суффиксов
причастий. Н и НН в суффиксах причастий. Описание внешности человека.
Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия и глагола у
деепричастия. Синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Не с деепричастиями.
Рассказ по картине.
Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль.
Словообразование наречий. Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в
суффиксах наречий.
Описание действий как вид текста.
Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Отличие от наречий.
Синтаксическая роль.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Раздел IV. Служебные части речи. Культура речи.
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и
производные предлоги. Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов. Слитное
и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на
картине.
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и
подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и
раздельное написания союзов.
Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая
роль. Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и НИ, их правописание.
Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их
отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий.
Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Раздел V. Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе.
4. Тематическое планирование
№ п/п
тема урока
Количество
часов
Введение
1
1
Русский язык как развивающееся явление.
1
Повторение изученного в 5-6 классах
11
2-3
Синтаксис. Синтаксический разбор.
2
4-5
Пунктуация. Пунктуационный разбор.
2
6
Проверочный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах».
1
7
Лексикология и фразеология.
1
8-9
Фонетика и орфография.
2
10
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.
1
11-12
Морфология и орфография.
2
Текст и стили
8
13-14
Текст. Основная мысль текста
2
15
Подготовка к ВПР. Составление плана
1
16
Стили литературного языка.
1
17-18
Диалог. Виды диалогов.
2
19
Публицистический стиль речи.
1
20
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах».
1
Морфология и орфография. Культура речи
103
21-22
Подготовка к ВПР. Морфологический разбор
2
Причастие
23
23
Причастие как часть речи.
1
24-25
Склонение причастий и правописание падежных окончаний
2
26-27
Причастный оборот.
2
28
РР Описание внешности человека.
1
29
РР Сочинение по теме «Внешность моего друга».
1
30
Действительные и страдательные причастия.
1
31
Краткие и полные страдательные причастия.
1
32
Действительные причастия прошедшего времени.
1
33
Действительные причастия настоящего времени.
1
34
РР Изложение с использованием причастий
1
35
Правописание страдательных причастий настоящего времени.
1
36
Страдательные причастия прошедшего времени.
1
37
Правописание полных и кратких страдательных причастий.
1
38-39
Правописание -Н-/-НН- в причастиях.
2
40
Морфологический разбор причастия.
1
41-42
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
2
43
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастиях
прошедшего времени.
1
44
Повторение по теме «Причастие как часть речи».
1
45
Контрольный диктант по теме «Причастие как часть речи».
1
Деепричастие
11
46
Деепричастие как часть речи.
1
47-48
Деепричастный оборот.
2
49
Написание НЕ с деепричастиями.
1
50
Деепричастия несовершенного вида.
1
51
Деепричастия совершенного вида.
1
52
Проверочный диктант по теме «Деепричастие как часть речи».
1
53
РР Рассказ по картине С. Григорьева «Вратарь».
1
54
Морфологический разбор деепричастия.
1
55
Повторение по теме «Деепричастие».
1
56
Контрольный диктант по теме «Деепричастие как часть речи».
1
Наречие
20
57
Наречие как часть речи.
1
58
Смысловые группы наречий.
1
59
Степени сравнения наречий.
1
60
РР Сочинение по теме «Размышление о прочитанном»
1
61
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е.
1
62
Буквы е - и в приставках не и ни отрицательных наречий.
1
63
Контрольный диктант по теме «Правописание наречий».
1
64
РР Описание действий.
1
65
РР Сочинение по теме «О труде».
1
66
Буквы о и е после шипящих на конце наречий.
1
67
Буквы о и а на конце наречий.
1
68
Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья».
1
69-70
Дефис между частями слова в наречиях.
2
71-72
Слитное и раздельное написание наречий.
2
73
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
1
74-75
Повторение по теме «Наречие».
2
76
Контрольный диктант по теме «Наречие».
1
Категория состояния
6
77
Категория состояния как часть речи.
1
78-79
Морфологический разбор категории состояния.
2
80
РР Сжатое изложение по теме «Обыкновенная земля».
1
81
Повторение по теме «Категория состояния».
1
82
Контрольный диктант по теме «Категория состояния».
1
Служебные части речи.
83
Самостоятельные и служебные части речи.
1
Предлог
9
84
Предлог как часть речи.
1
85
Употребление предлогов.
1
86
Производные и непроизводные предлоги.
1
87
Простые и составные предлоги.
1
88
Морфологический разбор предлога.
1
89
РР Сочинение по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа».
1
90
Слитное и раздельное написание производных предлогов.
1
91
Повторение по теме «Предлог».
1
92
Контрольный диктант по теме «Предлог».
1
Союз
12
93
Союз как часть речи.
1
94
Простые и составные союзы.
1
95
Союзы сочинительные и подчинительные.
1
96
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.
1
97
Сочинительные союзы.
1
98
Подчинительные союзы.
1
99
Морфологический разбор союза.
1
100
РР Сочинение – рассуждение по теме «Книга – наш друг и советчик».
1
101
Правописание союзов.
1
102-103
Повторение по теме «Союз».
2
104
Контрольный диктант по теме «Союз».
1
Частица
14
105
Частица как часть речи.
1
106
Разряды частиц. Формообразующие частицы.
1
107-108
Смысловые частицы.
2
109
Раздельное и дефисное написание частиц.
1
110-111
РР Устное сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
2
112
Морфологический разбор частицы.
1
113-114
Отрицательные частицы не и ни.
2
115
Различение частицы НЕ и приставки НЕ.
1
116
Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ.
1
117
Повторение по теме «Частица».
1
118
Контрольный диктант по теме «Частица как часть речи».
1
Междометие
5
119
Междометие как часть речи.
1
120
Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.
1
121
Производные междометия. Звукоподражательные слова
1
122
Междометие и другие части речи
1
123
Контрольная работа по теме «Служебные части речи».
1
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах
17
124
Разделы науки о русском языке.
1
125
Текст. Стили речи.
1
126
РР Сочинение на заданную тему (на выбор).
1
127
Фонетика. Графика.
1
128
Лексикология и фразеология.
1
129
Морфемика. Словообразование
1
130-131
Морфология
2
132-133
Орфография
2
134-135
Синтаксис
2
136-137
Пунктуация
2
138
Итоговый контрольный тест за курс 7 класса.
1
139
Итоговый контрольный диктант за курс 7 класса.
1
140
Итоги года.
1
5.Приложения к программе