Напоминание

"Работа над контрастно-составной полифонией с учащимися младших классов ДМШ на примере Менуэта ре-минор И.С.Баха из "Нотной тетради Анны Магдалены Бах""


Автор: Головина Светлана Вадимовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУДО "ЭДМШ"
Населённый пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: "Работа над контрастно-составной полифонией с учащимися младших классов ДМШ на примере Менуэта ре-минор И.С.Баха из "Нотной тетради Анны Магдалены Бах""
Раздел: дополнительное образование





Назад




МАУДО «Эжвинская детская музыкальная школа»

Методическая разработка открытого урока

по теме:

«Работа над контрастно-составной полифонией с учащимися младших

классов ДМШ на примере Менуэта ре-минор И.С.Баха из «Нотной

тетради Анны Магдалены Бах»»

Выполнила:

Преподаватель

МАУДО «Эжвинская детская музыкальная школа»

Головина С.В.

Сыктывкар 2019

Пояснительная записка

В качестве музыкального материала для урока взят Менуэт ре-минор

(№36) из «Нотной тетради Анны-Магдалены Бах» И.С.Баха, а также пьесы и

этюды

полифонического

характера,

с

элементами

различных

видов

полифонии из репертуара юного пианиста 1-2 классов ДМШ.

Урок проводится с учеником 3 класса Симоновым Дэнияром, 9 лет.

Дата урока: 26 декабря 2019 года, 16.35 ч., класс №15.

На уроке используется красочная презентация, отражающая основные

этапы урока, видеофайлы с музыкой И.С.Баха.

Цель урока:

Развитие полифонического мышления.

Задачи урока:

1). Образовательные задачи

Ознакомить учащегося с основными

биографическими фактами из

жизни и творчества И.С.Баха.

Дать представление о видах полифонии, музыкально-интонационных

особенностях пьес полифонического склада.

Показать

правильные

и

эффективные

способы

работы

над

полифоническим произведением.

Расширить музыкально-теоретические представления учащегося.

2). Развивающие задачи:

развивать

навыки

работы

над

выразительным

интонированием

мелодической

линии

в

двухголосии

в

соответствии

с

содержанием

музыки;

работать над развитием полифонического слуха;

развивать

навык

координации

движений

в

полифоническом

двухголосии и умение найти нужное звуковое соотношение голосов в

их одновременном звучании;

2

3). Воспитательные задачи:

воспитывать исполнительскую культуру учащегося в произведениях

полифонического склада.

развивать самостоятельность и творческое мышление учащегося.

Предполагаемый результат урока:

Овладение навыками самостоятельной работы над полифонией.

Развитие

познавательного

интереса

учащегося

и

его

творческих

способностей.

Повышение качества знаний учащегося.

3

Введение

Начальные годы обучения в детской музыкальной школе оказывают

глубокое

воздействие

на

ученика

и

считаются

самым

решающим

и

ответственным этапом в формировании будущего пианиста. Именно здесь

воспитывается интерес и любовь к музыке.

Развитие

полифонического

слуха

и

полифонического

мышления

является одним из важнейших моментов воспитания музыкальной культуры

учащихся. Уже с первых шагов обучения ученики проходят пьесы старинных,

русских

и

советских

композиторов,

в

которых

есть

элементы

полифонии. Если

ученик

с

первого

класса

получает

правильные

пианистические навыки, то и полифонический репертуар он воспринимает и

исполняет осмысленно и содержательно.

В

результате

работы

над

такими

произведениями

у

учеников

накапливаются нужные навыки, позволяющие перейти, в средних и старших

классах, к изучению более сложной имитационной полифонии, в частности, к

полифонии И.С.Баха, его «ХТК».

Большую роль и огромное значение имеют баховские сборники:

«Нотная тетрадь Анны-Магдалены Бах», «Маленькие прелюдии и фуги», а в

дальнейшем «15 двухголосных инвенций и 15 симфоний» в становлении

учащихся-пианистов,

а

особенно

для

дальнейшего

профессионального

обучения [3].

Общепризнано,

что

преподавание

музыки

И.

С.

Баха

один

из

труднейших

разделов

музыкальной

педагогики.

Часто

педагоги

сталкиваются

с

тем,

что

ученики

относятся

к

полифоническим

произведениям И. С. Баха как к музыке сухой и скучной. Научить ребенка

любить музыку И. С. Баха, раскрыв перед ним богатый внутренний мир

баховских мыслей и их эмоциональное содержание – важная задача педагога.

4

Ход урока

Слайд 1 – Тема урока: «Работа над контрастно-составной полифонией с

учащимися младших классов ДМШ на примере Менуэта ре минор из

«Нотной тетради Анны Магдалены Бах»»

Слайды 2,3 – Цель и задачи урока.

Цель: Развитие полифонического мышления.

Задачи:

Познакомиться

с

основными

биографическими

фактами

жизни

и

творчества И.С.Баха.

Узнать,

что

такое

полифония,

научиться

анализировать

полифоническое произведение.

Работать над звукоизвлечением

в полифоническом двухголосии на

примере Менуэта И.С.Баха из Нотной тетради Анны Магдалены Бах.

Познакомимся с нашим учеником.

Симонов Дэнияр, ученик 3 класса, 9 лет. Учится с 1 класса на «5» по всем

предметам. Посещает спортивную секцию тэквондо.

- Дэнияр, в спорте важны тренировки и упражнения? Да, и музыканту тоже

важны тренировки, работа над техникой, над гаммами, аккордами, арпеджио.

Давай поработаем над гаммой ре-минор. Почему мы выбрали ре-минор?

- Потому что Менуэт Баха - в ре-миноре.

Исполняются двумя руками вместе –

гамма ре-минор (натуральная, мелодическая, гармоническая),

хроматическая гамма от звука ре,

аккорды по 3 звука,

арпеджио короткие в 3 звука.

Аккорды T S D T в тональности ре-минор.

Из Нотной тетради Анны-Магдалены Бах среди всех

9 менуэтов

особую ценность представляет собой Менуэт ре-минор №36.

1.

В этот сборник И.С.Бах включил не только свои произведения, но и

произведения других композиторов: Некоторые чужие произведения

оказались без указания автора. Авторство многих менуэтов неизвестно.

5

2.

Менуэт ре-минор – это, скорее всего, Баховское произведение. Оно

имеет все признаки его стиля:

Мотив креста в главной теме: РЕ-ДО#-СИ БЕМОЛЬ-ЛЯ.

Интонационное родство с темами Токкаты и фуги ре-минор,

инвенции ре-минор, Прелюдии и фуги ре-минор из 1 тома

ХТК;

Связь с Рождественской ораторией –

первое предложение

этого Менуэта совпадает с мелодией Арии тенора (№15 из

Второй части Рождественской оратории).

Поэтому знакомить детей с творчеством И.С.Баха лучше всего начать

именно с этого маленького шедевра баховского стиля.

«Нотная

тетрадь

Анны

Магдалены

Бах»

предназначалась

для

домашнего обучения Анны-Магдалены Бах, супруги композитора и детей.

Посмотрим

на

презентации

слайды

с

материалами

о

жизни

и

творчестве И.С.Баха.

Слайд 4 – Портрет и даты жизни И.С.Баха – 1685-1750.

Слайд 5 – Музыкальная семья И.С.Баха.

И.С.Бах

происходил

из

музыкальной

семьи,

все

его

предки

были

музыкантами. Его собственная семья также была очень музыкальной – его

жена Анна-Магдалена Бах хорошо пела, играла на клавесине, его 4 сына

стали известными композиторами.

Слайд 6 – Анна-Магдалена Бах.

Слайд 7 – Бах был поистине универсальным музыкантом, великим

композитором и выдающимся исполнителем.

Музыкальные

инструменты,

на

которых

играл

И.С.Бах.

Ученик

называет эти музыкальные инструменты: орган, клавесин, скрипка, флейта.

Слайд 8 – Церковь Святого Фомы (Томаскирхе) и

орган в церкви

святого Фомы в Лейпциге, где работал И.С.Бах.

Слайд 9 – И.С.Бах за органом (иллюстрация из художественной книги

о И.С.Бахе).

Вопрос: Было ли фортепиано в том веке, когда жил Бах?

Предполагаемый ответ: Нет.

6

Вопрос: для каких инструментов писал клавирные произведения Бах?

Предполагаемый ответ: Клавесин, клавикорд.

Слайд 10 – Клавесин, клавикорд.

Звукоизвлечение

на

клавесине

достигалось

задеванием

струны

перышком или металлическим стержнем. Клавесин обладает звуком острым,

блестящим, немного отрывистым. На этом инструменте великолепно звучат

быстрые, отчётливые пьесы.

Слайд 11 – Видео со звучанием клавесина.

Исполняется: И.С.Бах

«Волынка» Ре-мажор из «Нотной тетради Анны-Магдалены Бах».

Слайд 12 – Произведения, которые написал Бах.

Задание ученику: назвать эти произведения.

Нотная тетрадь Анны-Магдалены Бах.

Маленькие прелюдии и фуги.

Инвенции и симфонии.

Французские и Английские сюиты и партиты.

Хорошо темперированный клавир.

Сонаты, концерты, органные сочинения, кантаты, мессы.

Слайд 13 – И.С.Бах за работой (кадр из кинофильма о Бахе).

Слайд 14 – Нотная рукопись И.С.Баха.

Слайд 15 - Что такое полифония.

Вопрос ученику: Что такое полифония?

Предполагаемый ответ ученика: Полифония – (от греч. поли – много,

фонос - звук) – многоголосие, одновременное сочетание двух или несколько

мелодий.

Полифония буквально означает многозвучие, многоголосие, при котором

все голоса музыкальной ткани равноправны, каждый из них ведет одинаково

важную мелодию.

Слайд 16 -

Виды полифонии: подголосочная, контрастно-составная,

имитационная.

Как

определить

полифонический

склад?

Следует

отличать

его

от

одноголосия и гомофонно-гармонического, аккордового склада.

7

Задание

ученику:

исполнить

1

часть

Менуэта

ре-минор

И.С.Баха

сначала как написано в нотах, а затем с аккордами Т-S-D в левой руке.

Слайд 17 - Подголосочный склад.

Подголосочная

полифония

встречается

в

русской

народной

песне.

Главный голос ведёт мелодию, а другой голос, повторяет её с вариантными

попевками, подголосками. Послушай народную песню

в подголосочном

складе. (Педагог исполняет р.н.п. «Ивушка»).

Слайд 18 – «Две тетери».

А теперь ты исполни народную песню с подголосками – «Две тетери».

Домашнее задание было: сочинить подголоски в партии левой руки.

Дэнияр исполняет свой вариант с подголосками.

Слайд 19 – Контрастно-составная полифония.

В

контрастно-составной

полифонии

участвуют

разные

мелодии,

разнохарактерные, не похожие друг на друга.

Дэнияр исполняет Пьесу Дж.Томпсона.

Слайд 20 – Контрастно-составная полифония.

«Менуэт

Соль-мажор»

Сперонтеса.

Какой

вид

полифонии

в

этом

менуэте?

Ответ ученика - Контрастно-составная полифония.

Дэнияр исполняет Менуэт Соль-мажор Сперонтеса.

Слайд 21 – имитационная полифония.

В

имитационной

полифонии

голоса

имитируют,

подражают

друг

другу, повторяя мотивы, фразы, как эхо.

Слово имитация –

означает

подражание.

В Менуэте Сперонтеса есть имитация: такты 7-8. (Показ педагога).

Вопрос:

Где

в

Менуэте

ре-минор

И.С.Баха

применяется

приём

имитации? (Следует показ ученика, (1 и 8; 12 и 13 такты).

Слайд 22 – Менуэт.

Вопрос ученику: Что такое Менуэт?

Предполагаемый

ответ: Менуэт

-

это

старинный

французский

танец

в

умеренном темпе и 3-дольном размере, переводится как «маленький шаг».

8

Темп – умеренный.

Характер – спокойный, плавный.

Задание: Исполнить Менуэт ре-минор И.С.Баха.

Слайд 23 - Менуэт И.С.Баха.

Послушаем Менуэт ре-минор И.С.Баха в исполнении Дэнияра,

Конечно, И. С. Бах писал свои менуэты не для танцев, но от них он

заимствовал танцевальные ритмы и форму.

Вопрос ученику: Какая форма в этом Менуэте И.С.Баха?

Ответ: Форма пьесы - двухчастная, состоит из двух периодов.

Вопрос: Какой характер у этого менуэта?

Дэнияр определяет характер произведения:

Напевный, мелодичный.

Менуэт больше напоминает песню, чем танец.

Характер исполнения мягкий, плавный, певучий.

Спокойное и ровное движение.

Вопрос ученику: Сколько голосов в этом Менуэте?

Ответ – Два голоса.

Первый голос – высокий, похож на женский, а второй - низкий – похож на

мужской

бас.

Или

представим,

что

два

голоса

исполняют

разные

инструмента: певучее, выразительное звучание первого голоса напоминает

пение скрипки, флейты, а регистр и тембр басового голоса приближается к

звучанию виолончели.

Физкультминутка: 1.Показать движения в танце менуэт.

2.Упражнения на расслабление плечевого пояса, шеи, рук.

Работа над Менуэтом ре-минор

1.

Рассмотрим фразировку каждого голоса в 1 части отдельно.

Верхний

голос

в

1

части

состоит

из

двух

предложений,

каждое

предложение

делится

на

две

фразы.

Первая

фраза

оканчивается

неустойчиво, на звуке СИ-БЕМОЛЬ. Вторая фраза оканчивается на звуке РЕ,

устойчиво. Словно вопрос-ответ. И также во втором предложении. Поиграем

в вопросы-ответы. Вспомним, что Менуэт – это парный танец и в нем

9

происходит танцевальное общение между партнерами. Для выразительного

исполнения мелодии нужно прежде всего вслушиваться в выразительное

соотношение вопросов и ответов.

За двумя фортепиано:

Первый и второй такты – вопрос «задает» учитель

более ярко, полным звуком. Третий и четвертый такты – «отвечает» ученик -

чуть тише и спокойнее. Затем роли можно поменяются.

Второе предложение верхнего голоса - (следующие 4 такта) развивается

более активно, поднимаясь вверх к кульминации первой части (такт 6). После

мелодия переходит в гибкий, «менуэтный» каданс в Фа мажоре.

2.

Следующий момент - работа над штрихами.

В

5

такте

короткие

лиги

объединены

по

две

ноты,

эти

лиги

имеют

определенное

выразительное

значение:

настойчивое

движение

к

кульминации

фразы

– ноте

фа.

Вспомним,

что

в

своих

мелодических

оборотах менуэт отражает плавные поклоны и низкие приседания. Сравним

эти короткие мотивы с изящными и легкими приседаниями.

Учим с Дэнияром короткие лиги: «подчеркиваем» первые звуки каждой

пары и смягчаем вторые. Это поможет более выразительно исполнить подход

к кульминации первой части – ноте фа.

Учим с Дэнияром плавное исполнение шестнадцатых нот (такт 7 и

аналогичные ему во Второй части). Отработаем верное игровое движение, с

акцентом на первую шестнадцатую ноту ритмической фигуры. Локоть и

запястье

движутся

вверх

и

в

сторону

от

себя,

что

способствует

динамическому

облегчению

последней

восьмой. Ритмическую

фигуру

не

торопим, а играем строго в ритме.

Работа над нижним голосом в 1 части

Нижний голос состоит из двух предложений.

Ноты, не объединенные лигой, следует исполнять нон легато - глубоким,

певучим звуком.

Чтобы хорошо играть этот Менуэт, нужно:

1.

Услышать различный тембр звучания верхнего и нижнего голоса.

2.

Вопрос – ответные интонации.

3.

Выразительные штрихи в мотивах правой руки.

4.

Певучий, мягкий звук.

10

5.

Слуховой контроль за всем процессом исполнения.

Работа над 2 частью Менуэта

Разберем тональный план.

Вопрос ученику: В какой тональности начинается вторая часть Менуэта?

1 часть начинается в d-moll и заканчивается в параллельном F-dur.

2 часть – начинается в F-dur и возвращается в главную тональность.

Изменился

характер

и

мелодическое

движение. Вторая

часть

динамически

напряженная,

волевая:

широкие

интервалы

в

мелодии,

характерный

ритм

на

первой

доле

(две

шестнадцатые

и

восьмая),

энергичный гаммообразный подъем к кульминации всей пьесы – к ее

самому высокому звуку – си бемоль второй октавы. (Музыкальный показ

педагога).

Учим с Дэнияром широкие интервалы (децимы) двумя способами:

Первый

способ. При

скачке

нижняя

нота

Фа-(f

1

)

не

должна

«выстреливать», что препятствует естественному течению мелодии в верхнем

голосе.

Отработаем

музыкальное

движение,

для

достижения

верного

звукового

результата.

Ноту

Фа

первой

октавы

следует

взять

«вверх»

на

восходящем, «снимающем» движении руки. После чего рука очень быстро

по дуге перемещается к следующему звуку Ля - (а

2

).

Естественно, полное legato в широких интервалах невозможно. Важнее

услышать

непрерывное

движение

в

мелодии,

используя

объединяющие

движение в руке таким образом, как будто мы все-таки стремимся сыграть

эти ноты связно.

Второй способ. Учимся слышать Ля второй октавы, как продолжение

мелодии.

Для

этого

играем

мелодию

без

нижнего

Фа

первой

октавы,

исполняя вместо ноты паузу. При постепенном переходе к оригинальной

баховской фактуре будет легче добиться мелодической цельности.

Самостоятельность

голосов

- непременное

требование,

которое

предъявляется к исполнению любого полифонического произведения. В чем

именно проявляется самостоятельность голосов в Менуэте:

1.

Различие в тембре, характерном для каждого из голосов. Для усиления

контраста между голосами можно перенести верхний голос на октаву

выше. Это помогает понять тембральное различие голосов.

11

2.

Различная фразировка. В тактах 1-4 верхний голос содержит две фразы,

а нижний состоит из одного предложения.

3.

Несовпадение штрихов: legato в верхнем голосе, non legato в нижнем.

4.

Разный

ритмический

рисунок

голосов:

движение

нижнего

голоса

четвертными и половинными длительностями, а движение верхнего

голоса состоит почти сплошь из восьмых нот.

Способы работы над полифоническим произведением:

1. Отдельно каждой рукой, по голосам.

2. Один голос петь, а другой одновременно играть.

3. Сосредоточить внимание на одном голосе.

4. Знать наизусть каждый голос.

5. Играть один голос на f, другой на p .

6. Игра голосов «вслух» и «про себя».

7. Играть в разных регистрах.

Заключительная часть урока:

1.Исполнение

учеником

Менуэта

ре-минор

И.С.Баха

с

учётом

всех

замечаний и всей работы над пьесой на данном уроке.

2. Вопросы по теории: определить по нотному тексту виды полифонии,

многоголосия – Слайды 24, 25.

3.Домашнее задание на следующий урок: Слайд 26

Внимательно

поучить

Менуэт

по

голосам

с

учётом

всех

замечаний,

сделанных

на

уроке.

Работать

над

выразительностью

и

певучестью

исполнения. Учить гамму Ре-мажор. Разбирать Волынку И.С.Баха, Этюд №23

К.Черни и определить в них тональность, виды полифонии, фактуры.

Слайд 27. Спасибо за внимание.

Заключение

Природа клавирных сочинений И. С. Баха такова, что без активного

участия

интеллекта

выразительное

их

исполнение

не

возможно.

Здесь

хочется

напомнить

слова

Альфреда

Корто:

«Для

пробуждения

к

жизни

застывших нот текста нужно вдыхать в эти ноты свою собственную жизнь».

Изучение

баховских

сочинений

это

прежде

всего

большая

аналитическая работа. Для понимания полифонических пьес Баха нужны

специальные

знания. Достижение

определенного

уровня

полифонической

12

зрелости

возможно

лишь

при

условии

постепенного и

непрерывного

наращивания знаний и полифонических навыков.

Перед

педагогом

музыкальной

школы,

закладывающим

фундамент

в

области

овладения

полифонией,

всегда

стоит

серьезная

задача:

научить

ребенка

любить

полифоническую

музыку,

а

также

полифонию

в

любой

другой музыке, понимать ее и с удовольствием работать над ней.

Основным ключом к стильному исполнению музыки И.С.Баха являются

осмысленность и певучесть. То и другое должно вырабатываться не как-то

«потом», а как можно раньше, то есть с самых первых уроков.

Использованная литература:

1.

Алексеев А.. Методика преподавания игры на фортепиано. – М., 1974 г.

2.

Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. - Изд. «Музыка»,

Москва, 1972 г.

3.

Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. -

Ленинград, «Музыка». 1988 г.

4.

Носина В. «Символика музыки И.С.Баха»- «Классика-XXI», М.,2014

5.

Шмидт-Шкловская. «Воспитание пианистических навыков» - М., 1984

6.

Щапов А.П. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище».

К.,2001г.

13



В раздел образования