Напоминание

"Театрально-хореографическая музыка в России: из истории русского балета в Большом театре, использование отрывков балетов в репертуаре фортепианного класса ДМШ"


Автор: Касумова Елена Евгеньевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУДО "ЭДМШ"
Населённый пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Театрально-хореографическая музыка в России: из истории русского балета в Большом театре, использование отрывков балетов в репертуаре фортепианного класса ДМШ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МАУДО «Эжвинская детская музыкальная школа»

Методическое сообщение

на тему:

Театрально-хореографическая музыка в России: из

истории русского балета в Большом театре,

использование отрывков балетов в репертуаре

фортепианного класса ДМШ

Составитель: преподаватель МАУДО

«ЭДМШ» Касумова Е.Е.

Рецензент: преподаватель МАУДО

«ЭДМШ» Чупрова Н.Н.

Дата проведения: 25.11.2016г.

г.Сыктывкар

2016

1

Содержание

1.Пояснительная записка ___________________________________стр.3

2. Раздел 1. Большой театр___________________________________ стр.4

3. Раздел 2. Роль творчества П.И.Чайковского в становлении русского

балетного искусства________________________________________стр.6

4. Раздел 3. Использование в классе фортепиано отрывков из балетной

симфонической музыки_____________________________________стр.7

5.Список использованной

литературы________________________________________________стр.8

2

Пояснительная записка

Методическое сообщение на тему «Театрально-хореографическая музыка

в

России:

из

истории

русского

классического

балета

в

Большом

театре,

использование отрывков балетов в репертуаре фортепианного класса ДМШ»

предназначено для преподавательской

аудитории

Эжвинской

детской

музыкальной школы.

Методическое сообщение сопровождается презентацией с показом

фотографий ведущих артистов и отрывков из балетных спектаклей.

В сообщении освещаются факты из истории Большого театра Москвы и

показана важная роль творчества П.И.Чайковского для развития русского

балетного искусства.

Также подчёркивается необходимость и целесообразность использования

в классе фортепиано балетной симфонической музыки.

Цель:

Методическое сообщение проводится с целью ознакомления педагогов

музыкальной школы с историей развития русского классического балета.

Задачи:

1. Ознакомление слушателей с основными вехами становления главного

театра России.

2. Информирование преподавателей

о произведениях театрально-

хореографической музыки, которые могут быть использованы в репертуаре

фортепианного класса с целью его расширения.

3

Театрально-хореографическая музыка в России: из истории

русского классического балета в Большом театре,

использование отрывков балетов в репертуаре фортепианного

класса ДМШ

Раздел 1. Большой театр

Тема моего сообщения: «Театрально-хореографическая музыка в России:

из истории русского классического балета в Большом театре, использование

отрывков балетов в репертуаре фортепианного класса ДМШ».

Вначале хочу предложить вашему вниманию некоторые факты из

истории русского классического балета.

Балет появился в России в 18 веке. Пропагандой западных традиций

занялся в своей стране Петр Великий. Поначалу балеты ставили у себя дома

аристократы, в качестве танцовщиков они использовали крепостных, но вскоре

стали формироваться и профессиональные театральные труппы.

Первый театр появился в 1776 году в Москве. В первой половине 19 века

основной

репертуар

театра

составляли

романтические

балеты.

Уроки

профессионального

мастерства

давала

танцовщикам

французская

преподавательница и хореограф Фелицата Юликсор. Она воспитала первую в

истории театра звезду международной величины Екатерину Самковскую.

Большой театр славился своим индивидуальным стилем, разнообразным

репертуаром и взыскательной публикой. Во второй половине 19 века 12 балетов

поставил в Москве Артур Сен-Лион. В их числе была и его лучшая российская

работа «Конек-горбунок».

В 1877 году без особого успеха прошла премьера «Лебединого озера»

Петра Чайковского. Лишь через некоторое время этот балет в редакции Мариса

Петипа стал одной из наиболее известных работ Большого театра.

В конце 19 века в истории Большого театра наступил период застоя и

оживил

и

реформировал

Большой

Александр

Горский,

любимый

ученик

Петипа,

ставший

художественным

руководителем

театра.

Под

влиянием

режиссера драматического театра Константина Станиславского, Горский ввел в

танец элементы драмы, уделяя особое внимание историческим деталям. Его

наиболее

известной

редакцией

классического

балета

стал

«Дон

Кихот».

4

Ведущими артистами балета были Екатерина Гельцер и Василий Тихомиров.

Под руководством Горского труппа Большого театра получила признание

во

всем балетном мире. Его звезды с триумфом гастролировали по всей Европе.

В годы Октябрьской революции многие звезды Большого театра

эмигрировали.

Время

до

ВОВ

по

праву

можно

назвать

эрой

Марины

Семеновой.

В

1930

году

она

приехала

из

Ленинграда

в

Москву,

ученица

легендарной

Агриппины

Вагановой.

Ее

партии

в

«Щелкунчике»,

«Спящей

красавицы», «Лебедином озере» стали триумфом классического танца. В этот

период также блистала на сцене театра Ольга Лепешинская.

В 1941 году Большой вместе со всей страной вступил в войну. Звезды

балета

выступали

на

различных

фронтах

страны.

В

1944

году

главным

режиссером театра стал хореограф Леонид Лавровский, который до этого в

Ленинграде

в

Кировском

театре

поставил

«Ромео

и

Джульетту»

Сергея

Прокофьева.

Джульетта

последовала

за

Лавровским

в

Москву.

Это

Галина

Уланова, также учившаяся в классе Вагановой. Великолепную Жизель часто

сравнивали с легендарной

Спесивцевой. Выход на сцену Большого театра

сделал Уланову королевой советского балета.

После смерти Сталина зарубежные гастроли стали реальностью. В 1956

Большой прибыл в Англию. Балет «Ромео и Джульетта» с Галиной Улановой

стал настоящей сенсацией. Легендарный пробег Улановой на пуантах вниз по

лестнице потряс английскую публику. Труппу 27 раз вызывали на сцену.

Первые американские гастроли театра состоялись в Нью-Йорке в 1959

году в театре Метрополитен. Многие западные критики задавались вопросом:

«Как

50-летняя

Уланова

сможет

танцевать

«Жизель»?

Однако

она

компенсировала

недостаток

подвижности

чудесной

актерской

игрой.

Очарованная публика взорвалась аплодисментами. Жаклин Кеннеди вместе с

дочерью побывала на репетиции труппы и неофициально «Лебединое озеро»

посмотрел сам президент Кеннеди. Он пригласил всю труппу в Белый дом.

Большой театр был вне политики. Это было последнее выступление Улановой

на Западе. Она передала главные партии новой восходящей звезде советского

балета Майе Плисецкой. Ее дебют в 30 лет в качестве примы состоялся в

«Коньке-горбунке», новую музыку к которому написал ее муж Родион Щедрин.

На сцене Большого звучала музыка Рахманинова, Стравинского, Бартока.

Появились новые звезды-Владимир Васильев, Екатерина Максимова. Новый

художественный

руководитель

театра

-

Юрий

Григорович,

который

создал

шедевр - в 1968году состоялась премьера балета «Спартак». Этот спектакль был

5

удостоен высшей награды СССР Ленинской премии. Ярким украшением балета

стал Марис Лиепа. Прекрасный мускулистый литовский танцовщик, мастерски

передавший характер тирана.

Теперь главным человеком в Большом театре был Юрий Григорович.

Ставил

новые

балеты

и

главные

роли

отдавал

своей

жене

-

прекрасной

танцовщице Наталье Бессмертновой.

Более 30 лет работал он главным

балетмейстером

театра.

Премьера

его

последнего

балета

«Золотой

век»

Дмитрия Шостаковича состоялась в 1984 году.

В развитии русского балетного искусства большую роль сыграл также и

Мариинский театр в Санкт-Петербурге. Ведущие

артисты и балетмейстеры

этого театра создавали шедевры – Анна Павлова,

Марис

Петипа, В. И.

Вайнонен, Матильда Кшесинская и другие.

Раздел 2

Роль творчества П.И.Чайковского в становлении русского балетного

искусства

Соединение хореографии и музыкального симфонизма стало национальной

традицией русского балетного искусства. И связано это в первую очередь с

именем композитора Петра Чайковского.

Чайковский - создатель совершенно новой балетной музыки. Главное

отличие

балетной

музыки

Чайковского

-

глубокая

содержательность

и

танцевальность. Каждый сценический образ в ней получает свою музыкальную

характеристику.

Отношение

П.

И.

Чайковского

к

балету

было

всегда

серьезным. Он не видел причин, почему музыка в балете не может стоять на

уровне оперной или симфонической. Чайковский вступил в область балетной

музыки,

как

реформатор,

превратив

ее

из

подчиненного,

вспомогательного

элемента, служащего только сопровождением танца, в начало, одухотворяющее

танец,

делающего

его

способным

к

выражению

сложных

психологических

состояний.

В репертуаре

фортепианного класса

используются номера

из его

знаменитых балетов: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»

(«Неаполитанская

песенка»,

«Танец

маленьких

лебедей»,

«Русский

танец»,

«Танец феи Дражже», «Вальс цветов», « Китайский танец», «Испанский танец»

и т. д.)

6

Раздел 3

Использование в классе фортепиано отрывков из балетной симфонической

музыки

В педагогическом репертуаре фортепианного класса с большим успехом

используются номера из балетов и отрывки из оперных хореографических сцен

русских

композиторов

М.Глинки,

П.Чайковского,

С.Прокофьева,

И.Стравинского,

А.Глазунова,

Д.Шостаковича,

А.Хачатуряна,

Р.Глиэра,

Б.Асафьева, В.Гаврилина, Р.Щедрина и др.

Наиболее популярные отрывки из балетов: С.Прокофьев «Ромео и

Джульетта»

(«Меркуцио»,

«Монтекки

и

Капулетти»);

Р.Глиэр

«Медный

всадник» (Вальс); В. Гаврилин «Анюта» (Адажио); К.Хачатурян «Чипполино»;

Л.Минкус «Дон Кихот».

Эти яркие театрально-зрелищные номера способствуют развитию фантазии

ученика, обогащают его музыкальный вкус и кругозор, приобщают к серьезной

«настоящей

музыке».

Данные

номера

лучше

всего

использовать

в

классе

фортепианного ансамбля, т. к. именно в ансамбле эта музыка будет звучать

полно,

более

оркестрово,

т.к.

играются

переложения

с

симфонического

оркестра.

Очень полезно в процессе разучивания слушать данные номера в

оригинале (аудио или видео). Это развивает тембровый слух, а на фортепиано

м о ж н о

н а й т и

н о в ы е

з в у к о в ы е

к р а с к и

в

и г р е

у ч е н и к а .

Если слушать не только аудиозаписи, а также смотреть видео или посетить

музыкальный театр, то воздействие на ученика будет еще ощутимее: т.к. будут

участвовать в его развитии все факторы: слуховой и визуальный.

Ученик, ранее игравший простую базовую фактуру, в ансамбле будет

изучать

более

сложную,

многослойную.

Познакомится

с

романтическим

стилем

музыки,

который

мало

мы

играем

в

школе.

Будет

более

богато

использовать

педаль.

Все

это

даст

существенный

толчок

к

развитию

музыкальности ученика.

7

Список использованной литературы:

1.

Красовская В. «Русский балетный театр», 2009г. Изд. «Колибри».

2.

Дайняк А. «Галина Уланова», 2004г. Изд. «Литература».

3.

Бахрушин А. « История русского балета», 1996г.

4.

«Неизвестный Петипа. Истоки творчества», 1980г.

8



В раздел образования