Автор: Касумова Елена Евгеньевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУДО "ЭДМШ"
Населённый пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Театрально-хореографическая музыка в России: из истории русского балета в Большом театре, использование отрывков балетов в репертуаре фортепианного класса ДМШ"
Раздел: дополнительное образование
МАУДО «Эжвинская детская музыкальная школа»
Методическое сообщение
на тему:
Театрально-хореографическая музыка в России: из
истории русского балета в Большом театре,
использование отрывков балетов в репертуаре
фортепианного класса ДМШ
Составитель: преподаватель МАУДО
«ЭДМШ» Касумова Е.Е.
Рецензент: преподаватель МАУДО
«ЭДМШ» Чупрова Н.Н.
Дата проведения: 25.11.2016г.
г.Сыктывкар
2016
1
Содержание
1.Пояснительная записка ___________________________________стр.3
2. Раздел 1. Большой театр___________________________________ стр.4
3. Раздел 2. Роль творчества П.И.Чайковского в становлении русского
балетного искусства________________________________________стр.6
4. Раздел 3. Использование в классе фортепиано отрывков из балетной
симфонической музыки_____________________________________стр.7
5.Список использованной
литературы________________________________________________стр.8
2
Пояснительная записка
Методическое сообщение на тему «Театрально-хореографическая музыка
в
России:
из
истории
русского
классического
балета
в
Большом
театре,
использование отрывков балетов в репертуаре фортепианного класса ДМШ»
предназначено для преподавательской
аудитории
Эжвинской
детской
музыкальной школы.
Методическое сообщение сопровождается презентацией с показом
фотографий ведущих артистов и отрывков из балетных спектаклей.
В сообщении освещаются факты из истории Большого театра Москвы и
показана важная роль творчества П.И.Чайковского для развития русского
балетного искусства.
Также подчёркивается необходимость и целесообразность использования
в классе фортепиано балетной симфонической музыки.
Цель:
Методическое сообщение проводится с целью ознакомления педагогов
музыкальной школы с историей развития русского классического балета.
Задачи:
1. Ознакомление слушателей с основными вехами становления главного
театра России.
2. Информирование преподавателей
о произведениях театрально-
хореографической музыки, которые могут быть использованы в репертуаре
фортепианного класса с целью его расширения.
3
Театрально-хореографическая музыка в России: из истории
русского классического балета в Большом театре,
использование отрывков балетов в репертуаре фортепианного
класса ДМШ
Раздел 1. Большой театр
Тема моего сообщения: «Театрально-хореографическая музыка в России:
из истории русского классического балета в Большом театре, использование
отрывков балетов в репертуаре фортепианного класса ДМШ».
Вначале хочу предложить вашему вниманию некоторые факты из
истории русского классического балета.
Балет появился в России в 18 веке. Пропагандой западных традиций
занялся в своей стране Петр Великий. Поначалу балеты ставили у себя дома
аристократы, в качестве танцовщиков они использовали крепостных, но вскоре
стали формироваться и профессиональные театральные труппы.
Первый театр появился в 1776 году в Москве. В первой половине 19 века
основной
репертуар
театра
составляли
романтические
балеты.
Уроки
профессионального
мастерства
давала
танцовщикам
французская
преподавательница и хореограф Фелицата Юликсор. Она воспитала первую в
истории театра звезду международной величины Екатерину Самковскую.
Большой театр славился своим индивидуальным стилем, разнообразным
репертуаром и взыскательной публикой. Во второй половине 19 века 12 балетов
поставил в Москве Артур Сен-Лион. В их числе была и его лучшая российская
работа «Конек-горбунок».
В 1877 году без особого успеха прошла премьера «Лебединого озера»
Петра Чайковского. Лишь через некоторое время этот балет в редакции Мариса
Петипа стал одной из наиболее известных работ Большого театра.
В конце 19 века в истории Большого театра наступил период застоя и
оживил
и
реформировал
Большой
Александр
Горский,
любимый
ученик
Петипа,
ставший
художественным
руководителем
театра.
Под
влиянием
режиссера драматического театра Константина Станиславского, Горский ввел в
танец элементы драмы, уделяя особое внимание историческим деталям. Его
наиболее
известной
редакцией
классического
балета
стал
«Дон
Кихот».
4
Ведущими артистами балета были Екатерина Гельцер и Василий Тихомиров.
Под руководством Горского труппа Большого театра получила признание
во
всем балетном мире. Его звезды с триумфом гастролировали по всей Европе.
В годы Октябрьской революции многие звезды Большого театра
эмигрировали.
Время
до
ВОВ
по
праву
можно
назвать
эрой
Марины
Семеновой.
В
1930
году
она
приехала
из
Ленинграда
в
Москву,
ученица
легендарной
Агриппины
Вагановой.
Ее
партии
в
«Щелкунчике»,
«Спящей
красавицы», «Лебедином озере» стали триумфом классического танца. В этот
период также блистала на сцене театра Ольга Лепешинская.
В 1941 году Большой вместе со всей страной вступил в войну. Звезды
балета
выступали
на
различных
фронтах
страны.
В
1944
году
главным
режиссером театра стал хореограф Леонид Лавровский, который до этого в
Ленинграде
в
Кировском
театре
поставил
«Ромео
и
Джульетту»
Сергея
Прокофьева.
Джульетта
последовала
за
Лавровским
в
Москву.
Это
Галина
Уланова, также учившаяся в классе Вагановой. Великолепную Жизель часто
сравнивали с легендарной
Спесивцевой. Выход на сцену Большого театра
сделал Уланову королевой советского балета.
После смерти Сталина зарубежные гастроли стали реальностью. В 1956
Большой прибыл в Англию. Балет «Ромео и Джульетта» с Галиной Улановой
стал настоящей сенсацией. Легендарный пробег Улановой на пуантах вниз по
лестнице потряс английскую публику. Труппу 27 раз вызывали на сцену.
Первые американские гастроли театра состоялись в Нью-Йорке в 1959
году в театре Метрополитен. Многие западные критики задавались вопросом:
«Как
50-летняя
Уланова
сможет
танцевать
«Жизель»?
Однако
она
компенсировала
недостаток
подвижности
чудесной
актерской
игрой.
Очарованная публика взорвалась аплодисментами. Жаклин Кеннеди вместе с
дочерью побывала на репетиции труппы и неофициально «Лебединое озеро»
посмотрел сам президент Кеннеди. Он пригласил всю труппу в Белый дом.
Большой театр был вне политики. Это было последнее выступление Улановой
на Западе. Она передала главные партии новой восходящей звезде советского
балета Майе Плисецкой. Ее дебют в 30 лет в качестве примы состоялся в
«Коньке-горбунке», новую музыку к которому написал ее муж Родион Щедрин.
На сцене Большого звучала музыка Рахманинова, Стравинского, Бартока.
Появились новые звезды-Владимир Васильев, Екатерина Максимова. Новый
художественный
руководитель
театра
-
Юрий
Григорович,
который
создал
шедевр - в 1968году состоялась премьера балета «Спартак». Этот спектакль был
5
удостоен высшей награды СССР Ленинской премии. Ярким украшением балета
стал Марис Лиепа. Прекрасный мускулистый литовский танцовщик, мастерски
передавший характер тирана.
Теперь главным человеком в Большом театре был Юрий Григорович.
Ставил
новые
балеты
и
главные
роли
отдавал
своей
жене
-
прекрасной
танцовщице Наталье Бессмертновой.
Более 30 лет работал он главным
балетмейстером
театра.
Премьера
его
последнего
балета
«Золотой
век»
Дмитрия Шостаковича состоялась в 1984 году.
В развитии русского балетного искусства большую роль сыграл также и
Мариинский театр в Санкт-Петербурге. Ведущие
артисты и балетмейстеры
этого театра создавали шедевры – Анна Павлова,
Марис
Петипа, В. И.
Вайнонен, Матильда Кшесинская и другие.
Раздел 2
Роль творчества П.И.Чайковского в становлении русского балетного
искусства
Соединение хореографии и музыкального симфонизма стало национальной
традицией русского балетного искусства. И связано это в первую очередь с
именем композитора Петра Чайковского.
Чайковский - создатель совершенно новой балетной музыки. Главное
отличие
балетной
музыки
Чайковского
-
глубокая
содержательность
и
танцевальность. Каждый сценический образ в ней получает свою музыкальную
характеристику.
Отношение
П.
И.
Чайковского
к
балету
было
всегда
серьезным. Он не видел причин, почему музыка в балете не может стоять на
уровне оперной или симфонической. Чайковский вступил в область балетной
музыки,
как
реформатор,
превратив
ее
из
подчиненного,
вспомогательного
элемента, служащего только сопровождением танца, в начало, одухотворяющее
танец,
делающего
его
способным
к
выражению
сложных
психологических
состояний.
В репертуаре
фортепианного класса
используются номера
из его
знаменитых балетов: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»
(«Неаполитанская
песенка»,
«Танец
маленьких
лебедей»,
«Русский
танец»,
«Танец феи Дражже», «Вальс цветов», « Китайский танец», «Испанский танец»
и т. д.)
6
Раздел 3
Использование в классе фортепиано отрывков из балетной симфонической
музыки
В педагогическом репертуаре фортепианного класса с большим успехом
используются номера из балетов и отрывки из оперных хореографических сцен
русских
композиторов
М.Глинки,
П.Чайковского,
С.Прокофьева,
И.Стравинского,
А.Глазунова,
Д.Шостаковича,
А.Хачатуряна,
Р.Глиэра,
Б.Асафьева, В.Гаврилина, Р.Щедрина и др.
Наиболее популярные отрывки из балетов: С.Прокофьев «Ромео и
Джульетта»
(«Меркуцио»,
«Монтекки
и
Капулетти»);
Р.Глиэр
«Медный
всадник» (Вальс); В. Гаврилин «Анюта» (Адажио); К.Хачатурян «Чипполино»;
Л.Минкус «Дон Кихот».
Эти яркие театрально-зрелищные номера способствуют развитию фантазии
ученика, обогащают его музыкальный вкус и кругозор, приобщают к серьезной
«настоящей
музыке».
Данные
номера
лучше
всего
использовать
в
классе
фортепианного ансамбля, т. к. именно в ансамбле эта музыка будет звучать
полно,
более
оркестрово,
т.к.
играются
переложения
с
симфонического
оркестра.
Очень полезно в процессе разучивания слушать данные номера в
оригинале (аудио или видео). Это развивает тембровый слух, а на фортепиано
м о ж н о
н а й т и
н о в ы е
з в у к о в ы е
к р а с к и
в
и г р е
у ч е н и к а .
Если слушать не только аудиозаписи, а также смотреть видео или посетить
музыкальный театр, то воздействие на ученика будет еще ощутимее: т.к. будут
участвовать в его развитии все факторы: слуховой и визуальный.
Ученик, ранее игравший простую базовую фактуру, в ансамбле будет
изучать
более
сложную,
многослойную.
Познакомится
с
романтическим
стилем
музыки,
который
мало
мы
играем
в
школе.
Будет
более
богато
использовать
педаль.
Все
это
даст
существенный
толчок
к
развитию
музыкальности ученика.
7
Список использованной литературы:
1.
Красовская В. «Русский балетный театр», 2009г. Изд. «Колибри».
2.
Дайняк А. «Галина Уланова», 2004г. Изд. «Литература».
3.
Бахрушин А. « История русского балета», 1996г.
4.
«Неизвестный Петипа. Истоки творчества», 1980г.
8