Напоминание

Методика преподавания математики в ГБПОУ РС(Я) "Покровский колледж"


Автор: Адамова Марианна Ивановна
Должность: преподаватель математических и естественно-научных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ РС(Я) "Покровский колледж"
Населённый пункт: г.Покровск Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: доклад
Тема: Методика преподавания математики в ГБПОУ РС(Я) "Покровский колледж"
Раздел: высшее образование





Назад





Методика преподавания математики

в ГБПОУ РС(Я) «Покровский колледж»
Думаю, каждый преподаватель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация студентов по мере их пребывания в колледже? Все студенты, когда идут в колледж, хотят учиться, почему для студента, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу? Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний студентов со стороны социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том числе и на занятиях математики, с другой, предопределило для меня использование проектного обучения на своих занятиях. Проанализировав ситуацию в аудитории, где веду математику, пришла к выводу: Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у студентов развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, человек может войти в мир творчества. Для чего нужен метод проектов? • Научить студентов самостоятельному, критическому мышлению. • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. • Принимать самостоятельные аргументированные решения. • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли. Если студент сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Необходимость прогрессивных образовательных технологий – это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый преподаватель со временем их вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями: 1) создать собственную технологию; 2) перенять то, что открыто другими и адаптировать для себя и своих студентов. Оптимальным для меня представился второй путь и над этим я работаю пятый год. Математика + информатика + ИКТ = учебный проект. Такую формулу я пытаюсь воплотить на своих занятиях. При изучении математики учащиеся осваивают инструмент для познания мира и человека, на информатике – умение применять ИКТ для обработки, передачи, хранения информации, а получаемый учебный проект и есть цель образования: научить студентов получать знания, научить работать и зарабатывать на жизнь (компетенции), научить жить (бытие), научить жить вместе. Первый этап в моей работе– был направлен на изучение научно-методической литературы по исследуемой проблеме, которые необходимо знать для правильной организации работы. Необходимые теоретические сведения, которые помогли мне структурировать проектную деятельно сть: «Проектная деятельно сть в естественнонаучном образовании», «Информационные технологии в образовании»; «Использование интерактивных досок в учебном процессе». Второй этап – позволил спланировать работу по экспериментальному обучению, а именно, повышению интереса, самостоятельности, активности студентов на занятиях, психологического благополучия и здоровья студентов в учебной деятельности, повышению уровня использования наглядности и визуализации на занятии, повышению
эстетической привлекательности занятия, привлечению студентов к использованию ИКТ при самоподготовке, повышению уровня математической грамотности. В своей работе я использую групповые и индивидуальные, монопредметные и межпредметные, информационные и практико-ориентированные проекты. Так же применяю модель учебного занятия в режиме проектного обучения, используя технологию исследовательского проекта. В связи с тем, что в кабинете появился набор интерактивного оборудования, то все модели использования информационных технологий я рассматриваю во взаимосвязи с интерактивной доской. На третьем этапе – а именно на нём я сейчас нахожусь, идёт пополнение методической копилки занятий и внеаудиторных мероприятий с использованием ИКТ и проектных работ студентов, распространение опыта в работе со студентами нового набора. Опыт работы, диагностики, анкетирования показали, что ИКТ – это технология не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Наличие

проблемы
. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного-двух занятий (мини-проекты или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой занятия или применением данной темы в различных жизненных ситуациях. К примеру, для решения крупных задач (проблем) по математике, сложных для понимания вопросов использую крупные проекты, которые в основном выполняются во внеурочной деятельности. Данные проекты в основном направлены на углубление и расширение знаний по математике. Это так называемые среднесрочные проекты (макро- проекты), применяемые в основном во внеурочных формах работы (кружки, факультативы, элективные курсы). Поле для выбора темы долгосрочных проектов по математике огромно. Проект может быть связан с изучением какой-либо темы по математике, которая не изучается в программе или с приложениями математики в науке и практике.
Обязательное планирование действий.
В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий студента и преподавателя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы преподаватель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает студенту своё видение решения задачи. Участников проекта я разбиваю на группы от 3 до 5 человек в зависимости от количества студентов на занятии. В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь и др.
Поиск

информации-

обязательное

условие

каждого

проекта
. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Преподаватель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.
Результат

работы



продукт
. Студенты, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Преподаватель выступает в роли научного консультанта.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию. В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности студентов на занятии, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др. Результатами работы над проектами во внеаудиторной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.
Презентация результатов - представление готового продукта.
Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую провожу в форме конкурса, выставки, презентации. При защите студенты демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Студенты с интересом смотрят работы других и с помощью преподавателя учатся оценивать их. Вычисляется средний балл за каждый проект и выставляется оценка в зависимости от количества набранных баллов: более 85 баллов – «отлично», от 65 до 80 баллов – «хорошо», от 50 до 65 баллов – «удовлетворительно», менее 60 баллов - доработать. В заключение провожу рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для обсуждения: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее? Благодарю студентов и обязательно их награждаю, вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д. Каждому из участников проекта ставлю отметку по математике за данную тему. Естественно, что этой отметкой является "пять". Положительные эмоции и успех студентов рождают желание работать дальше. Приобщение студентов к проектной деятельности с использованием компьютерно- информационных технологий позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится учение, а преподаватель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Основная задача колледжа состоит не только в том, чтобы дать студентам глубокие знания, но в том, чтобы научить их самостоятельно решать возникающие вокруг него проблемы и, главное, чтобы учение стало для студентов увлекательным, радостным и интересным делом.


В раздел образования