Методика преподавания математики в ГБПОУ РС(Я) "Покровский колледж"
Автор: Адамова Марианна Ивановна Должность: преподаватель математических и естественно-научных дисциплин Учебное заведение: ГБПОУ РС(Я) "Покровский колледж" Населённый пункт: г.Покровск Республика Саха (Якутия) Наименование материала: доклад Тема: Методика преподавания математики в ГБПОУ РС(Я) "Покровский колледж" Раздел: высшее образование
в ГБПОУ РС(Я) «Покровский колледж»
Думаю, каждый преподаватель не раз задавал себе вопрос: почему снижается
учебная мотивация студентов по мере их пребывания в колледже? Все студенты, когда
идут в колледж, хотят учиться, почему для студента, генетически предрасположенного к
учению, процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу?
Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний
студентов со стороны социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к
учебе,
в
том
числе
и
на
занятиях
математики,
с
другой,
предопределило
для
меня
использование проектного обучения на своих занятиях. Проанализировав ситуацию в
аудитории, где веду математику, пришла к выводу: Математика начинается вовсе не со
счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у студентов развивалось
творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство,
повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение
проблем, человек может войти в мир творчества.
Для чего нужен метод проектов?
•
Научить студентов самостоятельному, критическому мышлению.
•
Размышлять,
опираясь
на
знание
фактов,
закономерностей
науки,
делать
обоснованные выводы.
•
Принимать самостоятельные аргументированные решения.
•
Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Если
студент
сумеет
справиться
с
работой
над
учебным
проектом,
можно
надеяться,
что
в
настоящей
жизни
он
окажется
более
приспособленным:
сумеет
планировать
собственную
деятельность,
ориентироваться
в
разнообразных
ситуациях,
совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Необходимость
прогрессивных
образовательных
технологий
–
это
объективное
требование, и поэтому, как правило, каждый преподаватель со временем их вырабатывает.
И здесь можно пойти двумя путями:
1) создать собственную технологию;
2) перенять то, что открыто другими и адаптировать для себя и своих студентов.
Оптимальным для меня представился второй путь и над этим я работаю пятый год.
Математика
+
информатика
+
ИКТ
=
учебный
проект.
Такую
формулу
я
пытаюсь
воплотить на своих занятиях. При изучении математики учащиеся осваивают инструмент
для познания мира и человека, на информатике – умение применять ИКТ для обработки,
передачи, хранения информации, а получаемый учебный проект и есть цель образования:
научить
студентов
получать
знания,
научить
работать
и
зарабатывать
на
жизнь
(компетенции), научить жить (бытие), научить жить вместе.
Первый этап в моей работе– был направлен на изучение научно-методической
литературы
по
исследуемой
проблеме,
которые
необходимо
знать
для
правильной
организации
работы.
Необходимые
теоретические
сведения,
которые
помогли
мне
структурировать
проектную
деятельно сть:
«Проектная
деятельно сть
в
естественнонаучном
образовании»,
«Информационные
технологии
в
образовании»;
«Использование интерактивных досок в учебном процессе».
Второй этап – позволил спланировать работу по экспериментальному обучению, а
именно, повышению интереса, самостоятельности, активности студентов на занятиях,
психологического
благополучия
и
здоровья
студентов
в
учебной
деятельности,
повышению уровня использования наглядности и визуализации на занятии, повышению
эстетической привлекательности занятия, привлечению студентов к использованию ИКТ
при самоподготовке, повышению уровня математической грамотности.
В своей работе я использую групповые и индивидуальные, монопредметные и
межпредметные,
информационные
и
практико-ориентированные
проекты.
Так
же
применяю модель учебного занятия в режиме проектного обучения, используя технологию
исследовательского проекта.
В связи с тем, что в кабинете появился набор интерактивного оборудования, то все
модели использования информационных технологий я рассматриваю во взаимосвязи с
интерактивной доской.
На
третьем
этапе
–
а
именно
на
нём
я
сейчас
нахожусь,
идёт
пополнение
методической копилки занятий и внеаудиторных мероприятий с использованием ИКТ и
проектных работ студентов, распространение опыта в работе со студентами нового набора.
Опыт работы, диагностики, анкетирования показали, что ИКТ – это технология не
только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне
надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного
понимания метода проектов.
Наличие
проблемы .
Работа
над
проектом
всегда
направлена
на
разрешение
конкретной
проблемы.
Нет
проблемы
–
нет
деятельности.
Метод
проектов
можно
использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в
рамках одного-двух занятий (мини-проекты или краткосрочные проекты). В этом случае
тема
проекта
связана
с
темой
занятия
или
применением
данной
темы
в
различных
жизненных ситуациях.
К примеру, для решения крупных задач (проблем) по математике, сложных для
понимания вопросов использую крупные проекты, которые в основном выполняются во
внеурочной деятельности. Данные проекты в основном направлены на углубление и
расширение знаний по математике. Это так называемые среднесрочные проекты (макро-
проекты),
применяемые
в
основном
во
внеурочных
формах
работы
(кружки,
факультативы, элективные курсы).
Поле для выбора темы долгосрочных проектов по математике огромно. Проект
может быть связан с изучением какой-либо темы по математике, которая не изучается в
программе или с приложениями математики в науке и практике.
Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта
вырабатывается план совместных действий студента и преподавателя. Создаётся банк
идей и предложений. На протяжении всей работы преподаватель помогает в постановке
цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает студенту своё видение
решения задачи.
Участников проекта я разбиваю на группы от 3 до 5 человек в зависимости от
количества
студентов
на
занятии.
В
каждой
группе
распределяются
роли:
например,
генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь и др.
Поиск
информации-
обязательное
условие
каждого
проекта .
Большую
поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается,
осмысливается.
После
совместного
обсуждения
выбирается
базовый
вариант.
Преподаватель корректирует последовательность технологических операций в каждой
работе.
Результат
работы
–
продукт .
Студенты,
выбрав
посильные
технологии
для
создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию,
формулируют
выводы.
Преподаватель
выступает
в
роли
научного
консультанта.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми».
Если
это
теоретическая
проблема,
то
конкретное
ее
решение,
если
практическая
−
конкретный результат, готовый к использованию.
В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты.
Например, продуктом самостоятельной деятельности студентов на занятии, может быть
опорный
конспект,
памятка
по
методам
решения
задач,
сборник
ключевых
задач
по
изучаемой теме и др.
Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в
повседневной жизни. Например расчет минимального количества необходимых продуктов
и
их
стоимости,
используемых
семьей
на
протяжении
месяца;
расчет
погашения
банковского кредита и др.
Результатами работы над проектами во внеаудиторной деятельности становятся рефераты,
эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.
Презентация результатов - представление готового продукта. Иными словами,
осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты
самого проекта, которую провожу в форме конкурса, выставки, презентации.
При
защите
студенты
демонстрируют
и
комментируют
глубину
разработки
поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при
этом
свои
ораторские
способности.
Оценивается
каждый
проект
всеми
участниками
занятий. Студенты с интересом смотрят работы других и с помощью преподавателя учатся
оценивать их. Вычисляется средний балл за каждый проект и выставляется оценка в
зависимости от количества набранных баллов: более 85 баллов – «отлично», от 65 до 80
баллов – «хорошо», от 50 до 65 баллов – «удовлетворительно», менее 60 баллов -
доработать.
В
заключение
провожу
рефлексию.
Предлагаю
следующие
вопросы
для
обсуждения: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом?
Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности
и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на
будущее? Благодарю студентов и обязательно их награждаю, вручая диплом разработчика
проекта,
научного
исследователя,
лучшего
дизайнера
и
т.д.
Каждому
из
участников
проекта ставлю отметку по математике за данную тему. Естественно, что этой отметкой
является "пять". Положительные эмоции и успех студентов рождают желание работать
дальше.
Приобщение студентов к проектной деятельности с использованием компьютерно-
информационных
технологий
позволяет
наиболее
полно
определять
и
развивать
интеллектуальные и творческие способности.
Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является
то, что центром деятельности становится учение, а преподаватель выступает в роли
помощника,
консультанта,
поощряющего
оригинальные
находки,
стимулирующего
активность, инициативу, самостоятельность.
Основная задача колледжа состоит не только в том, чтобы дать студентам глубокие
знания, но в том, чтобы научить их самостоятельно решать возникающие вокруг него
проблемы и, главное, чтобы учение стало для студентов увлекательным, радостным и
интересным делом.