Напоминание

Групповые формы работы в начальной школе


Автор: Корнаух Валерия Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ЦО - гимназия № 11"
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: статья
Тема: Групповые формы работы в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Групповая работа как форма работы на уроках в начальной школе

Начальное образование сегодня – это фундамент для формирования учебной

деятельности ребенка. Именно начальная ступень школьного обучения должна

обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к

сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы

нравственного поведения. К каждому уроку учитель подбирает определенные методы и

формы, соответствующие целям и задачам учебно-воспитательного процесса. Одной из

таких форм является групповая работа, которая позволяет улучшить успеваемость,

раскрыть систему отношений ученика к миру, самому себе и одноклассникам, и тем

самым повысить мотивацию.

Групповая работа создает благоприятные условия для включения всех школьников в

активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит,

выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются варианты решения,

находятся верные ответы. Групповая форма работы позволяет реализовать

индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие

детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.

При организации работы в парах и группах каждый ученик предлагает свое мнение,

обсуждаются разные варианты решения, идет обмен мнениями детей в процессе

учебного диалога. Групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального

подхода в условиях массового обучения. Там есть распределение обязанностей и

ответственность за каждого ученика группы.

Работа в группе помогает учащимся выражать свое мнение, раскрывать себя в процессе

обмена мнениями. Многие учащиеся просто не умеют высказывать свои убеждения,

размышления и аргументировать свои мысли, а дают те ответы, которые от них требует

педагог.

Преимущества групповой работы:

Грамотно организованная работа в группе работает на сохранение психического и

физического здоровья учащихся;

Формирует навыки общения, сотрудничества и взаимопомощи;

Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность,

ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других

людей;

Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к

учащимся;

У каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать свою идею;

Улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;

Учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности

и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать

собственную позицию.

Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного

сотрудничества детей.

Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и

перспективным, т.к. современное образование требует от школы, а значит и от

учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их

инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с

которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества,

общения.

Групповая работа – это совместная деятельность детей и учителя, где реализуются

все виды взаимодействий: ―учитель – ученик, ученик- ученик, ученик – группа, ученик

- учитель”. На смену репродуктивной деятельности приходит исследовательская,

поисковая, коллективно – распределенная деятельность. Групповую работу характеризует

непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная

деятельность.

Результаты применения групповой

формы работы -

растет самокритичность ребенка,

растет познавательная и творческая самостоятельность учащихся,

возрастает сплоченность класса,

меняется характер взаимоотношений между детьми, дети согласовывают свои

действия,

учатся делать выводы по предметному содержанию,

формируется терминологическая речь.

Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание

между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии, и умение избегать

конфликтов.

Поэтому нужно предоставить детям готовые‖ правила работы в группе или

предложить учащимся разработать их самостоятельно.

Примерные правила работы в группе могут быть следующими:

1. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда, не стой в стороне.

2. Не бойся высказывать свое мнение.

3. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.

4. Думай сам, а не рассчитывай на других.

5. Отвечай у доски громко, четко, кратко.

6. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что

каждый человек имеет право на ошибку.

7. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то

примените считалочку или жребий.

Каждому учителю при организации групповой деятельности необходимо помнить

следующее:

- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

- следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

- групповая работа должна занимать не более 15 минут в I–II классах, не более 20 минут –

в III–IV классах;

- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться

мнениями, прежде чем представить продукт совместного труда.

-Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого

уровня шума;

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не

стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие

формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от

учителя кропотливой работы.

Групповые формы работы можно использовать на разных этапах урока, например:

- этап актуализации знаний (при выполнении устной работы);

- на этапе закрепления и повторения (при проведении самостоятельной работы);

- на этапе открытия новых знаний (при реализации проблемных ситуаций);

- при подведении итога урока

Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей

сознательное отношение к учёбе, активизируют мыслительную деятельность, дают

возможность многократно повторять материал, помогают учителю контролировать

знания, умения и навыки учеников всего класса. Немаловажно и то, что групповая работа

и работа в парах (как разновидность групповой работы) представляют собой

динамическую паузу, не прерывающую структуру урока.



В раздел образования