Напоминание

Воспитание патриотических чувств старшего дошкольного возраста через занятия-квесты при ознакомлении с Нижегородским краем.


Автор: Музурова Полина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 43 д. Афонино
Населённый пункт: д. Афонино Кстовский район, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание патриотических чувств старшего дошкольного возраста через занятия-квесты при ознакомлении с Нижегородским краем.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание патриотических чувств старшего дошкольного возраста через

занятия-квесты при ознакомлении с Нижегородским краем.

Всем

известно,

что дошкольный

возраст

фундамент

общего

развития

ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить

человеческое

в

наших

детях,

заложить

нравственные

основы,

которые

сделают

их

более

устойчивыми

к

нежелательным

влияниям,

учить

их

правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно

решать в стенах дошкольного учреждения.

Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку

слова. В последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого

русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время,

полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие»,

«безнравственность»,

«бездуховность»,

мы

всерьез

задумываемся

о

том,

какими

вырастут

нынешние

дошкольники.

Рост

научно-технического

прогресса,

непрерывный

каскад

открытий,

изобретений

породили

гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического

познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над

духовным. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует

спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной

культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к

искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице

современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких

нравственных ценностей?

Задумываясь

об

истоках

нравственных

чувств,

мы

всегда

обращаемся

к

впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и

родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание

чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей.

Следует помнить, что ребенок не рождается злым или добрым, нравственным

или безнравственным.

Воспитание детей без духовно – нравственной основы неполноценно,

более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных

учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для

нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии

ребёнка – питании его души.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально

функционирующую

систему

духовно-нравственного

воспитания

в

дошкольных

учреждениях;

систему,

построенную

на

ценно стях

традиционной

духовной

культуры,

отвечающую

потребностям

развития

личности

ребенка

и

направленную

на

развитие

телесно,

душевно

(психически) и духовно здорового человека.

Закон

"Об

образовании"

уст анавливает,

что

" о с н о в н ы е

общеобразовательные программы начального общего, основного общего и

среднего

(полного)

общего

образования

обеспечивают

реализацию

федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и

вида

образовательного

учреждения,

образовательных

потребностей

и

запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план,

рабочие

программы

учебных

курсов,

предметов,

дисциплин

(модулей)

и

другие

материалы, обеспечивающие

духовно-нравственное

развитие,

воспитание и качество подготовки обучающихся".

В

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки

РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) духовно-нравственное развитие, воспитание

и

социализация

обучающихся

определены

как

задачи

первостепенной

важности.

Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации

должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на

основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям

своей

этнической,

конфессиональной

и/или

культурной

группы,

общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности

гражданина России.

Воспитание

и

социализация,

согласно

Стандарту,

Концепции

и

программе,

должны

быть

интегрированы

во

все

виды

деятельности

дошкольника.

Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном

становлении

личности.

Нравственное

воспитание

происходит

благодаря

целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с

нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных

задач дошкольного образовательного учреждения.

Духо́

вно-нра́

вственное

воспитание

целенаправленный

проце сс

взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование

гармоничной

личности,

на

развитие

её

ценностно-смысловой

сферы,

посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных

ценностей.

Под

«духовно-нравственными

ценно стями»

п о н и м а ют с я

основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу

принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Дошкольное детство - это наиважнейший период в жизни ребенка, когда

формируются

ощущения

собственных

возможностей,

потребность

в

самостоятельной

деятельности,

основные

представления

об

окружающем

мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Наша

работа

по

духовно-нравственному

воспитанию

детей,

основывается

на

требованиях

государственного

стандарта

и

ведется

в

соответствии с Основной образовательной программой ДОО

В своей деятельности педагоги детского сада решают следующие задачи:

воспитание нравственных и эстетических чувств;

формирование базисных основ личности;

формирование

духовно-нравственного

отношения

и

чувства

сопричастности

- к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;

- к культурному наследию своего народа;

- к природе родного края;

создание

условий,

обеспечивающих

эмоциональное

благополучие

каждого ребенка;

обе спечение

обогащенного

худ оже с т в е н н о - э с т е т и ч е с ко го ,

познавательного развития.

Способствовать

формированию

духовно

нравственных

качеств

в

процессе

установления

позитивных

межличностных

отношений.

Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

Вовлечение родителей в образовательную деятельность по духовно-

нравственному воспитанию детей.

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и

в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».-

говорил еще В.А.Сухомлинский ,обращаясь к нам -педагогам.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком,

наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада,

родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем

эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими,

образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу

по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать.

Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо

выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Одним из направлений моей деятельности является знакомство детей

старшего дошкольного возраста с родным краем, его историей и жизнью

людей.

Вот

некоторые

основные

темы

занятий:

«История

возникновения

Нижнего

Новгорода»,

«Минин

и

Пожарский»,

«Интересные

факты

из

истории

нашего

города»,

«Виртуальное

путешествие

по

историческим

памятникам Нижнего Новгорода», «Нижегородский Кремль», «Геральдика

нашего города».

Поставленные

задачи

реализуются

через

следующие

формы

воспитательно-образовательного процесса:

занятия;

мастер-классы;

досуги, развлечения;

экскурсии;

конкурсы,

выставки,

целевые прогулки по городу;

Дидактические игры «Путешествие по Нижнему Новгороду», лото

«Нижний Новгород»

Продуктивная деятельность: «Кремлёвские башни», «Наш город»

Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и

технических средств обучения.

Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято,

но

и

принято

ребенком,

необходимы

адекватные

методы,

средства,

педагогические пути.

Совместно с родителями изготавливаем тематические альбомы, настольные

игры. Педагогом разрабатываются занятия-квесты.

«Квест»

это

поискова

яигра

с

большим

числом

головоломок

и

испытаниями. Форма квест-игры предусматривает особый, многосторонний

тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми.

Игроки перемещаясь по точкам, выполняют различные задания, но изюминка

состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к

выполнению

следующего.

Квест

является

уникальным,

т.к.,

возможность

введения

в

игру

разнообразных

заданий

позволяет

решать

бесчисленное

множество интеллектуальных и творческих задач.

Использование

квестов

позволяет

уйти

от

традиционных

форм

обучения

детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

Занятие

квест

«Поиски

клада

в

башнях

Нижегородского

Кремля»

для

подготовительной группы.

Воспитание любви к Родине начинается с воспитания любви к родному

городу. Как знакомить детей с родным городом в занимательной форме с

использованием художественного слова и музыкально-игровой деятельности,

используя наглядную информацию, актуализируя знания детей.

Задачи:

1.

Обобщить знания детей о названии родного города, улицах ближайшего

окружения,

его

символике.

Продолжать

формировать

представления

о

достопримечательностях и правилах поведения на дорогах (ОБЖ). Обогащать

кругозор детей знаниями по истории возникновения города.

2.

Развивать

зрительно-пространственную

координацию,

внимание,

ориентировку в пространстве.

3.

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к городу, любовь к

нему.

Оборудование:

Карта с изображением Нижегородского кремля

Карточки с изображением башен Кремля, под которыми находятся

6 ключей и листы с заданиями

Мультимедийный экран, проектор.

Презентация Нижегородский кремль.

Диски с записью песен «Мы в городе родились», «Прогулка».

Ход занятия:

Смотрите дети, это настоящая старинная карта сокровищ. Но чтобы найти

клад, нужно строго двигаться по стрелкам карты и правильно отвечать на

вопросы, для того чтобы найти все ключи и открыть сундук с сокровищами.

Вы согласны отправиться в путешествие?

Да.

Но проблема в том, что за многие столетия наш город

изменился и

перестраивался и Нижегородский Кремль тоже изменился. Нужно нам найти

6 ключей, чтобы открыть сундук с кладом. Каждый ключ лежит в потайном

месте. Для того, чтобы его найти и взять, нужно выполнить задания.

Готовы? Да.

Тогда в путь!!!

Первый ключ от сокровищ вы найдете в башне.

Башня получила названия по часам, которые находились в пятиугольном

бревенчатом срубе в верхней части башни и в течении двух веков были

главными городскими часами. Так что башню можно считать Часовой и по

сторожевому назначению. Но славилась она все-таки, в основном, своими

часами. В писцовой книге 1621 года сказано: "... На башне часы боевые", то

есть часы и перечаски отмечались боем. Бой часовых колоколов звучал и как

сигнал тревоги. Смотритель часов, который жил возле башни, именовался

часовником. Имя одного из них история сохранила: в начале XVII в. за

часами следил Иван Родионов.

Назовите эту башню (Часовая башня).

Правильно. И здесь мы найдем ключ и следующую подсказку, куда нам

следует идти.

Дети достают лист с текстом:

Текст на листе: «Следующее место, куда вам нужно зайти, чтобы найти

второй ключ.

Назови башню, с которой связана эта легенда: "Осадила Нижний Новгород

несметная

вражья

сила.

День

за

днем

отбивали

нижегородцы

тяжелые

приступы

врага,

и

начали

таять

их

силы.

В

городе

кончались

запасы

продовольствия, а главное - не хватало воды. Начали думать защитники о

том,

что

придется

сдаваться

на

милость

победителя.

Среди

осажденных

нашлась

одна

храбрая

девушка.

Она

вызвалась

принести

воду

из

речки

Почайны. Рано утром под покровом тумана спустили ее со стены. Осторожно

миновала

она

татарские

патрули,

спустилась

к

Почайне,

напилась

сама,

набрала полные ведра воды и стала подниматься с ними в крутую гору. И

были

уже

близко

дружеские

руки,

готовые

подхватить

ее,

как

появился

татарский

патруль.

Враг

поднял

тревогу.

Между

татарами

и

девушкой

завязалась

ожесточенная

схватка,

в

которой

она

оборонялась

своим

коромыслом.»

Ответы детей: Коромыслова башня.

Правильно.

Вы молодцы! За правильный ответ. Получайте второй ключ.

Отправляемся дальше.

Следующий ключ находится в башне, название которой, может быть, связано

с цветом ее нижнего яруса, а, может быть, объясняется тем, что построена

она на церковной земле.

Даю еще одну подсказку: Эта единственная круглая башня в Нижегородском

кремле.

Ответы детей: Белая башня.

Молодцы! За правильный ответ. Получайте третий ключ.

Но, чтобы отправиться дальше, нужно выполнить задание, которое находится

вместе с этим ключом.

Задание:

Следует

собрать

пазл

с

изображением

достопримечательностями

Н.

Новгорода.

Дети собирают пазлы.

Едем дальше… на поиски сокровищ!

Динамическая пауза (координация речи с движением «Родина»).

Вижу чудное приволье, (приставляют правую ладонь ко лбу «козырьком»,

смотрят вправо-влево).

Вижу нивы и поля, -

Это русская природа, (разводят руки в стороны перед собой)

Это Родина моя. (ставят руки на пояс)

Вижу горы и долины, (сводят руки над головой – «гора»)

Вижу степи и луга,- (плавно опускают перед собой сведенные руки ладонями

вниз)

Это русское раздолье, (разводят руки в стороны перед собой)

Это Родина моя. (ставят руки на пояс)

Слышу пенье жаворонка, (прикладывают поочередно правую и левую руку к

уху, прислушиваются)

Слышу трели соловья,- (разводят руки в стороны перед собой)

Это русская сторонка,

Это Родина моя. (ставят руки на пояс).

Немного отдохнули и снова в путь!

Следующая башня, которую мы должны найти считается самой загадочной в

Нижегородском кремле. На этой старинной карте ее нет, т.к. около 1750 года

башня сдвинулась оползнем к Волге и обрушилась. Но вы ее сейчас можете

не только увидеть, но и зайти в нее.

Ответы детей: Зачатьевская башня.

Правильно.

Вы молодцы! За правильный ответ. Получайте четвертый ключ

Следующий

ключ

следует

искать.

Название

этой

башни

Нижегородского

кремля

в

объяснение

не

нуждается,

здесь

действительно

долгое

время

располагались арсеналы: хранилось оружие, порох, ядра и другие, полезные

во время боевых действий, «вещи».

Ответы детей: Пороховая башня.

Правильно.

Вы молодцы! За правильный ответ. Получайте пятый ключ.

Последний ключ вы найдете в самой массивной и нарядно украшенной. Она

же – центральная. Названа в честь Св. Дмитрия Солунского. Именно через

ворота этой башни мы заходим в Нижегородский кремль.

Ответы детей: Пороховая башня.

Правильно.

Вы молодцы! За правильный ответ. Получайте последний шестой ключ.

Посмотрите здесь находится сундук. Давайте его откроем.

Сладкий

сюрприз:

Конфеты

«Сормовской

кондитерной

фабрикой»,

и

не

спроста, ведь эти конфеты изготовлены в нашем городе. Приятного аппетита!



В раздел образования