Автор: Шельпякова Надежда Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ С УИОП №74
Населённый пункт: Киров
Наименование материала: Цифровая лаборатория ЛабДискГЛОМИР, как ресурс для формирования исследовательских УУД у учащихся начальных классов.
Тема: ИКТ в современном образовании
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных
предметов №74» города Кирова,
Шельпякова Надежда Николаевна,
учитель начальных классов.
Цифровая лаборатория ЛабДискГЛОМИР, как ресурс для
формирования исследовательских УУД у учащихся начальных классов.
С 1 сентября 2010г. введен в действие федеральный государственный
стандарт начального общего образования, который определяет основной
результат образования как индивидуальный прогресс в основных сферах
личностного развития. Реализация ФГОС требует использования в
образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов и
приемов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые
знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать
выводы и умозаключения.
Согласно ФГОС НОО у выпускника начальной школы при изучении
предмета «Окружающий мир» должны быть сформированы такие УУД, как
овладение начальными формами исследовательской деятельности,
формирование действий моделирования, классификации объектов живой и
неживой природы на основе внешних признаков. При этом проектно –
исследовательская деятельность определяется стандартом как одно из
условий реализации основной образовательной программы начального
общего образования. Но следует понимать, что принципиальное отличие
исследования от проектирования, по мнению А.И.Савенкова, состоит в том,
что исследование не предполагает создания какого – нибудь заранее
планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование – это
поиск истины, уяснение сущности явления, открытие новых
закономерностей. Методы исследования различны: наблюдение, опрос,
анкетирование, изучение литературы, исследование документов,
теоритеческий анализ, а также непосредственно эксперимент. Эксперимент –
это специально организованная проверка того или иного метода, приема
работы для выявления его эффективности. Стандарт предусматривает
овладение выпускником умения проводить эксперименты с помощью
учебного лабораторного оборудования, поэтому важно, если с самого начала
ребенок может использовать удобные инструменты, которые помогут ему
измерять и анализировать все то, что до этого он просто наблюдал.
Использование на уроках «Окружающего мира» цифровой
лаборатории ЛабДискГЛОМИР позволяет при минимуме действий провести
различные исследования:
изучить способность разных материалов удерживать тепло, чтобы
объяснить почему один материал используют для летней одежды, а другой
для зимней;
выяснить, какие растения могут расти в тени, и определить в
классе места пригодные и непригодные для содержания растений;
составить график изменения температуры на определенный срок;
сравнить температуру по телевизору и за окном;
измерить пульс, выяснить из – за чего происходит его изменение
многое другое.
Полученные данные отображаются в наглядном виде, с помощью
программы, можно показать график происходящих изменений. Кроме того,
ученик получает возможность провести самостоятельные измерения,
выступить перед одноклассниками со своими результатами и сравнить их с
полученными другими ребятами.
Цифровая лаборатория ЛабДискГЛОМИР дает возможность
формирования цифрового портфолио ученика, что также предусмотрено
ФГОС НОО.
Под цифровым портфолио ученика подразумевается портфолио
ученика в электронной форме, основанное на применении современных
информационных технологий. В своей работе я использую 2 вида портфолио,
традиционное «бумажное» и цифровое.
Рассмотрим практическую часть урока «Комнатные растения»
предмет «Окружающий мир», 2 класс.
Цель: определить в классе места пригодные и непригодные для
произрастания растений по степени освещенности.
Задачи:
1.
Составить список цветов, находящихся в классе.
2.
Распределить все цветы по группам светолюбивые и
теневыносливые.
3.
Исследовать освещенность в кабинете.
4.
Расставить цветы, исходя из полученных результатов.
Планируемые
результаты:
овладение
начальными
формами
исследовательских
умений, использование
знаково-символических
средств
представления информации для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения,
классификации
по
родовидовым
признакам,
построения
рассуждений,
определение
общей
цели
и
путей
её
достижения;
умение
договариваться
о
распределении
функций
и
ролей
в
совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Оборудование: цифровая лаборатория ЛабДискГЛОМИР.
Ход исследования
Ученики, направляя датчик освещенности в сторону окон и ламп в
солнечный
день
ближе
к
полудню,
определяют
освещенность
в
разных
местах
класса.
Чертят
карту
освещенности
на
высоте
крышки
стола.
Записывают числовые значения освещенности во всех этих местах( рис.1, где
звездочка
–
места
измерения
освещенности).
Школьники
сравнивают
полученные результаты, выявляют самое темное место в классе, выясняют,
какие растения могут произрастать в этом месте. Выявляют самые светлые
места, выясняют какие растения могут произрастать в этих местах.
Возможно провести эксперимент в другом классе, выяснить причины
различий.
На
уроках
«Окружающего
мира»
в
1
классе, заполняя дневник наблюдений, мы
проводили
эксперимент,
сравнивая
температуру
по
телевизору
и
за
окном.
Знакомясь
на
уроке
с
понятием
«звук»,
провели эксперимент, измерили шум в коридоре во время перемены, на
уроках, у открытого окна. На классном часе выяснили почему опасно в
мокрой одежде находится на ветру, что такое сквозняки и простуды.
Результатом планомерного использования цифровой лаборатории
ЛабДискГЛОМИР на уроках «Окружающего мира» в 1 классе явилось то, что
у учащихся были заложены основы к формированию:
самостоятельной исследовательской деятельности, построения
рассуждений
(ученик
1
класса
занял
3
место
в
школьной
конференции исследовательских и проектных работ);
умений работы в группе и паре, планированию действий и
распределению обязанностей, определение общей цели и путей
её
достижения,
осуществления
взаимного
контроля
в
совме стной
деятельно сти,
адекватного
оц ен и ван и я
собственного
поведения
и
поведения
окружающих
(по
наблюдениям за работой на уроках);
умений
использовать
знаково-символические
средства
представления
информации
(построения
простейших
схем,
работе с графиками);
логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации
по
определенным
заранее
признакам
(в
комплексной работе по концу года 21 ученик из 24 справились с
работой, предусматривающей данные умения).