Напоминание

Поощрение и наказание


Автор: Иван Борисович Косых
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Специальная школа-интернат г.Усмань"
Населённый пункт: Усмань, Липецкая область
Наименование материала: Доклад
Тема: Поощрение и наказание
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГБОУ "Специальная школа-интернат г. Усмань"

Выступление на тему:

«Поощрение и наказание как средства педагогической

коррекции».

Подготовил:

КосыхИ.Б.

Поощрение и наказание – метод педагогического стимулирования, который, побуждая

общественно полезную деятельность воспитанников, вместе с тем тормозит их не

желательные действия и поступки. Содержание поощрений и наказаний состоит во

внесении изменений в отдельные права и обязанности учащихся, как членов коллектива, а

также в моральной оценке их деятельности. Этот метод способствует воспитанию у детей

общественно и нравственно ценной инициативы, развитию привычки сознательного

самоконтроля своего поведения, повышению ответственности за свои слова и поступки.

Понятия поощрения и наказания воспринимаются обычно как антиподы.

В теории и практике воспитания широко распространена точка зрения, согласно которой

всякое одобрение, похвала, выражение доверия и тому подобное педагогическое

воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника,

принято называть поощрением. С другой стороны, к наказаниям часто относится любое

осуждение, угрозу, порицание. Их назначение – коррекция поведения детей в

определенных сложных ситуациях. Применение мер поощрения и наказания требует

особой осторожности, методической зрелости педагога.

Несправедливые поощрения и наказания, как никакой другой метод

стимулирования, способны нанести моральные травмы детям.

Поэтому в каждом конкретном случае, решая вопрос о целесообразности применения

поощрения и наказания, педагогу исключительно важно правильно оценить характер

отношений, сложившихся в данной ситуации в коллективе в целом, между отдельными

детьми.

Поощрения и наказания должны строиться на точном и всестороннем учете

индивидуальных и возрастных особенностей детей, тщательном анализе причин и

мотивов их поступков и конкретных ситуаций, в которых эти поступки совершаются.

Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае

вытекает из реально проявляющейся в данной педагогической ситуации потребности в

коррекции поведения детей.

Используя различные формы косвенного требования, педагог уже осуществляет

коррекцию поведения детей, то есть поддерживает и стимулирует положительные

проявления и предупреждает и тормозит отрицательные. «Ты сегодня хорошо работаешь»,

«Так нельзя, надо внимательнее» — подобные одобрения и осуждения направляют работу

учащихся, но они еще не являются поощрениями и наказаниями. Даже требование в

форме предостережения: «Петров, если ты сейчас не приступишь к работе, останешься

после уроков»,- не является наказанием, так как дает возможность приступить к работе и

избежать наказания. Но если такая форма косвенного требования не подействует, педагог

прибегает к наказанию: «Ты плохо работаешь. Останешься после уроков». Здесь уже идет

предостережение о мере наказания.

Ситуация применения мер поощрения и наказания характеризуется следующими

признаками:

1. Когда возникает потребность выделения одного или группы воспитанников из общей

массы с целью внесения временного изменения в их права и обязанности как членов

коллектива или моральной оценки их действий;

2. Когда оказываются недостаточными или недействительными другие формы требования

и перспективы.

За что поощрять и за что наказывать?

Этот вопрос, прежде всего, встает перед педагогом в ситуации применения поощрения или

наказания.

На первых порах поощрения заслуживают воспитанники, совершившие отдельные

положительные поступки, добросовестно выполняющие свои обязанности. В развитом

коллективе дети поощряются за проявление инициативной заботы о коллективных делах,

общем успехе, своих товарищах.

Наказанию в коллективе, делающие свои первые шаги, подвергаются воспитанники,

умышленно совершающие отрицательные поступки. Впоследствии наказываются дети,

пренебрегающие интересами коллектива, своим поведением открыто

противопоставляющие себя товарищам, попирающие коллективные нормы поведения и

традиции.

Еще один важный вопрос: кого следует поощрять и кого – наказывать?

В начальный период работы, когда еще нет здорового общественного мнения детей,

целесообразно поощрять в основном группы, первичные группы детей, успешно

выполнившие какие-либо общественно полезные дела. Поощрения отдельных

воспитанников в этих условиях могут приносить нежелательные результаты, вызывать

недоброжелательное отношение к ним со стороны отдельных ребят. Когда же здоровое

общественное мнение сложилось, применяя различные меры поощрения, надо соблюдать

разумную меру: поощрять и отдельных детей, но вместе с тем обязательно и лучшие

первичные коллективы (группы, классы, и т.д.). этим подчеркивается тот факт, что любое

достижение отдельных детей, прежде всего, ценится как вклад в общее дело.

Иной подход к вопросу о том, кого наказывать. Пока коллектив организационно не окреп,

не начали в полную силу работать органы самоуправления, называется, как правило,

конкретный виновник того или иного нарушения. Впоследствии за те или иные нарушения

дисциплины и порядка, допущенные отдельными детьми при попустительстве

ответственных уполномоченных ученического коллектива, порицание может быть

вынесено самим детьми-организаторам. Правом поощрять и наказывать обладают те

педагоги и органы коллектива, которые организуют и контролируют соответствующую

деятельность детей. Вместе с тем в первое время, когда коллектив еще не сплочен, право

поощрения и наказания сосредоточено в руках только отдельных педагогов: директора, его

зама, воспитателя или учителя, закрепленного за этими детьми. Вообще же всякая мера

поощрения или наказания действенна, когда она поддерживается общественным

действием коллектива.

Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает, что и

положительная группа форм косвенного требования (просьба, доверие, одобрение), и

отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются воспитателями и

детским коллективом буквально на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает

никакой необходимости как-то выделить того или иного ребенка из общей массы.

Использование поощрений и наказаний, как средств педагогической коррекции, должно

отвечать наличие определенной ситуации, оно характеризуется известным решением

педагога, воспитателя или коллектива, связанным с выделением одного из воспитанников

(или группы) из общей массы. Однако, как правило, без резкого противопоставления их

изменением их прав и обязанностей в коллективе, взаимоотношений педагога и

коллектива с ними. Совокупность этих признаков и обеспечивает корректирующее

действие. Ситуации поощрения и наказания представляют собой особые, типичные случаи

сложных психолого-педагогических ситуаций, характеризующиеся необходимостью

регулировки отношений, внесения в них определенных точно дозированных изменений,

иными словами – их педагогической коррекции. Возникновение и педагогически

целесообразное использование таких ситуаций обусловлено необходимостью

формирования новых, более значимых в нравственно-воспитательном смысле этого слова

потребностей личности и коллектива.

Ситуацию поощрения мы условно назовем соревновательно-творческой. Поощрение, как

правило, связано с тем или

иным, официальным или неофициальным проявлением соревнования в детском

коллективе. Творческое отношение ребенка к решению стоящих перед коллективом задач,

инициатива и трудовые усилия, проявляемые им в борьбе за успех общего дела, с одной

стороны, и необходимостью поддержать этот порыв, помочь формирующемуся человеку

утвердиться в своей внутренней позиции, с другой, — вот что составляет основу подобной

психолого-педагогической ситуации.

На первых порах работы с коллективом педагог, естественно поощряет отдельные

действия своих воспитанников (сбор игрушек, навести порядок в группе). Однако по мере

формирования здорового общественного мнения коллектива предметом поощрения все

более становится устойчивое проявление тех или иных моральных качеств:

ответственности, организованности, принципиальности, взаимопомощи. Поощрение в

связи с выполнением тех или иных повседневных общеобязательных дел коллективного

характера в возрастающей степени связывается с проявлением инициативы,

самостоятельности, готовности и умения принести своему коллективу как можно больше

пользы. От поощрений за отдельные положительные поступки и добросовестное

выполнение своих обязанностей к поощрениям за устойчивое положительное поведение,

проявление инициативной заботы о коллективе, товарищах, общем успехе – такова

основная цель развития в вопросе – за что поощрять.

Ситуация наказания – это конфликтная ситуация.

Неправильно сводить причины всех возникающих в воспитательном процессе конфликтов

к ошибкам воспитателей-педагогов, родителей.

Противоречия между требованиями педагогов, коллектива и поведением отдельных детей,

между коллективными и личными (иногда групповыми) перспективами нередко могут

становиться источником конфликтов. Напротив, ситуацию, в которой источником

конфликта является педагогическая ошибка, отсутствие у воспитателя должного опыта

работы и такта в отношениях с детьми, мы склонны считать псевдоконфликтной, не

отражающей позитивной логики использования наказаний. В практике известны случаи,

когда педагог ищет, за что бы поощрить ребенка, значительная часть отношений которого

приобрела отрицательную эмоциональную направленность. В эти случаях даже

незначительный частный повод, чтобы высказать одобрение, поощрить ребенка, может

иметь важное воспитательное значение. С другой стороны, опытнее педагоги стараются не

ждать, когда груз отрицательных эмоций, опыта и поведения в целом станет преобладать

настолько явно, чтобы можно было обрушить на воспитанника серию мер репрессивного

характера. Смысл наказания как средства коррекции – в его относительно раннем

использовании и осторожной дозировке. Поэтому использование наказания в условиях

нормального протекания воспитательного процесса вполне возможно и в ситуациях, когда

отношения воспитанника в целом направлены положительно. Соображения о

принципиальной возможности и целесообразности использования поощрения в ситуации,

когда доминируют отрицательно направленные отношения, и, напротив, наказания в

ситуации доминирования положительно направленных отношений, важны для понимания

диалектической взаимосвязи этих средств взаимодействия как двух сторон единого метода

педагогической коррекции. В значительной части реальных, жизненных ситуаций

использование поощрение и наказания в системе методов организации воспитательного

процесса совмещается, и такое одновременное разнонаправленное стимулирование

обеспечивает надежность и быстроту осуществления коррекции, минимальную

конфликтность отношений и их оптимальное развитие в сторону формируемых

потребностей личности во всех других ее качествах. Ситуативные, индивидуально-

личностные и возрастные моменты в использовании поощрений и наказании проявляются

в определенном единстве. Однако для педагога принципиально важно уметь отделить

ситуативное от личностного и возрастного. В силу этого недостаточный учет этих

моментов и ведет к ошибкам. Способность ситуативных настроений и состояний

переходить в эмоциональные личностные состояния, трансформироваться определенным

образом в сознании, влиять на формирование всех качеств личности имеет принципиально

важное значение для анализа эмоциональной сферы использования поощрений и

наказаний. Важным условием развития самостимуляции в использовании поощрений и

наказаний является соблюдение меры.

Трудно даже сказать, что более вредно в воспитании: захваливание, злоупотребление

поощрением или, напротив, наказание по всякому поводу.

В отличии от таких форм косвенного требования, как одобрение и осуждение, являющихся

повседневными, рядовыми мерами на воспитанников, поощрение и наказание как средства

коррекции должны использоваться значительно реже. Можно сказать, что эффект

применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частоте их использования.

Только в тех ситуациях, когда необходимость поощрения или наказания жестко и

недвусмысленно диктуется конкретной ситуацией, надо к ним прибегать.



В раздел образования