Автор: Иван Борисович Косых
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Специальная школа-интернат г.Усмань"
Населённый пункт: Усмань, Липецкая область
Наименование материала: Доклад
Тема: Поощрение и наказание
Раздел: среднее профессиональное
ГБОУ "Специальная школа-интернат г. Усмань"
Выступление на тему:
«Поощрение и наказание как средства педагогической
коррекции».
Подготовил:
КосыхИ.Б.
Поощрение и наказание – метод педагогического стимулирования, который, побуждая
общественно полезную деятельность воспитанников, вместе с тем тормозит их не
желательные действия и поступки. Содержание поощрений и наказаний состоит во
внесении изменений в отдельные права и обязанности учащихся, как членов коллектива, а
также в моральной оценке их деятельности. Этот метод способствует воспитанию у детей
общественно и нравственно ценной инициативы, развитию привычки сознательного
самоконтроля своего поведения, повышению ответственности за свои слова и поступки.
Понятия поощрения и наказания воспринимаются обычно как антиподы.
В теории и практике воспитания широко распространена точка зрения, согласно которой
всякое одобрение, похвала, выражение доверия и тому подобное педагогическое
воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника,
принято называть поощрением. С другой стороны, к наказаниям часто относится любое
осуждение, угрозу, порицание. Их назначение – коррекция поведения детей в
определенных сложных ситуациях. Применение мер поощрения и наказания требует
особой осторожности, методической зрелости педагога.
Несправедливые поощрения и наказания, как никакой другой метод
стимулирования, способны нанести моральные травмы детям.
Поэтому в каждом конкретном случае, решая вопрос о целесообразности применения
поощрения и наказания, педагогу исключительно важно правильно оценить характер
отношений, сложившихся в данной ситуации в коллективе в целом, между отдельными
детьми.
Поощрения и наказания должны строиться на точном и всестороннем учете
индивидуальных и возрастных особенностей детей, тщательном анализе причин и
мотивов их поступков и конкретных ситуаций, в которых эти поступки совершаются.
Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае
вытекает из реально проявляющейся в данной педагогической ситуации потребности в
коррекции поведения детей.
Используя различные формы косвенного требования, педагог уже осуществляет
коррекцию поведения детей, то есть поддерживает и стимулирует положительные
проявления и предупреждает и тормозит отрицательные. «Ты сегодня хорошо работаешь»,
«Так нельзя, надо внимательнее» — подобные одобрения и осуждения направляют работу
учащихся, но они еще не являются поощрениями и наказаниями. Даже требование в
форме предостережения: «Петров, если ты сейчас не приступишь к работе, останешься
после уроков»,- не является наказанием, так как дает возможность приступить к работе и
избежать наказания. Но если такая форма косвенного требования не подействует, педагог
прибегает к наказанию: «Ты плохо работаешь. Останешься после уроков». Здесь уже идет
предостережение о мере наказания.
Ситуация применения мер поощрения и наказания характеризуется следующими
признаками:
1. Когда возникает потребность выделения одного или группы воспитанников из общей
массы с целью внесения временного изменения в их права и обязанности как членов
коллектива или моральной оценки их действий;
2. Когда оказываются недостаточными или недействительными другие формы требования
и перспективы.
За что поощрять и за что наказывать?
Этот вопрос, прежде всего, встает перед педагогом в ситуации применения поощрения или
наказания.
На первых порах поощрения заслуживают воспитанники, совершившие отдельные
положительные поступки, добросовестно выполняющие свои обязанности. В развитом
коллективе дети поощряются за проявление инициативной заботы о коллективных делах,
общем успехе, своих товарищах.
Наказанию в коллективе, делающие свои первые шаги, подвергаются воспитанники,
умышленно совершающие отрицательные поступки. Впоследствии наказываются дети,
пренебрегающие интересами коллектива, своим поведением открыто
противопоставляющие себя товарищам, попирающие коллективные нормы поведения и
традиции.
Еще один важный вопрос: кого следует поощрять и кого – наказывать?
В начальный период работы, когда еще нет здорового общественного мнения детей,
целесообразно поощрять в основном группы, первичные группы детей, успешно
выполнившие какие-либо общественно полезные дела. Поощрения отдельных
воспитанников в этих условиях могут приносить нежелательные результаты, вызывать
недоброжелательное отношение к ним со стороны отдельных ребят. Когда же здоровое
общественное мнение сложилось, применяя различные меры поощрения, надо соблюдать
разумную меру: поощрять и отдельных детей, но вместе с тем обязательно и лучшие
первичные коллективы (группы, классы, и т.д.). этим подчеркивается тот факт, что любое
достижение отдельных детей, прежде всего, ценится как вклад в общее дело.
Иной подход к вопросу о том, кого наказывать. Пока коллектив организационно не окреп,
не начали в полную силу работать органы самоуправления, называется, как правило,
конкретный виновник того или иного нарушения. Впоследствии за те или иные нарушения
дисциплины и порядка, допущенные отдельными детьми при попустительстве
ответственных уполномоченных ученического коллектива, порицание может быть
вынесено самим детьми-организаторам. Правом поощрять и наказывать обладают те
педагоги и органы коллектива, которые организуют и контролируют соответствующую
деятельность детей. Вместе с тем в первое время, когда коллектив еще не сплочен, право
поощрения и наказания сосредоточено в руках только отдельных педагогов: директора, его
зама, воспитателя или учителя, закрепленного за этими детьми. Вообще же всякая мера
поощрения или наказания действенна, когда она поддерживается общественным
действием коллектива.
Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает, что и
положительная группа форм косвенного требования (просьба, доверие, одобрение), и
отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются воспитателями и
детским коллективом буквально на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает
никакой необходимости как-то выделить того или иного ребенка из общей массы.
Использование поощрений и наказаний, как средств педагогической коррекции, должно
отвечать наличие определенной ситуации, оно характеризуется известным решением
педагога, воспитателя или коллектива, связанным с выделением одного из воспитанников
(или группы) из общей массы. Однако, как правило, без резкого противопоставления их
изменением их прав и обязанностей в коллективе, взаимоотношений педагога и
коллектива с ними. Совокупность этих признаков и обеспечивает корректирующее
действие. Ситуации поощрения и наказания представляют собой особые, типичные случаи
сложных психолого-педагогических ситуаций, характеризующиеся необходимостью
регулировки отношений, внесения в них определенных точно дозированных изменений,
иными словами – их педагогической коррекции. Возникновение и педагогически
целесообразное использование таких ситуаций обусловлено необходимостью
формирования новых, более значимых в нравственно-воспитательном смысле этого слова
потребностей личности и коллектива.
Ситуацию поощрения мы условно назовем соревновательно-творческой. Поощрение, как
правило, связано с тем или
иным, официальным или неофициальным проявлением соревнования в детском
коллективе. Творческое отношение ребенка к решению стоящих перед коллективом задач,
инициатива и трудовые усилия, проявляемые им в борьбе за успех общего дела, с одной
стороны, и необходимостью поддержать этот порыв, помочь формирующемуся человеку
утвердиться в своей внутренней позиции, с другой, — вот что составляет основу подобной
психолого-педагогической ситуации.
На первых порах работы с коллективом педагог, естественно поощряет отдельные
действия своих воспитанников (сбор игрушек, навести порядок в группе). Однако по мере
формирования здорового общественного мнения коллектива предметом поощрения все
более становится устойчивое проявление тех или иных моральных качеств:
ответственности, организованности, принципиальности, взаимопомощи. Поощрение в
связи с выполнением тех или иных повседневных общеобязательных дел коллективного
характера в возрастающей степени связывается с проявлением инициативы,
самостоятельности, готовности и умения принести своему коллективу как можно больше
пользы. От поощрений за отдельные положительные поступки и добросовестное
выполнение своих обязанностей к поощрениям за устойчивое положительное поведение,
проявление инициативной заботы о коллективе, товарищах, общем успехе – такова
основная цель развития в вопросе – за что поощрять.
Ситуация наказания – это конфликтная ситуация.
Неправильно сводить причины всех возникающих в воспитательном процессе конфликтов
к ошибкам воспитателей-педагогов, родителей.
Противоречия между требованиями педагогов, коллектива и поведением отдельных детей,
между коллективными и личными (иногда групповыми) перспективами нередко могут
становиться источником конфликтов. Напротив, ситуацию, в которой источником
конфликта является педагогическая ошибка, отсутствие у воспитателя должного опыта
работы и такта в отношениях с детьми, мы склонны считать псевдоконфликтной, не
отражающей позитивной логики использования наказаний. В практике известны случаи,
когда педагог ищет, за что бы поощрить ребенка, значительная часть отношений которого
приобрела отрицательную эмоциональную направленность. В эти случаях даже
незначительный частный повод, чтобы высказать одобрение, поощрить ребенка, может
иметь важное воспитательное значение. С другой стороны, опытнее педагоги стараются не
ждать, когда груз отрицательных эмоций, опыта и поведения в целом станет преобладать
настолько явно, чтобы можно было обрушить на воспитанника серию мер репрессивного
характера. Смысл наказания как средства коррекции – в его относительно раннем
использовании и осторожной дозировке. Поэтому использование наказания в условиях
нормального протекания воспитательного процесса вполне возможно и в ситуациях, когда
отношения воспитанника в целом направлены положительно. Соображения о
принципиальной возможности и целесообразности использования поощрения в ситуации,
когда доминируют отрицательно направленные отношения, и, напротив, наказания в
ситуации доминирования положительно направленных отношений, важны для понимания
диалектической взаимосвязи этих средств взаимодействия как двух сторон единого метода
педагогической коррекции. В значительной части реальных, жизненных ситуаций
использование поощрение и наказания в системе методов организации воспитательного
процесса совмещается, и такое одновременное разнонаправленное стимулирование
обеспечивает надежность и быстроту осуществления коррекции, минимальную
конфликтность отношений и их оптимальное развитие в сторону формируемых
потребностей личности во всех других ее качествах. Ситуативные, индивидуально-
личностные и возрастные моменты в использовании поощрений и наказании проявляются
в определенном единстве. Однако для педагога принципиально важно уметь отделить
ситуативное от личностного и возрастного. В силу этого недостаточный учет этих
моментов и ведет к ошибкам. Способность ситуативных настроений и состояний
переходить в эмоциональные личностные состояния, трансформироваться определенным
образом в сознании, влиять на формирование всех качеств личности имеет принципиально
важное значение для анализа эмоциональной сферы использования поощрений и
наказаний. Важным условием развития самостимуляции в использовании поощрений и
наказаний является соблюдение меры.
Трудно даже сказать, что более вредно в воспитании: захваливание, злоупотребление
поощрением или, напротив, наказание по всякому поводу.
В отличии от таких форм косвенного требования, как одобрение и осуждение, являющихся
повседневными, рядовыми мерами на воспитанников, поощрение и наказание как средства
коррекции должны использоваться значительно реже. Можно сказать, что эффект
применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частоте их использования.
Только в тех ситуациях, когда необходимость поощрения или наказания жестко и
недвусмысленно диктуется конкретной ситуацией, надо к ним прибегать.