Автор: Мелентьева Анастасия Олеговна
Должность: магистрант 3 курса
Учебное заведение: НИУ "БелГУ"
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Раздел: среднее профессиональное
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С
ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Проблемы
психолого-педагогического
сопровождения,
его
организацию и содержание изучали такие авторы как М.Р. Битянова, Е.И.
Казакова,
Е.А.
Стребелева,
Л.М.
Шипицына
и
др.
Психолого
–
педагогическое сопровождение понимается разными исследователями как
комплексная форма помощи специалистами различного профиля, которые
действуют согласованно и помогают ребенку и его родителям в решении
задач
связанных
с
во спитанием,
образованием
и
р а з в и т и е м .
М.Р. Битянова, рассматривала сопровождение как определенный принцип
работы, объединяющий цели психолого-педагогической практики и делает
акцент именно на личности ребенка.
О с н о в о й
п ед а го г и ч е с ко го
с о п р о в ож д е н и я ,
п о
м н е н и ю
Л.
М.
Шипициной,
является
системно-ориентационный
подход,
согласно
которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех
или иных нововведений.
Теория
сопровождения
предложенная
Е.
И.
Казаковой,
как
новая
образовательная
технология,
содержит
несколько
источников
создания
отечественной системы сопровождения:
комплексная помощь и поддержка детей в системе специального
образования;
функционирование
специализированных
служб,
которые
обеспечивают психолого-педагогическую поддержку детей и их
родителей;
многолетний
опыт
работы
психолого-медико-педагогических
комиссий для детей с нарушениями в развитии;
инновационная работа участников сопровождения.
Е.И. Казакова делает акцент на следующих компонентах сопровождения:
метод, процесс и служба. Что подразумевает метод? Это обеспечение ряда
параметров, при которых ребенок будет успешно развиваться, должны быть
последовательными.
Метод сопровождения, следовательно, это практические усилия по
реализации процесса сопровождения. Основным принципом этого процесса
можно назвать общность следующих функций:
распознавание проблем (диагностика), которые появились в процессе
жизнедеятельности ребенка;
профессиональные
рекомендации
специалистов,
призванные
разработать стратегию устранения проблемы;
поддержка в процессе выполнения плана устранения проблемы
Фактически,
служба
сопровождения
является
сплоченной
группой
разнопрофильных специалистов, осуществляющих весь процесс. Не менее
существенным теоретическим аспектом в стратегии сопровождения можно считать
тот факт, что кроме самого ребенка – носителя проблемы, его родственники и
педагоги также оказываются причастными к ней. Рассматривая подходы к
психолого-педагогическому сопровождению, данное положение необходимо
учитывать прежде всего, исходя из интересов и ребенка, и его окружения. Именно
поэтому Е.И. Казакова, акцентирует внимание на таких положениях теории
сопровождения как:
преимущество интересов ребенка следующее;
постоянство (непрерывность) сопровождения;
индикативный характер сопровождения .
И.В. Евдокимова выделяет следующие основные области деятельности
специалистов
дошкольного
образовательного
учреждения
в
системе
сопровождения дошкольников:
1. Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие
речи,
разработка
рекомендаций
другим
специалистам
по
использованию
рациональных логопедических приемов в работе с ребенком.
2. Педагог-психолог: психологическая диагностика, психологическое
консультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка
и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с
ребенком с учетом данных психодиагностики.
3.
Социальный
педагог:
объективное
изучение
условий
жизни
и
семейного воспитания ребенка, социально-психологического климата.
4.Воспитатель:
определение
уровня
развития
разных
видов
деятельности
ребенка,
особенностей
коммуникативной
активности
и
культуры,
уровня
сформированности
целенаправленной
деятельности
(прежде
всего,
изобразительной
и
трудовой
деятельности),
навыков
самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций
психолога,
логопеда,
врача
(организация
режима,
развивающих
и
коррекционных игр).
5.
Врач:
организация
медицинской
диагностики
и
проведение
ее
отдельных
элементов
в
соответствии
с
уровнем
квалификации
и
специализацией, организация и контроль антропометрии, уточнение схем
медикаментозного,
лечебной
физкультуры
и
массажа
с
динамическим
контролем,
контроль
за
организацией
питания
детей,
разработка
медицинских
рекомендаций
другим
специалистам.
Обеспечение
повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за
психическим и соматическим состоянием воспитанников, проведение фито- и
физиотерапевтических процедур.
6. Музыкальный руководитель (педагог дополнительного образования):
реализация
используемых
программ
музыкального
воспитания,
программ
дополнительного
образования
с
элементами
музейной,
музыкальной,
танцевальной,
креативной,
театральной
терапии
с
учетом
рекомендаций
педагога-психолога
и
представлением
для
психологического
анализа
продуктов детского творчества как проективного материала.
7.
Представители
администрации
–
руководитель
службы
сопровождения:
перспективное
планирование
деятельности
службы,
координация
деятельности
и
взаимодействия
специалистов,
контроль
за
организацией работы, анализ эффективности.
И.В.
Евдокимова
приводит
расширенный
перечень
специалистов
дошкольного
образовательного
учреждения,
входящих
в
систему
сопровождения
дошкольников,
однако
кого-то
из
перечисленных
специалистов может и не быть в образовательном учреждении, но в случае
необходимости привлекаются (на договорных условиях) к работе в службе
сопровождения.
Таким образом, проанализировав работы разных авторов, рассмотрение
вопроса
о
состоянии
проблемы организации сопровождения в психолого-
педагогической
литературе
позволило
нам
констатировать
наличие
достаточного количества теоретических разработок в этой области. Термин
«сопровождение»
еще
не
получил
устойчивого
определения,
также
нет
четкого
определения
форм
и
видов
сопровождения.
Понятие
термина
«сопровождение» как помощь, поддержка или обеспечение – не в полной
мере отражает суть. На основе анализа литературы можно сделать вывод об
актуальности
сопровождения
в
условиях
современного
образовательного
учреждения,
которая
обусловлена противоречием
между
важностью
и
значимостью
реализации
сопровождения
и
ее
слабой
теоретической
и
практической разработанностью.
Литература
1.
Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. / М.Р.
Битянова. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
2.
Казакова, Е. И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного
сотрудничества. / Е.И. Казакова. – СПб., 1995. – 186 с.
3.
Казакова,
Е.И.
Система
комплексного
сопровождения
ребенка:
от
концепции к практике. / Е.И. Казакова. – СПб., 1998. – 209 с.