Автор: Наталья Сергеевна Черезова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 47 "Ладушки"
Населённый пункт: Заволжье
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Понятие звуковой речи,её значение для развития личности ребёнка.
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Понятие звуковой речи ,её значение для развития личности
ребёнка»
Черезова Наталья Сергеевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 47
«Ладушки» г. Заволжье
Понятие звуковой речи ,её значение для развития личности ребёнка.
Воспитание звуковой культуры — одна из важных задач развития речи
в
детском
саду,
так
как
именно
дошкольный
возраст
является
наиболее
сенситивным для ее решения.
Звуковая культура речи – понятие достаточно
широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность
речи, выразительность ее и четкую дикцию.
Воспитание звуковой культуры предполагает:
1.
ф о р м и р о в а н и е
п р а в и л ь н о го
з ву ко п р о и з н о ш е н и я
и
словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого
дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
2. воспитание
орфоэпически
правильной
речи
–
умения
говорить
согласно
нормам
литературного
произношения.
Орфоэпические
нормы
охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и
групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не
только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной
речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного
ударения
3.
формирование
выразительности
речи
–
владение
средствами
речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой
голоса,
темпом
и
ритмом
речи,
паузами,
разнообразными
интонациями.
Замечено,
что
ребенок
в
повседневном
общении
владеет
естественной
выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной
выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании.
4.
выработка дикции –
отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а
также фразы в целом;
5.
воспитание
культуры речевого общения как части этикета.
В
звуковой
культуре
речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух.
Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:
1.
развитие
речедвигательного
аппарата
(артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на
этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции
2. развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха,
основными
компонентами
которого
являются
фонематиче ский,
звуковысотный, ритмический слух).
Звуковые
единицы
языка
различаются
по
их
роли
в
речи.
Одни,
соединяясь, образуют слова. Это линейные (расположенные в линию, один за
другим)
звуковые
единицы:
звук,
слог,
фраза.
Только
в
определенной
линейной
последовательности
сочетание
звуков
становится
словом,
приобретает определенный смысл.
Другие
звуковые
единицы,
просодемы,
–
надлинейные.
Это
ударение,
элементы
интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют
линейные единицы и являются обязательным признаком устной звучащей
речи. Просодические единицы участвуют в модулировании артикуляционных
органов.
Для дошкольников
в
первую
очередь
особое
значение
имеет
усвоение
линейных
звуковых
единиц
речи
(звуко
и
словопроизношение),
так
как
самым
трудным
для
ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш).
И с с л е д о в а т е л и
д е т с ко й
р е ч и
и
практические
работники
отмечают
значение
правильного
произношения
звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления
социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора
профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со
взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с
дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми,
задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.
Одной из причин неуспеваемости
учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей
недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют
определить
число
звуков
в
слове,
назвать
их
последовательность,
затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко,
несмотря
на
хорошие
умственные
способности
ребенка,
в
связи
с
недостатками
звуковой
стороны
речи
у
него
наблюдается
отставание
в
овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы.
Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их
произносить, затрудняются в овладении навыками письма.