Автор: Алевтина Юрьевна Азикова
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа им. В. С. Архипова с. Семеновка г. Йошкар-Ола"
Населённый пункт: Йошкар-Ола
Наименование материала: "Проектная деятельность в урочное и внеурочное время"
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее образование
«Проектная деятельность в урочное и внеурочное время»
Учитель: Азикова Алевтина Юрьевна
Проект – совокупность определенных действий, документов, замысел
для создания реального объекта/ теоретического продукта, это что-либо, что
задумывается,
планируется
и
реализуется.
Целью
проекта,
как
правило,
является создание чего-либо нового, не существующего в данный момент. В
результате осуществления (реализации) проекта появляется новое изделие,
производственная линия, технологический процесс.
Термин
«Проект»
охватывает
широкую
область
деятельности:
от
незначительной
модернизации
действующего
объекта,
например
производственной линии, до создания предприятия (в широком смысле) в
комплексе
с
развитой
инфраструктурой,
требующего
значительных
капиталовложений. Реализация проекта требует выполнения определенных
мероприятий.
Эти
мероприятия
можно
сгруппировать
таким
образом:
основная деятельность и обеспечение проекта.
К основной деятельности относятся:
анализ проблемы;
формирование целей проекта;
разработка основных положений проекта;
базовое проектирование;
детальное проектирование;
изготовление;
запуск и проведение проекта;
сдача проекта;
выпуск продукции;
сопровождение и развитие производства;
демонтаж оборудования.
Метод
проектов.
Совокупность
приемов,
действий
учащихся
в
их
определенной последовательности для достижения поставленной задачи –
решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в
виде некоего конечного продукта. В основе метода проектов лежит развитие
познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать
свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и
решить проблему. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ
достижения
дидактической
цели
через
детальную
разработку
проблемы
(технологию),
которая
должна
завершиться
вполне
реальным,
осязаемым
практическим
результатом,
оформленным
тем
или
иным
образом.
Метод
проектов
всегда
предполагает
решение
какой-то
проблемы.
Решение
проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности
разнообразных
методов,
средств
обучения,
а
с
другой,
-
необходимость
интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей
науки, техники, технологии, творческих областей»
Учебный проект – это форма организации занятий, предусматривающая
комплексный
характер
деятельности
всех
его
участников
по
получению
образовательной
продукции
за
определенный
промежуток
времени.
В
отличии от занятия или учебного мероприятия, ориентирован на изучение
законченной
учебной
темы
или
учебного
раздела
и
составляет
часть
стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно
рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую,
творческую
или
игровую
деятельность
учащихся-партнеров,
имеющую
общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на
достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой
для участников проекта.
Проектный метод направлен на …
Развитие критического мышления:
аналитическое;
ассоциативное;
логическое;
системное.
Развитие творческого мышления:
пространственное воображения;
самостоятельный перенос знаний;
комбинаторные умения;
прогностические умения.
Умения работать с информацией:
отбирать нужную;
анализировать;
систематизировать и обобщать;
выявлять проблемы;
выдвигать обоснованные гипотезы их решения;
ставить эксперименты;
статистически обрабатывать данные;
генерировать идеи;
работать в коллективе;
владеть культурой коммуникации.
Метод проектов целесообразно применять, если
Существует значимая проблема (интеграция знания, исследование).
Есть значимость результата (теоретическая, практическая).
Предполагается самостоятельная деятельность учащихся.
Возможно структурирование (этапность) проекта.
Используются исследовательские методы:
формулировка задач исследования;
выдвижение гипотез их решения;
обсуждение методов исследования;
обсуждение способов оформления результатов;
сбор, систематизация, анализ экспериментальных данных;
выводы.
Результат – материальный продукт.
Типы проектов:
Доминирующая деятельность:
Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты
Направлены на сбор информации об объекте
Структура: цель, актуальность -> источники информации -> обработка
информации -> презентация
Интегрируются в исследовательские
Практико-ориентированные, прикладные
Четко обозначен результат деятельности участников
Результат практико-ориентирован
Структура проекта детализирована
Известна функция каждого участника
Ролевые, игровые
Структура только намечается и корректируется до завершения работы
Участники выступают в определенной роли
Результаты конкретизируются в конце проекта
Творческие
Не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности
Четко определен результат и форма представления
Оформление результатов требует четко продуманной структуры
Исследовательские предполагают
Выбор темы исследования
Выдвижение гипотез
Поиск и предложение возможных вариантов решения
Сбор материала
Обобщение полученных данных
Подготовку проекта (презентация, буклет, публикация)
Защиту проекта.
Предметно-содержательная область:
Монопроект проводится:
в рамках одного предмета;
по наиболее сложной теме;
структуризация по урокам;
заранее планируется работа на каждом уроке по группам.
Межпредметные (экологический центр,- консультативный центр)
Выполняются во внеурочное время.
Требуют квалифицированного координатора.
Группы имеют четкие исследовательские задания.
Хорошо продуманы формы промежуточных и итоговых результатов.
Надпредметные (школьный пресс-центр, школьный театр)
Характер координации проекта:
Открытая
Скрытая
Характер контактов:
Внутришкольный
Региональный
Международный
Количество участников:
Личностные
Парные
Групповые