Напоминание

"Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"


Автор: Алевтина Юрьевна Азикова
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа им. В. С. Архипова с. Семеновка г. Йошкар-Ола"
Населённый пункт: Йошкар-Ола
Наименование материала: "Проектная деятельность в урочное и внеурочное время"
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




«Проектная деятельность в урочное и внеурочное время»

Учитель: Азикова Алевтина Юрьевна

Проект – совокупность определенных действий, документов, замысел

для создания реального объекта/ теоретического продукта, это что-либо, что

задумывается,

планируется

и

реализуется.

Целью

проекта,

как

правило,

является создание чего-либо нового, не существующего в данный момент. В

результате осуществления (реализации) проекта появляется новое изделие,

производственная линия, технологический процесс.

Термин

«Проект»

охватывает

широкую

область

деятельности:

от

незначительной

модернизации

действующего

объекта,

например

производственной линии, до создания предприятия (в широком смысле) в

комплексе

с

развитой

инфраструктурой,

требующего

значительных

капиталовложений. Реализация проекта требует выполнения определенных

мероприятий.

Эти

мероприятия

можно

сгруппировать

таким

образом:

основная деятельность и обеспечение проекта.

К основной деятельности относятся:

анализ проблемы;

формирование целей проекта;

разработка основных положений проекта;

базовое проектирование;

детальное проектирование;

изготовление;

запуск и проведение проекта;

сдача проекта;

выпуск продукции;

сопровождение и развитие производства;

демонтаж оборудования.

Метод

проектов.

Совокупность

приемов,

действий

учащихся

в

их

определенной последовательности для достижения поставленной задачи –

решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в

виде некоего конечного продукта. В основе метода проектов лежит развитие

познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать

свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие

критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и

решить проблему. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ

достижения

дидактической

цели

через

детальную

разработку

проблемы

(технологию),

которая

должна

завершиться

вполне

реальным,

осязаемым

практическим

результатом,

оформленным

тем

или

иным

образом.

Метод

проектов

всегда

предполагает

решение

какой-то

проблемы.

Решение

проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности

разнообразных

методов,

средств

обучения,

а

с

другой,

-

необходимость

интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей

науки, техники, технологии, творческих областей»

Учебный проект – это форма организации занятий, предусматривающая

комплексный

характер

деятельности

всех

его

участников

по

получению

образовательной

продукции

за

определенный

промежуток

времени.

В

отличии от занятия или учебного мероприятия, ориентирован на изучение

законченной

учебной

темы

или

учебного

раздела

и

составляет

часть

стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно

рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую,

творческую

или

игровую

деятельность

учащихся-партнеров,

имеющую

общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на

достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой

для участников проекта.

Проектный метод направлен на …

Развитие критического мышления:

аналитическое;

ассоциативное;

логическое;

системное.

Развитие творческого мышления:

пространственное воображения;

самостоятельный перенос знаний;

комбинаторные умения;

прогностические умения.

Умения работать с информацией:

отбирать нужную;

анализировать;

систематизировать и обобщать;

выявлять проблемы;

выдвигать обоснованные гипотезы их решения;

ставить эксперименты;

статистически обрабатывать данные;

генерировать идеи;

работать в коллективе;

владеть культурой коммуникации.

Метод проектов целесообразно применять, если

Существует значимая проблема (интеграция знания, исследование).

Есть значимость результата (теоретическая, практическая).

Предполагается самостоятельная деятельность учащихся.

Возможно структурирование (этапность) проекта.

Используются исследовательские методы:

формулировка задач исследования;

выдвижение гипотез их решения;

обсуждение методов исследования;

обсуждение способов оформления результатов;

сбор, систематизация, анализ экспериментальных данных;

выводы.

Результат – материальный продукт.

Типы проектов:

Доминирующая деятельность:

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты

Направлены на сбор информации об объекте

Структура: цель, актуальность -> источники информации -> обработка

информации -> презентация

Интегрируются в исследовательские

Практико-ориентированные, прикладные

Четко обозначен результат деятельности участников

Результат практико-ориентирован

Структура проекта детализирована

Известна функция каждого участника

Ролевые, игровые

Структура только намечается и корректируется до завершения работы

Участники выступают в определенной роли

Результаты конкретизируются в конце проекта

Творческие

Не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности

Четко определен результат и форма представления

Оформление результатов требует четко продуманной структуры

Исследовательские предполагают

Выбор темы исследования

Выдвижение гипотез

Поиск и предложение возможных вариантов решения

Сбор материала

Обобщение полученных данных

Подготовку проекта (презентация, буклет, публикация)

Защиту проекта.

Предметно-содержательная область:

Монопроект проводится:

в рамках одного предмета;

по наиболее сложной теме;

структуризация по урокам;

заранее планируется работа на каждом уроке по группам.

Межпредметные (экологический центр,- консультативный центр)

Выполняются во внеурочное время.

Требуют квалифицированного координатора.

Группы имеют четкие исследовательские задания.

Хорошо продуманы формы промежуточных и итоговых результатов.

Надпредметные (школьный пресс-центр, школьный театр)

Характер координации проекта:

Открытая

Скрытая

Характер контактов:

Внутришкольный

Региональный

Международный

Количество участников:

Личностные

Парные

Групповые



В раздел образования