"Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры и пособия в детском саду"
Автор: Корнилова Анжела Николаевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ-детский сад №2 г.Меленки Населённый пункт: город Меленки Владимирская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры и пособия в детском саду" Раздел: дошкольное образование
г. Меленки
Владимирская область
Методическая разработка
на тему:
«Сенсорное развитие детей раннего
возраста через дидактические игры и
пособия в детском саду»
Старший воспитатель МБДОУ-
детский сад №2 г. Меленки
А.Н. Корнилова
Образование – высшее педагогическое
Стаж педагогической работы – 24 года
Стаж в должности – 21 год
Квалификационная категория - высшая
2016г.
1
СОДЕРЖАНИЕ:
Краткая аннотация к содержанию работы………………………………..………3
Актуальность………………………………………………………………….....…4
Задачи сенсорного воспитания………………………………………….………..4
Основные задачи сенсорного воспитания от рождения до 3-х лет …………….5
Использование
дидактических
игр
и
пособий
в
различных
видах
деятельности…………………………………………………………………….….6
Используемые источники и литература……………………………………..…19
Приложение:………………………………………………………………………20
Описание
дидактических
игр
и
использование
пособий
по
сенсорному
развитию детей раннего возраста.……………………………………….............20
Перспективно-тематический план на год по развитию сенсорных эталонов в
группе детей раннего возраста…………………………………………………...26
2
Краткая аннотация к содержанию работы
В материалах данной методической разработке рассказано о том, как в рамках
педагогической системы МБДОУ №2-детский сад г. Меленки осуществляется
сенсорное
развитие
с
детьми
раннего
возраста
через
использование
дидактических
игр
и
пособий.
В
Приложении представлено:
1)описание
дидактических игр и использование пособий по сенсорному развитию детей
раннего возраста; 2) перспективно-тематический план на год по развитию
сенсорных эталонов в группе детей раннего возраста.
Целью методической разработки является оказание помощи воспитателям,
детских садов в повышении уровня сенсорных способностей детей раннего
возраста,
которые
составляют
фундамент
общего
умственного
развития
ребенка и в дальнейшем необходимы для успешного обучения в детском саду,
а позже и в школе.
Задачами данной методической разработки являются:
1.Обновление в группе предметно-развивающей среды для организации игр по
с е н с о р н о м у
р а з в и т и ю
д е т е й
р а н н е г о
в о з р а с т а .
2.Совершенствование
сенсорного
и
сенсомоторного
опыта
детей
через
использование дидактических игр и пособий.
3.Распространение педагогического опыта работы педагогов в использовании
дидактических
игр
и
пособий
по
сенсорному
развитию
детей
раннего
возраста.
Предполагаемые результаты по внедрению данных приемов в работе с
детьми :
- Развитие игровой и познавательной сфер каждого ребенка.
-
Повышение
речевой
активности
и
интереса
к
дидактическим
играм
и
пособиям сенсомоторного содержания.
-
Осуществление
качественного
сенсорного
развития
и
воспитания
дошкольников,
стимулирующее
их
к
активному
познанию
и
получению
максимальной информации из окружающего мира.
3
Актуальность
Период
дошкольного
детства
является
периодом
интенсивного
сенсорного
развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность
умственного, физического, эстетического воспитания детей. Упущения на этой
ступени
обучения
проявляются,
как
правило,
несформированностью
общеучебных
умений
и
навыков
у
дошкольников.
Организация
системы
работы по сенсорному развитию детей в ДОУ поможет преодолеть трудности в
освоении ими учебной деятельности в дальнейшем.
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с
учетом
возрастных
характеристик
на
этапе
завершения
дошкольного
образования,
подготовить
их
к
обучению
в
школе.
Готовность
ребенка
к
школьному
обучению
в
значительной
мере
определяется
его
сенсорным
развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая
часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения
(особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью
восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении
рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве и различных явлениях окружающего мира.
Именно ранний
возраст
наиболее
благоприятен
для
совершенствования
деятельности
органов
чувств,
развития
у
детей
сенсорных
процессов
и
накопления представлений об окружающем мире.
На этой основе выделяются следующие задачи:
- Формирование у детей систем перцептивных действий;
- Формирование у детей систем сенсорных эталонов;
-
Формирование
у
детей
умений
самостоятельно
применять
системы
перцептивных
действий
и
системы
эталонов
в
практической
и
познавательной деятельности.
Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы внешних свойств предметов.
ЭТАЛОННАЯ СИСТЕМА:
4
ФОРМЫ:
ЦВЕТА:
ВЕЛИЧИНЫ:
Основные задачи сенсорного воспитания от рождения до 3-х лет:
1-й год жизни:
Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися
игрушками, хватать предметы разной формы и величины
2-3 год жизни:
Дети
должны
научиться
выделять,
цвет,
форму
и
величину
как
особые
признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях
цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
С е н с о р н ы е
о щ у щ е н и я
м о г у т
б ы т ь
р а з н ы м и :
• зрительные ощущения– ребенок видит контраст между светом и темнотой,
различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и
расположение в пространстве;
• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки
природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;
• осязательные ощущения– ребенок ощущает посредством прикосновений,
ощупывания различных по фактуре материалов, поверхности различных по
величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;
5
•
вкусовые
ощущения
– ребенок
пробует
и
учится
различать
на
вкус
разнообразные продукты питания и блюда.
Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться
запоминания
и
употребления
их
названий. Главное,
чтобы
ребёнок
умел
учитывать свойства предметов во время действий с ними.
Дидактические
игры
и
пособия
-
хорошее
дополнение
к
разного
рода
занятиям, трудовым действиям, наблюдениям и самостоятельным играм.
В
различных
видах
деятельности
дидактические
игры
могут
быть
использованы по-разному. Свойства предметов дети постигают на занятиях,
но
в
играх
позволяют
сосредоточиться
на
решении
более
сложных
конструктивных задач.
Для
более
широкого
и
разнообразного
использования
дидактических
игр
следует их варьировать, включая постепенно новые сведения о выделенных
свойствах вещей (форме, цвете, величине), сопоставляя их, исходя из разных
признаков.
В помещении группы для детей раннего возраста с целью развития всех видов
восприятия, создания условий для реализации сенсорно го развития детей,
эмоционально-положительного отношения к предметам и действиям с ними
организована
предметно-развивающая
среда,
которая
соответствует
программным и возрастным особенностям группы, реализующая творческий
подход и реализацию инновационных технологий.
Оформление предметно-развивающей среды для детей раннего дошкольного
возраста
организовано
по
зонам.
Здесь
организуется
как
организованная
образовательная
деятельность,
так
и
самостоятельная
деятельность
(различные
игры,
пособия,
предметы
по
желанию
детей).
Время
игр
не
регламентируется.
Создание предметной среды:
6
7
8
«Гимнастика-пробудка» на массажных ковриках
9
Ходьба после дневного сна по «Дорожке здоровья»
10
Игра «Разложи (найди) по цвету»
11
12
Игра «Спрячь мышку в своей норке»
Игры с прищепками
13
Игра «Наряди божью коровку»
Игра «Собери по цвету»
14
Игра «Вкладыши»
15
16
Игра «Завяжи шнурочки на ботинках»
17
Игра «Найди 2-ю пару для варежки»
Игра «Собери пирамидку большую и маленькую»
18
19
Игра «Чюдо-юбка» (на цветных клиньях имеется: шнуровка, липучки,
кнопки, пуговки, ленточки, молнии)
Игра «Волшебная подушка» ( на цветных клиньях нашиты : шнуровка,
липучки, кнопки, пуговки, ленточки, молнии, бусы)
20
Игра с «Волшебным зонтиком»
Игра «Собери домик (узор)»
21
Игры в Уголке экспериментирования
22
23
Используемые источники и литература
24
1.
Л.А.
Венгер,
Э.Г.Пилюгина,
Н.Б.
Венгер
«Воспитание
сенсорной
культуры ребенка» 1988г.
2.
Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до трех лет» 1996г.
3.
Дороновой Т.Н. и Ерофеевой Т.И. «Развитие детей раннего возраста в
условиях вариативного дошкольного образования» под ред. 2010г .
4.
Нечаева И.Ю.Система сенсорного развития детей//Справочник старшего
воспитателя дошкольного учреждения» 2010г №1 С.58-70 .
5.
Ковалева Л.А. Предметно-развивающая среда в яслях . журнал
«Воспитатель ДОУ» 2008г №1 С.24-28.
6.
Янушко Я.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 года /–
Москва: «Млзайко-Стнтез», 2009.
25
ПРИЛОЖЕНИЕ
Чудесный мешочек
Цели. Развивать осязание; учить ощупывать предметы.
Материалы. Чудесный
мешочек;
игрушки
и
предметы
разной
формы,
величины, сделанные из разных материалов.
Ход игры
Предложите детям внимательно изучить все предметы и игрушки, ощупав их.
Для того чтобы сосредоточиться на ощущениях, можно предложить малышам
ощупывать предметы с закрытыми глазами.
Затем
спрячьте
предметы
и
предложите
ребятам
поиграть:
«Я
спрячу
в
мешочек предмет, а кто-то из вас просунет внутрь
мешочка
руку и угадает, что
там лежит. В этой игре нельзя смотреть, но можно трогать».
Незаметно для детей положите в мешочек один предмет и предложите ребенку
ощупать его и угадать, как он называется. Затем пусть ребенок достанет
предмет и проверит правильность ответа. Таким образом, дети по очереди
угадывают предметы.
Наряжаем кукол
Цели. Учить подбирать цвета по принципу «такой — не такой»; находить
предмет определенного цвета по образцу; знакомить с названиями цветов.
Материалы. Куклы
и
наборы
одежды
к
ним
(шапочки,
юбочки,
носочки
основных цветов); коробка.
Ход игры
Раздайте детям кукол и попросите одеть их так, чтобы юбочки, шапочки,
носочки совпадали по цвету.
Дети по очереди подходят к коробке с одеждой и выбирают наряды для своих
кукол, подбирая шапочки, юбочки, носочки методом прикладывания. Когда
дети
оденут
кукол,
проверьте
вместе
с
ними
правильность
выполнения
задания.
В дальнейшем можно усложнить задачу. Перед началом игры наденьте на
кукол шапочки (или носочки), а юбочки сложите в коробку. Раздайте детям
кукол и предложите нарядить их на праздник. В этом случае дети подбирают
одежду по цвету путем зрительного соотнесения, подходя к коробке с одеждой
без куклы.
В следующий раз попросите малышей подобрать куклам одежду заданных
цветов.
Разноцветные палочки
Цели. Учить различать цвета по принципу «такой — не такой»; сортировать
предметы по цвету.
Материалы. Счетные палочки (карандаши) двух контрастных цветов (по 5
шт. каждого цвета).
26
Ход игры
Высыпьте
перед
ребенком
счетные
палочки
(карандаши)
и
предложите
разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки
(карандаши),
комментируя
свои
действия:
«Давай,
разложим
палочки
(карандаши) на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие. Продолжай».
Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет
палочек (карандашей): «Молодей, ты отлично справился. Сюда положил все
красные палочки (карандаши), а сюда все зеленые».
Постепенно количество палочек (карандашей) можно увеличить.
Найди пару по форме
Цели. Учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения.
Материалы. Пары плоских геометрических фигур из картона разного цвета
(круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники), коробка.
Ход игры
Перед началом занятия подберите пары геометрических фигур по количеству
играющих (некоторые пары могут повторяться).
Раздайте детям фигурки или предложите им не глядя вытащить по одной
фигурке из коробки. Попросите малышей внимательно рассмотреть фигуры, а
затем найти себе пары — ребенка с такой же фигуркой.
Эту
игру
можно
повторять
многократно,
предлагая
детям
геометрические
фигуры разных цветов и из разных материалов.
Найди такую же фигуру
Цели. Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.
Материалы. Два набора плоских геометрических фигур одного и разного
цвета и размера (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники).
Ход игры
Сначала это лучше проводить индивидуально, используя фигуры одного цвета
и размера.
Разложите на столе фигуры двух форм, например, квадраты и круги (по 5
фигур каждой формы) и предложите отобрать фигуры одной формы: «Вот тебе
фигурка. Отбери все фигуры такой же формы. Что это за фигурки? Это круги».
Постепенно
можно
увеличивать
количество
фигур,
использовать
фигуры
разного размера и цвета, давать задание одновременно нескольким детям.
Наряди елку
Цели. Учить сортировать предметы в соответствии с их формой, подбирать
нужную форму методом зрительного соотнесения.
Материалы. Плоские
геометрические
фигуры
разного
цвета
(круги,
квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, по 5-10 шт. каждой формы);
небольшие елочки.
Ход игры
27
Разложите перед ребенком разноцветные фигурки и положите не наряженую
елку.
Предложите
малышу
нарядить
елочку
этими
фигурками,
чтобы
получились
на
елке
бусы.
Начните
выполнять
задание:
«Давай
разложим
фигурки по форме. На эту веревочку - все квадраты. А на эту - все круги. Вот
так». Пусть ребенок продолжит наряжать елочку сам.
Сначала лучше предлагать ребенку фигурки одного размера. Количество фигур
можно
увеличивать,
постепенно
добавляя
другие
формы.
В
конце
игры
проверьте. При необходимости помогите ребенку исправить ошибки.
Кто позвал?
Цели. Развивать
речевой
слух;
учить
различать
на
слух
голоса
знакомых
людей; развивать слуховое внимание.
Ход игры
Пригласите
ребенка
в
центр
комнаты
и
попросите
его
повернуться
к
остальным участникам игры спиной (можно попросить его закрыть глаза).
Дети по очереди обычным голосом называют имя ребенка. Малыш должен
слушать внимательно и стараться угадать, кто его зовет (указать на ребенка
или назвать его имя).
Если ребенок угадал, кто его позвал, он меняется с этим игроком ролями. Если
не отгадал, продолжает водить.
Кто там?
Цели. Развивать речевой слух.
Материалы. Игрушки:
кошка,
собака,
птичка,
лошадка,
корова,
лягушка,
мышка, курочка и другие животные; картинки с их изображениями.
Ход игры
В этой игре участвуют двое взрослых: один находится за дверью, держит
игрушку и подает сигнал, другой проводит игру.
За дверью раздается крик животного (мяу, ав-ав, пи-пи, ко-ко, чик-чирик, и-го-
го, му-му, ква-ква и др.). Предложите детям прислушаться и отгадать, кто так
кричит: «Слышите, кто-то там за дверью кричит. Послушайте внимательно.
Кто там?» Дети могут показать картинку с изображением соответствующего
животного или назвать его словом.
Откройте дверь и возьмите игрушку: «Молодцы, угадали. Послушайте, кто
еще кричит за дверью».
Игра продолжается с другими игрушками.
Если нет второго ведущего, то можно проводить игру, пряча игрушки за
ширмой.
Собери целое
Цели. Учить
собирать
целый
предмет
из
отдельных
частей;
развивать
мышление.
Материалы. Сборно-разборные игрушки и картинки с их изображениями.
Ход игры
28
Разложите на столе детали сборно-разборной игрушки. Предложите детям
рассмотреть картинку с ее изображением, назвать игрушку, найти на картинке
и показать ее части. Затем попросите малышей найти эти детали на столе и
собрать игрушку. Обязательно обыграйте задание.
Подобрав несколько простых сборно-разборных игрушек, можно предложить
детям сначала разобрать, а затем снова собрать их. В случае затруднения
покажите малышам, как это сделать.
Собери картинку
Цели. Закреплять
умение
воспринимать
целостное
изображение
предмета,
составлять целостное изображение предмета из отдельных частей; развивать
внимание.
Материалы. Наборы
картинок
(цветы,
формы
геометрические
и
др.),
из
которых можно составлять простые предметные картинки.
Ход игры
Игра проводится индивидуально.
Предложите ребенку набор изображений, состоящий из 2-4 частей. Покажите
образец
целостной
картинки
и
попросите
собрать
такую
же
картинку
из
частей.
Если
ребенок
не
может
справиться
с
заданием
самостоятельно,
помогите ему.
Парные картинки
Цели. Учить находить одинаковые изображения; развивать внимание.
Материалы. Два набора карточек с изображениями знакомых детям игрушек
или предметов.
Ход игры
Игра проводится индивидуально.
На столе перед ребенком разложите в ряд набор картинок. Покажите ему
карточку из другого комплекта и попросите подобрать картинке пару. В случае
затруднения
продемонстрируйте
малышу,
как
можно
подобрать
картинку,
подкладывая ее поочередно к каждой карточке в ряду, пока не найдет такую
же. Затем предложите ребенку другую картинку.
Количество картинок можно постепенно увеличить с 2—3 до 4-6 пар.
При игре с группой детей дайте каждому ребенку картинку и попросите
подобрать ей пару среди карточек, перемешанных на столе.
В уголке экспериментирования - игра «Песочница»
Цели. Учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с
понятиями мало, много, больше, меньше, столько псе (одинаково).
Материалы . Песок, ведерки (одинакового и разного размера), совки.
Ход игры
Эту
игру
можно
проводить
как
во
время
прогулки,
так
и
в
уголке
экспериментирования.
Дайте
детям
два
ведерка
(кокурки)
одинаковой
величины
и
совки.
Предложите
малышам
наполнить
ведерки
(кокурки)
29
песком, а затем сравнить количество песка в них (больше, меньше, одинаково).
Игру можно продолжить, предложив детям добавить или отсыпать песок при
помощи совка и вновь сравнить количество песка.
Затем
дайте
ребятам
два
ведра
(кокурки)
разной
величины
и
попросите
наполнить их песком до краев. Вместе с детьми сравните количество песка в
ведрах (кокурках): «В большом ведре (кокурке) много песка, а в маленьком
мало. Здесь больше, а тут меньше песка». Можно высыпать песок из ведер
(кокурок) на ровную поверхность и сравнить кучи песка.
Собираем шары
Цели. Учить детей различать количество предметов и цвет; познакомить с
понятиями много, мало. Материалы. Две-четыре корзинки или две-четыре
коробки разного цвета, как и шары; шары разных цветов.
Ход игры
Обратите внимание детей на разбросанные на полу шары и попросите их
помочь собрать их. Положите в свою корзинку 2-3 шара одного цвета, как и
корзинка, а детям предложите собрать остальные по цветам.
В конце игры подведите итог; «Ты собрал много шаров. Молодец! А сколько у
меня шаров? Мало».
Пирамидки
Цели. Знакомить
детей
с
величиной
в
ходе
практических
действий
с
игрушками, учить сравнивать предметы по величине способом наложения.
Материалы. Различные пирамидки.
Ход игры
1-й
вариант
игры
—
«Красная
пирамидка». Подберите
одноцветные
пирамидки
с
небольшим
количеством
колец
(3
шт.),
чтобы
ребенок
не
отвлекался на цвет и обращал внимание на размер колец. Предложите ребенку
собрать
одну
пирамидку.
Поясните,
что
пирамидка
должна
получиться
гладкой. Для этого надо каждый раз выбирать самое большое колечко и
надевать его на стержень.
2-й вариант игры — «Разноцветная пирамидка». Подберите деревянные
или пластмассовые пирамидки с разным количеством разноцветных колец.
Предложите
детям
сначала
снять
колечки
со
стержня,
затем
собрать
пирамидки, ориентируясь на признак величины.
Можно предложить детям собрать пирамидку без стержня, положив колечки
одно
на
другое
(это
удобно
делать
с
большими
пластмассовыми
пирамидками). В этом случае хорошо видно, что если пирамидка сложена
неверно, то она получается неустойчивой и может рассыпаться.
Вкладыши и башенки
Цели. Знакомить
детей
с
величиной
в
ходе
практических
действий
со
специальными игрушками; с понятием самый большой.
Материалы. Вкладыши-пирамидки.
Ход игры
30
1-й
вариант
игры
—
«Башенка-пирамидка». Игра
проводится
индивидуально.
Покажите ребенку игрушку, попросите разобрать ее и построить высокую баш
ню- пирамидку. Пусть малыш использует доступный ему способ действия —
метод
проб
и
ошибок,
практическое
примеривание
или
зрительное
соотнесение. Если ребенок не может справиться с задачей или долго действует
методом проб и ошибок, не переходя на следующий уровень действий, не
понимает, что следует учитывать величину деталей, объясните ему, что все
фигурки нужно поставить донышком вверх, и каждый раз выбирать самый
большой вкладыш, ставя его на предыдущий.
2-й
вариант
игры — «Вкладыши». Когда
ребенок
построит
башню
несколько раз, попросите его собрать вкладыши — вложить их друг в друга.
Если малыш не понял словесную инструкцию, объясните ему, что сначала
надо перевернуть вес детали донышком вниз, затем выбрать самый большой
вкладыш и вложить его в предыдущий.
Сначала малышам следует предлагать 2-4 вкладыша, постепенно увеличивая
их количество.
Где мое место?
Цели. Знакомить
детей
с
величиной
в
ходе
практических
действий
со
специальными игрушками.
Материалы. Доска с углублений ми-трафаретами (по типу доски Сегена), в
которые
вставляются
детали-вкладыши,
различающиеся
только
размером
(фигурки располагаются в ряд по возрастанию или убыванию величины (5-7
шт.)).
Ход игры
Покажите ребенку игрушку и предложите достать все фигурки: «Утята пошли
погулять.
А
теперь
хотят
вернуться
домой.
Найди
каждой
фигурке
свой
домик».
Длятого
чтобы
ребенок
научился
действовать
не
хаотически,
а
методом
практических проб или зрительного соотнесения, необходимо повторить игру
несколько раз.
«Сухой бассейн»
В
любую
емкость,
например:
таз,
кастрюля,
чашка
и
т.д.
поместите
пластмассовые крышки от бутылок. Дети могут просто шуршать крышками,
опуская в тазик руки, можно предложить ребенку отыскать среди крышек
сюрприз (конфету, игрушку). Предложите ребенку собрать все красные, затем
синие и т.д. крышки. Предложите построить из крышек дорожку, башенку и
т.д.. Разложить крышки по цветам в отдельные емкости. В дальнейшем можно
использовать эти крышки для обучения счету и чтению, достаточно наклеить
на крышки цифры, буквы, математические знаки.
31
Перспективно – тематический план по развитию сенсорных эталонов в
группе детей раннего возраста:
Специально организованная
деятельность
Совместная
деятельность
Работа с
родителями
Сентябрь
1.Занятие «Большие и
маленькие»
цель: научить ребенка
чередовать предметы по
величине.
2.Занятие «Знакомство с
формой предметов».
цель: учить детей выполнять
простейшие действия с
предметами, учитывая их
форму.
3.Занятие «Разноцветные
матрешки»
цель: познакомить детей с
основными цветами
Игра «Собери бусы»
Игра с дидактическим
кубом
Игры на сенсорном
столике
Анкетирование
«Актуальность
сенсорного
воспитания детей
раннего возраста»
Октябрь
1.Занятие «Мячик круглый есть
у нас»
цель: учить выделять предметы
круглой формы
2.Занятие «Нанизывание колец
на стержень»
цель: учить действиям с
предметами – собирать
пирамидку, совершенствовать
координацию движений рук.
3.Занятие «Складывание
двухместной матрешки»
цель: учить детей сопоставлять
предметы по величине,
развивать понимание слов
«большой», «маленький».
4. Занятие «Машинки по
местам»
цель: формировать умение
Подвижные игры с
мячом
Игры в уголке сенсорики
Игра «Подбери
матрёшке сарафан»
Рисование
разноцветных
дорожек
Консультация
«Как и во что
играть с детьми»
32
действовать с предметами,
ориентируясь на их цвет.
Ноябрь
1.Занятие «Подбери по цвету»
цель: учить чередовать
предметы по цвету.
2.Занятие «Что звучит» цель:
развивать слуховое восприятие.
3.Занятие «Один -много» цель:
знакомить детей с понятиями
«один и много».
4.Занятие «Кубик, шарик» цель:
формировать умение выбирать
предмет с ориентировкой на
форму.
Рассматривание
иллюстраций по теме
Игра «Волшебный
мешочек»
Игры с разноцветными
шариками
Игры с волшебным
кубиком
Показ занятия
«Геометрическая
мозаика»
Декабрь
1.Занятие «Цветные квадраты»
цель: продолжать учить детей
различать форму и цвет
предметов.
2.Занятие «Вышивание»
(развитие мелкой моторики рук
– шнуровки).
3.Занятие «Маша обедает»
цель: продолжать учить
соотносить предметы по
величине.
4.Занятие «Угадай, кто идет»
цель: развивать слуховое
восприятие
Подвижная игра
«Воробушки и
автомобиль»
Игра «Выложи по
образцу»
Игра «Выложи дом из
деталей»
Иры на музыкальных
инструментах
Консультация
«Как знакомить
детей с
величиной
предметов»
Январь
1.Занятие «Что делают
матрешки»
цель: формировать умение
экспериментировать с
предметами, ориентируясь на
их величину.
2. Занятие «Курочка и
цыплята»
цель: обратить внимание
ребёнка на то, что цвет
Игра «Что нам Мишутка
привез»
Игры с дидактической
юбкой
Игра «Разложи
Мастер-класс
«Сенсорные игры
с детьми»
33
является признаком разных
предметов и может служить
для их обозначения.
3.Занятие «Круг, квадрат»
цель: продолжать учить детей
чередовать предметы по форме.
правильно»
Февраль
1. Занятие «Поручение»
цель : обучать ребенка
различать и называть игрушки,
а также выделять их основные
качества (цвет, размер).
Развивать слуховое восприятие,
совершенствовать понимание
речи.
2.Занятие «Елочки и грибочки»
цель: продолжать учить детей
чередовать предметы по цвету.
3.Занятие «Гуси с гусятами»
цель: учить чередовать
предметы по цвету, делая
выбор элементов двух
заданных цветов из пяти
предложенных.
4. Занятие «Найди палочку»
цель: научить детей выбирать
предметы двух заданных
цветов из четырех возможных.
Закрепить умение
группировать предметы по
цвету.
Знакомить с
последовательностью
размещения цветов в спектре.
Подвижная игра
«Разноцветные
ленточки»
Игра «Волшебный
зонтик»
Игра «Разберем –
соберем»
Рисование «Большой –
маленький»
Памятка для
родителей «Что
такое сенсорика и
почему
необходимо ее
развивать»
Март
1 Занятие «Помоги матрешке
найти свои игрушки»
цель: Закрепление умения
группировать однородные
предметы и соотносить
разнородные предметы по
цвету.
Игры с матрёшками-
вкладышами
Игра «Построй домик»
Мастер-класс по
изготовлению
сенсорных игр
34
2. Занятие «Домики и флажки»
цель: Повторить с детьми
принцип чередования по
форме.
3.Занятие «Шарики и
пирамидки»
цель: закреплять умение
обозначать количество
предметов «один – много».
4.Занятие «Колпачки играют в
прятки»
цель: познакомить детей с
особенностями полых
предметов разной величины.
Подвижная игра
«Догони мячик»
Игры в уголке
экспериментирования
Апрель
1.Занятие «Треугольник,
квадрат, круг»
цель: продолжать знакомить
детей с формой предметов.
2.Занятие «Что выбрал
Петрушка»
цель: продолжать учить детей
выбирать предметы двух
заданных цветов из четырех
возможных.
3.Занятие-
экспериментирование «На
лесной полянке»
цель: предложить детям
выбрать
колючки для ежика из разных
материалов: спички,
зубочистки, сосновые иголки и
т.п.
4.Занятие «Плывет, плывет
кораблик»
цель: познакомить детей со
свойствами разных предметов
(тонет – не тонет)
Игра «Чудесный кубик»
Игра «Угадай, что это»
Игра «Узнай птичку по
голосу»
Игры в уголке
экспериментирования и
центре "Песка и воды"
Рекомендации для
родителей
«Раннее
сенсорное
воспитание»
Май
1.Занятие "Испечем пирожки"
цель: продолжать знакомить
Игры в уголке
экспериментирования и
Родительское
собрание "Чему
35
детей со свойствами песка
(сырой - можно лепить, сухой -
рассыпается, но можно
рисовать пальчиком).
2.Итоговые занятия на знание
цвета, формы, величины и
вкусовых ощущений.
3.Диагностические
мероприятия.
4.Подведение итогов проектной
деятельности.
центре "Песка и воды"
мы научились и
что мы умеем"
36