Напоминание

Консультация для воспитателей Понятие "здоровый образ жизни" в современной науке и его сущность


Автор: Кулябина Ирина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 53
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Консультация для воспитателей Понятие "здоровый образ жизни" в современной науке и его сущность
Раздел: дошкольное образование





Назад





Консультация для воспитателей

Понятие

«здоровый

образ

жизни»

в

современной науке и его сущность
Составитель: Кулябина Ирина Евгеньевна
Для наиболее верного и теоретически правильного проблеме организации ДОУ и семьи по привитию здорового образа жизни старшим дошкольникам, нам необходимо уточнить понятие «физическое развитие», что подразумевают ученые под терминами «здоровье» и «оздоровление» . Физическое развитие, как его рассматривают авторы «Теории и методики физического воспитания» Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов, - «это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивида морфофункциональных качеств его организма и основанных на них физических качеств и способностей» Ими выделены три группы показателей, которые характеризуют изменения физического развития. 1. Показатели телосложения - длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы некоторых частей тела, величина жироотложений и другие, которые характеризуют биологические формы или морфологию человеческого организма. 2. Показатели здоровья - отражают морфологические и функциональные изменения физиологических систем человеческого организма. Решающее значение на здоровье человека оказывают функционирование сердечно-сосудистой системы, дыхательной и центральной нервной системы. Органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др. 3. Показатели развития физических качеств (быстрота, сила, выносливость, ловкость). Примерно до двадцатипятилетнего возраста, т.е.
периода становления и роста организма, большинство морфологических показателей (критериев) увеличивается в размерах, а т а к же совершенствуются функции организма. В возрасте до 40-50 лет физическое развитие относительно стабилизируется на определенном уровне. Далее, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается. Характер физического развития как процесс изменения указанных выше показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется рядом закономерностей. Эффективно управлять физическим развитием можно только в том случае. Если известны закономерности, и учитывать в процессе физического воспитания, Закономерности физического развития: 1. Закономерности наследственности факторы, благоприятствующие препятствующие физическому совершенствованию человеческого организма; закономерности наследственности должны приниматься во внимание при прогнозировании возможных результатов в физической подготовке. 2. Закономерность возрастной ступенчатости, т.е. вмешиваться в процесс физического развития организма человека с целью управления им можно только на основе учета способностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды:  В период становления и роста;  В период наивысшего развития;
 В период старения. 3. Закон единства организма и среды. В значительной степени процесс физического развития индивида зависит от социальных условий. Т.к. условия быта, воспитания и материального обеспечения существенно влияет на физическое состояние человека, и определяют развитие и изменение форм и функций организма в его деятельности. Не стоит выпускать из вида и географическое место проживание индивида. 4.Большое значение для управления физическим развитием имеет биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в жизнедеятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае. Выбирая упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости следует в перспективе рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающегося. При этом учитывается и то обстоятельство, что организм функционирует как единое целое, следовательно, при подборе упражнений и величины нагрузок избирательного воздействия необходимо четко представлять все стороны их воздействия на организм. В возрастном развитии человека важная роль отводится физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма, его совершенствованию, но и формированию духовных качеств личности. Это задача становится возможной при правильной организации физического воспитания, осуществлением его в
органической связи с другими видами воспитания: нравственным, трудовым и эстетическим. На занятиях по физическому развитию оказывается прямое воздействие на развитие интеллектуальных способностей занимающихся, в частности, старших дошкольников. Постоянно возникающие проблемные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, овладением приемами практических действий, распределением силы на дистанции и Т.д. Педагог по физической культуре намерено создает ситуации для старших дошкольников, из которых они должны выходить самостоятельно, творчески решать поставленные перед ними задачи. Опосредованная связь физического воспитания и развитием интеллекта состоит в том, что укрепление здоровья и физическое развитие дошкольников служит необходимой базой для всестороннего развития личности в целом. Эту связь подтверждал в своем труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» П.Ф. Лестгафт. Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма. Умственный рост и развитие требует соответствующего развития физического. Следует отметить, что правильно и грамотно организованное физическое воспитание способствует формированию положительных черт характера, как у взрослых, так и старших дошкольников. В процессе сложной и напряженной работы крепнут и закаляются волевые качества, приобретается опыт нравственного поведения.
Связь занятий физической культурой с эстетическим воспитанием способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности и оптимизма, т.к. в процессе физического развития формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм тела, вырабатывается понимание красоты и изящества. Конечной целью физического развития является здоровье и физическое совершенство человеческого организма. Рассмотрим термин «физическое совершенство» Ж.к. Холодова и В.С. Кузнецова. «Физическое совершенство - это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человеческого организма, идеально соответствующий требованиям жизни». Ими же были выделены критерии физически совершенного человека современности
Критерии физически совершенного человека современности
1. Крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться различным условиям, в том числе и неблагоприятным, жизни, труда и быта. 2. Высокая общая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности. 3. Пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие каких либо аномалий и диспропорций. 4. Всесторонние и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человеческого организма (сила, быстрота,
выносливость, ловкость ). 5. Владение рациональной техникой основных жизненно важных движений и способность быстро осваивать новые двигательные действия. 6. Владения специальными знаниями и умениями оптимального и эффективного пользования своим телом в любой жизненной ситуации. На современном этапе развития общества основными критериями физического совершенства человеческого индивидуума, в частности старших дошкольников, служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации. Достижение физического совершенства невозможно без крепкого здоровья всей нации и человека в отдельности. Здоровье человека отражает одну из наиболее чувствительных сторон жизни общества и тесно переплетается с фундаментальным правом на физическое, духовное и социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни. С огласно формулировки В ОЗ (В с емирной О р г а н и з а ц и и Здравоохранения), «здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». В этом определении здоровья рассматривается как противопоставление болезням. В.А. Фролов выделяет понятие «здоровье населения», рассматривая его как статическое, характеризующееся комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, уровнем р а з в и т и я ,
заболеваемостью, средней продолжительностью жизни, а также социально - биологическими показателями. Ю.П. Лисицин рассматривает понятие «общественного здоровья», как здоровье групп (возрастно-половых, социальных, профессиональных и др.) населения, проживающего на определенной территории, в различных странах, регионах. Общественное здоровье с точки зрения автора, является результатом социально-опосредованных действий, проявляющихся через образ жизни человека, группы, целого народа. По мнению ПЛ. Капицы, одной из наиболее важных и определяющих судьбу человечества глобальных проблем является проблема «качества» народонаселения, под которым он подразумеваем комплекс медико- генетических и социально-психологических характеристик жизни людей: физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, психофизиологический комфорт жизни, механизмы воспроизводства интеллектуального потенциала общества и т.д. В представлении гигиенистов категория здоровья определяется формированием, потреблением и восстановлением здоровья: а) формирование здоровья образ жизни (уровень производства и производительности труда; степень удовлетворения материальных и культурных потребностей; образовательный и культурный уровень; особенности питания, двигательной активности, межличностных отношений, наличие вредных привычек, состояние окружающей среды и т.д.)
б) потребление здоровья культура и характер производства; состояние производственной среды, социальная активность индивида; в) восстановление здоровья (охрана и реализация генофонда) состояние репродуктивной функции родителей и ее реализация; здоровье родителей, условия протекания беременности; состояние родовспомогательной службы; наличие правовых фактов, охраняющих генофонд беременных; г) восстановление здоровья - рекреация, лечение, реабилитация. Другими словами, здоровье, является одним из интегральных показателей преобразований, происходящих в обществе, и определяется комплексом социально-психологических и медико-генетиче ских характеристик физического здоровья и психофизиологического уровня жизни.


В раздел образования