Консультация для воспитателей Понятие "здоровый образ жизни" в современной науке и его сущность
Автор: Кулябина Ирина Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 53 Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Консультация для воспитателей Понятие "здоровый образ жизни" в современной науке и его сущность Раздел: дошкольное образование
современной науке и его сущность
Составитель: Кулябина Ирина Евгеньевна
Для наиболее верного и теоретически правильного проблеме
организации ДОУ и семьи по привитию здорового образа жизни старшим
дошкольникам, нам необходимо уточнить понятие «физическое развитие»,
что подразумевают ученые под терминами «здоровье» и «оздоровление» .
Физическое
развитие,
как
его
рассматривают
авторы
«Теории
и
методики физического воспитания» Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов, - «это
процесс
становления,
формирования
и
последующего
изменения
на
протяжении жизни индивида морфофункциональных качеств его организма и
основанных на них физических качеств и способностей»
Ими
выделены
три
группы
показателей,
которые
характеризуют
изменения физического развития.
1. Показатели телосложения - длина тела, масса тела, осанка,
объемы и формы некоторых частей тела, величина жироотложений и другие,
которые
характеризуют
биологические
формы
или
морфологию
человеческого организма.
2. Показатели здоровья - отражают морфологические и
функциональные
изменения
физиологических
систем
человеческого
организма.
Решающее
значение
на
здоровье
человека
оказывают
функционирование
сердечно-сосудистой
системы,
дыхательной
и
центральной
нервной
системы.
Органов
пищеварения
и
выделения,
механизмов терморегуляции и др.
3. Показатели развития физических качеств (быстрота, сила,
выносливость, ловкость). Примерно до двадцатипятилетнего возраста, т.е.
периода
становления
и
роста
организма,
большинство
морфологических
показателей
(критериев)
увеличивается
в
размерах,
а
т а к же
совершенствуются функции организма. В возрасте до 40-50 лет физическое
развитие относительно стабилизируется на определенном уровне. Далее, по
мере
старения,
функциональная
деятельность
организма
постепенно
ослабевает и ухудшается.
Характер
физического
развития
как
процесс
изменения
указанных
выше показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется
рядом закономерностей.
Эффективно управлять физическим развитием можно только в том
случае. Если известны закономерности, и учитывать в процессе физического
воспитания,
Закономерности физического развития:
1.
Закономерности
наследственности
факторы,
благоприятствующие
препятствующие физическому совершенствованию человеческого организма;
закономерности наследственности должны приниматься во внимание при
прогнозировании возможных результатов в физической подготовке.
2.
Закономерность
возрастной
ступенчатости,
т.е.
вмешиваться
в
процесс физического развития организма человека с целью управления им
можно только на основе учета способностей и возможностей человеческого
организма в различные возрастные периоды:
В период становления и роста;
В период наивысшего развития;
В период старения.
3. Закон единства организма и среды. В значительной степени
процесс физического развития индивида зависит от социальных условий. Т.к.
условия быта, воспитания и материального обеспечения существенно влияет
на физическое состояние человека, и определяют развитие и изменение форм
и функций организма в его деятельности. Не стоит выпускать из вида и
географическое место проживание индивида.
4.Большое
значение
для
управления
физическим
развитием
имеет
биологический
закон
упражняемости
и
закон
единства
форм
и
функций
организма
в
жизнедеятельности.
Эти
законы
являются
отправными
при
выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном
случае. Выбирая упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно
закону упражняемости следует в перспективе рассчитывать на необходимые
адаптационные
перестройки
в
организме
занимающегося.
При
этом
учитывается и то обстоятельство, что организм функционирует как единое
целое,
следовательно,
при
подборе
упражнений
и
величины
нагрузок
избирательного воздействия необходимо четко представлять все стороны их
воздействия на организм.
В возрастном развитии человека важная роль отводится физическому
воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому
развитию растущего организма, его совершенствованию, но и формированию
духовных
качеств
личности.
Это
задача
становится
возможной
при
правильной
организации
физического
воспитания,
осуществлением
его
в
органической связи с другими видами воспитания: нравственным, трудовым
и эстетическим.
На занятиях по физическому развитию оказывается прямое воздействие
на развитие интеллектуальных способностей занимающихся, в частности,
старших
дошкольников.
Постоянно
возникающие
проблемные
ситуации,
связанные
с
овладением
техникой
физических
упражнений,
овладением
приемами практических действий, распределением силы на дистанции и Т.д.
Педагог по физической культуре намерено создает ситуации для старших
дошкольников, из которых они должны выходить самостоятельно, творчески
решать поставленные перед ними задачи.
Опосредованная связь физического воспитания и развитием интеллекта
состоит в том, что укрепление здоровья и физическое развитие дошкольников
служит необходимой базой для всестороннего развития личности в целом.
Эту
связь
подтверждал
в
своем
труде
«Руководство
по
физическому
образованию детей школьного возраста» П.Ф. Лестгафт. Между умственным
и
физическим
развитием
человека
существует
тесная
связь,
вполне
выясняющаяся при изучении человеческого организма. Умственный рост и
развитие требует соответствующего развития физического.
Следует
отметить,
что
правильно
и
грамотно
организованное
физическое воспитание способствует формированию положительных черт
характера, как у взрослых, так и старших дошкольников. В процессе сложной
и
напряженной
работы
крепнут
и
закаляются
волевые
качества,
приобретается опыт нравственного поведения.
Связь
занятий
физической
культурой
с
эстетическим
воспитанием
способствует
проявлению
положительных
эмоций,
жизнерадостности
и
оптимизма,
т.к.
в
процессе
физического
развития
формируется
красивая
осанка, осуществляется гармоничное развитие форм тела, вырабатывается
понимание красоты и изящества.
Конечной целью физического развития является здоровье и физическое
совершенство человеческого организма.
Рассмотрим термин «физическое совершенство» Ж.к. Холодова и В.С.
Кузнецова.
«Физическое совершенство - это исторически обусловленный идеал
физического
развития
и
физической
подготовленности
человеческого
организма, идеально соответствующий требованиям жизни». Ими же были
выделены критерии физически совершенного человека современности
Критерии физически совершенного человека современности
1.
Крепкое
здоровье,
обеспечивающее
человеку
возможность
безболезненно и быстро адаптироваться различным условиям, в том числе и
неблагоприятным, жизни, труда и быта.
2.
Высокая
общая
работоспособность,
позволяющая
добиться
значительной специальной работоспособности.
3.
Пропорционально
развитое
телосложение,
правильная
осанка,
отсутствие каких либо аномалий и диспропорций.
4.
Всесторонние
и
гармонически
развитые
физические
качества,
исключающие однобокое развитие человеческого организма (сила, быстрота,
выносливость, ловкость ).
5.
Владение
рациональной
техникой
основных
жизненно
важных
движений и способность быстро осваивать новые двигательные действия.
6.
Владения
специальными
знаниями
и
умениями
оптимального
и
эффективного пользования своим телом в любой жизненной ситуации.
На
современном
этапе
развития
общества
основными
критериями
физического совершенства человеческого индивидуума, в частности старших
дошкольников, служат нормы и требования государственных программ в
сочетании с нормативами единой спортивной классификации. Достижение
физического совершенства невозможно без крепкого здоровья всей нации и
человека
в
отдельности.
Здоровье
человека
отражает
одну
из
наиболее
чувствительных
сторон
жизни
общества
и
тесно
переплетается
с
фундаментальным
правом
на
физическое,
духовное
и
социальное
благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни.
С огласно
формулировки
В ОЗ
(В с емирной
О р г а н и з а ц и и
Здравоохранения),
«здоровье
–
это
состояние
полного
физического,
душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и
физических недостатков». В этом определении здоровья рассматривается как
противопоставление болезням.
В.А. Фролов выделяет понятие «здоровье населения», рассматривая его
как
статическое,
характеризующееся
комплексом
демографических
показателей:
рождаемостью,
смертностью,
уровнем
р а з в и т и я ,
заболеваемостью, средней продолжительностью жизни, а также социально -
биологическими показателями.
Ю.П. Лисицин рассматривает понятие «общественного здоровья», как
здоровье групп (возрастно-половых, социальных, профессиональных и др.)
населения,
проживающего
на
определенной
территории,
в
различных
странах, регионах. Общественное здоровье с точки зрения автора, является
результатом
социально-опосредованных
действий,
проявляющихся
через
образ жизни человека, группы, целого народа.
По мнению ПЛ. Капицы, одной из наиболее важных и определяющих
судьбу
человечества
глобальных
проблем
является
проблема
«качества»
народонаселения,
под
которым
он
подразумеваем
комплекс
медико-
генетических
и
социально-психологических
характеристик
жизни
людей:
физическое
здоровье,
уровень
развития
интеллектуальных
способностей,
психофизиологический
комфорт
жизни,
механизмы
воспроизводства
интеллектуального потенциала общества и т.д.
В
представлении
гигиенистов
категория
здоровья
определяется
формированием, потреблением и восстановлением здоровья:
а)
формирование
здоровья
образ
жизни
(уровень
производства
и
производительности
труда;
степень
удовлетворения
материальных
и
культурных
потребностей;
образовательный
и
культурный
уровень;
особенности питания, двигательной активности, межличностных отношений,
наличие вредных привычек, состояние окружающей среды и т.д.)
б) потребление здоровья культура и характер производства; состояние
производственной среды, социальная активность индивида;
в) восстановление здоровья (охрана и реализация генофонда) состояние
репродуктивной функции родителей и ее реализация; здоровье родителей,
условия протекания беременности; состояние родовспомогательной службы;
наличие правовых фактов, охраняющих генофонд беременных;
г) восстановление здоровья - рекреация, лечение, реабилитация.
Другими
словами,
здоровье,
является
одним
из
интегральных
показателей
преобразований,
происходящих
в
обществе,
и
определяется
комплексом
социально-психологических
и
медико-генетиче ских
характеристик
физического
здоровья
и
психофизиологического
уровня
жизни.