Автор: Шмелева Татьяна Вадимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС КВ №29
Населённый пункт: Московская область, Наро-Фоминский район, село Атепцево
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Путешествие в прошлое предметов"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский
сад комбинированного вида №29
Конспект
организованной образовательной деятельности по
познавательному развитию в старшей группе на тему:
«Путешествие в прошлое предметов»
Подготовила:
Шмелева Татьяна Владимировна,
воспитатель высшей категории
г. Наро-Фоминск, 2019
Тип занятия: интегрированное
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое
развитие, физическое развитие.
Цель: развитие познавательной деятельности.
Программные задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с историей посуды, часов, домов, одежды.
•
Систематизировать
знания
детей
по
формированию
элементарных
математических
представлений
(эталоны
геометрических
фигур),
посредством
дидактических
игр
и
игровых
заданий.
• Обобщать знания о геометрических фигурах — треугольнике, круге, прямоугольнике,
квадрате; в умении различать фигуры по форме, цвету, размеру.
• Поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть
в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость, целеустремлённость.
Развивающие:
•
Развивать
познавательный
интерес,
внимание,
память,
практически-
действенное
мышление, сообразительность, умение производить логические операции.
•
Способствовать
развитию
коммуникативных
навыков,
грамматически
правильной
диалоговой речи, навыков свободного общения со взрослым.
• Развивать эстетическое восприятие.
• Развивать мелкую моторику рук.
•
Развивать
умение
самостоятельно
выполнять
задания
и
желание
добиваться
положительного результата в работе.
Воспитательные:
• Воспитывать устойчивый интерес к математике, двигательной активности
• Воспитывать самостоятельность, трудолюбие
•
Воспитывать
навык
культуры
поведения
и
общения
со
сверстниками,
проявление
доброжелательного отношения друг другу, взаимопомощь и взаимовыручку.
Формы
организации
ООД
воспитанников
с
учетом
интеграции
образовательных
областей: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Используемые методы и приемы: игровые (дидактические игры ), словесные (вопросы,
индивидуальные
ответы
детей,
рассказ
воспитателя),
наглядные
(демонстрация
наглядных
пособий).
Виды детской деятельности: игровая (интерактивная, дидактические, развивающие и
логические игры), коммуникативная
(беседа), двигательная (ориентирование в пространстве,
физ. минутка).
Словарная работа (закрепление терминов):
больше, меньше, названия форм, размера,
цвета.
Материал и оборудование:
мультимедийная
установка;
учебно-игровое
пособие
«Логические
блоки
Дьенеша»,
фланелеграф,
наборное
полотно,
раздаточный
материал
(карточки-домики
с
цифрами,
кастрюльки разных цветов, карточки с пуговицами, наборы цифр)
Ход ООД
-
Ребята,
к
нам
сегодня
пришли
гости.
Давайте
с
ними
поздороваемся
и
пожелаем
хорошего дня.
С добрым утром! С новым днем!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай
День хороший начинай.
- Я рада видеть вас веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое
настроение у вас сохранилось до самого вечера! А для этого мы должны почаще улыбаться.
Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом!
- Я хочу пригласить вас совершить путешествие в прошлое. Там все очень красиво, много
интересных предметов, даже улицы называются необычно: улица ожившей посуды, аллея часов,
бульвар одежды. А сам город называется «Город оживших предметов». В нашем городе каждый
предмет знает свою историю и может интересно рассказать её. Вы хотите отправиться со мной и
узнать о прошлом предметов?
- Ну что ж, давайте перенесемся во времени. Время течет так быстро, как вода в реке,
поэтому предлагаю отправиться в путешествие по реке времени необычным способом: мысленно,
при помощи часов.
Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
В Древность с вами попадем.
- Вот мы и попали в необычный город на аллею часов. Как вы думаете, в давние времена
были часы? Как же тогда люди тогда определяли время? Давным-давно люди заметили: если
солнце низко -утро, высоко-день. И стали люди задумываться, как точнее узнать время. Затем
придумали
солнечные
часы:
вместо
циферблата
-
площадка
под
открытым
небом,
вместо
стержней для стрелок – колышек. Ходит солнце по небу, а по площадке ходит тень от колышка.
Как вы думаете, удобны ли такие часы? А можно пользоваться ими в пасмурную погоду?
- Такими часами люди недолго пользовались и изобрели масляные часы. Горит огонь, и
масло в пробирке потихоньку сгорает. По отметкам на пробирке люди узнавали, сколько прошло
времени. Но если такие часы упадут, то случится пожар. И люди изобрели песочные часы. В них
сыплется песок, и люди узнавали который час по тому, какое количество песка пересыпалось. Их
нужно было всегда носить с собой и постоянно переворачивать, что тоже неудобно.
И люди
смастерили механические часы и повесили их на высокой башне.
- В нашем городе тоже есть необычные часы. Посмотрите и скажите,
куда указывает
стрелка наших часов.
(правый верхний угол, нижний левый угол и т.д.)
- Молодцы!
- В городе оживших предметов много домов. Раньше люди жили в пещерах, потому что не
умели делать кирпичи. Затем люди стали жить в шалашах, но шалаш мог развалиться, если
подует сильный ветер. Поэтому человек придумал деревянный дом. Но чтобы заселить много
людей, стали строить многоэтажные дома. В нашем городе перепутались все дома.
Давайте
расставим
все
дома
по
порядку.
(У
каждого
ребенка
домик
с
цифрой
до
10,
домики
выставляются на наборное полотно в порядке возрастания)
- А теперь посчитайте и скажите, сколько зеленых домиков?
- А сколько красных?
- А каких домиков больше, красных или зеленых?
- А какое число меньше, 5 или 4?
Молодцы, отправляемся дальше. Но сначала давайте поиграем с мячиком.
Пальчиковая гимнастика
- Теперь мы попали на улицу ожившей посуды. Раньше, когда люди жили в пещере, у них
не было посуды, они готовили пищу на костре, подвешивая ее на палку. Но это было неудобно, и
тогда человек в камне, который нашел возле своей пещеры, выдолбил углубление, и получилась
чашка, которую можно было ставить на огонь. Позже человек сделал металлическую кастрюлю.
- А сейчас мы немного поиграем с нашими кастрюлями и блоками. Перед вами кастрюльки
разных цветов.
- Положите в зеленую кастрюлю только большие фигуры и не красные.
- Положите в желтую кастрюлю только красные фигуры, но не круги.
- Положите в голубую кастрюлю только круги
- В какой кастрюле лежат большие фигуры?
- Сколько фигур ты положил в зеленую кастрюлю?
- Какие фигуры лежат в голубой кастрюле ?
Молодцы!
Но
чтобы
отправиться
дальше,
надо
выложить
дорожку
по
образцу.
( у
воспитателя образец дорожки с изображением геометрических фигур)
-Сколько фигур понадобилось для выкладывания дорожки?
- Каким по счету стоит красный квадрат?
- Какая фигура находится между большим желтым прямоугольником и маленьким синим
кругом?
А еще в
городе живут мальчики и девочки, с которыми мы сейчас познакомимся и
поиграем.
Физкультминутка
(на экране)
- Мы добрались до бульвара одежды. Когда-то давным-давно на нашей планете всегда
было тепло. И люди обходились без одежды. Они прикрывались только набедренными повязками.
Но постепенно на Земле стало холодать. Люди начали мерзнуть. И они придумали, как им
согреться - стали заворачиваться в шкуры убитых зверей. Время шло, на Земле становилось еще
холодней: нужно было еще что-то надеть под шкуру. И человек научился добывать из растений
волокно, прясть пряжу, изготавливать ткань, а из ткани шить одежду. Чтобы удобно было носить
одежду, использовали булавки из косточек, а потом придумали такой вид застежки, как пуговица.
- Перед вами лежат полоски с пуговицами. Нащупайте каждую пуговицу, посчитайте,
сколько их всего и покажите нужную цифру.
На этом наше путешествие в мир прошлого подошло к концу. Нам пора возвращаться. Для
того, чтобы вернуться, предлагаю сказать:
Хлопни, топни, повернись
В детский садик возвратись!
- Жители города подарили нам игру, хотите - поиграем?
- Я думаю вы много нового сегодня узнали. Вам понравилось? Где мы сегодня с вами
были? Что больше всего вам понравилось?
Список литературы
1.
Дыбина
О.В.
Игровые
технологии
ознакомления
дошкольников
с
предметным
миром.
Практико-ориентированная
монография
–
М.:
Педагогическое
общество
России, 2008.
2.
Дыбина О.В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. – 2-е изд.,
испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
3.
Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2:
Практическое
пособие
для
воспитателей
и
методистов
ДОУ.
–
Воронеж:
ЧП
Лакоценин С.С., 2007.
4.
Сычева
Г.Е.
Формирование
элементарных
математических
представлений
у
дошкольников: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2003.