Напоминание

Переходные и непереходные глаголы


Автор: Лидия Михайловна Бухвалова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: НОЧУ Филофеевская гимназия
Населённый пункт: г.Новый Уренгой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Переходные и непереходные глаголы
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока. Переходные и непереходные глаголы.

Возвратные глаголы

Цель

урока

:

дать

понятие

о

переходных

и

непереходных

глаголах;

вырабатывать умение распознавать их; научить находить возвратные глаголы,

выделять в них постфикс - ся (-сь); формировать учебно-языковые умения

составлять

глагольные

словосочетания

с

зависимыми

существительными.

оборудование:

учебник,

учебные

тексты,

схема.

Тип

у р о к а :

комбинированный.

Движение и его выражение —

Глагол — являются основой языка.

Найти верный глагол для фразы —

Это значит дать движение фразе.

Толстой

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. слово учителя

ИНФИНИТИВ

Слово берет Инфинитив:

— Эх вы, разве так надо спрягаться? Я б вам показал, жаль, что у меня нет

времени!

— Время мы тебе найдем. Какое тебе, настоящее или прошедшее?

— Лучше будущее,— говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть

время.— Да не забудьте про Вспомогательный Глагол!

Дали ему Вспомогательный Глагол.

Спрягается Вспомогательный — только окончания мелькают. а Инфинитив и

буквой не пошевелит.

Зачем ему шевелить, зачем ему самому спрягаться? Он — Инфинитив, у него

нет времени.

(Ф. Кривин)

2. Наблюдение над языковым материалом

Найти

глаголы

в

инфинитиве,

обратив

Внимание

на

окончания,

их

правописание. Записать глаголы в тетрадь.

Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у

нее праздник, и страдать, когда ей плохо. И главное — беречь Родину. Не

давать в обиду тем, кто, думая только о себе, способен забыть об интересах

Родины.

(По Ю. Яковлеву)

К выписанным глаголам подобрать глаголы совершенного вида. Сравнить их.

можно ли прочитать текст, употребив глаголы совершенного вида? Чем будет

отличаться этот текст? Какой звучит верно?

III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— Представьте себе, что вы инструктор по плаванию. Какие глаголы

Вы будете использовать, обучая ребят плавать? Запишите их.

IV. Изучение нового материала

1. объяснение учителя

Переходным

считается

глагол,

способный

управлять

винительным

падежом

без

предлога,

например,

писать

письмо.

Задумайтесь:

почему

переходным считается глагол, управляющий только винительным падежом

без предлога? Разве на слова в форме других падежей действие не переходит

или переходит частично? Сравним примеры: вести автомобиль — «управлять

автомобилем», смотреть фильм — «любоваться картиной», помнить тот день

— «помнить о том дне», награждаю ученика — «вручаю ученику».

В языке есть еще много неясного, над чем стоит поломать голову!

Если к глаголу прибавить частицу - ся, он изменит значение: в одних случаях

действие возвратится к деятелю (умываю брата — умываюсь), в других

изменения будут значительными. Пример резкого расхождения значений —

одно из значений глагола тащить — «вести, тянуть за собой», значение

глагола тащиться — «идти или ехать медленно, с трудом», а также буквально

понятое значение этого глагола — «тащить самого себя».

2. ознакомление со схемой (с комментариями учителя)

Переходные и непереходные глаголы

Действие →

Переходит на предмет, выраженный не переходит на предмет, выражен-

Существительными или местоимениный существительными или местоями в

форме В. п. или Р. п. имениями в других падежных формах

1. Написал письмо (В. п. без предлога) 1. Написал в письме

2. Не писал письмо ( Р. п. при отрицании) 2. Не писал в письме

3. Выпил чая ( Р. п., часть от целого) 3. Приготовил к чаю

Переходный глагол непереходной глагол

Запомните:

Купить билет взять пенал забыть ключ

Говорите правильно:

Надеть (что? на кого? на что?) одеть (снабдить одеждой) кого?

Надеть пальто одеть ребёнка

Снять шапку раздеть сына

Перчатки дочь

Кольцо

3. работа с теоретическим материалом учебника (с. 43)

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний

И умений учащихся

1. выпишите сначала предложения с переходными,

А затем с непереходными глаголами

А. 1) Сквозь туман кремнистый путь лежит (М. Лермонтов).

2) От работы пила раскалилась добела.

3) море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит (Максим Горький). Б. 1)

Белые ручки чужие труды любят.

2) Напишешь пером — не вырубишь топором.

3) Без букв и грамматики не учатся и математике.

4) Рыбак рыбака видит издалека.

5) Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. (Пословицы)

2. работа с упражнениями учебника — упражнения 103, 107 (письменно)

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

• Какие глаголы называются переходными, а какие — непереходными?

• Какие глаголы называются возвратными?

• В чем сходство и различие возвратных глаголов в украинском и русском

языках?

VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника.

2. Выполнить упражнение 11 (письменно).



В раздел образования