Автор: Лидия Михайловна Бухвалова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: НОЧУ Филофеевская гимназия
Населённый пункт: г.Новый Уренгой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Переходные и непереходные глаголы
Раздел: среднее образование
Тема урока. Переходные и непереходные глаголы.
Возвратные глаголы
Цель
урока
:
дать
понятие
о
переходных
и
непереходных
глаголах;
вырабатывать умение распознавать их; научить находить возвратные глаголы,
выделять в них постфикс - ся (-сь); формировать учебно-языковые умения
составлять
глагольные
словосочетания
с
зависимыми
существительными.
оборудование:
учебник,
учебные
тексты,
схема.
Тип
у р о к а :
комбинированный.
Движение и его выражение —
Глагол — являются основой языка.
Найти верный глагол для фразы —
Это значит дать движение фразе.
Толстой
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. слово учителя
ИНФИНИТИВ
Слово берет Инфинитив:
— Эх вы, разве так надо спрягаться? Я б вам показал, жаль, что у меня нет
времени!
— Время мы тебе найдем. Какое тебе, настоящее или прошедшее?
— Лучше будущее,— говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть
время.— Да не забудьте про Вспомогательный Глагол!
Дали ему Вспомогательный Глагол.
Спрягается Вспомогательный — только окончания мелькают. а Инфинитив и
буквой не пошевелит.
Зачем ему шевелить, зачем ему самому спрягаться? Он — Инфинитив, у него
нет времени.
(Ф. Кривин)
2. Наблюдение над языковым материалом
Найти
глаголы
в
инфинитиве,
обратив
Внимание
на
окончания,
их
правописание. Записать глаголы в тетрадь.
Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у
нее праздник, и страдать, когда ей плохо. И главное — беречь Родину. Не
давать в обиду тем, кто, думая только о себе, способен забыть об интересах
Родины.
(По Ю. Яковлеву)
К выписанным глаголам подобрать глаголы совершенного вида. Сравнить их.
можно ли прочитать текст, употребив глаголы совершенного вида? Чем будет
отличаться этот текст? Какой звучит верно?
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— Представьте себе, что вы инструктор по плаванию. Какие глаголы
Вы будете использовать, обучая ребят плавать? Запишите их.
IV. Изучение нового материала
1. объяснение учителя
—
Переходным
считается
глагол,
способный
управлять
винительным
падежом
без
предлога,
например,
писать
письмо.
Задумайтесь:
почему
переходным считается глагол, управляющий только винительным падежом
без предлога? Разве на слова в форме других падежей действие не переходит
или переходит частично? Сравним примеры: вести автомобиль — «управлять
автомобилем», смотреть фильм — «любоваться картиной», помнить тот день
— «помнить о том дне», награждаю ученика — «вручаю ученику».
В языке есть еще много неясного, над чем стоит поломать голову!
Если к глаголу прибавить частицу - ся, он изменит значение: в одних случаях
действие возвратится к деятелю (умываю брата — умываюсь), в других
изменения будут значительными. Пример резкого расхождения значений —
одно из значений глагола тащить — «вести, тянуть за собой», значение
глагола тащиться — «идти или ехать медленно, с трудом», а также буквально
понятое значение этого глагола — «тащить самого себя».
2. ознакомление со схемой (с комментариями учителя)
Переходные и непереходные глаголы
Действие →
Переходит на предмет, выраженный не переходит на предмет, выражен-
Существительными или местоимениный существительными или местоями в
форме В. п. или Р. п. имениями в других падежных формах
1. Написал письмо (В. п. без предлога) 1. Написал в письме
2. Не писал письмо ( Р. п. при отрицании) 2. Не писал в письме
3. Выпил чая ( Р. п., часть от целого) 3. Приготовил к чаю
Переходный глагол непереходной глагол
Запомните:
Купить билет взять пенал забыть ключ
Говорите правильно:
Надеть (что? на кого? на что?) одеть (снабдить одеждой) кого?
Надеть пальто одеть ребёнка
Снять шапку раздеть сына
Перчатки дочь
Кольцо
3. работа с теоретическим материалом учебника (с. 43)
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний
И умений учащихся
1. выпишите сначала предложения с переходными,
А затем с непереходными глаголами
А. 1) Сквозь туман кремнистый путь лежит (М. Лермонтов).
2) От работы пила раскалилась добела.
3) море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит (Максим Горький). Б. 1)
Белые ручки чужие труды любят.
2) Напишешь пером — не вырубишь топором.
3) Без букв и грамматики не учатся и математике.
4) Рыбак рыбака видит издалека.
5) Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. (Пословицы)
2. работа с упражнениями учебника — упражнения 103, 107 (письменно)
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Беседа
• Какие глаголы называются переходными, а какие — непереходными?
• Какие глаголы называются возвратными?
• В чем сходство и различие возвратных глаголов в украинском и русском
языках?
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника.
2. Выполнить упражнение 11 (письменно).