Автор: Касумова Елена Евгеньевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУДО "ЭДМШ"
Населённый пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ УСПЕШНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПИАНИСТА: КАК ПРАВИЛЬНО ИСПОЛНЯТЬ УПРАЖНЕНИЯ Ш. ГАНОНА"
Раздел: дополнительное образование
Управление культуры администрации МОГО Сыктывкар
Методическое сообщение на тему:
«ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ УСПЕШНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ПИАНИСТА: КАК ПРАВИЛЬНО ИСПОЛНЯТЬ
УПРАЖНЕНИЯ Ш. ГАНОНА»
Составитель: преп. МАУДО «ЭДМШ» Касумова Е. Е.
Сыктывкар 2018г.
СОДЕРЖАНИЕ:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА__________________________3
ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ УСПЕШНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ПИАНИСТА: КАК ПРАВИЛЬНО ИСПОЛНЯТЬ
УПРАЖНЕНИЯ Ш. ГАНОНА_______________________________4
1. Развитие физических возможностей пальцев________________4
2.Сборник упражнений Ш. Ганона «Пианист-виртуоз».
Предисловие к учебнику. Рекомендации автора_________________4
3. Л. Лось. Рекомендации по исполнению упражнений Ш. Ганона.6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________ 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_________________9
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вопрос технического развития
является одним из главных в
становлении будущего пианиста и особенно актуален в наше время. Основы
мастерства
закладываются на начальном этапе обучения, поэтому знание
основных
моментов
успешного
технического
развития,
в
частности
правильное изучение упражнений Ш. Ганона, является важным фактором в
работе пианиста.
Методическое сообщение на тему: «Важные моменты успешного
технического развития пианиста: как правильно исполнять упражнения Ш.
Ганона»
составлено
по
материалам
рекомендаций
учебника
«Пианист-
виртуоз»
Ш.
Ганона,
видеоуроков
музыкальной
академии
«Глория»
и
предназначено
для
преподавательской
аудитории
детской
музыкальной
школы.
Цель:
Выявление важных моментов, которые способствуют успешному
техническому
развитию
пианиста,
в
том
числе
посредством
изучения
упражнений Ш. Ганона.
Задачи:
1. Выяснить предпосылки успешного развития фортепианной техники.
2. Познакомить с учебником «Пианист-виртуоз» Ш. Ганона.
3. Рассмотреть вопросы правильного исполнения упражнений для
фортепиано Ш. Ганона.
3
I.ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ УСПЕШНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПИАНИСТА: КАК ПРАВИЛЬНО ИСПОЛНЯТЬ УПРАЖНЕНИЯ
Ш. ГАНОНА.
1. Развитие физических возможностей пальцев.
Техника пианиста настолько сложна, что без специальной многолетней
работы овладеть ею невозможно. Эта работа начинается с момента первого
знакомства с клавиатурой и продолжается у пианистов всю жизнь.
При
игре
на
рояле
нужны
«крепкие»
пальцы.
Активные
сильные
пальцы являются основой для приобретения всего многообразия техники
пианиста.
Именно
пальцевой
удар
придает
ясность
и
блеск
быстрым
последовательностям.
Пальцевая,
«мелкая»
техника,
является
самым
трудоемким видом фортепианной техники. Приобрести ее без многолетнего
пальцевого
дренажа
невозможно.
Исполнительская
практика
доказала
возможность и необходимость сочетания в игровом процессе участия всей
руки и плечевого пояса с активными пальцевыми движениями.
Высокоодаренный
пианист-исполнитель
Евгений
Либерман
писал:
«Существует
один
безусловный
принцип
всякой
физической
тренировки:
упражнения, имеющие целью развитие тех или иных мышц. Эти мышцы
нагружаются работой».
Современная
педагогика
рассматривает
упражнения
как
важное
и
эффективное средство для технического развития ученика. Их значение в
том, что они дают возможность в наиболее концентрированном виде работать
над основными фактурными формулами, что способствует эффективности
процесса. [1]
4
2.Сборник упражнений Ш. Ганона «Пианист-виртуоз».
Предисловие к учебнику. Рекомендации автора.
Шарль
Луи
Ганон-французский
пианист,
органист,
педагог,
автор
этюдов и пособий. Известный сборник «Пианист-виртуоз», в который вошли
60
упражнений
для
достижения
беглости,
независимости,
силы,
равномерного развития пальцев, легкого запястья. В 1878 году весь труд
Ганона был удостоен серебряной медали на Всемирной выставке в Париже и
принят в качестве учебного пособия Парижской консерватории.
Особой
популярностью
сборник
пользовался
в
России.
Сергей
Рахманинов
писал:
«В
течение
первых
пяти
лет
учащиеся
приобретают
большую часть технических навыков, изучая сборник упражнений Ганона.
Фактически это единственное используемое собрание строго технических
упражнений».
Как написано в предисловии к сборнику, упражнения занимательны,
после недолгого разучивания их можно играть быстро, они дают прекрасную
работу пальцам. Особенностью упражнений является то, что с одной стороны
они более приятны для слуха и разнообразны, чем гаммы и арпеджио, и
почти
не
требуют
времени
на
разбор
и
запоминание.
Кроме
того,
эти
упражнения рассчитаны на то, чтобы левая рука достигла такой же беглости,
как и правая.
Упражнения занимательны и не утомляют ученика. Они расположены
таким образом, что в каждом последующем упражнении пальцы отдыхают от
усилия, которое было в предыдущем. Этот порядок приводит к тому, что все
технические трудности преодолеваются без напряжения и усталости; после
этих упражнений пальцы приобретают удивительную легкость в игре. После
изучения
упражнений
ученики
уже
не
будут
ощущать
«одеревенелости»
пальцев и запястья, мешавшей им раньше, вследствие этого они уже будут в
состоянии преодолевать большие технические трудности.
5
Исполнителям и преподавателям, не имеющим достаточного времени
для занятий, необходимых для поддержания высокого уровня своей техники,
достаточно будет лишь в течение нескольких часов поиграть эти упражнения,
чтобы возобновить всю беглость пальцев. Весь сборник от начала до конца
можно
проиграть
в
течение
часа,
и
если
овладеть
упражнениями
в
совершенстве
и
повторять
ежедневно
в
течение
некоторого
времени,
то
трудности исчезнут по мановению волшебной палочки и приобретается то
красивое, чистое, свободное туше, которое является секретом выдающихся
пианистов.
Предполагается, что Ганон создал многие упражнения, основываясь на
технически трудных местах из произведений Баха.Упражнения играются в
разных тональностях. Ш. Ганон в предисловии к своему сборнику предложил
играть описанные упражнения с метрономом, начав со скорости 60 четвертей
в минуту, постепенно доводя скорость до 108 четвертей в минуту. Первые два
упражнения должны играться парой без остановки, последующие по три без
остановки.
Ганон
предлагал
ученикам
осваивать
упражнения
последовательно,
не
переходя
к
следующему,
пока
вполне
не
освоены
предыдущие, и играя все освоенные упражнения не реже одного раза каждый
день.
Ганон отмечал, что при игре очень важно высоко поднимать пальцы,
играть
каждую
ноту
очень
«отдельно»
и
точно
соблюдать
синхронность
обеих рук. Как только упражнения уверенно освоены, в них следует начать
добавлять
акценты
и
интонации,
переходя
от
чисто
механического
исполнения к более выразительному. Полезно также добавлять движения
кистью,
что
больше
приблизит
исполнение
упражнений
к
реальным
произведениям.[2]
6
3. Л. Лось. Рекомендации по исполнению упражнений Ш.
Ганона.
Известная пианистка Лада Лось на своем видеоканале «Музыкальная
академия»
подробно
освещает
вопросы,
связанные
с
правильностью
исполнения упражнений Ш. Ганона.
В своем видеоуроке она рассказывает о том, что сборник упражнений
«Пианист-виртуоз» предназначен для всех учащихся фортепиано. Если до
этого ученик уже занимался целый год, то он изучит его с большим успехом.
Что касается более подвинутых, то им понадобится значительно меньше
времени на их прохождение.
Вот некоторые рекомендации Лады Лось по исполнению упражнений
Ш. Ганона:
- играть эти упражнения и на нескольких фортепиано одновременно с
преподавателем, это приучает учеников к ансамблевой игре.
- обязательно горизонтально-овальное объединяющее движение кисти
(одно движение на четыре ноты: четыре ноты кисть движется вниз, четыре
ноты вверх). Когда кисть опускается вниз, она ниже уровня клавиатуры, когда
вверх, она выше всех суставчиков пальцев.
- следить, чтобы рука и особенно кисть не перенапрягались.
- мизинец нужно непременно «поставить», чтобы он не мешал и не
останавливал
движение.
Большой
палец
«поставить»
так,
чтобы
он
был
изогнут в каждой фаланге.
- при движении вниз, кисть сначала движется вверх, потом вниз.
- движение локтя должно быть в сторону к пятому пальцу. Он не
должен динамически проседать.
7
- при игре упражнений можно не смотреть на клавиши, это помогает
максимально концентрироваться на ощущениях и больше слушать.
- нужно хорошо отделять и поднимать пальцы, чтобы каждая нота была
слышна отчетливейшим образом.
- обе руки постоянно должны преодолевать одинаковые трудности.
Таким образом левая рука достигает той же легкости, что и правая.
-
как только упражнение «войдет в пальцы», следует проигрывать
предыдущие и его подряд (4 упражнения) без перерыва; пальцы заметным
образом окрепнут.
-
так
как
4й
и
5й
пальцы
слабы
от
природы,
то
упр.
№3,
4и
последующие, вплоть до № 31, имеют целью сделать их такими же сильными
и ловкими, как 2й и 3й.
- в упр. №1 происходит растяжение между 5м и 4м пальцами левой
руки при движении вверх и растяжение между 5м и 4м пальцами правой руки
при движении вниз.
- для достижения хороших результатов необходимо выученные
упражнения играть ежедневно, хотя бы по одному разу. [3]
8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, важным моментом успешного технического развития
пианиста
является
освоение
и
ежедневное
проигрывание
упражнений,
в
частности
Шарля
Ганона,
при
изучении
которых
достигается
беглость,
независимость, сила пальцев. Благодаря изучению этих упражнений пять
пальцев каждой руки развиваются совершенно равномерно. Одним словом,
можно предложить эту работу как ключ ко всем техническим трудностям и
получить ощущаемый результат.
9
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Работа над фортепианной техникой/ В. Либерман – М: «Классика», 2003г.
2. Пианист-виртуоз/ Ш. Ганон- М: «Музыка», 1964г.
3. Youtube/Видеоуроки Л. Лось, музыкальная академия «Глория», 2017г.
10