Напоминание

Изучение произведений современных композиторов в младших и средних классах фортепиано детской музыкальной школы


Автор: Головина Светлана Вадимовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУДО "ЭДМШ"
Населённый пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Методическое сообщение.
Тема: Изучение произведений современных композиторов в младших и средних классах фортепиано детской музыкальной школы
Раздел: дополнительное образование





Назад




МАУДО «Эжвинская детская музыкальная школа»

Методическое сообщение

на тему:

«Изучение произведений современных

композиторов в младших и средних классах

фортепиано детской музыкальной школы»

Автор:

Головина С.В., преподаватель фортепианного объединения МАУДО «ЭДМШ»

Рецензент:

Чупрова Н.Н., зав. фортепианным объединением МАУДО «ЭДМШ», член

методического совета, преподаватель высшей категории

Сыктывкар 2017

1

Содержание

1.

Пояснительная записка------------------------------------------------------------3

2.

Введение. Составление программы ученика музыкальной школы----4

3.

Глава 1. Включение в программу ученика произведений современной

музыки --------------------------------------------------------------------------------5

4.

Глава 2. Разбор педагогом нового, незнакомого педагогического

репертуара ---------------------------------------------------------------------------8

5.

Глава 3. Освоение учащимися фортепианного класса современного

музыкального языка---------------------------------------------------------------11

6.

Глава 4. Пример разбора произведения современного отечественного

композитора-------------------------------------------------------------------------16

7.

Заключение--------------------------------------------------------------------------17

8.

Список использованной литературы------------------------------------------18

Пояснительная записка

В

методической

работе,

предназначенной

для

педагогов-пианистов

ДМШ, освещаются вопросы выбора педагогического репертуара в детской

музыкальной школе в фортепианном классе. Внимание автора направлено на

2

произведения

для

детей

современных

отечественных

и

зарубежных

композиторов.

Актуальность

данной

работы

заключается

в

том,

что

своеобразие

музыкального

языка

современных

композиторов

требует

специального

изучения. Проблема в восприятии современной музыки – это длительное

освоение

классических

норм

музыкального

языка

и,

как

следствие,

«заштампованность» музыкального мышления. Чтобы этого не произошло,

необходимо

воспитывать

в

ученике

сознательное

отношение

к

музыке,

способность аналитического подхода к ней.

Цель настоящей работы:

Выявление проблематики, подходов, принципов, правил в изучении

фортепианных произведений, созданными композиторами второй половины

XX века и редко включаемыми в программы учащихся.

Задачи настоящей работы:

Ознакомить

с

основными

правилами

составления

программы

ученика музыкальной школы;

Изучить методические проблемы при включении в программу

произведений современной музыки;

Рассмотреть,

с

какими

трудностями

сталкиваются

учащиеся

фортепианного класса при освоении современного музыкального

языка;

Оказать методическую помощь в освоении нового репертуара;

Показать

пример

разбора

произведения

современного

отечественного композитора (Р.Щедрин «После уроков»).

Привлечь

внимание

педагогов-пианистов

к

фортепианным

произведениям, созданными композиторами второй половины XX

века;

Введение

Составление программы ученика музыкальной школы

В российской педагогической практике

детских музыкальных школ

давно

сложилась

традиция

классической

направленности

программы

3

обучения

учащегося.

Известно,

что

программа

ученика

школы

должна

строиться по трём магистральным репертуарным направлениям:

Классическая

музыка

прошлого

(барокко,

классицизм,

романтизм);

Произведения,

где

ярко

выражена

народно-национальная

самобытность (обработки, особенно полифонические, народных

мелодий и другие жанры, например, танцевальные);

Музыка

современная

(академическая

и

эстрадно-джазовая,

популярная, прикладная музыка из кино и мультфильмов).

Все три направления репертуара должны быть опробованы учеником,

начиная с самых первых шагов обучения, с младших классов. В старших

классах,

возможно,

какое-либо

репертуарное

направление

будет

доминировать, развиваться ярче с учётом музыкальных данных и вкусовых

предпочтений самого учащегося.

В

современной

педагогике

по

сравнению

с

педагогическими

принципами

прошлого

века

наметилась

тенденция

к

расширению

педагогического

репертуара

и

привнесению

большей

свободы

в

выборе

репертуара для учащихся.

Следует отметить, что теперь педагог встаёт перед достаточно сложной

задачей

суметь

рассмотреть

в

имеющемся

обилии

фортепианно-

педагогического

репертуара

наиболее

яркие

сочинения,

оценить

их

достоинства, понять их структуру, содержание, воспитательную ценность,

при

этом

надо

понять

и

отметить

индивидуальные

черты

композитора,

особенности его фортепианного стиля.

В данной работе рассматриваются проблемы изучения произведений

современной музыки учащимися ДМШ.

Глава 1

4

Включение в программу ученика произведений современной

музыки

Современная музыка требует серьёзного изучения, освоения педагогом

её нового языка, новых выразительных средств.

В

книге

Юровой

Т.В.

«Фортепианные

произведения

современных

отечественных композиторов в педагогическом репертуаре» (М., «Музыка»,

2010) большое внимание уделяется проблеме репертуара учащегося ДМШ.

Автор

книги

пишет,

что

при

составлении

репертуара,

при

анализе

произведений, предназначенных для программы ученика и включении в

него

новых

произведений,

педагогу

следует

учитывать

следующие

методические проблемы:

При включении в программу произведений современной музыки

возникает

проблема

приобщения

учащихся

к

современному

музыкальному языку.

За

годы

учёбы

ученик

должен

пройти

разнохарактерные

и

разножанровые

произведения. Перед учеником

должно быть раскрыто

богатство

выразительных

возможностей

мажоро-минора,

иных

ладотональных

организаций,

диссонантных

интервалов

и

гармоний.

Широкое воспитание чувства ритма: переменность, составные размеры (5\4,

7\4 и т.д.), полиритмия должны

восприниматься им естественно и легко.

Ученик, поступая в колледж, должен быть знаком с новыми видами нотации,

особыми способами звукоизвлечения, различными сонорными эффектами, с

серийным

методом

композиции

и

другими

закономерностями

формообразования.

Конечно,

новации

в

каждом

сочинении

различны,

и

педагог

имеет

возможность

осуществлять

необходимую

репертуарную

политику.

Проблема воспитания художественного вкуса ученика.

5

Воспитание

художественного

вкуса

ученика

будет

успешно

осуществляться

в

том

случае,

если

программа

ученика

будет

содержать

высокохудожественные образцы выдающихся композиторов;

Проблема стиля.

Вводя каждое произведение в программу ученика, педагог должен ясно

понимать специфику стиля композитора и суметь донести до ученика суть

данной стилистики.

Проблема развития исполнительского воображения, фантазии,

воспитания образного мышления.

Эта проблема актуальна во всех жанрах и стилях, ведь природа нашего

музыкального исполнительства по своей сути образна. Б.В.Асафьев в своей

книге «Музыкальная

форма как процесс» определил смысл музыкальной

интонации

как

неразрывное

триединство:

образ-чувство-мысль.

В

работе

ученика

над

музыкальным

произведением

часто

случается,

что

техника

преобладает над содержанием, все силы педагога уходят на решение сугубо

технических задач, на одоление учеником нотного текста. Чтобы этого не

произошло, с первых шагов обучения в программе ученика должны стоять

высокохудожественные произведения современных композиторов с яркими

программными

заголовками,

побуждающих

учеников

к

творческому

прочтению

нотного

текста.

Педагог

должен

владеть

навыком

анализа

музыкально-художественного содержания произведения и уметь доступно

донести это до ученика.

Проблема

воспитания

слуховой

активности,

навыка

слуховой

концентрации.

Это не менее актуальная проблема – формирование слухового контроля,

развитие

внутреннего

слуха,

умение

предслышать

играемое,

над

этим

педагог работает с учеником с самого первого прикосновения ученика к

6

инструменту. Лучше всего этот навык развивается на образном материале,

максимально понятном и доступном ученику.

Проблема

воспитания

музыкального

мышления

ученика,

его

самостоятельности.

Главное в работе над текстом – научить ученика самостоятельности в

разборе

нового

произведения.

Большую

роль

в

этом

играют

приёмы

развивающего

обучения:

сравнение

и

сопоставление

музыкального

материала,

его

анализ,

диалогическая

форма

ведения

урока,

которые

помогают

ученику

углублять

знания

о

музыке,

уяснять

пианистические

задачи, форму произведения, исполнительские закономерности, творчески

подходить к работе с нотным текстом.

Вывод

по

первой

главе:

Составление

программы,

обновление

и

расширение используемого в работе с учениками репертуара - важная задача

и неустанная забота педагога. Особенно важно целенаправленно и регулярно

знакомить учащихся с произведениями современной музыки.

Глава 2

Разбор педагогом нового, незнакомого педагогического репертуара

Прежде чем включить новое произведение в программу учащегося,

педагогу следует изучить его, освоить и методически, и исполнительски.

Тогда

процесс

работы

над

ним

будет

протекать

быстрее,

рациональнее,

успешнее,

чем

если

педагог

будет

знакомиться

с

произведением

одновременно

с

разбором

ученика,

в

процессе

разбора

ученика.

Совершенствовать

исполнительско-методический

анализ

педагог

должен

неустанно, на протяжении всей своей педагогической деятельности.

Должен

быть

системный

подход

к

анализу

для

осознания

всех

структурных

моментов

пьесы

и

более

чёткого

понимания

произведения,

исполнительско-педагогических

задач.

Системный

подход

(разбор

7

произведения по схеме) поможет педагогу выявить автором художественную

идею, заложенную в произведение и все скрытые в нём исполнительские и

учебно-воспитательные возможности.

Схема разбора произведения

Вначале разбора педагог должен выделить два главных уровня:

Первый уровень разбора произведения

1.

Композиторские выразительные средства:

Содержание;

Стиль;

Жанр;

Форма;

Средства

музыкального

языка

(мелодика,

гармония,

лад,

метроритм, тембр);

Фактура.

Изучение стиля произведения

подразумевает три уровня: Стиль эпохи,

стиль

самого

композитора

и

стиль

произведения.

Стиль

эпохи

(барокко,

классицизм, романтизм, джаз и т.д.) рассматривается всегда с уточнением

национальной особенности творческой школы. Затруднения могут вызвать

произведения

современных

композиторов,

т.к.

их

произведения

имеют

нередко разную и сложную стилевую ориентацию (полистистика).

Понимание

жанра

также

очень

важно.

Часто

в

детских

музыкальных

школах можно услышать в ученическом исполнении, как мазурка звучит как

вальс,

а

менуэт

(танец)

как

песня.

(Это

чаще

всего

недочёты

исполнительского уровня - темп, артикуляция, штрихи, акценты и т.д.)

О

музыкальной

форме

замечательно

сказал

Роберт

Шуман

в

своих

«Жизненных правилах для музыканта»: - «Лишь когда тебе станет ясной

форма, будет тебе ясным и содержание». Нужно обратить внимание на то, что

анализ формы должен осуществляться не только как форма-схема, но и как

форма-процесс (в развитии).

8

Исполнитель

во

многом

познаёт

произведение

через

фактуру,

её

он

«одолевает», её он озвучивает во время исполнения, наполняет глубиной.

Фактура

произведения

имеет

множество

видов:

полифоническая,

гомофонно-гармоническая,

аккордовая,

смешанная

и

т.д.

Она

может

содержать

гаммообразные,

октавные,

арпеджированные

последования,

приёмы репетиций, технику двойных нот и т.д. Фактура – либо несложная,

однотипная, либо трудная, виртуозная, разнохарактерная, многоплановая. В

фактуре

надо услышать

звуковые

красочные

пласты.

Также следует

задумываться над фактурными особенностями партий каждой руки, т.к. для

развития исполнительских навыков это очень важно.

Второй уровень разбора произведения

2.

Исполнительские выразительные средства:

темп;

агогика;

динамика;

артикуляция;

туше;

аппликатура;

педаль.

Если

первый

уровень

ученик

и

педагог

менять

не

властны

(за

исключением

случая

упрощения

фактуры

в

педагогических

целях),

то

компоненты второго уровня полностью реализуются исполнителем и здесь

проявляется

его

творческая

фантазия,

интерпретация

с

собственным

интонированием,

фразировкой

и

пониманием

произведения,

максимально

приближаясь к авторскому замыслу.

Данные компоненты взаимосвязаны друг с другом, играют равную роль

в создании художественного результата.

И третье. Кроме теоретического анализа большую роль

в изучении

нового

произведения

играет

художественная

интуиция,

музыкальная

одарённость

и

воображение

музыканта-педагога,

его

способность

к

художественным ассоциациям.

9

Вывод

по

второй

главе:

Системный

теоретический

анализ

важнейший

инструмент

познания

музыкального

произведения.

Но

и

художественная интуиция и развитое воображение также нужны музыканту-

педагогу.

Вспомним

снова

слова

Р.Шумана

из

«Жизненных

правил

для

музыканта»: «Тогда твоя игра принесёт творческие плоды, когда она будет

обвита серебряной нитью фантазии»[5].

Глава 3

Освоение учащимися фортепианного класса современного

музыкального языка

С

первых

уроков

фортепиано

надо

приобщить

ученика

к

произведениям, написанных в различных современных музыкальных стилях.

Сложная

своим

гармоническим

и

интонационным

содержанием

современная музыка требует особого акцента на развитии слуховых данных

маленьких пианистов. Часто своеобразие музыкального языка современных

композиторов служит препятствием для восприятия современной музыки

людьми, воспитанными на образцах классической музыки. Для детского же

слуха, ещё не скованного рамками привычных схем музыкального мышления,

акценты

восприятия

часто

перемещаются

и

детям

легче

и

доступнее

современная музыка, особенно образная и яркая, дающая пищу музыкальной

фантазии. Поэтому с самого начала, с первого прикосновения к инструменту

надо знакомить ученика с современной музыкой, препятствуя всеми силами

возникновению

штампов

в

восприятии

и

оценке

музыкального

произведения.

Современное

искусство

не

может

не

считаться

с

определённым

интеллектуальным уровнем зрителя, слушателя, читателя.

Всем известно,

что

некоторые

произведения

современной

литературы

предполагают

у

читателя

значительные

запасы

ассоциаций

из

области

изобразительного

искусства,

философии,

литературы

и

довольно

высокий

уровень

знаний,

10

касающихся современных достижений науки. В такой же степени и сложные

явления современной музыки требуют для своего понимания определённой

подготовки и не только в плане преодоления технических трудностей.

Музыка

20

века

чрезвычайно

богата

и

разнообразна.

Не

только

богатством стилей и направлений, но также неповторим индивидуальный

стиль каждого композитора. Но можно выделить несколько закономерностей,

касающихся

мелодических,

ладовых,

гармонических,

ритмических,

фактурных особенностей и поэтапно, исподволь знакомить с ними учащихся,

постепенно вводя их в богатый мир современного музыкального искусства.

Элементы современного музыкального языка и преодоление

трудностей их восприятия

При

изучении

произведений

современных

авторов

встречаются

следующие трудности в развитии музыкального слуха ученика:

1.

Ладовые особенности.

Обычный

репертуар

маленьких

пианистов

редко

выходит

за

пределы

мажора и минора и поэтому дети, встречаясь на практике только с ними,

часто настолько привыкают к этим двум ладам, что считают их единственно

возможными

и

всякое

отклонение

от

привычной

схемы

лада

склонны

воспринимать как фальшь, неправильность. Поэтому надо знакомить детей с

не только мажоро-минорными, но и иными ладотональные организациями

(диатонические лады народной музыки; пентатоника; лады с увеличенной

секундой; искусственные лады).

Произведения на освоение ладовых особенностей:

1) Натуральный минор: А.Николаев «Первый урок» (этюд), Д.Кабалевский

Песенка.

11

2)Лидийский

лад:

Д.Кабалевский

«Труба

и

барабан»,

Б.Барток

«Противоположное движение».

3)Миксолидийский

сочет ании

с

лидийским):

И . С е л е н и

«Происшествие».

4) Фригийский лад: Х.Бадингс «Сицилиана» (в средней части пьесы –

лидийский лад).

5)

Дорийский

минор:

Б.Барток

«Дорийский

лад»,

«Пьеса

а- moll»,

Г.Свиридов «Берёзка», В.Куртиди «Грузинская народная мелодия».

6) Пентатоника: Н.Гольденберг «Этюд на чёрных клавишах»,

Д.Файзи

«Скакалка»,

А.Стоянов

«Пьеса

на

чёрных

клавишах»,

М.Музафаров

«Весенняя плясовая».

7) Лад с увеличенной секундой: А.Стоянов «Маленькое хоро», А.Томази

«Колыбельная маленькой арабской сестричке»

2.

Метро-ритмические трудности.

Переменность, составные размеры (5\4, 7\4 и т.д.), полиритмия;

Как правило, в репертуар начинающих юных пианистов входят пьесы в

размерах 2/4, 3\4, 4\4. И часто учащиеся оказываются беспомощны, когда им

попадается

произведение,

написанное

в

сложном

смешанном

или

переменном размере. Разбирая пьесу, они, например, в пятидольном размере

инстинктивно удлиняют пятую долю.

Сложные

размеры

своим

происхождением

обязаны

народной

музыке

(распевание

отдельных

слогов

текста

в

песне,

особые

замысловатые

танцевальные фигуры в танце) и часто используются в современной музыке.

1)Размер 5\4 - Б.Берлин «Спящий котёнок», П.Кадоша Этюд.

2)Размер5\8

В.Маркевичувна

«Этюд».

А.Стоянов

«Маленькое

хоро»,

«Песня» Р.Щедрин «Этюд в ля».

12

3)Размеры 7\8; 9\8 - А.Стоянов. «Пьесы в болгарских ритмах».

4)Размер 6\4 – И.Селени «Происшествие».

5)Без обозначения размера – Ш.Кёклен «Три детские пьесы»

6)Без тактовых черт и ритма – Р.Щедрин «Разговоры».

7)Принцип

«вариабельной

метрики»

-

постепенно

увеличивающиеся

такты и постепенно увеличивающиеся ритмические фигуры внутри такта:

Л.Вейнер «Венгерская народная песня», К.Гуарньери «Занимаясь на рояле».

8)Переменный

размер

К.Славицкий

«Детский

утреник»,

Ж.Косма

«Воинственный

танец»

применением

политональности),

Р.Бойко

«Памятник русским воинам».

3.

Звукоподражание и звукопись.

Слуховая практика ребёнка в основном состоит из песен и танцев. Но с 1

класса надо объяснить ученику, что существуют и другие типы музыкальных

произведений – музыкальные пейзажи, нежная звукопись. Этот тип музыки

требует очень тонкого вслушивания и погружения в образ – пример пьески-

пейзажа на песенном материале А.Балтин «Дождь танцует», С.Слонимский

«Под дождём мы поём». Пьесы, основанные на звукоподражании, всегда

легче даются и очень нравятся детям -

Ф.Рыбицкий «Кот и мышь»,

И.Селени «Дудочка и барабан», Д.Кабалевский «Труба и барабан». Особую

группу

занимают

пьесы

«музыкальные

портреты»

-

С.Губайдулина

«Дюймовочка».

5.

Особые

способы

звукоизвлечения, различные

сонорные эффекты,

кластеры.

А.Шнитке «Детская пьеса», Ш.Чалаев «Горн и эхо в горах» (обертоны),

С.Слонимский «Кузнечик», Г.Дмитриев «Опять кляксы!».

6.

Политональность одновременное сочетание разных тональностей.

13

Для

детей

самый

наглядный

и

образный

пример

объяснения

политональности

это

пьесы

с

названиями

«Спор»,

«Ссора».

В

пьесе

П.Перковского «Ссора» «перечащее» сопоставление Фа диез мажора и Фа

мажора передаёт столкновение, ругань, передразнивание. Другие пьесы на

эту тему – «Спор» Р.Леденёва, «Спор» - В.Маркевичувны. Есть также и

другие

образы,

выраженные

с

помощью

политональности

-

например,

Колыбельная

Ш.Чалаева.

В

«Песенке»

А.Виеру

радостное,

ликующее

настроение. Ж.Косма «Воинственный танец» - танец дикого племени.

7.

Остинато.

В

фортепианной

музыке

мы

часто

встречаемся

с

остинатным

сопровождением – неизменным повторением одной и той же фигуры на

протяжении

целого

произведения

или

его

раздела.

Старинный

приём

остинато

особенно

широко

применяется

в

современной

музыке

-

И.Стравинский «Медведь», Г.Галынин «Медведь», К.Славицкий «Остинато»,

Я.Гарсиа «В автобусе», «Поезд».

8.

Новые виды нотации.

В.Казанджиев «Облака». Р.Щедрин «Деревенская плакальщица».

9.

Серийный

метод

композиции

и

другие

закономерно сти

формообразования.

При

изучении

произведений,

написанных

в

серийной

технике,

необходимо в общих чертах познакомить ученика с принципом додекафонии:

12 неповторяемых звуков в роли серии-темы, проанализировать вместе с

учеником пьесу. Примеры пьес:

С. Губайдулина «Лосиная поляна», А. Веберн «Детская пьеса».

10. Произведения современных отечественных композиторов на темы о

родной природе - Губайдулина С.А. «Трубач в лесу», «Лосиная поляна»,

14

Денисов.Э.В. «Утро», Шнитке А.Г. «В горах», Сидельников Н.Н. «Облака и

море», «Воробей и лужа», Слонимский С.М. «Под дождём мы поём»,

«Пасмурный вечер»

11. Произведения современных отечественных композиторов на сказочные

темы – А.Николаев, «Колобок», Губайдулина С.А. «Дюймовочка», «Медведь-

контрабасист и негритянка», Слонимский С.М. «Дюймовочка», «Марш

Бармалея», «Мультфильм с приключениями»

Глава 4

Пример разбора произведения современного отечественного

композитора

Щедрин Р.К. «После уроков»

Пьеса даёт возможность познакомить ученика с именем и музыкой

крупнейшего отечественного композитора, мастера мирового масштаба. Она

может изучаться в конце 1 или во 2 классе.

Форма

пьесы

период

из

двух

неквадратных

предложений

7(4+3)+7(4+3) тактов. Квадратность отсутствует.

Интересно

обсудить

с

ребёнком содержание миниатюры. Что происходит после уроков? О чём

говорит музыка? Какие чувства выражает?

Урок окончен, ученик рад, и весело бежит на прогулку? Да, темп пьесы

– «Скоро». Но лад – минорный! Тональность пьесы натуральный ля минор.

А ученику мы обычно говорим, что мажор – весёлая музыка, а минор –

грустная. Так почему же после уроков – минор, грустно? Что-то случилось?

По фактуре пьеска напоминает маленькую токкату. В аккомпанементе

встречаются «пустые» остинатные квинты, в мелодии повторяется один и тот

же мотив, есть интонация вздоха, жалобы… В первой фразе статичность

гармони,

минорная

окраска

говорят

о

том,

что,

может

быть,

учеником

15

переживается какое-то событие, что-то произошло на уроке… И вдруг во

второй фразе

возникает другое состояние:

вторая фраза с терциями

на

форте, решительная, волевая, даже сердитая. В конце пьесы – волевая тирата

на форте, снова возвращение решительности.

Фактура

пьесы

ориентирована

на

возможности

начинающего

и

находится

на

том

уровне,

когда

осваивается

короткая

пятипальцевая

последовательность звуков на легато, чередующаяся с нон легато, а мелодия

и аккомпанемент исполняются правой и левой рукой поочерёдно. Но при

простой

фактуре

есть

достаточно

сложностей

исполнительских,

поэтому

пьесу надо дать тому ученику, у которого эти навыки сформированы и можно

будет

сосредоточить

внимание

на

исполнительских,

образных

моментах.

Трудности будут представлять артикуляция, темп и динамика.

Заключение

Одна из задач педагога - готовить своих воспитанников к восприятию

современного музыкального искусства. Современная музыка со всеми её

особенностями

должна

полноправно

входить

в

репертуар

маленького

пианиста. Задача педагога заключается в том, чтобы буквально с первых

уроков фортепиано приобщить ученика к произведениям,

написанных в

различных музыкальных стилях.

Составление программы, обновление и расширение используемого в

работе с учениками репертуара - одна из главных забот педагога. Особенно

важно целенаправленно и регулярно знакомить учащихся с произведениями

современной музыки. Для успешного внедрения нового репертуара педагог-

музыкант

должен владеть системным теоретическим анализом, обладать

художественной

интуицией

и

развитым

воображением

важнейшими

инструментами познания музыкального произведения.

Используемая литература:

16

1.

Асафьев. Б.В. «Музыкальная форма как процесс», М. «Музыка», 1964

2.

Копчевский Н. «Современная фортепианная музыка для детей», М.,

«Музыка», 1989

3.

«Современный пианист», учебное пособие, изд-во «Музыка», 1976

4.

Холопова В.Н. «Музыка как вид искусства», Санкт-Петербург, изд-во

«Планета музыки», 2014

5.

Шуман Р. «Жизненные правила для музыкантов» из «Альбома для

юношества», М., Музыка, 1982

6.

Щедрин

Р.

«Тетрадь

для

юношества»,

пьесы

для

фортепиано.

М.,

«Советский композитор», 1988

7.

Юрова Т.В. «Фортепианные произведения современных отечественных

композиторов в педагогическом репертуаре», М., «Музыка», 2010

17



В раздел образования