Автор: Парамонова Татьяна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Садовская СШ"
Населённый пункт: с. Садовое, Новоспасский район, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Часть адаптированной образовательной программы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении
Раздел: начальное образование
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Часть адаптированной образовательной программы для учащихся с
ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении
по программе повышения квалификации для педагогов, учителей предметников,
классных руководителей образовательных учреждений, реализуемой в рамках
обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»
2018 год
I.Введение
Образование
детей
с ограниченными
возможностями
здоровья
(ОВЗ)
является
актуальной
задачей
современного
общества,
значимость
которой
повышает ся
в с в я з и
с у в е л и ч е н и е м
ч и с л а
д е т е й
с проблемами
в психофизическом
развитии.
Так,
по
данным
Министерства
образования
и науки
РФ,
на
начало
2013–2014
учебного
года
в образовательных
организациях Российской Федерации обучается 467 176 детей с ОВЗ, из них
только 210 194 детей обучаются в образовательных организациях, реализующих
адаптированные
основные
образовательные
программы
для
обучающихся
с ОВЗ. Большая часть детей получают образование в коррекционных классах
при
общеобразовательных
организациях
и в
общеобразовательных
классах.
Признание прав особого ребенка на образование, учет его индивидуальных
потребностей и возможностей, организация комплексной помощи в процессе
его
развития
и обучения,
обеспечение
оптимальных
условий
для
его
социализации
и интеграции
в общество
в настоящее
время
представляется
одной из важнейших задач социальной практики. В Письме Министерства
образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий
для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья
и детьми-инвалидами»
развитие
интегрированного
о б р а з о в а н и я
рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений
совершенствования системы образования детей с ОВЗ . Организация обучения
детей
с О В З
в общеобразовательных
организациях
позволяет
избежать
помещения
детей
на
длительный
срок
в интернатное
учреждение,
создать
условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное
общение с обычными детьми и, таким образом, способствует эффективному
решению
проблем
их
социальной
адаптации
и интеграции
в общество.
В
Национальной
образовательной
инициативе
«Наша
новая
школа»
(утв.
04.02.2010 г.,
Пр-271)
сформулирован
основной
принцип
инклюзивного
образования:
«Новая
школа —
это
школа
для
всех.
В любой
школе
будет
обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов.
Изменение
подходов
к
обучению
и
воспитанию
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-
активной
личности.
Одним
из
путей
реализации
этой
задачи
является
образовательная инклюзия, которая рассматривается как средство социальной
реабилитации,
не
только
самого
ребёнка,
но
и
семьи.
Также,
развитие
инклюзивного
образования
обеспечивает
равные
права,
доступность,
возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого
ребёнка вне зависимости от его физических и других возможностей.
Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития
инклюзивной
практики
-
создание
специальных
условий
для
развития
социальной
адаптации
учащихся
с
особыми
образовательными
потребностями
и
их
сверстников.
Цель
деятельности
учителя
–
создать
оптимальные
условия
для
развития
позитивных
возможностей
каждого
ребёнка, обучающегося в инклюзивном классе.
Инклюзивное образование предполагает адаптацию общего образования к
особым потребностям детей. Его целью является максимальная интеграция
детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, и с раннего
возраста
приучить
других
детей
к
мысли,
что
существуют
люди
с
различными
физическими,
физиологическими
и
психиче скими
особенностями,
которые
являются
такими
же
членами
общества,
как
и
остальные дети, хотя в чём-то и отличаются от них.
Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:
1)
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
2)
Каждый человек способен чувствовать и думать
3)
Каждый
человек
имеет
право
на
общение
и
на
то,
чтобы
быть
услышанным
4)
Все люди нуждаются друг в друге
5)
Подлинное
образование
может
осуществляться
только
в
контексте
реальных взаимоотношений
6)
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
7)
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они
могут делать, чем в том, что не могут
8)
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Принцип инклюзивного образования означает:
все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и
социальную жизнь школы по месту жительства; задача инклюзивной школы –
построить
систему,
которая
удовлетворяет
потребности
каждого;
в
инклюзивных школах все дети, а не только с ограниченными возможностями,
обеспечиваются
поддержкой,
которая
позволяет
им
добиться
успехов,
ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе. Цель
инклюзивной
школы
–
дать
всем
учащимся
возможность
наиболее
полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе,
местном
сообществе,
тем
самым
обеспечить
наиболее
полное
взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества.
Инклюзивное образование позволяет:
- принимать учеников с инвалидностью как любых других детей в классе;
- включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи;
- вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение
задач;
- использовать и другие стратегии коллективного участия – игры, совместные
проекты, исследования и т.д.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает
любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко
всем людям, но создаёт специальные условия для детей, имеющих особые
образовательные потребности. Обучение детей с особыми потребностями в
образовательном
учреждении
позволяет
здоровым
детям
развивать
толерантность и ответственность. Быть инклюзивным – означает искать пути
для всех детей, быть вместе во время обучения, раскрытие каждого ученика с
помощью
образовательной
программы,
которая
достаточна
сложна,
но
соответствует его способностям. Инклюзия учитывает как потребности, так и
специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для
достижения
успеха.
Инклюзивное
образование
процесс
многогранный
и
требующий постоянного внимания специалистов, даже если сначала кажется,
что у ребёнка с особыми потребностями всё идёт нормально. Инклюзия – это
совместная ответственность образовательного учреждения и родителей. Для
успешной реализации инклюзивного образования необходимо формирование
индивидуальной
программы
обучения.
Основные
принципы
программы
обучения:
-
служит
средством
приспособления
к
широкому
кругу
возможностей
ученика
-
является
способом
выражения,
принятия
и
уважения
индивидуальных
особенностей обучения
- применима ко всем составным частям программы и к привычной манере
поведения в классе
-
является
обязательной
для
всех
работников,
вовлечённых
в
процесс
обучения
- составлена с целью повышения успешности ученика.
II.Основная часть
1. К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный
закон
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
(п.
16
ст.
2)
относит
физических
лиц,
имеющих
недостатки
в
физическом
и
( и л и )
психологическом
развитии,
подтвержденные
психолого-медико-
педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению
образования без создания специальных условий. Особенности организации
образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями
здоровья
установлены
частью
III
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного
общего
и
среднего
общего
образования,
утвержденного
приказом
Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (далее - Порядок), а также
непосредственно частями 5, 6 статьи 41 и статьей 79 Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации».
Получение
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
детьми-
инвалидами
образования
является
одним
из
основных
и
неотъемлемых
условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в
жизни
общества,
эффективной
самореализации
в
различных
видах
профессиональной и социальной деятельности.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»(№ 273-ФЗ от
29.12.2012 г.) комплексно регулирует отношения в сфере образования, в том
числе образования лиц с ОВЗ, отдает приоритет инклюзивному образованию,
ориентирует
на
разные
образовательные
потребности
и устанавливает
особенности
организации
образовательного
процесса
и индивидуальный
подход к обучению каждого ребенка . В части 6 ст. 11 ФЗ «Об образовании
в Российской
Федерации»
обозначается,
что
«в
целях
обеспечения
реализации
права
на
образование
обучающихся
с ограниченными
возможностями
здоровья
устанавливаются
федеральные
государственные
образовательные
стандарты
образования
указанных
лиц
или
включаются
в федеральные
государственные
образовательные
стандарты
специальные
требования» . Тем самым закон устанавливает возможность адаптировать
образовательную
программу
с учетом
особенностей
психофизического
развития
и специальных
образовательных
потребностей
лиц
с ОВЗ,
обеспечивая их право на образование. В настоящее время данный пункт
Закона реализуется подготовкой нормативных документов, определяющих
специальные
требования
к разработке
образовательных
программ
для
обучающихся
с ОВЗ.
На
сегодняшний
день
ведущими
специалистами
в области
специального
образования
разработан
проект
Концепции
федерального
государственного
образовательного
стандарта
(ФГОС)
для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и проекты ФГОС
для обучающихся с ОВЗ всех категорий .
Цель стандартов — определить необходимые условия получения образования
для
детей
с ОВЗ;
представить
примерные
образовательные
программы,
адаптированные
для
различных
категорий
обучающихся;
обозначить
требования
к результатам
освоения
программ
и к
итоговым
достижениям
обучающихся к моменту завершения школьного образования для каждого
уровня образования. В ст. 2 Закона об образовании и в Концепции ФГОС для
обучающихся
с ОВЗ
дается
определение
понятия
«адаптированная
образовательная
программа».
Это
«образовательная
программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
с учетом
особенностей
их
психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц»
2. В качестве основной цели в области реализации права на образование
детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ Садовская СОШ
рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми
указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
обеспечение
условий
для
реализации
прав
учащихся
с
ОВЗ
на
получение бесплатного образования;
организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с
учащимися с различными формами отклонений в развитии;
сохранение
и
укрепление
здоровья
учащихся
с
ОВЗ
на
основе
совершенствования образовательного процесса;
создание
благоприятного
психолого-педагогического
климата
для
реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для
организации обучения детей с ОВЗ.;
совершенствование системы кадрового обеспечения.
В
образовательной
организации
МБОУ
Садовская
СОШ
созданы
следующие условия для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
школа
реализует
специальные
(коррекционные)
программы
начального
общего
и
основного
общего
образования
для
учащихся
с
ограниченными возможностями здоровья;
прием
детей
с
ограниченными
возможно стями
зд о р о в ь я
осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
по
медицинским
и
социально-педагогическим
показаниям
и
на
основании
заявления
родителей
(законных
представителей)
учащихся
организуется индивидуальное обучение на дому;
вопросы
деятельности
образовательного
учреждения
общего
типа,
касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами
образовательного учреждения;
в
целях
обеспечения
освоения
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
полном
объеме
образовательных
программ,
а
также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития
в школе работает педагог-психолог и медицинский работник;
для
обеспечения
эффективной
интеграции
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
образовательном
учреждении
проводится
информационно-просветительская,
разъяснительная
работы
по
вопросам,
связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории
детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как
имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками;
создан кабинет дистанционного обучения;
5
человек
прошли
курсы
повышение
квалификации
по
вопросам
организации интегрированного образования детей-инвалидов.
Наша школа активно работает в направлении обучения всех и каждого
ребёнка
независимо
от
уровня
его
интеллектуального
и
физического
развития.
У
нас
обучаются
дети
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
с
незначительными
нарушениями
опорно-двигательного
аппарата, со слабо выраженной формой ДЦП.
Основные цели работы нашей школы:
1)
развитие
инклюзивного
образования
для
детей
с
ограниченными
возможностями и детей – инвалидов с сохранным интеллектом и психикой;
2) создание условий для социальной адаптации и реабилитации детей с
ограниченными возможностями;
3) интеграция детей с ограниченными возможностями в условиях массовой
школы;
4)
создание
здоровьесберегающей
и
оздоровительной
среды
в
образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями.
5) все дети, независимо от степени их обучения или наличия нарушений в
развитии, должны иметь равные возможности учиться в нашей школе. Наша
задача – создать для них оптимальные условия для обучения и развития.
6) учащиеся, нуждающиеся в особом сопровождении, должны рассчитывать
на его получение, чтобы получить достойное образование.
7) школа должна давать знания и учить применять эти знания, помочь детям
социализироваться.
Все учащиеся имеют равные права для получения образования. Наша задача
предоставить
им
условия
и
возможности
для
обучения.
Дети
посещают
секции, кружки, которые работают в школе. Дети-инвалиды вместе с другими
детьми участвуют в проведении воспитательных, культурно-развлекательных,
спортивно-оздоровительных и иных досуговых внеклассных мероприятий, а
также
получают
дополнительное
образование
вместе
со
всеми.
Работа
с
детьми с ОВЗ требуют особого внимания, заботы со стороны взрослых и
педагогов,
поэтому
необходима
хорошо
отработанная
система
работы,
учителям необходимо постоянно повышать свой уровень профессионализма.
Обучение детей с ОВЗ происходит в разных
формах. Это коррекционно-
развивающие классы,
интегрированные классы, индивидуально-надомное
обучение.
Коррекционные классы
Наполняемость
класса
12-15
человек,
индивидуальные
и
коррекционные
занятия,
психолого-педагогическое
сопровождение
детей,
группа
продлённого дня, бесплатное питание, зачисление на основе заключения и
рекомендаций ПМПК, заявления родителей.
Интегрированные классы:
Обучение ведётся по стандартным учебным планам и программам, но с
использованием индивидуального учебного плана, так как количество детей с
ОВЗ
в классе составляет 1-2 человек. В этих классах происходит более
тщательный
и
дифференцированный
подход
к
учащимся,
воспитание
толерантности у детей, коррекционные занятия с узкими специалистами.
Обучение детей с ОВЗ начинается с первого класса в любой параллели. В
классах
обучается
10-25
учеников.
При
этом
количество
детей
с
ограниченными возможностями от 1-2 человек в классе. Расписание занятий
в школе соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам.
Учителя,
ведущие
занятия
в
интегрированных
классах
составляют
календарно-тематическое
планирование,
в
рамках
которого
отдельно
планируется работа с детьми с ограниченными возможностями и варьируют
время,
затраченное
на
тех
или
иных
учащихся
в
соответствии
с
их
успеваемостью и способностями. При этом детям с ОВЗ уделяется больше
внимания,
так
как
усвоение
материала
идёт
медленнее,
снижается
темп
ведения урока, им даются только те задания, которые позволяют отработать
к а к и е - т о
б а з о в ы е
з а д а н и я .
У ч и т е л я
с т а р а ю т с я ,
ч т о б ы
н а
общеобразовательный процесс, как и на успеваемость других детей это не
влияло.
Таким детям стараются давать меньший объём письменных заданий, для них
предусмотрены
либо
карточки,
тесты
с
вариантами
ответов.
В
период
проведения итоговой аттестации в 9 классах таким детям предоставляется
возможность сдачи экзамена в традиционной форме.
Система
специального
обучения
с
ОВЗ
предусматривает
проведение
индивидуальных и групповых занятий с учащимися.
Цели
занятий
-
индивидуальная
коррекция
пробелов
общего
развития
учащихся, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.
При проведении коррекционных занятий учителя учитывают:
- интерес ребёнка к учению
- состояние психических моментов (памяти, внимания, мышления, речи)
- работоспособность
- усидчивость
- темп работы
- умение самостоятельно преодолевать трудности в освоении материала
- принимать помощь учителя
Содержание индивидуальных занятий максимально направлено на развитие
ученика.
На
занятиях
используются
различные
виды
практической
деятельности,
действия
с
реальными
предметами,
счётным
материалом,
используются условно-графические схемы и графики что даёт возможность
для
широкой
подготовки
учащихся
к
решению
разного
типа
задач:
формирование
пространственных
представлений,
умения
сравнивать
и
обобщать предметы и явления, развития навыков планирования собственной
деятельности, контроля и словесного отчёта.
Организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение
детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их
активное участие в жизни класса и школы. Примером этому могут служить
утренники, школьные
олимпиады, развлекательные мероприятия в рамках
школьной программы. При этом дети с особенностями
в физическом
развитии не только являются зрителями таких мероприятий, но и принимают
активное участие в них. Совместное проживание школьной жизни усиливает
совместную социализацию детей и позволяет преодолеть сложившиеся в
обществе стереотипы по отношению к инвалидам.
Индивидуально-надомная форма обучения:
На индивидуально-надомном обучении в нашей школе находятся 4 учащихся.
Обучение
ведётся
по
специальным
учебным
планам
и
программам,
осуществляется
индивидуальный
подход
к
учащимся,
оказывается
коррекционная помощь узкими специалистами, ученик имеет возможность
посещать по желанию другие уроки и внеклассные мероприятия.
В педагогическом коллективе выработана собственная культура труда, где
гуманность и толерантность является основой психологического климата в
отношении с детьми с особыми возможностями здоровья и их родителями.
Учебные планы и программы учитывают индивидуальные, психологические,
физические особенности каждого ребёнка.
Конечно, ещё рано делать глобальные выводы о том, насколько успешна или
эффективна эта работа, но, тем не менее, наш опыт работы показывает, что
данная система может быть вполне успешной при правильном подходе и
соответствующем финансировании.
Здоровье сберегающая
внутришкольная
среда
школы
я вл я е т с я
многокомпонентной системой, объединённой в единую инфраструктуру с
образовательным
и
воспитательным
процессом.
Здоровьесберегающие
технологии в обучении
включают: новые информационные технологии,
личностно-ориентированные
технологии,
дифференцированное
обучение,
модульное обучение, технология сотрудничества, проектная деятельность.
Здоровье -сберегающие технологии на уроке включают в себя:
1)
активизацию
двигательного
режима:
физ.минутки,
дыхательная
гимнастика, гимнастика для глаз
2)
чередование
учебной
позы
учащихся:
работа
в
группах,
свободное
передвижение
3)
отслеживание режима чередование видов преподавания: норма – не
более 10 минут для каждого вида
4)
разнообразие видов преподавания
5)
наличие
методов,
способствующих
активизации
инициативы
и
творческого самовыражения учащихся
6)
использование разнообразных видов учебной деятельности частота и
рациональность их использования
7)
наличие на уроке эмоциональных разрядок
8)
комфортный психологический климат
Интеграция оздоровления в образовательный процесс:
- сформирован вариант - режим полного дня
-
сформирован
вариант
расписания
занятий
с
включением
обязательного оздоровительного часа в 1 классе, в течение которого
дети получают весь комплекс оздоровительных процедур
-
разработана
система
поэтапности
передачи
информации
о
ходе
образовательно-оздоровительной
деятельности
между
учителем,
воспитателем, родителями и другими участниками процесса.
-
разработана
система
ведения
документации
и
мониторинга
оздоровительного
процесса
и
его
интеграции
в
образовательную
деятельность.
Цель психологической службы: психологическое сопровождение ребёнка в
ходе
учебно-воспитательного
процесса
с
учётом
его
индивидуальной
социально-психологической природы и физического здоровья.
Задачи:
-
своевременное
выявление
и
профилактика
возм ож ных
психологических проблем
-
создание
социально
-педагогических
условий
для
социальной
адаптации и реабилитации детей с ограниченными
возможностями,
для продуктивного продвижения ребёнка по индивидуальным путям,
Для
самостоятельного
творческого
освоения
детьми
системы
отношений с внешним миром и самим собой, для осознанного личного
выбора собственной траектории развития в современном социуме, для
освоения
индивидуально
значимых
и
ценных
методов
познания,
общения, понимания себя и других.
Цель социальной службы: социальная адаптация и реабилитация детей
с ограниченными возможностями
Задачи:
обеспечение
соблюдения
прав
и
законных
интересов
детей
с
ограниченными
возможностями,
объединение
основных
участников
профилактического
процесса(социальных,
медицинских,
психологических,
образовательных, правоохранительных) для создания условий социальной
адаптации,
содействие
в
разрешении
конфликтных
ситуаций,
воспитание
толерантности, формирование осознания имеющихся личностных ресурсов,
способствующих
восприятию
здорового
образа
жизни
и
адекватного
поведения,
выявление
способностей,
интересов
и
возможностей
детей
с
ограниченными
возможностями
для
профессионального
самоопределения,
тесное
взаимодействие
с
семьёй
и
оказание
ей
помощи
в
решении
социальных и психолого-педагогических проблем.
Работа с семьёй, воспитывающей детей- инвалида:
1)
индивидуальные социально - психолого-медицинские консультации
2)
обеспечение бесплатными билетами в музеи и на экскурсии
3)
проведение лекций и семинаров для родителей, воспитывающих
детей с ограниченными возможностями
4)
социально-психологический патронаж
Воспитание толерантности: общешкольные творческие мероприятия, акция
«Милосердия», уроки доброты, движение «Доброта у нас в крови», циклы
духовно-нравственных бесед.
При
обучении
детей
с
ОВЗ
необходим
командный
подход.
Условиями
реализации
такого
подхода
являются
следующие:
наличие
команды
специалистов,
осуществляющих
коррекционную
помощь
учащимся,
развёрнутая диагностика познавательной сферы, различные формы и методы
работы, наличие индивидуальной образовательной программы.
Индивидуальная
образовательная
программа
является
программой
образовательной
деятельности
учащегося,
составленной
на
основе
его
образовательных
интересов,
уровня
успеваемости,
предшествующих
результатов обучения, состояния здоровья. Индивидуальная образовательная
программа способствует формированию у учащегося навыков планирования
своей деятельности, выбора средств достижения цели.
Цели индивидуальной образовательной программы состоят:
-
в
предоставлении
возможности
учащемуся
развиваться
в
своём
персональном темпе, исходя из собственных образовательных способностей
и интересов
- в определении цели и задач образования учащегося с овз независимо от
состояния здоровья, наличия физических недостатков
-
в
отборе
содержания
образования,
форм
и
способов
образовательной
деятельности
- в реализации коррекционной медико - психолого-педагогической помощи
учащемуся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
с
учётом
особенностей его психофизического развития
Индивидуальная образовательная программа фиксирует учебную нагрузку,
закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного
маршрута,
определяет
ценности,
цели
и
результаты
образовательной
деятельности,
определяет
виды
образовательной
деятельности,
формы
взаимодействия и диагностики
Принципы разработки и реализации ИОП
1)
Принцип
гуманизации.
Предполагает
наличие
лично стно-
ориентированного подхода, направленное на общее развитие личности
2)
Принцип
системности.
Обеспечивает
единство
образования,
диагностики, коррекции развития учащихся, то есть системный подход
к решению проблем ребёнка
3)
Принцип
индивидуального
подхода.
Предполагает
необходимость
определения индивидуальной цели воспитания и обучения, выбор форм
и
методов
обучения
для
каждого
ребёнка
с
ОВЗ
с
учётом
его
возможностей и способностей
4)
Принцип
интегративного
подхода.
Данный
принцип
предполагает
интеграцию
обучения
и
коррекции
путём
включения
в
рабочую
учебную программу коррекционной составляющей
5)
Принцип
непрерывности
обеспечивает
учащемуся
непрерывность
педагогической помощи
6)
Принцип
командного
подхода
к
обучению
учащегося
с
ОВЗ.
Предполагает
постоянное
сотрудничество
педагогов,
психолога,
логопеда, администрации ОУ, медицинских специалистов для наиболее
успешной
реализации
целей
обучения
ребёнка
по
индивидуальной
образовательной программе
Индивидуальный
учебный
план
–
совокупность
учебных
предметов,
выбранных для освоения учащимся из учебного плана общеобразовательного
учреждения,
составленного
на
основе
федерального
Базисного
учебного
плана.
Индивидуальный
учебный
план
обеспечивает
возможность
достижения
требований
стандарта
при
сохранении
вариативности
образования.
Индивидуальная образовательная программа может состоять из следующих
разделов:
1)
Титульный лист, оформленный в соответствии с требованиями
2)
Диагностический
блок,
где
находится
краткая
психолого-
педагогическая
характеристика,
постановка
проблемы:
особенности
учащегося и необходимые способы помощи
3)
Образовательные потребности при переходе на инклюзивное обучение
4)
Цели и задачи обучения детей по отдельным предметам
5)
Рекомендации для учителей
6)
Рекомендации для родителей
7)
Мониторинг достижения учащихся
8)
Социальные навыки
Титульный лист состоит из названия ИОП, срок её действия, класс, фамилия
и имя учащегося, наличие инвалидности.
Диагностический блок содержит психолого-педагогическую характеристику
ребёнка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не
сформированы в должной степени. Проводится диагностика особенностей
учащихся,
необходимо
обращать
внимание
на
речь
ребёнка,
его
темп
деятельности, работоспособность, утомляемость, на проблемы, связанные с
памятью.
В третьем разделе содержится структура индивидуальной образовательной
программы, её цели и задачи. Учитывается время продуктивной деятельности
ученика
на
уроке,
в
какой
форме
необходимо
давать
задания
ученику,
использование
индивидуальных
средств,
нужна
ли
помощь
ребёнку
и
учителю.
Рекомендации для учителей могут быть следующие:
- готовить разно-уровневые задания для учащихся
- предусматривать частную смену видов деятельности на уроках
- сочетать различные формы и стили подачи учебного материала
- создавать ситуацию успеха на уроке
Рекомендации для родителей могут быть следующие:
-
разрешайте
использовать
при
подготовке
домашнего
задания
вспомогательные средства обучения
- не скупитесь на достаточное поощрение усилий ребёнка
- предусматривать частую смену видов деятельности
- поддерживайте своего ребёнка
Мониторинг достижений обучающегося, в котором сформулированы результаты
реализации
программы
на
уровне
динамики
показателей
психического
и
психологического
развития
обучающегося
и
уровень
сформированности
ключевых компетенций. При тестировании достижений учащихся необходимо
предоставлять возможность использования наглядных пособий, использование
технических
возможностей,
использовать
какие-то
специальные
знаки,
оказывать помощь в объяснении инструкций, при необходимости проводить
тестировании в малых группах.
Социальные навыки включают в себя умение ребёнка ориентироваться в
окружающем
его
пространстве,
особенности
поведения,
навыки
самообслуживание, взаимоотношение с другими детьми.
III. Заключение
Структура
индивидуального
образовательного
плана
максимально
соответствует тем направлениям работы педагогического коллектива (или
группы
учителей
и
специалистов),
которые
неизбежно
возникают
при
разработке и сопровождении индивидуального образовательного маршрута
ребёнка с ОВЗ в рамках одного образовательного учреждения.
Разработка индивидуальной образовательной программы помогает:
- структурировать и систематизировать процесс обучения
-
сфокусироваться
на
моментах,
которые
являются
приоритетными
для
обучения ребёнка в определённый момент времени, опираясь на понимание
его возможностей
- привлечь дополнительные ресурсы, разделить ответственность за качество
обучения и воспитания ребёнка с несколькими специалистами и родителями
- увидеть динамику развития ребёнка, оценить эффективность собственной
деятельности
-
сделать
образовательный
процесс
«прозрачным»
для
родителей
и
администрации
Таким
образом,
при
составлении
рабочей
программы
педагог
должен
учитывать:
1)
Требования ФГОС
2)
Концепцию образовательного учреждения, его целевые ориентиры
3)
Образовательные потребности семьи и ребёнка
4)
Планируемые
результаты
освоения
основной
образовательной
программы:
обязательный
минимум
и
максимальный
объём
содержания учебного курса
5)
Определить последовательность изучения тем и количество часов
Мировая
практика
показывает,
что
дети,
с
раннего
возраста
научившись
доброжелательному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками, «не
такими,
как
все»,
имеющими
отклонения
в
развитии,
не
страдают
«психологией расизма» и в подростковом , и в старшем возрасте.. Результаты
наблюдений свидетельствуют , что здоровые дети принимают аномальных
детей
как
партнёров,
лишь
нуждающихся
в
помощи,
что
способствует
гуманизации
их
взаимоотношений.
Школьники
в
основном
относятся
положительно к появлению такого ребёнка в их школе, готовы принять его
как
равного
(особенно
это
касается
детей
с
отклонениями
в
развитии
сенсорной и двигательной сферы).
Нужна кропотливая работа по созданию индивидуальных коррекционных и
реабилитационных
программ,
а
помещение
ребёнка
в
специальные
коррекционные образовательные учреждения – это вынужденная мера, когда
все иные возможные варианты исчерпаны
IV. Список использованной литературы:
1.
Ярская
В.Н.
Стратегии
модернизации
российского
образования//
Образование
и
молодёжная
политика
в
современной
России.
Материалы Всероссийской конференции. СПб.2002
2.
Алфёрова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с
детьми, страдающими ДЦП// Дефектология.2001
3.
Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное)
образование.
Аналитический
обзор.
Сборник.
М.:
Управление
с п е ц и а л ь н ы м
о б р а з о в а н и е м
М и н и с т е р с т в а
о б щ е г о
и
профессионального образования РФ.2001
4.
Инклюзивное образование в России. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ),
2011 Г.
5.
Письмо Министерства образования и науки России от 18.04.2008 №АФ-
150/06
«О
создании
условий
для
получения
образования
детьми
с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
6.
Споры о словах и нерешённые проблемы образования особых детей,
«Интеграция
или
инклюзия»//
Дименштейн
Р.,
Ларикова
И.
РБОО
«Центр лечебной педагогики», Москва
7.
Кузнецова
Е.
Москва
обеспечит
детям-инвалидам
выбор
условий
обучения// интернет ресурс РИА Новости
8.
Корельская Н.Г. «Особая» семья – «особый» ребёнок. – М., 2003
9.
Артюшенко
Н.П.
Организация
процесса
включения
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
образовательные
учреждения/ Н.П. Артюшенко. – (Наука – практике) // Практический
психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011
10.Бубеева
Б.Н.
Проблема
инклюзивного
образования
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
//
Вестник
Бурятского
государственного университета.- 2010