Автор: Комарова Алёна Олеговна
Должность: магистранта кафедры дошкольного и специального дефектологического образования факультета дошкольного, начального и специального образования педагогического института
Учебное заведение: НИУ "БелГУ"
Населённый пункт: город Белгород, Белгородская облость
Наименование материала: статья
Тема: Вопросительные высказывания как структурный и функциональный компонент диалогической речи
Раздел: дошкольное образование
Комарова Алёна Олеговна
магистранта кафедры дошкольного и
специального
(дефектологического) образования
факультета дошкольного, начального и специального образования
Педагогического института НИУ «БелГУ»
Г. Белгород
Komarova Alyona Olegovna
undergraduate department of preschool and
special
(defectological) education
Faculty of Preschool, Primary and Special Education
Pedagogical Institute of NRU "BelSU"
G. Belgorod
В о п р о с и т е л ь н ы е
в ы с ка з ы в а н и я
ка к
с т ру к ту р н ы й
и
функциональный компонент диалогической речи
А н н о т а ц и я . В
данной
ст атье
рассмат ривает ся
п р о бл е м а
вопросительных
высказываний
как
структурный
и
функциональный
компонент
диалогической
речи.
Рассмотрение
вопро сительного
высказывания
как
единицы
порождения
речи
осуществляется
в
рамках
теории речевой деятельности, которая, как и любое другое действие включает
в себя фазы ориентировки, планирования, реализации и контроля.
Annotation. This article discusses the problem of interrogative statements as
a structural and functional component of dialogical speech. Consideration of an
interrogative
statement
as
a
unit
of
speech
generation
is
carried
out
in
the
framework of the theory of speech activity, which, like any other action, includes
the phases of orientation, planning, implementation and control.
Ключевые
слова: Речевое
развитие,
дошкольное
образование,
вопросительные высказывания, диалогическая речь.
Key
words:
Speech
development,
preschool
education,
interrogative
statements, dialogical speech.
Лингвистическая
наука
рассматривает
вопросительное
предложение
как
структурный
элемент
сложной
многоуровневой
системы
языка
(В.Г.
Адмони,
О.С.
Ахманова,
З.В.
Валюсинская,
Т.А.
Ладыженская,
Д.Э.
Розенталь,
О.Б.
Сиротинина,
Л.П.
Якубинский).
Исследователями
разработаны
классификации
вопросительных
предложений
по
способу
выражения запроса информации, построения вопросительного предложения,
его грамматической структуры (Е.М. Галкина-Федорук, А.Н. Гвоздев, О.Г.
Почепцов
и
др.).
Наше
исследование
основывается
на
классификации
вопросов в зависимости от выполняемой ими в процессе общения функции
(познавательной или контактоустанавливающей) (A.M. Матюшкин). (1)
Рассмотрение вопросительного высказывания как единицы порождения
речи осуществляется в рамках теории речевой деятельности, которая, как и
любое другое действие включает в себя фазы ориентировки, планирования,
реализации и контроля.
Вопросительные высказывания в ходе диалога могут стимулироваться
как
внутренними,
так
и
внешними
мотивами
(Л.С.
Выготский,
Л.П.
Якубинский).
Одним
из
принципиальных
условий
п оя вл е н и я
вопросительных
высказываний
в
ходе
диалога
является
наличие
четко
осознаваемых
целей
высказывания:
промежуточных
целей
будет
достаточным для поддержания уже начатого диалога, а для инициирования
диалога
в
целом
или
отдельных
его
микротем
необходимо
наличие
у
говорящего фундаментальных целей .
На
этапе
создания
смысловой
программы
вопросительного
высказывания происходит отделение темы и ремы друг от друга. Тема в
вопросительном предложении является центром запроса информации (О.Г.
Почепцов). Формулировка вопроса требует умения выделять в мысли главное
и второстепенное, устанавливать причинно-следственные отношения между
явлениями. Смысл семантической записи, создаваемой на этапе замысла,
переводится
в
развернутую,
протекающую
во
времени,
синтагматически
организованную
систему
значений.
Внутренняя
система
значений
вопросительного
высказывания
будет
содержать
вопросительное
слово
и
иерархию предикатов. Грамматическое структурирование вопросительного
высказывания
включает
операции
грамматикализации
программы,
закрепления
грамматических
обязательств,
прогнозирования,
перебора
возможных прогнозов и сопоставления их с программой. Этап фонационного
оформления
вопро сительных
высказываний
х а р а к т е р и з у е т с я
специфичностью интонирования (3)
Анализ
исследований,
посвященных
проблеме
речевого
онтогенеза
(JI.C. Выготский, Н.И. Лепская, М.И. Лисина, А.К. Маркова, A.A. Петрова,
А.Г.
Рузская),
позволил
нам
выделить
особенности
вопросительных
высказываний при нормальном речевом развитии:
•
умение
спрашивать
появляется
у
ребенка
на
основе
уже
образовавшегося умения воспринимать и понимать обращенную к нему речь,
а
также
умения
констатировать
что-либо
в
форме
однословных
повествовательных и побудительных высказываний;
• интенсивное развитие умения запрашивать информацию происходит в
течение 3-4 годов жизни; в дальнейшем это умение совершенствуется;
• общая закономерность овладения вопросительными высказываниями
заключается
в
переходе
от
понимания
к
репродукции
и
последующей
собственной
продукции;
самостоятельное
продуцирование
сначала
характеризуется имитативностью и комбинированием воспринятых речевых
образцов. (3)
В
теории
проблемного
обучения
представлена
полная
структура
продуктивного
цикла
мыслительного
акта,
включающая
порождение
и
формулирование мыслительной задачи, поиск решения и его обоснование
(Г.М. Кучинский, В.И. Лозовая, A.M. Матюшкин). Исследователи выделяют
два направления развития вопросов у детей:
1)
развитие
вопросов,
выполняющих
контактоустанавливающую
функцию в диалогах ребенка со взрослым и ребенка со сверстниками;
2)
развитие
вопросов,
являющихся
звеном
самостоятельного
мышления.
Становление
данных
двух
линий
развития
вопросов
происходит
неравномерно. В дошкольном возрасте вопрос как звено диалога достигает
высокого
уровня,
а
вопросы,
выполняющие
исследовательскую
функцию
(исследование проблемы) и регуляторную (организация процесса мышления)
находятся на начальных этапах формирования. Сензитивным периодом для
обучения детей постановке вопросов признается возраст от 4 до 7 лет (Г.М.
Кучинский, A.M. Матюшкин) (4)
Обобщая данные литературы по проблеме детского общения, отметим,
что диалог является важным средством речевого и психического развития
ребенка. Диалогическая форма общения развивается в течение всего периода
дошкольного детства. Ее становление проходит стадию преддиалога («дуэта»,
«коллективного монолога»), стадию скоординированных речевых действий,
служащих
для
поддержания
социального
контакта
и
установления
практического взаимодействия, заключительная стадия овладения диалогом в
дошкольном возрасте - содержательный, личностно окрашенный диалог.
Вопрос формирования коммуникативной способности детей с общим
недоразвитием
речи
достаточно
широко
освещен
в
специальной
педагогической литературе.
В исследованиях многих авторов (O.E. Грибова, Б.М. Гриншпун, P.E.
Левина, О.С. Павлова, Л.Б. Халилова, Г.В. Чиркина, Л.М. Чудинова, Е.Г.
Федосеева, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.), посвященных проблеме
общего
недоразвития
речи,
содержатся
данные
о
нарушении
коммуникативной
способности
детей
с общим
недоразвитием
речи
и
рекомендации
по
ее
формированию
и
развитию
Однако
проблема
формирования
вопро сительных
высказываний
как
одного
и з
коммуникативных
навыков
у
детей
с
общим
недоразвитием
речи
не
достаточно разработана.
Общее недоразвитие речи при нормальном слухе и первично сохранном
интеллекте характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы,
относящихся к смысловой и произносительной стороне речи (фонетической,
фонематической, лексико-грамматической).
В
структуре
дефекта
при общем
недоразвитием
речи
отмечается
патологический ход развития речи: позднее появление речи, ограниченный
словарный
запас,
аграмматизмы,
недостаточность
звукопроизношения
и
фонематического восприятия, различные нарушения связной речи. Речь детей
с общим недоразвитием речи может находиться на разных этапах развития, в
настоящее время выделяются четыре уровня речевого развития при данной
форме речевой патологии (Р. Е. Левина, Т.Б. Филичева).
Нарушение коммуникации при общем недоразвитием речи проявляется
в смещении целей общения (ближайшие цели занимают место основных), в
трудностях организации связных высказываний. Речевые нарушения у детей
с
недостаточно
сформированной
коммуникативной
способностью
носят
нерегулярный
характер,
их
качество
и
количество
зависят
от
коммуникативной
ситуации,
от
внешней
мотивации,
исходящей
от
собеседника (O.E. Грибова). Выявлено, что наиболее слабо представлены в
речевой
продукции
детей
старшего
дошкольного
возраста
с общим
недоразвитием
речи
инициации-вопросы
и
максимальное
количество
затруднений появляется при общении со сверстниками (Л.Г. Соловьева) .
Педагогика развития речи дошкольников рассматривает метод беседы и
прием
повторения
вопроса
педагога
как
основные
средства
обучения
постановке вопросов (М.М. Алексеева, В.И. Яшина, A.M. Бородич, Э.П.
Короткова, Е.А Флерина).
При
обучении
детей
с
системными
нарушениями
речи
необходимо
учитывать структуру дефекта: ребенку с общим недоразвитием речи будет
недостаточно повторения вопроса педагога в силу дисгармоничности его
речевого
развития
и
трудностей
актуализации
полученных
навыков.
Педагогическая работа по формированию вопросительных высказываний у
данной
категории
детей,
должна
быть
системной,
целенаправленной,
построенной
с
учетом
онтогенетического,
структурно-семантического
принципа и применением дифференцированного подхода.
Библиографический список
1. Блох М.Я., Поляков С.М. Строй диалогической речи / М.Я. Блох,
С.М. Поляков. М.: Прометей, 2010.-154с.
2. Валюсинская З.В. Вопросы изучения диалога в работах советских
лингвистов / З.В. Валюсинская //Синтаксис текста. М.: Наука, 2010.-312с.
3. Визель
Т.Г.
Основы
нейропсихологии.
Учебник
для
студентов
вузов / Т.Г. Визель. М.: Аст.Астрель, 2010.-383с.
4. Власова Т.А. Учителю о детях с отклонением в развитии / Т.А.
Власова, М.С. Певзнер. М.: Просвещение, 2012. - 207с.