Автор: Колчина Татьяна Сергеевна
Должность: методист
Учебное заведение: Московское суворовское военное училище
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы с неуспевающими обучающимися в условиях суворовского училища.
Раздел: среднее образование
Организация работы с неуспевающими обучающимися в условиях
суворовского училища.
Методист Московского
суворовского училища
Колчина Татьяна Сергеевна
В
последнее
время
педагоги
и
психологи
отмечают
рост
числа
обучающихся с проблемами в обучении. Специалисты отмечают ухудшение
соматического
и
нервно-психического
здоровья
школьников,
и
как
следствие
в
условиях перегруженности
школьных программ
значительно
возрастает число неуспевающих. В условиях суворовского училища ко всем
этим
факторам
добавляется интенсификации
обучения
и
дополнительная
нагрузка в виде спортивной и военной подготовки. В училище обучающиеся
поступают после окончания начальной школы. Предполагается, что дети
усвоили
образовательную
программу
начальной
школы
на
«хорошо»
и
«отлично». Но с началом обучения в училище, успеваемость некоторых
начинает резко падать и причины здесь могут быть разные.
Для того чтобы найти средство преодоления низкой успеваемости, надо
в первую очередь определить причину, порождающую ее. Это может быть
низкое
качество
мыслительной
деятельности
ребенка,
отсутствие
у
него
мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр.
Только правильно определив причину низкой успеваемости, можно оказать
обучающемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.
Кто
же
такой
неуспевающий
обучающийся?
Неуспевающий
обучающийся - это ребенок, который не может продемонстрировать тот
уровень
знаний,
умений,
скорость
мышления
и
выполнения
операций,
который показывают обучающиеся вместе с ним дети. Психологи выделяют
следующие причины неуспеваемости: внешние и внутренние. К внешним
причинам относятся в первую очередь социальные, т. е. нестабильность
существующей образовательной системы, снижение ценности образования в
обществе. Данную проблему невозможно решить силами педагогического
коллектива. К числу внешних причин следует отнести и несовершенство
организации
учебного
процесса
на
местах
(перегрузка
обучающихся,
отсутствие индивидуального подхода во время урока, пробелы в знаниях за
предыдущие
периоды
обучения,
несформированность
приемов
учебной
деятельности, и др.). Одной из главных внутренних причин неуспеваемости
является проблемы со здоровьем обучающихся. В условиях суворовского
училища
процент
обучающихся,
имеющих
проблемы
с
физическим
здоровьем небольшой, однако присутствуют дети с низкой концентрацией
внимания, низким темпом работы. К внутренним причинам также следует
отнести низкую мотивацию обучающихся, а также слабое развитие волевой
сферы.
Для
эффективной
работы
необходимо
выявить
возможную
неуспешность
обучающегося
на
ранних
этапах,
пока
она
не
распространилась на
большинство
учебных
предметов
и
у
ребенка
не
появились психологические проблемы. На ранней стадии формирующуюся
неуспеваемость можно определить по следующим признакам.
1. Во время объяснения преподавателя обучающийся не может ответить
на вопросы, не может сказать, что нового узнал. При решении задач – не
может объяснить в чем для него заключается трудность, что он не понимает,
не может наметить план решения. При чтении текса не может ответить на
вопросы по содержанию.
2. При выполнении упражнений обучающийся не может объяснить
цель
упражнения,
не
соблюдает
инструкцию
к
упражнению,
выполняет
задание фрагментарно, не последовательно, не может проверить полученный
результат.
3. В момент, когда преподаватель рекомендует для самостоятельного
изучения дополнительные материалы, обучающийся не проявляет интерес,
не
задает
дополнительных
вопросов,
не
делает
попыток
разобраться
в
изучаемом вопросе.
4.
При
объяснении
преподавателем
обучающийся
слушает
не
внимательно,
не
активен
во
время
урока,
постоянно
отвлекается
на
посторонние
дела.
В
ситуации
выбора
задания
по
желанию
для
самостоятельной подготовки не проявляет инициативы.
Пассивен, когда
требуется активная мыслительная работа.
5.
При
ответе
на
вопросы
преподавателя
обучающийся
не
может
воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, не
понимает текста, построенного на изученной системе понятий.
6.
Обучающийся
затрудняется
в
оценке
своей
работы,
не
может
объективно
оценить
выполненное
задание.
На
успехи
и
неудачи
эмоционально не реагирует, создается впечатление, что ему «все равно».
Все перечисленные признаки не дают основания считать обучающегося
неуспевающим, они только сигнализируют о том, на какого суворовца и на
какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы
предупредить развивающуюся неуспеваемость.
В
случае
обнаружения
даже
некоторых
из
вышеперечисленных
признаков обучающийся включается в группу динамического наблюдения.
Со стороны преподавателя в работе с обучающимися группы динамического
наблюдения требуется индивидуальный подход. Во время объяснения нового
материала
чаще
других
спрашивать
данных
суворовцев,
задавая
им
наводящие
вопросы.
При
распределении
заданий
для
самостоятельной
работы
необходимо
учитывать
трудности,
возникшие
у обучающегося
и
давать посильные задания, до момента ликвидации трудностей.
Так как суворовцы находятся в училище круглосуточно и уходят домой
только в воскресенье, то рассчитывать на помощь родителей в устранении
пробелов в знаниях не приходится. Поэтому в училище организована система
помощи обучающимся группы динамического наблюдения. В данную группу
попадают
неуспешные
суворовцы,
а
также
пропустившие
большое
количество занятий по уважительной причине. С этой целью преподавателям
по основным предметам выделены часы в рамках внеурочной деятельности,
во время которых они оказывают консультативную помощь суворовцам.
Группы на подобных занятиях являются динамичными, формируются по
мере
необходимости.
Так
же
преподаватели
посещают
самоподготовку
суворовцев, индивидуально консультируя обучающихся.
Немаловажную
роль
в
ликвидации
неуспеваемости
играют
воспитатели. В условиях училища они заменяют собой для обучающегося
родителей.
Поэтому
постоянный
контроль,
повышенное
внимание
со
стороны
воспитателя,
залог
эффективной
помощи
слабоуспевающему
суворовцу.
Подводя
итог
можно
сказать,
что
правильное
раскрытие
причин
неуспеваемости
и
определение
путей
ее
ликвидации,
высокое
качество
уроков,
реальная
помощь
и
тесный
контакт
между
всеми
членами
педагогического коллектива, использование передовых методов в обучении,
четко поставленный контроль за учебным процессом, - таковы наиболее
реальные пути, для достижения высокой успеваемости и прочных знаний
обучающихся.
Используемая литература:
1.
Меттус, Е. В., Система работы школы с проблемными детьми. / Е. В.
Меттус. – Москва, 2009
2.
Полякова, С. В.,
Выявление
школьников
«группы
риска».
/
С. В. Полякова. – Москва, 2007.
3.
Шурубова, Л. П.,
Индивидуальный
подход
в
воспитании.
/
Л. П. Шурубова Л. П., – Москва, 2003.
4.
Легоцкая, В. С.
Приемы
педагогического
воздействия
на
«трудных»
детей. / В. С. Легоцкая.
5.
Поташник,
М. М. Требования
к
современному
уроку».
Методическое
пособие./ М М Поташник \ Москва. Центр педагогического образования.
2008.