Автор: Темнова Светлана Борисовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ д/с комбинированного вида №6 "Зоренька"
Населённый пункт: г. Ступино Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Приобщение детей дошкольного возраста к народному творчеству через знакомство с колыбельной песней"
Раздел: дошкольное образование
Темнова Светлана Борисовна,
Музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида
№6 «Зоренька» г.о.Ступино Московской области
«Приобщение детей дошкольного возраста
к народному творчеству через знакомство с колыбельной песней»
В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия
пестования», или «материнская поэзия» (поэзия взрослых, предназначенная
для детей). Сюда входят колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки,
сказки и песенки, созданные для самых маленьких. Рассмотрим колыбельную
песню
как
средство
приобщения
современного
ребенка
к
народному
творчеству.
Название «колыбельная» идет от основы колыбать (колыхать, качать,
зыбать). Отсюда же – колыбель, коляска, в народном обиходе было и название
«байка» - от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять). Ее назначение –
усыпить
ребенка.
Этому
способствует
спокойный,
размеренный
ритм
и
монотонный напев. Старинное значение колыбельных – заговоры против
злых
сил,
со
временем
утратили
свое
обрядовое
значение.
С
помощью
заговоров зачастую просили для ребеночка здоровья, богатой жизни, защиты
от сглазу.
Тематикой
колыбельных
песен
являлось
отражение
дум
матери
о
младенце, мечты о его будущем. В свои песни мать включает понятия, о
которых ребенок уже имеет представления. Это «серенький котик», «кусок
пирога да стакан молока», «журавлики». Частый персонаж в колыбельной
песне – кот, фантастические персонажи – Сон да Дрема.
Колыбельной песне присуща своя система выразительных средств, своя
лексика, свое композиционное построение. Часты краткие прилагательные,
редки сложные эпитеты, много переносов ударений с одного слога на другой.
Повторяются
предлоги,
местоимения,
сравнения,
целые
словосочетания,
одинаковые или созвучные согласные. Отмечается изобилие уменьшительно-
ласкательных суффиксов.
Наблюдения показывают, что носителями традиционной колыбельной
песни, как правило, являются представители уходящего поколения. Молодое
поколение редко пользуется колыбельными песнями и почти не пользуется
традиционными. Для того, чтобы предотвратить угасание жанра, необходимо
вызвать к нему интерес, показать его важность, место в народном творчестве.
На примере тематического занятия в детском саду рассмотрим возможность
вызвать интерес к колыбельным песням, желание их петь.
Занятие
проводится
в
«уголке
русской
избы»,
оборудованном
предметами
быта:
печь,
лавки,
люлька
и
т.д.
В
избу
детей
приглашает
Хозяюшка. Она предлагает детям послушать сказочку про девочку Машеньку
(показывает детям куклу, прибауткой рассказывает, какая Маша хорошая да
пригожая). Говорит, что Маша никак не хочет спать, никак не ложится,
капризничает, ничего не хочет, только все плачет и плачет. Спрашивает у
детей,
как
же
ее
спать
уложить?
Дети
говорят,
что
Маше
надо
спеть
колыбельную.
Хозяйка. Правильно, надо спеть колыбельную песенку. А что это за песенка
такая
особенная?
(Дети
высказывают
свои
предположения).
Конечно
же,
колыбельную песенку поют, чтобы убаюкать ребеночка. Баюкать – значит
качать, усыплять. Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше
засыпают, повторяли их, запоминали, передавали их следующим поколениям.
Послушайте,
какие
слова
ласковые,
певучие:
люли-люли-люленьки,
прилетели гуленьки… В таких песенках чаще всего действуют воркующие
гули, домовитые ласточки-касаточки, мурлыкающий кот, говорится о тишине,
покое.
В
старинных
колыбельных
песнях
упоминаются
некие
живые
существа, у каждого из них свои обязанности. Давайте попробуем Машу
укачать,
споем
ей
колыбельную
песенку,
может,
она
и
поспит.
Ложись,
Машенька, в колыбельку. Подушечка мягонька, периночка пухова, одеяльце
тепленько. Вот какая хорошая колыбелька. Спи, Машенька, засыпай (качает
колыбельку и поет)
Баю-баю-баюшок!
Ложись, Маша, на бочок,
На пуховую кровать.
Будет Маша крепко спать.
Баю-баю-баюшок!
В огороде петушок,
Петя громко поет,
Маше спать не дает!
(На ширме кукольного театра появляется Петушок. Хозяйка просит его не
петь так громко, угощает его зернышками. Петушок клюет, а Хозяйка просит
одного из детей спеть Маше песенку, да покачать ее).
Ребенок поет и качает колыбельку:
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
И ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок.
К нам, волчок, не ходи, нашу Машу не буди.
(Слышится мяуканье. На ширме появляется Кот. Хозяйка говорит про него
потешку. Кот хочет поиграть с детьми, Хозяйка говорит, что не время играть,
время Машу качать.)
Кот поет Маше колыбельную песню, Хозяйка качает колыбельку:
Пошел котик во лесок,
Нашел котик поясок,
Нарядился,
Воротился,
Стал он люлечку качать.
Баю-бай, баю-бай,
Спи, Машенька, скоренько!
Встань, Машенька, с зоренькой!
Хозяюшка. Нет, никак не засыпает Машенька! Кто еще споет ей песенку?
Дети поют по одному:
1.Ой, люли-люли-люли!
Прилетели журавли.
Они сели на ворота,
А ворота скрип-скрип.
Не будите нашу Машу,
У нас Маша спит, спит.
2.Баю-баю-баю-бай
Ты, собаченька, не лай.
Петушок, не кричи,
Нашу Машу не буди.
Хозяйка. Люли-люли-люленьки!
Прилетели гуленьки.
Стали гули ворковать –
Нужно Маше крепко спать.
Вот
уже
у
Маши
глазки
слипаются-закрываются.
Давайте
вместе
споем
тихонечко
(поют
несколько
раз
последнюю
колыбельную).
Уснула
наша
Маша, крепко спит. Пусть она спит, а мы с вами пойдем погуляем.