Организация внеурочной деятельности учащихся по математике
Автор: Шевченко Нина Васильевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Погромская СОШ" Населённый пункт: село Погромец, Белгородская область Наименование материала: Статья Тема: Организация внеурочной деятельности учащихся по математике Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Погромская средняя общеобразовательная школа им. А. Д. Бондаренко
Волоконовского района Белгородской области»
«Организация внеурочной деятельности учащихся
по
математике».
Подготовила:
учитель математики
Шевченко Н. В.
2015 г.
2
В
настоящее
время,
в
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
(ФГОС),
статус
внеурочной
деятельности
значительно
повысился.
Внеурочная
деятельность
становится
обязательным
компонентом
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования.
Важным
становится
не
«образование
на
всю
жизнь»,
а
«образование
на
протяжении
всей жизни». Стандарты предполагают повышение значимости
внеурочной работы, которая ориентирует педагога на ребёнка – главную цель и
ценность образования.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать
образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-
урочной,
и
направленную
на
достижение
планируемых
результатов
освоения
основной образовательной программы основного общего образования в аспекте
воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Правильно
организованная
система
внеурочной
деятельности
представляет
собой
ту
сферу,
в
условиях
которой
можно
максимально
развить
или
сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося,
которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит
в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание
осуществлять в свободное от обучения время.
Внеурочная деятельность это
дополнительные
условия
для
развития
интересов,
склонностей,
способностей
школьников и разумной организации их свободного времени.
Цель внеурочной деятельности – создание условий для позитивного общения
обучающихся
в
школе
и
за
ее
пределами,
для
проявления
инициативы
и
самостоятельности,
ответственности,
искренности
и
открытости
в
реальных
жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных
этапах.
Задачи , решаемые внеурочной деятельностью:
1.
Обеспечить
достижение
личностных,
метапредметных,
предметных
результатов
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования;
2. Снизить учебную нагрузку учащихся;
3. Обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
4. Улучшить условия для развития ребёнка;
5. Учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Кто реализует программы внеурочной деятельности?
классные руководители;
учителя-предметники;
педагоги дополнительного образования;
социальный педагог;
старшая вожатая.
В
соответствии
с
требованиями
Стандарта
внеурочная
деятельность
организуется по основным направлениям развития личности:
3
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное, социальное.
Часы,
отводимые
на
внеурочную
деятельность,
используются
по
желанию
учащихся
и
направлены
на
реализацию
различных
форм
ее
организации,
отличных от урочной системы обучения.
Занятия
проводятся
в
форме
экскурсий,
кружков,
секций,
круглых
столов,
конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных
часов,
школьных
научных
обществ,
олимпиад,
соревнований,
поисковых
и
научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно
адаптируются
в
среде
сверстников,
благодаря
индивидуальной
работе
руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются
раскрыть
у
учащихся
такие
способности,
как
организаторские,
творческие,
музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы
он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Продолжительность учебных занятий .
Продолжительность таких видов деятельности должны составлять не более
полутора часов в день - для 5-9 классов.
Программы внеурочной деятельности разрабатываются для основной школы на
35,34 учебные недели.
В
программе
количество
часов
теоретических
занятий
не
должно
превышать 50% от общего количества часов.
Программа внеурочной деятельности должна:
быть
направленной
на
обеспечение
индивидуальных
потребностей
школьников;
способствовать воспитанию школьников;
разрабатываться в соответствии с различными направлениями развития
личности школьника;
предполагать различные формы организации внеурочной деятельности.
Структура программы внеурочной деятельности
(ФГОС для средней школы, приказ № 413 от 17.05.12,п. 18.2.2)
Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего
(полного)
общего
образования
с
учётом
специфики
курса
внеурочной
деятельности;
2) общую характеристику курса внеурочной деятельности;
3) личностные
и
метапредметные
результаты
освоения
курса
внеурочной
деятельности;
4) содержание курса внеурочной деятельности;
5) тематическое
планирование
с
определением
основных
видов
внеурочной
деятельности обучающихся;
4
6) описание
учебно-методического
и
материально-технического
обеспечения
курса внеурочной деятельности
Требования
к
программе:
актуальность;
преемственность;
целостность;
реальность; оригинальность.
Требования к рабочим программам по ВД
Рабочая программа обновляется ежегодно.
Сроки
и
порядок
рассмотрения
рабочих
программ
внеурочной
деятельности устанавливаются локальным актом ОУ.
После
утверждения
рабочая
программа
становится
нормативным
документом, реализуемым в данном ОУ.
В пояснительной записки к Рабочей программе указывается:
название, вид, уровень и направленность образовательной программы,
автор и год утверждения (издания) конкретной программы (примерной,
авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;
цели
и
задачи
данной
программы
обучения
в
области
формирования
системы знаний, умений на текущий учебный год;
изменения,
внесенные
в
примерную
или
авторскую
программу
и
их
обоснование;
количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в
т.ч. количество часов для проведения практических работ, экскурсий,
проектов, исследований;
особенности,
предпочтительные
формы
организации,
а
также
режим
занятий внеурочной деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся:
требования
к
знаниям
и
умениям,
которые
должен
приобрести
обучающийся в процессе занятий по программе;
качества
личности,
которые
могут
быть
развиты
у
обучающихся
в
результате занятий данным видом деятельности;
система отслеживания и оценивания результатов: формы учета знаний,
умений; возможные способы оценки результативности образовательной
деятельности обучающихся.
основанием
для
выделения
требований
к
уровню
подготовки
обучающихся
выступает
образовательная
программа,
на
базе
которой
разрабатывается Рабочая программа.
«Календарно-тематический
план» отражает
реализацию
образовательной
программы в течение учебного года.
для
написания
календарно-тематического
плана
Рабочей
программы
потребуется использовать «Учебно-тематический план» образовательной
программы и «Содержание программы».
составляется календарно-тематический план на текущий срок обучения,
т.е. на один учебный год.
как правило оформляется в виде таблицы.
Раздел «Содержание рабочей программы».
5
краткое
описание
каждой
темы
учебного
занятия
согласно
нумерации
в
календарно-тематическом плане (3-4 предложения).
Раздел
«Средства
контроля». Результатом
деятельности
внеурочной
деятельности могут быть концерты, выставки, конференции и т.д
Раздел
«Учебно-методические
средства
обучения». Может
включать
описание:
1.
учебных
методических
пособий
для
педагога
и
обучающихся
(дидактический, информационный, справочный материал на различных
носителях, оборудование, специальную литературу и т. д.);
2.
материалов по индивидуальному сопровождению развития личностных
результатов
обучающихся
(методики
психолого-педагогической
диагностики
личности,
памятки
для
детей
и
родителей
и
т.
п.);
материалов по работе с детским коллективом (методики диагностики
уровня
развития
личности,
сформированности
коллектива,
сценарии
коллективных мероприятий и дел, игровые методики).
Раздел «Учебно-методические средства обучения»
o
Список основной и дополнительной литературы.
o
литература, используемая педагогом для подготовки учебных занятий, так
и научная литература, расширяющая кругозор самого педагога;
o
отдельный
список
литературы
для
детей
и
родителей
по
тематике
занятий;
o
литература
оформляется
в
соответствии
с
ГОСТом
(в
алфавитном
порядке, соответствовать требованиям к библиографическому описанию).
Журнал учета
Учет занятости учащихся ВД осуществляется педагогом в Журнале учета.
Журнал учета должен содержать следующую информацию: фамилию, имя,
отчество педагога, фамилии, имена обучающихся, класс, дату и форму проведения
занятия, содержание.
Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию
программы внеурочной деятельности .
Основной формой организации внеурочной деятельности в рамках реализации
образовательной программы является учебное занятие.
Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная
временными
рамками,
предполагающая
специально
организованное
педагогом
обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному виду
деятельности), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний,
формирование и развитие умений и навыков.
Учебное занятие внеурочной деятельности обладает рядом особенностей: оно
менее
регламентированное,
более
гибкое,
свободное
по
составу
субъектов,
насыщенно разными видами деятельности, имеет другую систему оценивания
результатов деятельности обучающихся.
Учебное
занятие
является,
хотя
и
ограниченным
по
времени,
процессом,
представляя собой модель деятельности педагога и детского коллектива. Поэтому
6
учебное занятие правомерно рассматривать в логике организации деятельности,
выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их
достижения.
В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде
последовательности следующих этапов :
организационно-подготовительного,
диагностического,
основного,
систематизированного,
аналитического,
рефлексивного,
информационного.
Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и
конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс
усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности обучающихся:
восприятие
–
осмысление
–
запоминание
–
применение
–
обобщение
–
систематизация.
В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса:
цели,
содержание,
средства,
методы,
организация.
Качество
учебного
занятия
зависит
от
правильности
определения
каждого
из
этих
компонентов
и
их
рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию – это
достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.
Умение
формулировать
цель
и
задачи
входит
в
сферу
профессиональной
компетентности учителя и является одним из показателей его профессионального
мастерства.
Цель должна ориентировать деятельность педагога на выбор средств и создания
условий
необходимых
и
достаточных
для
их
достижения.
Цель
занятия
определяет содержание, структуру, методы, формы организации познавательной,
творческой
деятельности
обучающихся.
Компоненты
занятия
должны
рассматриваться с точки зрения того, каков их вклад в достижение целей, и
отбираться учителем/педагогом в соответствии с целями.
Выделяют
2
группы
педагогических
целей
(Согласно
концепции
Т.И.
Шамовой): обучающие (когнитивные) и цели личностного развития учащихся .
1.
Обучающая (когнитивная) цель :
Организовать деятельность воспитанников по
–
усвоению…,
–
систематизации…,
–
обучению…,
–
совершенствованию…
Создать условия для изучения…,
–
повторения…,
–
систематизации…,
–
закрепления…,
–
освоения…
7
Помочь в усвоении…, в закреплении…
Содействовать по усвоению…, закреплению понятий…
2.
Цель личностного развития учащихся :
Содействовать
формированию
интеллектуальной
культуры
(анализировать,
сравнивать…)
–
коммуникативной культуры (умение общаться в малой группе)
–
исследовательской
культуры
(работа
с
информацией,
умение
выдвигать
теорию, …)
–
формирование личностного смысла к предмету; к учебной деятельности и
т.д.
Компоненты учебного занятия
Подготовительный
1
Организационно-подготовительный
Подготовка педагога и детей
к занятию.
Создание продуктивных условий для взаимодействия педагога и обучающихся
Организация
начала
занятия,
создание
педагогом
благоприятного
микроклимата
с
настроем
детей
на
творческую
учебную
деятельность,
активизация
внимания,
включение
в
деятельность
педагогической
этики
Настрой обучающихся на предстоящее занятие
2
Диагностический.
Диагностика усвоенных знаний обучающихся
по теме предыдущего занятия;
Диагностика
жизненного
и
познавательного
опыта
обучающихся
по
теме
занятия
Выбор приемлемых методов и приемов для проверки усвоения знаний
предыдущего
занятия
и
выявления
жизненного
и
познавательного
опыта
Определение
уровня
внимания,
активности,
восприятия,
уровня
взаимопомощи,
сотворчества
обучающихся.
Самооценка
собственной
деятельности педагога
Конструирующий
1.Основной.
Обеспечение восприятия обучающимися
нового учебного материала
Определение совместно с обучающимися темы, цели
и задач учебного занятия.
Максимальная
активизация
познавательной
деятельности
обучающихся
на
основе
теоретического
материала
(например,
эвристический
вопро с,
познавательная
задача,
проблемное
задание
детям),
Введение
практических
творческих
заданий,
развивающих
определённые
умения
обучающихся.
Осмысление возможного начала работы.
Осознанное
усвоение
обучающимися
нового
учебного
материала
и
первоначальное развитие практических умений
2.Систематизированный.
Обеспечение
осознанности
усвоения
новых
знаний, способов действий и их применения.
Самоконтроль и коррекция знаний и способов действий.
Применение тренировочных упражнений, заданий, обыгрывание игровых
ситуаций
которые
выполняются
обучающимися
в
группах,
парах
или
самостоятельно.
8
Выполнение
заданий
различного
уровня
сложности
(репродуктивного,
творческого, поисково-исследовательского)
Системное,
осознанное
усвоение
обучающимися нового материала
Осмысление выполненной работы
Итоговый
1.
Аналитический.
Анализ
качества
и
уровня
усвоения
обучающимися теоретических и практических знаний и умений, анализ и оценка
достижения цели занятия.
Педагог совместно с детьми подводит итоги деятельности на занятии.
Поощрение обучающихся.
Самоутверждение детей в успешности
подготовка обучающихся к самооценке собственной деятельности
2.Рефлексивный.
С а м о о ц е н ка
о бу ч а ю щ и м и с я
с о б с т в е н н о й
деятельности. Оценка сотрудничества, результата деятельности.
Применение
рефлексии
для
самооценки
обучающимися
сво ей
работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы,
результативности
работы,
содержания
и
полезности
деятельности
на
занятии
Проектирование
детьми
собственной
деятельности
на
последующих
занятиях
3. Информационный.
Объяснение
обучающимся
логики
следующего
занятия.
Информация о следующем занятии: дата, время и место, перечень
необходимого
материала
для
работы
на
следующем
занятии
и
т.д.
Определение
перспектив
развития
творческой
деятельности
в
данной
образовательной области.
Главное для педагога:
Не
сообщение
информационных
знаний
обучающимся,
а
выявление
их
жизненного и познавательного опыта, включение их в сотворчество с педагогами,
родителями, друг с другом, в активный поиск необходимых для них знаний с
приобретением
умений,
навыков,
и
в
итоге,
формирование
творческой
самореализации обучающихся.
На организацию внеурочной деятельности в каждом классе, работающем
по новым стандартам , отводится 10 часов в неделю. Из них целесообразно 1-2
часа потратить на повышение математической культуры школьников, на развитие
их логического мышления. Внеурочная деятельность по математике способствует
в
полной
мере
реализовать
требования
федеральных
государственных
образовательных стандартов, даёт новый взгляд на образовательные результаты.
Работа
с
учащимися
во
внеурочное
время
направлена
на
достижение
следующих целей:
1)
в
направлении
личностного
развития:
формирование
представлений
о
математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в
развитии
цивилизации
и
современного
общества;
развитие
интереса
к
математическому творчеству и математических способностей;
2)
в
метапредметном
направлении:
формирование
общих
способов
интеллектуальной
деятельности,
характерных
для
математики
и
являющихся
основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой
деятельности;
9
3)
в
предметном
направлении:
создание
фундамента
для
математического
развития,
формирование
механизмов
мышления,
характерных
для
математической деятельности.
Внеурочная работа по математике – органичная часть учебного процесса, она
дополняет, развивает и углубляет его. На внеурочной работе несравненно
больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков,
интересов,
склонностей
учащихся,
да
и
сама
внеурочная
работа,
призванная
учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует
дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Решение
головоломок,
ребусов,
занимательных
задач
во
время
проведения
внеурочных занятий по математике по силам детям с разным уровнем знаний.
Внеурочная
работа
рассматривается,
как
средство
развития
интереса
к
предмету, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности,
формирования
элементов
материалистического
мировоззрения,
эстетического,
нравственного воспитания школьников. Необходимый набор знаний достигается
непосредственно
через
содержание
заданий.
Задания
должны
подбираться
с
учётом умственного развития учащихся и переходить от менее сложного к более
сложному.
Условия эффективности проведения внеурочных занятий по математике:
чётко продуманная логика занятия;
преемственность этапов;
активная позиция ребёнка;
максимальная смена образовательной среды;
наличие благоприятной психологической атмосферы;
творческое разнообразие занятий;
переход от монолога к диалогу, проблемным беседам, обсуждениям;
умение ставить цель, делать выводы.
Специфика внеурочных занятий состоит в том, что они проводятся по
программам, выбранным учителем, согласованным с учениками и их родителями,
корректируемым в процессе проведения с учётом индивидуальных возможностей
обучающихся, познавательных интересов и развивающихся потребностей.
В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу
по математике всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к
школьному курсу математики. Необходимость массовой внеурочной работы по
математике
вызвана
ещё
и
тем,
что
общество
ждет
от
школы
всесторонней
подготовки подрастающего поколения к жизни.
Как нужно организовать внеурочную деятельность по математике, чтобы
она способствовала развитию творческих способностей у учащихся и повышению
качества обучения? Я считаю, что проектно – исследовательская деятельность
очень важна в современном мире. Работая с детьми на внеурочных занятиях по
математике
над
проектами,
наиболее
привлекательным
является
то,
что
у
школьников развиваются воображение, фантазия, творческие способности. На
таких
занятиях
формируются
навыки
выдвижения
гипотез,
формирования
проблем,
поиска
аргументов.
У
детей
воспитывается
целеустремлённость,
организованность,
расчётливость,
предприимчивость,
спо собно сть
10
ориентироваться
в
ситуации
неопределённости,
чтобы
ребёнок
сам
экспериментальным путем добыл новое знание. Недаром китайская мудрость
гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Появляется
возможность
осуществления
приблизительных
«прикидочных»
действий,
не
оцениваемых
немедленно
строгим
контролёром
–
учителем,
зарождаются основы системного мышления.
Целью работы над проектами является развитие личности и создание основ
творческого
потенциала
учащихся.
Наиболее
целесообразной
формой
работы
являются математические занятия, которые вооружают учеников практическими
навыками,
обогащают
их
теоретическими
и
историческими
сведениями.
Целесообразно использование ребусов, дидактических игр, викторин, загадок,
задач-шуток и т.д.
Внеурочная
работа
по
математике
является
составной
частью
учебного
процесса, естественным продолжением работы на уроке. Она создаёт большие
возможности
для
решения
воспитательных
задач,
стоящих
перед
школой.
Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю.
Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно
расширять свои познания по математике, следить за новостями математической
науки.
На внеурочных занятиях по математике необходимо развивать
технологию личностно-ориентированного обучения, которая полностью отвечает
таким задачам: учить детей без принуждения, развивать устойчивый интерес к
знаниям и потребность их в самостоятельном поиске.
Во внеурочной деятельности, в том числе и по математике, формируются
знания, которые человек умеет применить на практике. Это не заученная, не
зазубренная научная информация, данная через содержание учебника, а знания,
«пропущенные» через субъективный личностный опыт ученика. Знания начнут
усваиваться учеником, если он к ним не равнодушен, если они будут представлять
для него личностный смысл. А это возможно в результате создания учителем
условий для возникновения у учащихся ценностного субъективного отношения к
изучаемым предметам.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия
каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное,
что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается,
как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы
школа
стала
для
него
вторым
домом,
что
даст
возможность
превратить
внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Внеурочная
деятельность
по
математике
очень
важна
в
развитии
детей.
Благодаря
внеурочной
деятельности
человек
развивается,
приобретает
социальный
опыт,
раскрывает
свои
природные
дарования
и
способности,
удовлетворяет интересы и потребности. Работая с детьми, мы должны раскрыть
их природные потенциалы и подготовить к продуктивному труду.
11