Автор: Морозова Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ручеек"
Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск
Наименование материала: квест-игра
Тема: "Путешествие в гости к Старичку-Лесовичку"
Раздел: дошкольное образование
Экологическая квест-игра
для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие в гости к Старичку-Лесовичку»
Цель: повышение экологической культуры детей.
Задачи:
Образовательные:
формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам
поведения в лесу; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о
необходимости её оберегать.
Коррекционно - развивающие:
развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы и загадки; способствовать
развитию познавательного, доброжелательного и ответственного отношения к природе,
желание оказывать помощь природным объектам.
Воспитательные:
воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное,
эмоционально – положительное отношение к природе и животным.
Ход:
(Сбор детей и воспитателей возле центрального входа на улице)
Ведущий: — Здравствуйте, ребята!
Когда я сегодня пришла на работу, то у дверей детского сада меня встретил почтальон, и
он просил меня передать вам вот этот конверт. Это письмо, и адресовано оно всем вам.
Давайте я вам его прочитаю: — «Здравствуйте дорогие детишки! Случилась беда в моём
лесу. Кощей бессмертный наложил заклятие, и поселилась в нём «мёртвая тишина»: птицы
не поют, зверей не видно, даже ветер не залетает в мой лес, не шумит в ветвях деревьев,
насекомые и те разбежались. Что делать, ума не приложу, знаю одно, что заклятие могут
снять только дети. Помогите моему лесу, очень вас прошу!» — Ребята, как вы думаете от
кого это письмо? (от Старичка-Лесовичка) —
Поможем ему справиться с этой бедой? (да)
— Ребята, а вы любите путешествовать? (да) — Тогда давайте сейчас все вместе
отправимся в путешествие по лесу, но для этого вам надо пройти все испытания от Кощея
и расколдовать лес!
На каждом этапе вы будете получать задание, а выполнив его, получите заколдованные
буквы. — И помните, лес расколдуется только тогда, когда вы соберёте все заколдованные
буквы и правильно составите из них одно волшебное слово!
— Вы готовы? (да)
— Тогда, мы отправляемся в путешествие под весёлую песенку, запевай: Я иду, и ты
идешь— раз, два, три, Я пою, и ты поешь — раз, два, три. Мы идем, и мы поем — раз, два,
три. Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Взрослые и дети проходят на на
спортивную площадку)
— Вот и пришли мы с вами в лес. А где же Старичок-Лесовичок? — Давайте позовём его!
Дети зовут… Старичок-Лесовичок (в ответ голос):
— Найдите все лепестки с буквами от цветика — семицветика и только тогда я смогу
выйти из заколдованного леса, а найти его вы сможете, идя по стрелкам. До встречи!!!
Дети идут по стрелкам к дереву и находят плакат — карту с изображением цветика —
семицветика.
Ведущий: Ребята, а вот и карта, на которой изображён цветик — семицветик. На каждом
лепестке изображена цифра, как вы думаете, зачем? (Ответы детей)
— Правильно, цифра, означает в какой, последовательности мы должны найти каждый
лепесток и затем в этом же порядке разложить буквы, чтобы получилось слово, которое
расколдует лес от чар Кощея. — Итак, какой нам нужно найти первый лепесток?
(красный) Почему? (цифра 1 — первое испытание), а последний? (оранжевый, цифра 7).
— Ну что же, все лепестки мы должны найти, внимательно смотря по сторонам. Смотрите
внимательно, где находится красный лепесток? (Дети находят его глазами на стволе дерева
и идут туда).
1. Игра «Отгадай мои загадки!»
Ведущий: — А вот и первый лепесток — Красного цвета — вы должны выполнить первое
задание (ведущий берёт лепесток и читает задание детям): Вам нужно правильно отгадать
загадки. Если все ответы будут верны, то Вы получите первую букву («П»). Ведущий
берёт конверт и достаёт из него загадки с отгадками
1. Кто путешествует по воздуху на нитке?
(Паук).
2. У кого на сучке кладовая?
(У белки).
3. Какую птицу называют "белобока"?
(Сорока).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери?
(Кукушки).
5. Есть на речках лесорубы
В серебристобурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры).
6. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка).
7. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка.
(Стрекоза).
8. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному.
(Черепаха).
9. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно
Укусит. Ясно?
(Змея).
10. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ёлка)
Молодцы ребята, хорошо справились с первым заданием и получаете первый лепесток с
первой буквой («П»).
2. Игра «Если я приду в лесок!»
Ведущий: — Ну что же отправляемся путешествовать по лесу дальше. Смотрим, куда
ведёт нас лепесток? Он ведёт ко второму дереву, на нём жёлтый лепесток и конверт с
заданием:
Ведущий:- Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем
с вами в игру «Если я приду в лесок».
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим
«да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Ведущий: Молодцы, справились с испытанием! Получите лепесток со второй буквой (на
обратной стороне Буква «Р»).
3. Игра «Уберем мусор »
(Лепесток приводит детей к полянке).
Ведущий:
— Ребята, что же случилось с нашей поляной? (на поляне мусор, бутылки, банки,
бумажки). Посмотрите, на этой поляне побывали дети — неряхи. Они не умели вести себя
в лесу, вон, сколько мусора оставили на траве. Очень огорчился Старичок-Лесовичок
после таких гостей. — А как можно помочь Старичку-Лесовичку? (нужно убрать весь
мусор на поляне). Правильно, давайте уберём мусор на поляне. Старичка-Лесовичка это
очень обрадует. (Дети убирают мусор в мусорные пакеты).
Ведущий: — Вот, теперь наша поляна как зелёная скатерть, раскинулась перед нами. За
это вам, дети, Старичок-Лесовичок подкинул зелёный лепесток со следующей буквой
(«И»).
4. Игра «Посади цветы».
Дети встают в две команды, у каждого кегля в руках. По команде – по одному бегут до
ориентира, ставят «цветок» и возвращаются обратно. Затем бежит следующий участник, и
так, пока все цветы не будут посажаны
Лепесток ведёт дальше , дети находят следующий конверт с заданием и голубым
лепестком (на ватмане нарисован ствол с деревом без листьев, детям надо приклеить или
дорисовать листья на дерево) после выполнения задания ребята получают голубой
лепесток с буквой («Р»)
Дальше следы ребят ведут к дереву, где дети находят следующий конверт с заданием.
5. Игра «Эрудит»
Ведущий: Смотрите, дети, нас ждет Фиолетовый лепесток с заданиями. Вам нужно очень
быстро не задумываясь ответить на вопросы.
— Кто на себе дом носит? (Улитка)
— Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
— У какого зверя куст на голове? (Лось)
— Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?
— Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)
— Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк)
— Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)
— Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
— Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла)
— Какое животное называют «кораблём пустыни»? (Верблюд)
— Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло)
— Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашка).
— Косой ли заяц? (Нет).
— Что делает зимой ёж? (Спит).
— Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).
Ведущий: Молодцы, ребята, снова правильно справились с заданием и забираете
фиолетовый лепесток со следующей буквой (с обратной стороны буква «О»).
Ведущий: — Куда же мы идем дальше? А сейчас нам подскажут волшебные стрелки, где
находится фиолетовый лепесток. От павильона дети передвигаются по стрелкам к
центральному входу.
6. Творческое «Рисование цветными мелками»
Ведущий: — А вот и следующее задание: вам нужно нарисовать картину «Лес моей
мечты»: 1 группа нарисует «Лес из берёз, сосен, дубов…» — любые деревья, которые
могут расти в лесу; 2 группа нарисует «Цветочно-земляничную поляну»; 3 группа
нарисуют «Бабочек, божьих коровок, которые будут обитать в этом лесу».
Ведущий: — Какая замечательная картина вышла у Вас! Вам в награду розовый лепесток!
После выполнения задания ребята вытирают руки и получают розовый лепесток с буквой
(«Д»)
Дальше стрелки ведут детей обратно к спортивной площадке, где ребята находят
следующий конверт с заданием.
7. «Экологический светофор»
Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и
помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.
Чёрный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе
своими действиями! Соблюдай меру и правила!
Синий цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия
полезны для неё! Продолжай помогать природе!
Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того
решения, которое принимается.
1. Ребята наблюдают за муравьями. (с)
2. Дети оставили костёр в лесу. (ч)
3. Ребята огородили муравейник. (с)
4. Мальчики взяли в лес весной собаку. (ч)
5. Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)
6. Ребята срезают грибы ножиком. (к)
7. Ученики очищают парк от мусора. (с)
8. Ребята увидели гнездо в траве. (к)
9. Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)
10.Дети сильно шумят в лесу. (ч)
11.Мальчик гуляет с собакой по газонам. (ч)
12.Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)
13.Ребята ходят в парке только по тропинкам. (с)
14.Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)
15.Дети вешают кормушку. (с)
После игры дети получают последнюю букву на оранжевом лепестке («А»)
Сбор Цветика-Семицветика ивыкладывание слова «ПРИРОДА»
Ведущий: — Ребята, мы получили все лепестки цветика-семицветика с буквами, сейчас
нам нужно собрать правильно слово, чтобы заклятие потеряло свою силу, лес ожил и к нам
вышел Старичок-Лесовичок. Дети собирают слово «ПРИРОДА».
Выходит из леса Старичок-Лесовичок , благодарит детей за помощь в снятии заклятия и
оживлении леса, награждает детей .