Напоминание

Формирование словаря обучающихся младших классов с интеллектуальными нарушениями.


Автор: Рядчикова Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Ачинская школа №2
Населённый пункт: город Ачинск, Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: Формирование словаря обучающихся младших классов с интеллектуальными нарушениями.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формирование словаря обучающихся младших классов

с интеллектуальными нарушениями.

Слово является основной единицей языка. Выступая изолированно, оно

выполняет,

прежде

всего,

НОМИНАТИВНУЮ

функцию

называет

конкретные предметы, действия, признаки, чувства человека, общественные

явления и отвлеченные понятия.

Работа над словом имеет серьезное значение для коррекции и развития

психики умственно отсталого ребенка для более успешного включения его в

сферу общения с окружающими.

Недоразвитие

познавательной

деятельности

детей

сказывается

на

формировании лексики, на овладении активным и пассивным словарем ( В.Г.

Петрова, Г.И. Данилкина, Н.В. Тарасенко и др.).

К особенностям лексики умственно отсталых детей относятся бедность

словарного запаса, неточность употребления слов, трудность актуализации

словаря, более значительное, чем в норме, преобладание пассивного словаря

над

активным,

а

также

несформированность

структуры

значения

слова,

нарушение процесса организации семантических полей. Наиболее важными

причинами

бедности

словарного

запаса

у

этих

детей

являются

низкий

уровень их познавательной деятельности, ограниченность представлений и

знаний

об

окружающем

мире,

несформированность

интересов,

снижение

потребности в контактах, а также слабость вербальной памяти. Отмечаются

существенные количественные различия активного и пассивного словаря у

нормальных и умственно - отсталых детей одного и того же возраста.

По данным В.Г. Петровой, умственно - отсталые школьники первого

к л а с с а

н е

зн а ют

н а зва н и й

мн о ги х

п р ед ме то в ,

кото р ы е

е г о

окружают (перчатки,

будильник,

кружка),

особенно

названий

частей

предметов (обложка, страница, рама, подоконник).

В словаре умственно - отсталых детей преобладают существительные с

конкретным

значением.

У

многих

детей

отсутствуют

в

речи

слова

обобщающего

характера ( м е б е л ь ,

п о с у д а ,

о б у в ь ,

о в о щ и ,

фрукты). Многочисленные ошибки наблюдаются в обозначении детенышей

животных.

Активный словарь обучающихся младших классов,%

Класс

Лексичес

кая тема

Состав использованного и неиспользованного словаря

существительных

Качество выполненных зданий

правильный

ответ

ошибочный ответ

отказы

Что

это

?

Как

понимаешь

?

Что

это

?

Как

понимаешь

?

Что

это

?

как

понимаешь

?

2

Транспорт

60

40

9,1

19,9

30,

9

40,1

Дом.животны

е

61,

6

42,8

22,

1

39,1

16,

3

18,1

Одежда

63,

4

44,6

12,

6

30,7

24

24,7

Обувь

64,

2

50

22,

6

33

13,

2

17,03

3

Транспорт

64,

1

43,1

18,

7

25

17,

2

31,9

Дом.животны

е

65,

2

45

25

42,2

9,8

1

2,8

Одежда

67,

1

49

23,

3

38,8

9,6

12,2

Обувь

66,

9

53,1

21,

5

32,2

11,6

14,7

В

активном

словаре

школьников

отсутствуют

многие

глаголы,

обозначающие

способы

передвижения

животных.

Умственно-отсталые

школьники редко употребляют слова, обозначающие признаки предмета. Они

называют

лишь

основные

цвета (красный,

синий,

зеленый),

величину

предметов (большой,

маленький), вкус (сладкий,

горький,

в к у с н ы й ).

Противопоставления

по

признакам «длинный

-

короткий»,

«

толстый

-

тонкий», « высокий - низкий» в речи детей почти не встречаются.

По данным обследования обучающиеся младших классов чрезвычайно

редко

употребляют

прилагательные,

обозначающие

внутренние

качества

человека.

Количество

наречий

в

словаре

также

весьма

ограничено.

Обучающиеся

первых

и

вторых

классов

употребляют

в

основном

такие

наречия, как «здесь», «там», «туда», «потом».

Обозначая предметы, часто смешивают слова одного рода, вида. Так,

словом РУБАШКА обозначаются и кофта, и рубашка, и свитер, и куртка;

словом БОТИНКИ - и сапоги, и ботинки, и туфли, и калоши.

Вследствие

слабости

дифференцированного

торможения

легче

воспринимают сходство предметов, чем их различие. Пассивный словарь у

детей гораздо больше активного, но он актуализируется с большим трудом:

часто для воспроизведений слова требуется наводящий вопрос, трудности

актуализации

связаны,

с

одной

стороны,

со

склонностью

детей

к

охранительному

торможению,

а

с

другой

стороны-

с

замедленным

формированием семантических полей.

Также

особенностью

лексики

детей

является

замедленный

темп

развития значения слова и качественное своеобразие его структуры, поэтому

длительное время слово является лишь обозначением конкретного предмета.

Многие слова так и не становятся истинными понятиями.

Формирование лексики проводятся по следующим направлениям:

- расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об

окружающей действительности, формирование познавательной деятельности

(мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);

- уточнение значений слов;

- активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода

слова из пассивного словаря в активный словарь.

Учитывая

те сную

связь

проце ссов

развития

лексики

и

словообразования, используются в работе следующие дидактические игры и

задания:

1)Классификация предметов по картинкам.

Детям предлагаются картинки, и дается задание разложить их на две группы

(критерий

классификации

не

называется).

Можно

предложить

серии

картинок, включающих две группы предметов.

2) Игра « Найди лишний предмет».

Детям

предлагается

несколько

картинок,

среди

которых

одна

картинка

изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и

другие

предметы,

изображенные

на

картинках.

Дети

должны

показать

«лишнюю» и объяснить, почему она лишняя.

3) Игра « Назови лишнее слово». Называются слова, и предлагается детям

назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему оно «лишнее».

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:

- пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

- слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

- волк, собака, рысь, лиса, заяц;

- зима, апрель, весна, осень, лето;

- мама, подруга, папа, сын, бабушка;

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

- храбрый, звонкий, смелый, отважный;

- грустный, печальный, унылый, глубокий;

ГЛАГОЛЫ:

- думать, ехать, размышлять, соображать;

- пришел, явился, смотрел;

-выбежал, вошел, вылетел, выскочил;

4) Объяснить, чем отличаются предметы (с использованием картинок).

Примерные пары слов:

чашка и стакан яблоко и груша

помидор и тыква тарелка и миска

кофта и свитер стул и кресло

грузовик и легковая машина самолет и птица

береза и дуб дерево и куст

5) Разложить картинки по сходству.

Выставляются вертикальный ряд картинок: овца (или баран), дерево, корова,

колос.

Детям раздаются картинки:

- свитер (или кофта), шапка, шерстяные варежки (или перчатки), шарф (к

картинке «овца»);

- стол, деревянные грабли, забор, стул (к картинке «дерево»);

- бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке «корова»);

- хлеб, батон, бублик, рогалик (к картинке «колосья»).

У каждого ребенка по одной - две картинки.

Предлагается детям положить свою картинку к одной из четырех картинок на

доске и объяснить, почему он положил именно так.

6) Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии).

Предлагается слово так, чтобы получились похожие пары слов, а затем надо

объяснить, чем похожи эти пары.

- огурец - овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).

- часы - время, градусник (кровать, температура, окно).

7)

Послушайте

слова.…

Какие

из

них

обозначают

овощи?

Домашних

животных? Транспорт?

- чеснок, редис, роза, брюква

- лиса, волк, собака, заяц

- автобус, дорога, вертолет, пассажир

8) Где и для чего можно применять предмет, который я назову?

Например, кнопка

- для прикрепления бумаги к доске;

- можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;

- сдать в металлолом;

- провести маленький круг (окружность);

- положить на стол и т. д.

Гвоздь - …, ботинки - …, помидор- …, шнурок- …, одеяло-….

9) Выбери правильный ответ.

- В году месяцев (7, 12, 16, 24).

- Отец старше сына (иногда, часто, всегда, никогда).

- У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы).

- Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь).

- Всегда горячий (утюг, грелка, кипяток, пар).

10) Игра « Назови части».

Возможны два варианта: а) по картине; б) по представлению.

Называется слово, предлагается представить этот предмет (или животное) и

назвать его части.

Например: кот - тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, глаза, уши, шерсть.

11) Отгадай предмет по названию его частей.

- кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

- ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

- дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

- палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

12) Объясни, что общее у предметов.

У двух предметов: огурец, помидор (овощи); ромашка, тюльпан (цветы);

слон, муравей (животные).

У трех предметов: мяч, солнце, шар -…; тарелка, ваза, чашка - ; лист, трава,

крокодил- …

Большое

значение

для

обогащения

и

активизации

словаря

имеет

соблюдение принципа связи преподавания русского языка со всеми учебными

предметами, когда на всех уроках обучающиеся упражняются в правильном

построении

предложений,

связных

высказываний,

когда

все

учителя

заботятся о правильном использовании слов, их произношении, особенно тех,

в которых могут быть допущены ошибки.

Из-за

бедного,

неточного

активного

словарного

знания,

дети

редко

участвуют в беседе, меньше пользуются речью прибегают к указательным

жестам. Все это отрицательно сказывается на развитии его эмоционально-

личностной сферы, и делают процесс социализации невозможным.

Только систематическая, целенаправленная работа с учащимися над

словарем

может

принести

успех,

поможет

школьникам

овладеть

необходимым

объемом

слов

и

понятий.

Что

облегчит

им

вхождение

в

самостоятельную жизнь.

Библиографический список.

1.Выготский

Л.С.

Основы

дефектологии

//

Собр.соч.:В6т.-М.:Педагогика,

1983.-Т.5-368с.

2.Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе.-М.:

Просвещение, 1965-272с.

3.Кузнецова

М.Г.

Формирование

фразовой

речи

умственно

отсталых

дошкольников: Дис. ….канд.пед.наук.-М.,1995.-152с.

4.Малофеев Н.Н. Работа воспитателя по формированию словарного запаса у

младших школьников//Дефектология.-1986.-№6.-С.59-67.



В раздел образования