Автор: Рядчикова Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Ачинская школа №2
Населённый пункт: город Ачинск, Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: Формирование словаря обучающихся младших классов с интеллектуальными нарушениями.
Раздел: среднее профессиональное
Формирование словаря обучающихся младших классов
с интеллектуальными нарушениями.
Слово является основной единицей языка. Выступая изолированно, оно
выполняет,
прежде
всего,
НОМИНАТИВНУЮ
функцию
–
называет
конкретные предметы, действия, признаки, чувства человека, общественные
явления и отвлеченные понятия.
Работа над словом имеет серьезное значение для коррекции и развития
психики умственно отсталого ребенка для более успешного включения его в
сферу общения с окружающими.
Недоразвитие
познавательной
деятельности
детей
сказывается
на
формировании лексики, на овладении активным и пассивным словарем ( В.Г.
Петрова, Г.И. Данилкина, Н.В. Тарасенко и др.).
К особенностям лексики умственно отсталых детей относятся бедность
словарного запаса, неточность употребления слов, трудность актуализации
словаря, более значительное, чем в норме, преобладание пассивного словаря
над
активным,
а
также
несформированность
структуры
значения
слова,
нарушение процесса организации семантических полей. Наиболее важными
причинами
бедности
словарного
запаса
у
этих
детей
являются
низкий
уровень их познавательной деятельности, ограниченность представлений и
знаний
об
окружающем
мире,
несформированность
интересов,
снижение
потребности в контактах, а также слабость вербальной памяти. Отмечаются
существенные количественные различия активного и пассивного словаря у
нормальных и умственно - отсталых детей одного и того же возраста.
По данным В.Г. Петровой, умственно - отсталые школьники первого
к л а с с а
н е
зн а ют
н а зва н и й
мн о ги х
п р ед ме то в ,
кото р ы е
е г о
окружают (перчатки,
будильник,
кружка),
особенно
названий
частей
предметов (обложка, страница, рама, подоконник).
В словаре умственно - отсталых детей преобладают существительные с
конкретным
значением.
У
многих
детей
отсутствуют
в
речи
слова
обобщающего
характера ( м е б е л ь ,
п о с у д а ,
о б у в ь ,
о в о щ и ,
фрукты). Многочисленные ошибки наблюдаются в обозначении детенышей
животных.
Активный словарь обучающихся младших классов,%
Класс
Лексичес
кая тема
Состав использованного и неиспользованного словаря
существительных
Качество выполненных зданий
правильный
ответ
ошибочный ответ
отказы
Что
это
?
Как
понимаешь
?
Что
это
?
Как
понимаешь
?
Что
это
?
как
понимаешь
?
2
Транспорт
60
40
9,1
19,9
30,
9
40,1
Дом.животны
е
61,
6
42,8
22,
1
39,1
16,
3
18,1
Одежда
63,
4
44,6
12,
6
30,7
24
24,7
Обувь
64,
2
50
22,
6
33
13,
2
17,03
3
Транспорт
64,
1
43,1
18,
7
25
17,
2
31,9
Дом.животны
е
65,
2
45
25
42,2
9,8
1
2,8
Одежда
67,
1
49
23,
3
38,8
9,6
12,2
Обувь
66,
9
53,1
21,
5
32,2
11,6
14,7
В
активном
словаре
школьников
отсутствуют
многие
глаголы,
обозначающие
способы
передвижения
животных.
Умственно-отсталые
школьники редко употребляют слова, обозначающие признаки предмета. Они
называют
лишь
основные
цвета (красный,
синий,
зеленый),
величину
предметов (большой,
маленький), вкус (сладкий,
горький,
в к у с н ы й ).
Противопоставления
по
признакам «длинный
-
короткий»,
«
толстый
-
тонкий», « высокий - низкий» в речи детей почти не встречаются.
По данным обследования обучающиеся младших классов чрезвычайно
редко
употребляют
прилагательные,
обозначающие
внутренние
качества
человека.
Количество
наречий
в
словаре
также
весьма
ограничено.
Обучающиеся
первых
и
вторых
классов
употребляют
в
основном
такие
наречия, как «здесь», «там», «туда», «потом».
Обозначая предметы, часто смешивают слова одного рода, вида. Так,
словом РУБАШКА обозначаются и кофта, и рубашка, и свитер, и куртка;
словом БОТИНКИ - и сапоги, и ботинки, и туфли, и калоши.
Вследствие
слабости
дифференцированного
торможения
легче
воспринимают сходство предметов, чем их различие. Пассивный словарь у
детей гораздо больше активного, но он актуализируется с большим трудом:
часто для воспроизведений слова требуется наводящий вопрос, трудности
актуализации
связаны,
с
одной
стороны,
со
склонностью
детей
к
охранительному
торможению,
а
с
другой
стороны-
с
замедленным
формированием семантических полей.
Также
особенностью
лексики
детей
является
замедленный
темп
развития значения слова и качественное своеобразие его структуры, поэтому
длительное время слово является лишь обозначением конкретного предмета.
Многие слова так и не становятся истинными понятиями.
Формирование лексики проводятся по следующим направлениям:
- расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об
окружающей действительности, формирование познавательной деятельности
(мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
- уточнение значений слов;
- активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода
слова из пассивного словаря в активный словарь.
Учитывая
те сную
связь
проце ссов
развития
лексики
и
словообразования, используются в работе следующие дидактические игры и
задания:
1)Классификация предметов по картинкам.
Детям предлагаются картинки, и дается задание разложить их на две группы
(критерий
классификации
не
называется).
Можно
предложить
серии
картинок, включающих две группы предметов.
2) Игра « Найди лишний предмет».
Детям
предлагается
несколько
картинок,
среди
которых
одна
картинка
изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и
другие
предметы,
изображенные
на
картинках.
Дети
должны
показать
«лишнюю» и объяснить, почему она лишняя.
3) Игра « Назови лишнее слово». Называются слова, и предлагается детям
назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему оно «лишнее».
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:
- пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
- слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
- волк, собака, рысь, лиса, заяц;
- зима, апрель, весна, осень, лето;
- мама, подруга, папа, сын, бабушка;
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
- храбрый, звонкий, смелый, отважный;
- грустный, печальный, унылый, глубокий;
ГЛАГОЛЫ:
- думать, ехать, размышлять, соображать;
- пришел, явился, смотрел;
-выбежал, вошел, вылетел, выскочил;
4) Объяснить, чем отличаются предметы (с использованием картинок).
Примерные пары слов:
чашка и стакан яблоко и груша
помидор и тыква тарелка и миска
кофта и свитер стул и кресло
грузовик и легковая машина самолет и птица
береза и дуб дерево и куст
5) Разложить картинки по сходству.
Выставляются вертикальный ряд картинок: овца (или баран), дерево, корова,
колос.
Детям раздаются картинки:
- свитер (или кофта), шапка, шерстяные варежки (или перчатки), шарф (к
картинке «овца»);
- стол, деревянные грабли, забор, стул (к картинке «дерево»);
- бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке «корова»);
- хлеб, батон, бублик, рогалик (к картинке «колосья»).
У каждого ребенка по одной - две картинки.
Предлагается детям положить свою картинку к одной из четырех картинок на
доске и объяснить, почему он положил именно так.
6) Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии).
Предлагается слово так, чтобы получились похожие пары слов, а затем надо
объяснить, чем похожи эти пары.
- огурец - овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).
- часы - время, градусник (кровать, температура, окно).
7)
Послушайте
слова.…
Какие
из
них
обозначают
овощи?
Домашних
животных? Транспорт?
- чеснок, редис, роза, брюква
- лиса, волк, собака, заяц
- автобус, дорога, вертолет, пассажир
8) Где и для чего можно применять предмет, который я назову?
Например, кнопка
- для прикрепления бумаги к доске;
- можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;
- сдать в металлолом;
- провести маленький круг (окружность);
- положить на стол и т. д.
Гвоздь - …, ботинки - …, помидор- …, шнурок- …, одеяло-….
9) Выбери правильный ответ.
- В году месяцев (7, 12, 16, 24).
- Отец старше сына (иногда, часто, всегда, никогда).
- У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы).
- Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь).
- Всегда горячий (утюг, грелка, кипяток, пар).
10) Игра « Назови части».
Возможны два варианта: а) по картине; б) по представлению.
Называется слово, предлагается представить этот предмет (или животное) и
назвать его части.
Например: кот - тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, глаза, уши, шерсть.
11) Отгадай предмет по названию его частей.
- кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
- ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
- дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
- палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
12) Объясни, что общее у предметов.
У двух предметов: огурец, помидор (овощи); ромашка, тюльпан (цветы);
слон, муравей (животные).
У трех предметов: мяч, солнце, шар -…; тарелка, ваза, чашка - ; лист, трава,
крокодил- …
Большое
значение
для
обогащения
и
активизации
словаря
имеет
соблюдение принципа связи преподавания русского языка со всеми учебными
предметами, когда на всех уроках обучающиеся упражняются в правильном
построении
предложений,
связных
высказываний,
когда
все
учителя
заботятся о правильном использовании слов, их произношении, особенно тех,
в которых могут быть допущены ошибки.
Из-за
бедного,
неточного
активного
словарного
знания,
дети
редко
участвуют в беседе, меньше пользуются речью прибегают к указательным
жестам. Все это отрицательно сказывается на развитии его эмоционально-
личностной сферы, и делают процесс социализации невозможным.
Только систематическая, целенаправленная работа с учащимися над
словарем
может
принести
успех,
поможет
школьникам
овладеть
необходимым
объемом
слов
и
понятий.
Что
облегчит
им
вхождение
в
самостоятельную жизнь.
Библиографический список.
1.Выготский
Л.С.
Основы
дефектологии
//
Собр.соч.:В6т.-М.:Педагогика,
1983.-Т.5-368с.
2.Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе.-М.:
Просвещение, 1965-272с.
3.Кузнецова
М.Г.
Формирование
фразовой
речи
умственно
отсталых
дошкольников: Дис. ….канд.пед.наук.-М.,1995.-152с.
4.Малофеев Н.Н. Работа воспитателя по формированию словарного запаса у
младших школьников//Дефектология.-1986.-№6.-С.59-67.