Автор: Никулина Светлана Борисовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 23" Дельфиненок"
Населённый пункт: город Подольск
Наименование материала: Конспект открытого тематического занятия совместной образовательной деятельности по реализации образовательной области художественно-эстетического развития "Музыка" для детей подготовительной к школе группы
Тема: "Зимушка Зима"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №23 «Дельфиненок» город Подольск
Конспект открытого тематического занятия
совместной образовательной деятельности
по реализации образовательной области
Художественно-Эстетического развития «МУЗЫКА»
для детей подготовительной к школе группы
«Зимушка-Зима!»
Музыкальный руководитель:
Никулина Светлана Борисовна
Подольск 2020
1
Цель:
Развивать
музыкальные
и
творческие
способности
детей
в
различных
видах
музыкальной
деятельности, используя здоровьесберегающие технологии.
Задачи:
Обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение.
Выявлять
реакцию
детей
на
музыку,
закреплять
представление
о
её
характере,
активизировать «эмоционально-образный словарь».
Развивать
певческий
голос
и
вокально-слуховую
координацию,
укреплять
артикуляцию.
Развивать чувство ритма, ориентировку в пространстве, умение выразительно и
непринужденно
двигаться
в
соответствии
с
характером
музыки,
соотносить
движение
с
текстом в играх и самомассажах.
Развивать слуховое внимание, музыкальную память, мелкую моторику, закреплять
способы игры на музыкальных инструментах.
Воспитывать
дружеское
отношение
к
сверстникам,
развивать
навыки
коммуникации.
Содействовать проявлению активности, инициативы,
самостоятельности и творческого воображения.
Оборудование:
Портрет П. И. Чайковского, Презентация «Зимние пейзажи». Презентация «Найди лишний
музыкальный
инструмент
в
симфоническом
оркестре»
(изображения
инструментов
симфонического и народного оркестра), шкатулка с детскими музыкальными инструментами,
снежинки.
Музыкальный ряд:
«Здравствуйте!», «Доброе утро!» - валеологические песенки - распевки, музыка и слова
О.Арсеневской.
«Вальс снежных хлопьев» - фрагмент П.И.Чайковского (из балета «Щелкунчик»).
«Снежная песенка» Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова.
«Зимушка - хрустальная», музыка и слова А. Евдотьевой.
«Танец Феи Драже» П.И. Чайковский (из балета «Щелкунчик»).
«Полька», музыка И.Штрауса.
«А на улице мороз!», музыка М.Протасова.
«Паровоз-букашка», музыка А.Ермолова, слова А.Морозова.
Ход занятия:
Вступительный раздел
♪ Под
звучание Снежной
песенки»
дети
входят
в
зал,
останавливаются
полукругом
у
центральной стены.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. За окном лежит
белый пушистый снежок, мороз щиплет щечки. А у нас в детском саду тепло и уютно! К нам
сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся!
♫ Распевка «Здравствуйте» (по звукам мажорной гаммы).
Придумано кем-то, просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
А вы хотите сказать добрые слова?
Тогда давайте поздороваемся и подарим улыбки друг другу и нашим гостям!
1.
♫ «Доброе утро!» музыка и слова О. Арсеневской -
валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем
2
Неожиданно раздается звонок по Skype.
Музыкальный руководитель: Ребята, нам кто-то звонит. Ответим на звонок?
Видеозапись звонка скайп:
Чунга-Чанга: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Чунга –Чанга. Я и мои друзья живем на острове.
У нас круглый год лето. Мы никогда не видели зимы.
Расскажите нам о ней, какая она, зима? Что Вам нравится зимой? За что вы ее так любите? И что
такое снег и снежинки? Спасибо! Будем ждать! До свидания!
Музыкальный руководитель: Ребята, поможем жителям острова Чунга-Чанга узнать, что такое
зима,
и
какая
она
бывает?
Давайте
расскажем
о
зиме
в
наших
песнях,
играх,
танцах?
Договорились?
Дети: Да!
Основная часть
Музыкальный руководитель: Ребята, а за что вы любите зиму?
Ответы детей…..
А зимой любите на улице гулять?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель:
Тогда я вам предлагаю пойти на зимнюю прогулку!
Мы пойдем гулять
Ножками снежок топтать.
2.
♪ Музыкально-ритмические движения.
(Под музыку дети идут по залу друг за другом):
Легким шагом, друг за другом двигаемся мы по кругу.
Впереди сугробы, поднимай повыше ноги.
Все поскоком, дружно-дружно, развивать нам ножки нужно.
А теперь бочком, бочком друг за другом все бегом,
Ножка ножку догоняла, все бочком за ней скакала.
А теперь легко бежим, за носочками следим.
Быстро в саночки садитесь, с горки весело катитесь!
Потом на лыжах мы скатились,
И в поезде вдруг очутились,
Ехали, ехали и в зимний лес приехали!
Проектор – зимний лесной пейзаж.
Музыкальный руководитель раскладывает на полу бумажные снежинки.
Музыкальный руководитель: Как тут красиво! Снежок искрится на солнышке.
Тишина в зимнем царстве, и какой замечательный морозный воздух!
Вы чувствуете?
Ребята, давайте подышим чистым воздухом.
(Помните, спинка прямая, плечики не поднимаем, вдох носом, а выдох ртом).
3.
Дыхательные упражнения «Аромат» и «СНЕЖИНКА».
Музыкальный руководитель:
Давайте возьмем в ладошки снежинку!
Большая снежинка лежит на ладошках.
На эту снежинку подую немножко.
Подули тихонько – снежинка лежит,
Подули сильнее - снежинка летит (дыхательное упражнение).
А сейчас, давайте разомнем и согреем наши пальчики, повторяйте за мной.
3
4.
Пальчиковая гимнастика «Зимой во дворе».
Мы во двор пошли гулять, (ритмично сжимаем пальчики)
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять, (ритмично сжимаем пальчики)
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальчики по одному)
Бабу снежную лепили (имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, (имитировать движения по тексту)
С горки мы потом катались, (вести указательным пальцем правой руки по ладони левой)
А ещё в снегу валялись, (поворачивать ладошки то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхивать ладошки)
Съели суп, и спать легли, (имитировать движения по тексту).
Музыкальный руководитель:
Очень красива зима в своем белоснежном убранстве. Посмотрите на зимние пейзажи художников.
(проектор, демонстрация 4 пейзажей (Презентация «Зимний лес»)).
Ребята, а какая бывает зима?
Дети: Зима бывает разная - суровая, холодная, злая, вьюжная, колючая. Но бывает и красивая,
белоснежная веселая, волшебная, чудесная.
Музыкальный руководитель: Правильно. За красоту зимы люди придумали ей ласковые названия.
Ребята, а как можно ласково назвать Зиму?
Дети: Зимушка-зима, зима-волшебница, гостья-зима.
А я вам сейчас еще подскажу…
Музыкальный руководитель исполняет припев песни «Зимушка хрустальная» А. Евдотьевой.
Как называется эта песня?
А какой характер у этой песни? (Радостный, задорный, весёлый, бодрый…) Правильно.
Именно так мы и будем её исполнять!
(Хочу вам напомнить, что вступаем и завершаем пение вместе, поем не крича, и помним про
танцевальные движения в 2х разных припевах.
Давайте споем для Чунга-Чанги и для наших гостей песню «Зимушка-Хрустальная»? Вставайте
скорее все в рассыпную!
5.
♪ Песня «Зимушка-хрустальная» А. Евдотьевой.
Молодцы, Жителям острова должна понравиться наша песня!
Музыкальный руководитель:
Ребята, отгадайте загадку!
Белые звездочки с неба упали,
Мне на ладошку легли и пропали. (На ПРОЕКТОРЕ слайд «Снежинки»)
А знаете ли вы, что зимний пушистый снег – это бывшие снежинки, замерзшие на зимнем ветру.
Снежинки
легкие,
воздушные, музыку их
танца
почти
невозможно
услышать,
но
ее
можно
придумать. Сегодня мы с вами послушаем музыку вот этого композитора (показываю портрет П.
И. Чайковского). Как же его зовут?
Дети: Петр Ильич Чайковский.
Музыкальный руководитель: Конечно же, это русский композитор Петр Ильич Чайковский. И
сегодня мы послушаем «Вальс снежных хлопьев».
Занимайте свои домики-стульчики! (Дети садятся.)
Всем удобно? Проверим: ноги – на месте, спина – ровная, глазки – красивые, все на меня смотрят!
6.
♪ Слушание музыки «Вальс снежных хлопьев
П. И. Чайковского.
4
Музыкальный руководитель: Ребята, а подскажите мне,
какие основные жанры в музыке вы
знаете?
Дети: Песня, танец и марш.
Музыкальный руководитель: А какому жанру относится это произведение?
Дети: Это танец.
Музыкальный руководитель: А какой это танец?
Дети: Это танец - вальс.
Музыкальный руководитель: Правильно это танец вальс. Вальс – это плавный, красивый танец с
кружащей
мелодией
и
определённым
ритмом.
Само
слово
“вальс”
происходит
от
слова
“кружиться”.
Музыкальный руководитель: Вам понравилась музыка? Какая она была по характеру?
Вот моя снежинка, кто хочет поделиться своими впечатлениями – тому я передам снежинку.
Дети: Сказочная, волшебная, легкая, изящная, красивая…..
Музыкальный руководитель: Ребята, а давайте с вами поиграем в игру. Я вам буду называть
характеры музыки. А вы будете ловить в ладошки только те характеры, которые относятся к этому
произведению!
7.
Игра «Угадай характер музыкального произведения».
Называю характеры музыки: сказочная, решительная, торжественная, волшебная, строгая, суровая,
кружащаяся, сильная, полетная, изящная, сердитая, маршевая, воздушная, волнующая.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, музыку исполнял один музыкальный инструмент
или много?
Дети: Музыкальных инструментов было много.
Музыкальный
руководитель: «Вальс
снежных
хлопьев» исполнял
симфонический
оркестр.
А
какие инструменты симфонического оркестра вы знаете?
Дети: Скрипка, флейта, фортепиано, труба, туба, виолончель, ударные.
Музыкальный руководитель: Правильно, молодцы! А посмотрите, пожалуйста, на экран, какие
инструменты не играют в симфоническом оркестре (Презентация инструменты симфонического
оркестра»)?
8.
Игра «Найди лишний инструмент симфонического оркестра».
(изображения инструменты, дети должны убрать лишние).
Дети: Балалайка, деревянные ложки и аккордеон не играют в симфоническом оркестре. Это
народные инструменты.
Музыкальный руководитель: Правильно! Молодцы! А вы помните, Как приятно смотреть на
падающие снежинки. Каждая будто свой танец исполняет, кружась в воздухе. Вот и я девочкам
предлагаю на время превратиться в снежинок. И пусть каждый из вас придумает и исполнит свой
танец.
9.
♪
Повторное
слушание
фрагмента «Вальс
снежных
хлопьев» с
импровизацией
девочек (отрывок).
Музыкальный руководитель:
Молодцы девочки-снежинки, очень красивый танец у вас получился!
За ваш прекрасный танец, Зимушка-Зима, подарила нам в подарок ледяную шкатулка. Посмотрим,
что в ней? Да это же музыкальные инструменты! Хотите поиграть на них? (Да!)
Мы в «Ритмическое эхо» начинаем все играть!
Мой ритмический рисунок каждый будет повторять!
10. ♫ Музыкальная игра « Ритмическое эхо»
Музыкальный руководитель:Молодцы, мои ребятки, справились отлично,
5
А теперь для Чунги-Чанги и наших гостей мы исполним в оркестре самую зимнюю и волшебную
музыку П.И. Чайковского.
11. ♫ Оркестр детских музыкальных инструментов «Танец Феи Драже».
Молодцы, ребята. Давайте положим инструменты.
Музыкальный руководитель:
Ребята, а вы знаете что такое лед и что из него можно сделать?
Ответы детей… .
Давайте с Вами поиграем в игру «Ледяные фигуры!– выходите на середину зала.
12. ♪ Игра « Ледяные фигуры» - «Полька», музыка И.Штрауса.
Под музыку дети разбегаются по залу произвольно, затем педагог говорит: «Раз, два, три, ледяная
(большая, маленькая, страшная, смешная) фигура замри!». Дети замирают в разных позах по
тексту.
Музыкальный руководитель:
Какая красота! Настоящее Ледяное царство! А давайте-ка погреемся немножко!
13. ♫ Игровой самомассаж «А на улице мороз!», музыка М.Протасова.
Заключительная часть.
Музыкальный руководитель:
Ребята, вот и подходит к концу наше музыкальное занятие. Как вы думаете, Мы помогли нашему
другу с далекого острова узнать о Зиме?
Ответы детей…
Видеозапись звонка SKYPE:
«Дорогие ребята! Спасибо Вам огромное! Мы наконец-то узнали, что такое Зима и какая она
бывает! Благодаря Вам, мы узнали про снег, лед и снежинки и про веселые зимние забавы! Мы
обязательно приедем к Вам в Россию! Спасибо, до встречи!»
Музыкальный руководитель:
Ребята, Вы очень порадовали меня сегодня: все внимательно слушали музыку, дружно пели,
весело играли, красиво танцевали и правильно отвечали на все мои вопросы.
А теперь, давайте попрощаемся с нашими гостями, и наш любимый Паровоз-букашка
отвезёт вас в группу.
14. ♫
Дети
поют
распевку
«До
свидания»
(нисходящая
последовательность
по
мажорной гамме от 5-1 ступени).
♪ Под звучание песни «Паровоз- букашка», музыка А.Ермолова,
слова А.Морозова - дети «уезжают» из зала.
6
7