Автор: Степочкина Анна Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№99"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности организации проектной деятельности на уроках музыки как средства развития познавательных УУД в начальной общеобразовательной школе.
Раздел: начальное образование
Особенности организации проектной деятельности на уроках музыки
ка к
с р едс тва
р а з вития
по з на вате ль ны х
УУД
в
н ач а л ь н о й
общеобразовательной школе
На
протяжении
вот
уже
нескольких
лет
трудно
представить
педагогическую деятельность без творческих проектов учащихся.
Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем музыки, и,
зная запросы обучающихся в современном мире, мы и применяем в своей
работе технологию проектного обучения.
В
наше
время
возникла
острая
необходимость
в
творческом
развитии
подрастающего поколения. Так как творчество немыслимо без познавательной
активности
современное
школьное
образование
не
возможно
без
исследовательской работы учащихся.
Проектная
деятельность
учащихся
организованная,
как
средство
активизации
познавательной
деятельности,
развития
креативности,
исследовательских
умений
является
неотъемлемой
частью
учебно-
воспитательного процесса в свете новых образовательных стандартов.
Основной целью работы с учащимися мы видим в развитии креативности,
в создании не стандартных уроков (урок – концерт, урок – игра, урок – конкурс,
урок – путешествие, творческая гостиная, музыкальный салон), в ходе которых,
реализуется много интересных проектов.
Перед собой учитель всегда ставит задачу: как заинтересовать учащихся,
как
«влюбить»
их
в
предмет?
Ведь
критерием
успешности
обучения
становиться не только результативность в изучении учебных предметов, но и
отношение
ученика
к
возможностям
собственного
познания,
приобретения
личностного
опыта
в
процессе
обучения
нестандартными
средствами,
стремлением самостоятельно добывать и использовать новые знания.
Музыка
–
это
особенный
предмет,
предмет
искусства,
на
котором
господствуют методы педагогики искусства и различные формы творческой
деятельности, которые помогают раскрывать творческий потенциал детей и все
это прекрасно сочетается и реализуется и в проектной деятельности.
Анализируя свои уроки, наблюдая за детьми, мы видим, что учащимся
интересно
то,
что
прошло
через
их
индивидуальное
усилие.
Поэтому
исследовательская деятельность открывает обучающимся новые возможности
творческого
самовыражения
в
различных
формах
исполнительской
деятельности – хоровом пении, художественной импровизации, музыкально-
драматической театрализации.
Современное
представление
о
результатах
образования
–
это
самостоятельность
–
учебно-практическая,
социальная;
компетентности
в
разрешении
проблем,
в
принятии
решений
и
т.д.;
ответственность
и
инициативность. Такие результаты недостижимы иначе как через проектную
деятельность
школьников.
И
в
этом
смысле
проектная
деятельность
имеет
место на протяжении всего школьного обучения.
Проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни
ребенка; она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-
разному.
Проектная
деятельность
в
своем
развитии
проходит
ряд
качественных
этапов,
обусловленных
своеобразием
возрастного
развития
учащихся
(младший, средний, старший школьный возраст) и требующих особых средств
ее
освоения,
соответствующих
генезису
ведущей
деятельности
и
новообразованиям личности как основным линиям психического развития.
Рассмотрим психофизиологическое развитие ребёнка в возрасте 9 -10 лет.
В этом возрасте ребенок начинает понимать, что он представляет собой
некую
индивидуальность,
которая,
безусловно,
подвергается
социальным
воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять
себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные
понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе. В то же время он
знает,
что
отличается
от
других
и
переживает
свою
уникальность,
свою
«самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.
Основные новообразования школьника:
1. личностная рефлексия;
2. интеллектуальная рефлексия.
Личностная
рефлексия.
У
детей
в
возрасте
9
-
10
лет
продолжает
формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также
появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она
складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из
окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у
детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью,
теплотой и любовью.
Рефлексия
интеллектуальная.
Имеется
в
виду
рефлексия
в
плане
мышления. В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из
памяти
совершенствуется,
развивается
метапамять.
Дети
не
только
лучше
запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают.
9-10
лет
–
это
период
умственного
развития
–
период
конкретных
мыслительных
операций.
Мышление
ребенка
ограничено
проблемами,
касающимися
конкретных
реальных
объектов.
Эгоцентризм,
присущий
мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные
игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются,
прогнозируя результат.
На
поведение
и
развитие
детей
влияет
стиль
руководства
со
стороны
взрослых:
авторитарный,
демократический
или
попустительский
(анархический).
Дети
лучше
чувствуют
себя
и
успешнее
развиваются
в
условиях демократического руководства.
Дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти, всегда
одного с ними пола. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют
себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.
По-прежнему
много
времени
дети
уделяют
игре.
В
ней
развиваются
чувства
сотрудничества
и
соперничества,
приобретают
личностный
смысл
такие
понятия,
как
справедливость
и
несправедливость,
предубеждение,
равенство,
лидерство,
подчинение,
преданность,
предательство.
Игра
принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы,
секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы.
С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие
больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома.
Исходя
из
психофизиологических
особенностей
ребенка
9
-10
лет
новообразования
школьника
в
этот
период
его
развития
способствуют
использованию проектной деятельности на уроках.
Если
учитывать,
что
обучение
проектной
деятельности
начинается
с
младшего школьного возраста, то для создания проектной деятельности в 4– ом
классе ученик обладает следующими умениями:
- проблематизация – умение формулировать проблему после рассмотрения
какой-либо ситуации или явления;
- целеполагание – умение формулировать цель деятельности;
-
планирование
–
умение
формулировать
задачи,
определять
этапы,
исполнителей проекта;
-
анализ
результатов
и
рефлексия
–
умение
анализировать
результат
проекта;
- презентация и защита – умение представлять результаты выполненного
проекта
В рамках проектной работы на уроках музыки обучающиеся четвертого
класса сами формулируют гипотезу и проблему, цели и задачи, определяли
актуальность проблемы, последовательность работы, предполагают ожидаемые
результаты. За период проектной работы ребята выполняют ряд творческих
заданий:
- выразить в стихах гипотезу, проблему, вывод для использования их в
презентации;
- подобрать стихи, созвучные музыкальным произведениям;
- написать сочинение по прослушанному произведению;
- проанализировать музыкальные произведения;
- подобрать музыкальные произведения для озвучивания презентации.
Мы представляем урок с мини – проектом. Урок проводился в четвертых
классах,
которые
прошли
обучение
по
УМК
"Проектная
деятельность"
в
начальной школе.
Этот
курс
позволил
сформировать
готовность
учащихся
к
проектной
деятельности.
Цель начальной общеобразовательной школы – сформировать проектную
деятельность, как планируемый результат образования за курс основной школы.
Данная
цель
может
быть
реализована
на
предметном
содержании
различных
дисциплин,
как
в
урочном
режиме,
так
и
при
выполнении
внеурочных индивидуальных и групповых проектов.
У обучающихся четвертых классов в процессе нашей работы на уроке
происходила
дальнейшая
актуализация
умений
и
навыков
проектной
деятельности.
Образовательная цель:
Используя, знания по курсу «Музыка» по теме «Песня – наш вечный
спутник» продолжить формирование проектной деятельности у учащихся.
Ход урока:
- Погружение в проект;
- Организация деятельности;
- Деятельность по поиску способа решения проблемы;
- Презентация результатов проектной деятельности;
- Экспертное оценивание по номинациям результатов деятельности групп.
Далее
представлен
методический
паспорт
учебного
проекта
для
обучающихся 4 класса.
Таблица 1
Методический паспорт учебного проекта
Название проекта
«Нам песня строить и жить помогает»
ФИО разработчика проекта
А.В. Степочкина
Название образовательного
учреждения
МБОУ «СОШ№99»
Год разработки учебного
проекта
2018
Опыт использования
В четвертых классах.
Проблемная ситуация
В каждой песне, которая создаётся авторами,
есть определённая на данном историческом
этапе проблема, которая решается авторами
при создании музыкального произведения.
Песни – это отражение нашей жизни,
действительности. Есть песни, которые живут
долго, а есть песни, которые исчезают
достаточно быстро. Почему так происходит?
Проблема проекта
Как, каким образом на примере выбранной
песни доказать, что эта песня будет
сопровождать нас по жизни и не исчезнет со
временем
Цель
В каждой песне, которая создаётся авторами,
есть определённая на данном историческом
этапе проблема, которая решается авторами
при создании музыкального произведения.
Песни – это отражение нашей жизни,
действительности. Есть песни, которые живут
долго, а есть песни, которые исчезают
достаточно быстро. Почему так происходит?
Задачи – этапы – способы
- Организовать рабочие группы
решения
- Распределить роли в группе:
а) поэт
б) композитор
в) дирижер
г) музыковед
д) художник
- Выбрать с помощью жеребьёвки песню для
изучения
- Проанализировать выбранную песню
- Написать синквейн.
- Презентовать результаты работы и исполнить
один куплет песни.
Форма организации детей
Групповая
Ведущая деятельность
Творческий
Сфера применения
результатов
Культурологический
Социологический
Используемые технологии
Мультимедиа
Форма продуктов
проектной деятельности
Синквейн
Способ объединения
результатов на презентации
Конкурс
Виды презентации
Устный рассказ и исполнение песни
Класс или возраст детей
4 класс, 10 лет
Количество участников
46 человек
Предметная область
музыка
Состав участников
Одноклассный
Характер координации
Явный
Темы учебно-
тематического плана
предмета(ов)
«Песня – наш вечный спутник»
Время работы
Урок.
Цели обучения, развития,
воспитания
Обобщить знания учащихся о музыкальном
жанре – песня. Продолжить формирование
проектной деятельности.
Развитие музыкальной культуры, понимания
жанров в музыке.
Воспитание любви к русской песне, гордости
за музыкальное богатство Родины,
толерантного отношения между участниками
группы.
Стартовый уровень
обученности и
сформированности ЗУН и
специфических умений
Сформировано понятие о песне, как
музыкальном жанре, сформированы умения
целеполагания, коммуникативного
взаимодействия на общий результат, умение
работать по предложенному плану, в
соответствии с предложенной ролью,
презентации результатов деятельности.
Приращение в ЗУН и
специфических умениях
Актуализация умений проблематизации,
предвидение конечного результата
деятельности.
Режим работы
(организационная форма)
урок
Техническое оснащение
Мультимедийный комплекс
Учебно-методическое
оснащение
Тексты предлагаемых песен.
Информационное
оснащение
Алгоритм составления синквейна.
Кадровое оснащение
Комментарий
Уроки прошли в благоприятной атмосфере,
вызвали большой интерес учащихся,
подтвердили сформированность отдельных
умений проектной деятельности.
Далее составлена схема проектного урока (таблица 2).
Таблица 2
Схема проектного урока
Параметры
Описанию подлежит:
Тема урока
«Нам песня строить и жить помогает»
Тематический блок учебного
плана, содержащий урок
«Песня – наш вечный спутник»
Тип урока
Обобщающий
Состав учащихся
Класс
Название проекта
«Нам песня строить и жить помогает».
Соотнесение проекта с
уроком
Проект внутри урока.
Форма организации
осуществления проекта
Групповая
Цели и задачи:
обучения
развития
воспитания
Обобщить знания учащихся о музыкальном
жанре – песня. Продолжить формирование
проектной деятельности.
Развитие музыкальной культуры, понимания
жанров в музыке.
Воспитание любви к русской песне,
гордости за музыкальное богатство Родины,
толерантного отношения между
участниками группы.
проектные умения:
стартовые
формируемые
развиваемые
Целеполагания, коммуникативные
взаимодействия на общий результат и
презентация.
2. Проблематизация.
3. Презентативные умения.
Мотивация проектной
деятельности
Происходит в процессе предъявления
проблемной ситуации как самостоятельный
выбор песни при предъявлении учителем
новой формы презентации.
Обеспечение
Мультимедиа комплекс, фортепиано,
музыкальный центр.
Продукт проектной
деятельности
Текст синквейна.
Форма презентации
результатов
Синквейн.
Поощрение
Вручение медалей по номинациям.
Оценивание
Не производилось.
Далее
в
таблице
3
представлен
ход
урока
в
соответствии
с
этапами
проектирования.
Таблица 3
Ход урока
Этап, время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Погружение в
проект
Учитель предъявляет
проблемную ситуацию,
демонстрируя презентацию и
музыкальные фрагменты. В
интерактиве с детьми
формирует проблему и цель
проектирования
Учащиеся в процессе
интерактивной
деятельности совместно
с учителем формируют
и присваивают
проблему и цель
проектирования.
II. Организация
работы над
проектом
Организация работы групп
происходила по цветовому
сигналу и осуществлялась до
предъявления проблемной
ситуации. Учитель совместно с
детьми разрабатывает план
деятельности в виде задач и
производит случайный выбор
песни для изучения. Обозначает
ролевое взаимодействие в
группах. Учитель представляет
перечень наводящих вопросов
для проведения анализа песни.
Учитель даёт учащимся
Учащиеся присваивают
план деятельности и
своё ролевое участие в
группе.
алгоритм составления
синквейна.
III. Работа над
проектом
Учитель осуществляет по
запросу педагогическую
помощь при осуществлении
деятельности, ненавязчиво
консультирует и наблюдает за
работой.
Учащиеся
осуществляют
деятельность в
соответствии с
задачами, ролью с
использованием перечня
вопросов для анализа
песни.
IV. Презентация
результатов
Учитель выступает в роли
эксперта качества презентации
в соответствии с номинациями
Учащиеся исполняют
песни и презентуют
синквейны.
V. Самооценка
Не производилась.
Не производилась.
В
процессе
проектирования
урока
учитель
предусматривает,
какие
проектные умения он хочет актуализировать или сформировать в процессе
урока.
И ещё один урок, построенный с использованием технологии проектного
обучения, который проводился в музее школы «Школьная планета»:
Пояснительная записка к уроку музыки 4 класс по теме «Песня о школе –
верный спутник в жизни человека».
Краткая аннотация урока.
Данный урок в 4 классе является обобщающим по теме: «Древний союз»,
«Слово и музыка».
В процессе обучения в 4 классе должны быть сформированы следующие
УУД при изучении курса «Музыка».
Личностные УУД:
–формирование
основ
гражданской
идентичности
путём
знакомства
с
героическим
историческим
прошлым
России
и
переживания
гордости
и
эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии
и эстетической восприимчивости;
- формирование способностей творческого освоения мира в различных
видах и формах музыкальной деятельности.
Регулятивные УУД:
-
умение
определять
проблему,
ставить
учебные
цели,
проверять
достижимость целей с помощью учителя;
- умение действовать по заданному алгоритму;
- осуществлять констатирующий контроль по результату действия.
Познавательные УУД:
- дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически
оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- овладение навыками ознакомительного чтения, умение выделять главное
и второстепенное в тексте;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;
-
постановка
и
формулирование
проблемы,
самостоятельное
создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
- умение договариваться, находить общее решение;
- умение «слышать другого»;
-
способность
сохранять
доброжелательное
отношение
друг
к
другу
в
ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра
по деятельности;
-
построение
совместной
деятельности
и
поиск
в
процессе
учебных
ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.
-
В
нашем
образовательном
учреждении
успешно
работает
школьный
музей.
Об
истории
развития
нашей
школы
рассказывает
экспозиция
музея
«Школьная планета».
На уроках музыки мы разучили три школьных гимна:
- «Гимн школы» музыка О. Митяева, слова. В. Куманиной.
- «Гимн ЦО» музыка Д. Окопного, слова М. Ляндо.
- «Вальс гимназиста» музыка Е. Крыловой, слова П. Иванова.
и песню «Школьный корабль» музыка Г. Струве, слова К. Ибряева.
При разработке сценария обобщающего урока пришла идея провести его в
форме урока – экскурсии с элементами проектной деятельности.
В
пространстве
такого
урока
не
только
происходит
формирование
не
только предметных ЗУН, но и формируются УУД и проектная деятельность в
целом.
Воспитательная цель такого урока – формирование основ гражданской
идентичности путём знакомства с историей развития школы и переживания
гордости
и
эмоциональной
сопричастности
к
истории
и
действительности
школы, где мы учимся.
Формирование
способностей
творческого
освоения
мира
в
различных
видах и формах музыкальной деятельности.
Используется
компьютер,
экран
для
показа
презентации,
фортепиано,
экспонаты экспозиции музея «Школьная планета».
Урок
–
обобщение
использован
также
для
формирования
проектной
деятельности в соответствии с требованием ФГОС. Учитель на погружении в
проект совместно с детьми в интерактиве рассматривает проблемную ситуацию,
сужает
её
до
проблемы,
формулирует
цель.
Далее
идет
обсуждение
плана
группового взаимодействия на уроке для получения результата проектирования.
Оценивание
деятельности
групп
проходит
в
соответствии
с
предложенными
номинациями.
Обобщающим
итогом
урока
является
коллективное исполнение песни «Школьный корабль».
План-сценарий урока.
«Песня о школе – верный спутник в жизни человека».
Цель:
Образовательные:
Предоставить
учащимся
возможность
получения
практической информации по теме «История возникновения песен о школе».
Пробудить познавательную активность и творчество.
Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной
деятельностью учащихся.
Повысить интерес к предмету.
Развивающие: формирование первичных умений проектной деятельности.
Развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного
интереса
Воспитательные:
воспитание
бережного
отношения
к
музыке,
к
слову,
культуры коммуникации при фронтальной, групповой работе.
Оборудование:
- Фортепиано
- Экспонаты музея «Школьная планета»
- Ноутбук.
- Мультимедиацентр.
Структура урока.
1. Объявление темы урока.
2. Погружение в проект.
3. Организация деятельности
4. Деятельность по плану.
5. Рефлексия проделанной деятельности.
6. Итог урока.
Ход урока.
Дети заранее поделены на команды: 3 команды по 7 человек (при делении
на команды смотреть уровень подготовленности учащихся)
1.Объявление темы урока. Учитель объявляет тему урока.
Тема урока: «Школьная песня – верный спутник в жизни человека».
2. Погружение в проект
Учитель предъявляет проблемную ситуацию:
В каждой песне, которая создаётся авторами, есть определённая на данном
историческом
этапе
проблема,
которая
решается
авторами
при
создании
музыкального произведения. Песни – это отражение нашей школьной жизни, её
истории, её действительности.
Совместно с детьми учитель сужает проблемную ситуацию до проблемы и
цели путем интерактивной беседы.
Проблема:
«Как,
каким
образом
на
примере
выбранной
песни
доказать,
что
она
отражала жизнь нашей школы на определённом этапе её развития?»
Цель:
«Составить синквейн, который докажет, что песня, выбранная группой,
отражала жизнь нашей школы на определённом этапе её развития».
3.Организация деятельности:
Учитель: Распределяет раздаточный материал. Знакомит с экскурсоводом.
Выбирает
с
помощью
жеребьевки
песни.
Напоминает,
что
каждая
пеня
соответствует определенному разделу музея «Школьная планета». Знакомит с
номинациями.
Учитель
совместно
с
учениками
составляет
план
групповой
деятельности.
4.Деятельность по плану:
1. Группы, совместно с экскурсоводом рассматривают экспозиции музея и
исполняют выбранные песни согласно тематике экспозиции.
2.
По
окончанию
экскурсии
учитель
предлагает
группам
составить
синквейн о выбранной песне.
5. Рефлексия проделанной деятельности:
Рефлексия
заключается
в
презентации
группового
синквейна.
По
окончании презентации учитель как эксперт оценивает деятельность групп и
вручает медали по номинациям.
6. Итог урока. Учитель совместно с учениками благодарит экскурсовода за
интересную экскурсию. Класс вместе с учителем исполняет песню «Школьный
корабль» и оставляет запись со словами благодарности в книге отзывов.
Далее мы составили технологическую карту урока (таблица 4).
Урок: музыка
Тема урока: «Песня о школе – верный спутник в жизни человека».
Таблица 4
Технологическая карта урока
Цели для ученика
Обучающие: формирование умений
анализа музыкального произведения;
формирование первичных умений
проектной деятельности;
Развивающие: развитие логического
мышления, коммуникативных
умений, познавательного интереса.
Воспитывающие: воспитание
бережного отношения к музыке, к
слову, культуры коммуникации при
фронтальной, групповой работе.
Цели для учителя
Образовательные: обобщение
понятий песня, текст песни, музыка
песни, музыкально – выразительные
средства.
Развивающие: формирование
первичных умений проектной
деятельности. Развитие логического
мышления, коммуникативных
умений, познавательного интереса
Воспитательные: воспитание
бережного отношения к музыке, к
слову, культуры коммуникации при
фронтальной, групповой работе.
Тип урока. Урок обобщение –
экскурсия с элементами проектной
деятельности.
Форма урока
Экскурсия с элементами проектной
деятельности.
Опорные понятия, термины
Песня
Мелодия
Ритм
Темп
Фразировка
Динамика
Текст
Новые понятия
Синквейн
Проблемная ситуация
Проблема
Цель
Задачи
Результат
Номинация
Формы контроля:
Групповой синквейн.
Домашнее задание
Не задано.
Используемое оборудование
Фортепиано, ноутбук,
мультимедийный проектор.
Раздаточные материалы на печатной
основе.
Музейные экспонаты
Дополнительная литература
Не использовалась.
Таблица 4 (продолжение)
Этап урока
Деятельно
сть
учителя
Деятельн
ость
ученика
Использу
емые
методы,
приемы,
формы
Формируем
ые УУД
Результат
взаимодейс
твия
(сотруднич
ества)
Мотивация
Погружени
е в проект.
Организац
ия работы
в музее.
5-6 минут.
Предъявле
ние
проблемно
й
ситуации.
Мотивация
учебной
деятельнос
ти,
создание
эмоционал
ьной
обстановк
и при
совместно
м
формулиро
вании
проблемы
и цели
урока.
Группы
получаю
т
раздаточ
ный
материал
,
принима
ют
проблем
ную
ситуаци
ю,
совместн
о с
учителем
формули
руют
проблем
у и цель
деятельн
ости
Словесна
я форма.
Постанов
ка
проблемн
ого
вопроса,
подводящ
ий к теме
диалог.
Личностные:
самоопредел
ение;
регулятивны
е:
целеполаган
ие;
коммуникати
вные:
планировани
е учебного
сотрудничес
тва с
учителем и
сверстникам
и.
Психологи
ческий
настрой
учителя и
учащихся.
Восприятие
разных
форм
искусства.
Эмоционал
ьный
отклик
организаци
Объяснени
Определ
Фронталь
Личностные:
Умение
онный
момент.
3минуты.
е
целеполага
ния урока
при
осмотре
экспозици
и музея.
Организац
ия работы
в группах.
Уточнение
понимания
учащимис
я
поставлен
ных целей
урока.
ение
цели
учебной
деятельн
ости.
Распреде
ление
ролей.
ная,
эвристич
еская
беседа.
Смыслообра
зование
организуемо
й
деятельност
и;
познаватель
ные:
работа с
ассоциациям
и;
коммуникати
вные:
изложение
своего
мнения,
подтвержден
ие его
фактами.
делать
сопоставит
ельный
анализ
Групповая
деятельнос
ть на уроке
15 минут
Организац
ия работы
в группах
при
осмотре
экспозици
и музея.
Работа в
группах,
исполнен
ие песен
о школе
в
соответс
твии с
этапами
экспозиц
Группова
я работа.
Практиче
ский
метод.
Приём
познавате
льной
активност
и через
Личностные:
ориентация
в
социальных
ролях и
межличност
ных
отношениях;
познаватель
ные:
Вырабатыв
ать
уважительн
ое
отношение
друг к
другу при
работе в
группах и
при отчётах
ии музея.
Составле
ние
синквейн
а.
творческо
е задание.
экспозиц
иями
музея,
раздаточн
ым
материал
ом.
представлен
ие
информации
в разных
формах;
регулятивны
е:
поиск и
выделение
необходимой
информации,
умение
строить
речевое
высказывани
е;
коммуникати
вные:
инициативно
е
сотрудничес
тво в поиске
и выборе
информации,
изложение
своего
мнения,
уважительно
е отношение
групп.
Эмоционал
ьный
отклик.
к чужой
позиции
IV.
Проведени
е –
рефлексии,
оценивани
е
деятельнос
ти по
номинация
м.
15 минут
1.Выявлен
ие
осознанно
сти
восприяти
я
музыкальн
ых
произведе
ний.
2.Осущест
вление
обобщения
знаний по
результата
м
предъявле
ния
синквейна.
Презента
ция
результат
ов
группово
й
деятельн
ости в
виде
синквейн
а.
Работа в
группах,
выбор
человека,
который
сможет
обобщить
сказанное
.
Личностные:
самопроверк
а и
взаимопрове
рка;
регулятивны
е:
контроль,
оценка,
коррекция;
познаватель
ные:
общеучебны
е – умение
структуриро
вать знания,
выбор
наиболее
эффективны
х способов
решения
задания,
умение
осознанно
строить
письменное
высказывани
Развитие
умения
составлять
монологиче
ское
высказыван
ие,
выслушива
ть и
принимать
во
внимание
чужое
мнение
е;
коммуникати
вные:
контроль,
коррекция,
оценка
действий
партнёра.
v. Этап
завершени
я урока.
Подведени
е итога
урока.
5-6 минут
1.Организу
ет
исполнени
е песни
«Школьны
й
корабль».
Исполне
ние
песни.
Группова
я
деятельно
сть.
Коммуникат
ивные:
инициативно
е
сотрудничес
тво в поиске
и выборе
информации.
Проявление
толерантно
сти.
Анализ
возможности
формирования
УУД
и
элементов
проектной
деятельности на уроках музыки с мини проектами можно провести путем
тестирования.
Для
мониторинга
сформированности
уровня
умений
проектной деятельности использовались тексты тестов из курса «Проектная
деятельность» – авторы Н.Ю. Пахомова, И.В. Суволокина, И.В. Денисова
(приложение 1).