Автор: Гайфуллина Фирюза Рафаиловна
Должность: методист заочного отделения, преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РБ Башкирский республиканский колледж культуры и искусства
Населённый пункт: город Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Лекция – визуализация как метод активного обучения в профессиональном образовании"
Раздел: среднее профессиональное
Лекция – визуализация как метод активного обучения
в профессиональном образовании.
Процесс обучения в профессиональных учебных заведениях проектируется и организу-
ется как принцип связи теории с практикой.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионально-
го образования предполагают, в частности, увеличение объема роли самостоятельной работы
студентов, широкое применение активных методов обучения и широкий спектр оценочных
средств.
Лекция-визуализация является одним из активных, перспективных методов обучения.
Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной дея-
тельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической дея -
тельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но ак-
тивны и студенты.
Е.В. Зарукина в своей работе, отмечает, что современные активные методы обучения –
это методы, направленные на активизацию мышления обучаемых, характеризующиеся высо-
кой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного процесса,
и позволяющие:
1. Активизировать и развивать познавательную и творческую деятельность обучаемых;
2. Повышать результативность учебного процесса;
3. Формировать и оценивать профессиональные компетенции, особенно в части органи -
зации и выполнения коллективной работы.
Лекция-визуализация является результатом нового использования принципа наглядно-
сти, содержание которого меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки,
форм и методов активного обучения.
Психологические и педагогические исследования показывают, что наглядность не толь -
ко способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и поз -
воляет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых
явлений.
Лекция-визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информа-
цию в визуальную форму и наоборот, формирует у них профессиональное мышление за счет
систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обу -
чения.
Процесс визуализации является свертыванием мыслительных содержаний, включая
разные виды информации, в наглядный образ; будучи воспринят, этот образ, может быть, раз-
вернут и служить опорой для мыслительных и практических действий.
Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому лек-
ция-визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в от -
личие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, син-
теза, обобщения, свертывания или развертывания информации, то есть с включением актив-
ной мыслительной деятельности. Задача преподавателя использовать такие формы наглядно -
сти, которые не только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись носителя-
ми информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень
мыслительной активности студента.
Подготовка лекции преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструиро-
вать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для пред -
ставления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки,
чертежи и тому подобное).
Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию
имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разре-
шения; демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познава-
тельной и профессиональной деятельности.
Как отмечает В.И. Евдокимов, использование наглядного материала на лекции (на -
турального, изобразительного, символического) способствует глубокому пониманию и
усвоению материала, активизирует мыследеятельность слушателей, так как позволяет со-
здавать ассоциативные цепочки и сокращает время для передачи и восприятия материала.
При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида наглядности к друго -
му может теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом,
так как позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах и особенно-
стях содержания лекции, способствовать его пониманию и усвоению.
Визуальные средства создают особую пространственную среду для познавательной дея-
тельности, стимулируют и обогащают ее.
В лекции-визуализации важна определенная наглядная логика и ритм подачи учебно -
го материала.
Для этого можно использовать комплекс технических средств обучения, рисунок, в
том числе с использованием гротескных форм, а также цвет, графику, сочетание словесной
и наглядной информации.
Также очень важна дозировка использования материала, мастерство и стиль общения
преподавателя со студентами.
Таким образом, эффективность воздействия учебного материала на студенческую
аудиторию во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала.
Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способ -
ствует интенсификации процесса его усвоения.
Исходя из вышеизложенного, хотелось бы отметить, что используемые на лекциях-визу-
ализациях схемы, опорные конспекты, таблицы способствуют развитию таких мыслительных
операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, вызывает интерес к изучению темы,
способствуют воспитанию самостоятельности студентов, их продуктивной деятельности.
Список литературы
1.
Беленкова И.В. Дистанционные образовательные технологии как один из основных
видов современной образовательной технологии // Инновации в профессиональном и про -
фессионально-педагогическом образовании: материалы 20 Всероссийской научно-практиче-
ской конференции, Екатеринбург, 22–23 апреля 2015г. - Том I. 355 с.
2.
Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и примене-
нию: учеб-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ,
2010. – 59 с.
3.
Хмаро Н.В. Лекция как ведущий метод изложения учебного материала (метод.
пособие для преподавателей). – Ярославль: Аверс Плюс, 2006.