Напоминание

"Лекция – визуализация как метод активного обучения в профессиональном образовании"


Автор: Гайфуллина Фирюза Рафаиловна
Должность: методист заочного отделения, преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РБ Башкирский республиканский колледж культуры и искусства
Населённый пункт: город Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Лекция – визуализация как метод активного обучения в профессиональном образовании"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Лекция – визуализация как метод активного обучения

в профессиональном образовании.

Процесс обучения в профессиональных учебных заведениях проектируется и организу-

ется как принцип связи теории с практикой.

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионально-

го образования предполагают, в частности, увеличение объема роли самостоятельной работы

студентов, широкое применение активных методов обучения и широкий спектр оценочных

средств.

Лекция-визуализация является одним из активных, перспективных методов обучения.

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной дея-

тельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической дея -

тельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но ак-

тивны и студенты.

Е.В. Зарукина в своей работе, отмечает, что современные активные методы обучения –

это методы, направленные на активизацию мышления обучаемых, характеризующиеся высо-

кой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного процесса,

и позволяющие:

1. Активизировать и развивать познавательную и творческую деятельность обучаемых;

2. Повышать результативность учебного процесса;

3. Формировать и оценивать профессиональные компетенции, особенно в части органи -

зации и выполнения коллективной работы.

Лекция-визуализация является результатом нового использования принципа наглядно-

сти, содержание которого меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки,

форм и методов активного обучения.

Психологические и педагогические исследования показывают, что наглядность не толь -

ко способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и поз -

воляет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых

явлений.

Лекция-визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информа-

цию в визуальную форму и наоборот, формирует у них профессиональное мышление за счет

систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обу -

чения.

Процесс визуализации является свертыванием мыслительных содержаний, включая

разные виды информации, в наглядный образ; будучи воспринят, этот образ, может быть, раз-

вернут и служить опорой для мыслительных и практических действий.

Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому лек-

ция-визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в от -

личие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, син-

теза, обобщения, свертывания или развертывания информации, то есть с включением актив-

ной мыслительной деятельности. Задача преподавателя использовать такие формы наглядно -

сти, которые не только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись носителя-

ми информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень

мыслительной активности студента.

Подготовка лекции преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструиро-

вать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для пред -

ставления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки,

чертежи и тому подобное).

Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию

имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разре-

шения; демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познава-

тельной и профессиональной деятельности.

Как отмечает В.И. Евдокимов, использование наглядного материала на лекции (на -

турального, изобразительного, символического) способствует глубокому пониманию и

усвоению материала, активизирует мыследеятельность слушателей, так как позволяет со-

здавать ассоциативные цепочки и сокращает время для передачи и восприятия материала.

При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида наглядности к друго -

му может теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом,

так как позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах и особенно-

стях содержания лекции, способствовать его пониманию и усвоению.

Визуальные средства создают особую пространственную среду для познавательной дея-

тельности, стимулируют и обогащают ее.

В лекции-визуализации важна определенная наглядная логика и ритм подачи учебно -

го материала.

Для этого можно использовать комплекс технических средств обучения, рисунок, в

том числе с использованием гротескных форм, а также цвет, графику, сочетание словесной

и наглядной информации.

Также очень важна дозировка использования материала, мастерство и стиль общения

преподавателя со студентами.

Таким образом, эффективность воздействия учебного материала на студенческую

аудиторию во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала.

Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способ -

ствует интенсификации процесса его усвоения.

Исходя из вышеизложенного, хотелось бы отметить, что используемые на лекциях-визу-

ализациях схемы, опорные конспекты, таблицы способствуют развитию таких мыслительных

операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, вызывает интерес к изучению темы,

способствуют воспитанию самостоятельности студентов, их продуктивной деятельности.

Список литературы

1.

Беленкова И.В. Дистанционные образовательные технологии как один из основных

видов современной образовательной технологии // Инновации в профессиональном и про -

фессионально-педагогическом образовании: материалы 20 Всероссийской научно-практиче-

ской конференции, Екатеринбург, 22–23 апреля 2015г. - Том I. 355 с.

2.

Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и примене-

нию: учеб-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ,

2010. – 59 с.

3.

Хмаро Н.В. Лекция как ведущий метод изложения учебного материала (метод.

пособие для преподавателей). – Ярославль: Аверс Плюс, 2006.



В раздел образования