Автор: Абдулбекова Лайлахан Герейхановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: НРМ ДОБУ "ЦРР- д/с "Теремок"
Населённый пункт: пгт. Пойковский Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: LEGO- влияние на развитие мелкой моторики и интеллектуальных способностей детей в младшем дошкольном возрасте.
Раздел: дошкольное образование
Нефтеюганское районное муниципальное
дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка- детский сад "Теремок""
Доклад на тему:
LEGO- влияние на развитие мелкой моторики и
интеллектуальных способностей детей в младшем
дошкольном возрасте.
Подготовила:
Абдулбекова Л.Г.
Сегодня всё чаще родители могут услышать от воспитателя детского
сада,
что
у
их
ребёнка
недостаточно
развита
мелкая
моторика.
И
действительно, в настоящее время отмечается, что у современных детей
слабо развита мелкая моторика рук по сравнению с прошлыми поколениями.
Если раньше больше приходилось делать с помощью рук: зашнуровывать
ботинки,
вручную
перебирать
крупу,
самостоятельно
вязать,
застёгивать
пуговицы на куртке и так далее.
Сегодня же практически вся детская обувь на липучках, крупа продаётся
уже
в
чистом
виде,
вязаные
изделия
можно
без
проблем
приобрести
в
магазинах,
а
пуговицы
на
куртках
сменились
липучками
и
заклёпками.
Конечно, всё это очень удобно, но это серьёзный минус для развития мелкой
моторики наших детей.
Что же такое мелкая моторика и почему она так важна для детей?
Мелкая
моторика-это
совокупность
скоординированных
действий
мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со
зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и
пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется
такой термин как «ловкость».
Есть
много
средств,
помогающих
развивать
мелкую
моторику.
И
сегодня я хочу рассказать вам об одном из них - ЛЕГО конструирование.
На
протяжении
многих
лет
конструкторы
Лего
остаются
самыми
популярными и востребованными, в них влюблены дети всей планеты. Лего
является самым известным конструктором в мире.
Для
первого
знакомства
с
новым
материалом
важно
предоставить
достаточно свободного места, так, чтобы в середине размещалось большое
количество деталей, а вокруг свободно действовали дети. Как показывает
опыт, дети вначале не склонны рассматривать детали: они сразу же начинают
их объединять, пытаясь что-то сделать.
Большое
значение
в
этом
возрасте
имеет
приобщение
детей
к
складыванию деталей конструктора Лего в коробки. При этом детям можно
предложить разные виды игры. Например: собери по цвету, кто быстрее
соберет в коробочку. Детям так же можно включать видео-ролик, обучающий
к дисциплине и порядку.
Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а,
видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к
следующему, более сложному этапу обучения.
И самым интересным является то, что дети ощущают себя настоящими
конструкторами и думают, что до них ничего подобного никто не создавал.
Малыши растут, играя, приобретая навыки, учась проектировать и строить
различные здания, собирать машинки или необычные механизмы. Каждый
раз, перебирая детали конструктора, дети стараются разделять предметы,
различать их по цвету, формам, размерам. В таком процессе нужно проявить
выдержку, терпение, научиться усидчивости и стараться всё доводить до
конца. Это дисциплинирует и делает детей ответственными.
Известно,
что
детские
конструкторы
положительно
влияют
на
эмоциональное развитие ребёнка, увлечённый ребёнок более спокойно на всё
реагирует. Усердие и старание малыша идёт ему на пользу, он развивает
мелкую моторику, проговаривая свои действия, учится правильно говорить.
Игра "Волшебная дорожка".
Цель игры: закрепить цвет и форму. Дети сидят в кругу (вокруг стола),
у каждого ребенка есть конструктор. Дети делают ход по кругу. Первый
кладет любой кирпичик, а последущие кладут кирпичик такого же цвета,
либо такой же формы.
Игра "Чудесный мешочек".
Цель игры: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную и
тактильную память. В мешочке находятся несколько деталей конструктора
Лего. Ребенку необходимо определить цвет и форму деталей. Или педагог
называет детали Лего, а ребенок на ощюпь определяет его.
Играя в LEGO дети:
1.Развивают мелкую моторику рук стимулирующие в будущем общее речевое
развитие и умственные способности
2.Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве
3.Развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление.
4.Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить.
5 . Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать
свой и чужой труд.
Всех вариантов применения конструктора не перечислить. Его можно
использовать как строительный, раздаточный, счётный материал. Незаменим
он и для сюжетно-ролевых игр
"Новый год стучит к нам в двери".
Цель: расширить и закрепить знания детей об обычаях и традициях
празднования Нового года в нашей стране.
Воспитатель задает детям вопросы "Что такое Новый год?", "Где живет
Дед Мороз?". Проводит беседу с детьми: "Как люди в Новый год поздравляют
друг друга?". И предлагает отправиться в мастерскую Деда Мороза. Дети
вместе с воспитателем садятся на волшебный ковер-самолет и отправляются
в путь. В творческой мастерской воспитатель говорит детям о том, что до
Нового года осталось очень мало времени, а заявок от ребят очень много.
Предлагает помочь дедушке собрать игрушки из Лего и отправить их ребятам
и поиграть в сюжетно-ролевую игру "Помощники Деда Мороза".
Зачастую дети не хотят играть сидя за столом: и тут снова выручает
конструктор. Его можно расположить не только на столе, но и на полу на
ковре, ребёнку во время занятия нет необходимости сохранять статичную
сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
И наконец, конструктор безопасен: нет риска порезаться, попасть в глаз
карандашом или проглотить ядовитый химический состав, например, клей. У
ребёнка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для
занятий в дошкольных учреждениях. Игры Лего здесь выступают способом
исследования и ориентации ребёнка в реальном мире. Дети учатся с момента
рождения. Они прикасаются к предметам, берут их в руки, передвигают - и
так исследуют мир вокруг себя. Для детей в возрасте от трех до шести лет
основой обучения должна быть игра - в её процессе малыши начинают
подражать
взро слым,
пробовать
свои
силы,
ф а н т а з и р о в а т ь ,
экспериментировать. Игра предоставляет детям огромные возможности для
физического, эстетического и социального развития.
Для
наборов
Лего
характерны
высочайшее
качество,
эстетичность,
необычная
прочность,
безопасность.
Широкий
выбор
кирпичиков
и
специальных деталей даёт детям возможность строить всё, что душе угодно.
Не зря существует выражение, что наш ум – находится на кончиках наших
пальцев.
Поэтому
если
мы
хотим,
чтобы
наши
дети
были
умными
и
способными, то необходимо развивать мелкую моторику!