Автор: Читадзе Анастасия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 89 "Крепыш"
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО - Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД по речевому развитию в средней группе по теме "Пересказ рассказа Л. Толстого "Пришла весна"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 89
детский сад «Крепыш»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию
в средней группе «Аленький цветочек»
Тема: «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пришла весна»»
Воспитатель: Читадзе Анастасия Александровна
г. Сургут
Тема занятия: «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пришла весна»
Место проведения: группа.
Образовательная
область:
речевое
развитие
(пересказ
рассказа,
развитие
речи).
Цель: обучение детей последовательному пересказу с опорой на схему.
Задачи:
Образовательные:
Учить
отвечать
на
вопросы
предложениями
из
2-3
слов;
образовывать
существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Развивающие:
Развивать
зрительную,
слуховую
память,
диалогическую
и
связную
речь;
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональное восприятие литературного произведения;
интерес к
весне,
как
ко
времени
года,
замечать
изменения
и
сравнивать
с
другими
временами года.
Материал к занятию: текст рассказа, опорные картинки – схема, портрет Л. Н.
Толстого, сюжетные картинки по теме «Весна» - индивидуальные наборы, мяч.
Предварительная
работа:
наблюдения
на
прогулках,
рассматривание
иллюстраций, чтение стихов о весне
Ход занятия:
1.
Организационный
момент
(дети
под
руководством
воспитателя
выполняют
движения и рассаживаются на стульчики):
Здравствуй, солнце (руки вверх).
Здравствуй, Земля (приседают).
Здравствуйте, мои друзья (руки вперед)
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
2.
Подготовка к восприятию текста
а) Дидактическая игра «Назови весеннее слово»: сосульки, капель, ручьи...
б) Дидактическая игра «Отбери признаки весны» ( индивидуальные наборы картинок,
дети поднимают картинки с признаками весны):
3.
Первичное чтение рассказа
–
Ребята,
я
вам
прочитаю
небольшой
рассказ
«Пришла
весна».
Написал
его
Лев
Николаевич Толстой (показать портрет писателя).
Лев Николаевич – русский писатель. Он жил более ста лет назад. Но до сих пор его книги
читают взрослые и дети: о войне, о животных, о добре и зле…Толстой написал много
произведений для детей, в том числе и рассказы…Еще он открыл школу в Ясной Поляне,
чтобы научить детей читать и писать. И сам преподавал в ней. Итак, слушаем рассказ
«Пришла весна» …
Пришла весна.
Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по
воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, ничего впереди себя не видали и в лужу
упали…
4.
Беседа
по
содержанию (воспитатель
корректирует
ответы
детей,
выставляет
опорные картинки – выстраивает схему)
- Какое время года наступило? (Наступила весна.)
- Что сделали дети? (Дети сделали лодочку.)
- Из чего они сделали лодочку? (Лодочку сделали из дощечек.)
- Куда они пустили лодочку? (Лодочку пустили по воде.)
- Лодочка плыла или стояла на воде? (Лодочка плыла.)
- Что делали дети? (Дети бежали.)
- Чем закончился рассказ? (Дети упали в лужу.)
5.
Игра с мячом «Назови ласково» (дети стоят в кругу).
Совершенствование
умения
образовывать
существительные
с
уменьшительно-
ласкательными суффиксами: Дерево-деревце, Ветка-веточка, Вода-водичка, лужа-лужица,
солнце-солнышко, забор-заборчик, ручей-ручеёк, улица-улочка.
6.
Повторное чтение рассказа и его пересказ.
Пересказ рассказа детьми с опорой на схему. Дети пересказывают рассказ по одному,
прием «первый начинает, второй продолжает…»
7.
Итог.
- Молодцы, ребята, ничего не забыли. Давайте посмотрим ещё раз на потрет, кто это?
(Лев Николаевич Толстой)
- Как называется рассказ? («Пришла весна»)
- Вам понравился рассказ? (Ответы детей)
- А вечером мы с вами сделаем кораблики из бумаги и вы сможете их пускать в ручейках.
Литература:
Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем.
Средняя
группа.
Учебно-методическое
пособие.
Лебедева
Л.В,
Козина
И.В,
Кулакова
Т.В
и
др.
Центр
педагогического
образования,
Москва,
2008.
Н.С.
Голицына средняя группа.