Напоминание

"Воспитание образного мышления у младших школьников на уроках фортепиано"


Автор: Кузаева Ирина Андреевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ гимназия №28
Населённый пункт: г. Кострома
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание образного мышления у младших школьников на уроках фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы

«Гимназия № 28»

«Воспитание образного мышления у младших школьников

на уроках фортепиано»

Автор: Кузаева Ирина Андреевна

Преподаватель по классу фортепиано

Высшей квалификационной категории

Кострома, 2020 год

Воспитание образного мышления у младших школьников на

уроках фортепиано

Проблема воспитания музыкального мышления интересует в последнее

время

не

только

музыкальных

педагогов,

но

и

психологов,

философов,

музыковедов. Образное мышление – основной вид мышления у младших

школьников,

поэтому

с

первых

уроков

обучения

на

фортепиано

следует

развивать

в

учениках

способность

образно

мыслить,

эмоционально

окрашивать даже небольшое музыкальное произведение.

«Итак,

работа

над

художественным

образом

должна

начинаться

одновременно

с

первоначальным

обучением

игре

на

фортепиано

и

с

усвоением нотной грамоты».

1

В

процессе

художественного

творчества

невозможно

обойтись

без

образного мышления. Исследователи выделяют художественное мышление

как

особый

вид

деятельности

человека,

включающий

в

себя

комплекс

понятий

и

логических

операций,

некоторые

специфические

процессы

продуктивного мышления, соответствующие созданию новой реальности –

художественного образа.

Основу

музыкально

образной

системы

создаёт

логическая

связь

между жизненными понятиями и эмоциями – мыслями. Они, в свою очередь,

создают основу музыкально – образной системы.

Различают несколько видов мышления:

предметно – действенное;

наглядно – образное;

абстрактное.

Наглядно

образное

мышление

характеризуется

опорой

на

художественные представления и конкретные образы. Оно позволяет дать

эмоциональную окраску отражаемым в музыке событиям. Для полноценного

проявления

образного

мышления

выражена

его

связь

с

абстрактным

мышлением,

которое

становится

основой

развития

наглядно

образного

мышления. Основа музыкального образа – это эмоции (общечеловеческие и

------------------------------------------------------------------------------------------------

1.

Г. Нейгауз. «Об искусстве фортепианной игры». М., 1982, стр. 15.

эстетические) плюс музыкальная логика.

Предметно

действенное

мышление

тоже

играет

большую

роль,

т.к.

отражает

связь

художественной

деятельности

с

окружающим

миром,

и

служит основой для возникновения ассоциативного ряда.

В музыкальном произведении особенности видов мышления сказываются

в

трёх

сторонах:

конкретно

предметной,

образно

эмоциональной

и

логической.

Все

они

тесно

переплетаются

и

необходимы

для

художественного восприятия содержания музыкального произведения.

Музыкальное мышление исполнителя связано с его деятельностью по

воссозданию

музыкального

текста. «Дети

младшего

школьного

возраста

воспринимают музыку непосредственно, конкретно и эмоционально. В связи

с

их

ограниченной

возможностью

долго

сосредотачивать

внимание

на

отдельных

деталях

нотного

текста

педагог

воспитатель

должен

постоянно

стимулировать

их

интерес

к

новому,

давать

толчок

к

воображению».

1

Большую роль в воспитании образного мышления играют особенности

характера, темперамента музыканта. Уже на первоначальном этапе обучения

крайне важно научить ученика находить в музыкальном тексте подсказки к

раскрытию

образа,

уметь

понимать

скрытую

в

музыкальных

знаках

информацию.

Предпосылками формирования музыкальных образов являются:

1.

Информация из нотного текста, а именно: авторские указания и

исполнительские

обозначения,

композиция

произведения,

интонационные

и

гармонические

особенности,

стилевые

и

жанровые характеристики;

2.

Знания, представления и образы хранящиеся в памяти музыканта.

Эту

информацию

можно

приобрести,

слушая

музыкальные

произведения близкие по названию или содержанию.

3.

Музыкальный

образ

родом

идеального

мира.

Для

его

формирования

можно

обратиться

родственным

видам

искусства:

живописи, поэзии.

1.

Б. Милич «Воспитание ученика – пианиста» М., «Кифара», 2002, стр. 64

Создаваемые

музыкальные

образы,

конечно,

должны

быть

близки

авторскому замыслу. Полезно знать о причинах его возникновения, следить за

логикой развёртывания музыкальной мысли, понимать смысл используемых

средств музыкальной выразительности и ощущать эмоциональную окраску

нельзя не сказать о том, что «определив характер и настроение пьесы, нужно

сразу

же

найти

звуковую

окраску,

нюансы,

а

так

же

технические

средства…помогающие ярче раскрыть её образное содержание».

1

Дополнительным фактором в активизации образного мышления считается

умение исполнителя найти словесный компонент музыкального сочинения.

Слово направляет ряд образных ассоциаций, позволяет сформировать более

точное представление о характере исполняемой музыки.

Так,

в

произведении

Ю.

Щуровского

«Грустная

песенка»

можно

предложить

ученику

одновременно

играть

и

петь

мелодию

со

словами,

которые

помогут

создать

светлой

грусти,

придадут

выразительности

музыкальным фразам.

Весёлую пьесу Д. Кабалевского «Ёжик» маленькому ученику будет интересно

играть со словами, которые помогут исполнителю создать образ колючего

зверька.

Весь в иголочках зверёк

С головы до самых ног,

Ты куда, колючий ёжик,

Ты куда идёшь, бредёшь?

Ищет, ищет тут и там

Он добывает пищу сам.

Произведения живописи тоже можно использовать как иллюстративный

материал для создания музыкального образа.

1.Е.М. Тимакин «Воспитание пианиста» М., Советский композитор, 1989, стр. 9.

Пьесу Д. Шостаковича «Шарманка» можно иллюстрировать картиной В.

Маковского «Шарманщик», где очень достоверно изображён музыкальный

инструмент - шарманка. Картина этого же художника «Бродячие музыканты»

знакомит

нас

с

жизнью

общества XIX века, когда этот инструмент был

популярен.

В

тоже

время,

картина

В.

Перова

«Шарманщики»

поможет

маленькому музыканту понять как тяжела была жизнь бродячих музыкантов.

замечательную

миниатюру

А.

Гречанинова

«Первоцвет»

талантливо

дополнит картина И. Левитана «Весна». На холсте мы видим пробуждение

природы на фоне ярко – голубого неба. Краски ещё не яркие, как и звуковая

палитра в пьесе, но чувствуется приближение весны в пробуждающейся

зелени берёз.

Неяркость,

приглушённость

«Вечерней

пьесы»

Ю.

Щуровского

продолжат картины И. Левитана «Вечер на Волге», «Вечер. Дорога в лесу».

«Летний тихий вечер» добавит тёплых красок на фоне лучей заходящего

солнца,

Обучение игре на фортепиано – протяжённый во времени, увлекательный

и многогранный процесс. Самый ответственный и трудный этап – обучение в

младших классах. Основным видом мышления у детей является образное.

Оно

лежит

в

основе

процесса

обучения

музыке

и

тесно

связано

с

эмоциональной сферой, чувствами маленького человека. Образное мышление

позволяет

развивать

чувственную

сферу,

способствует

эмоциональной

отзывчивости на музыкальные впечатления.

Список литературы.

1.

Милич Б. «Воспитание ученика – пианиста» М., «Кифара», 2002. ;

2.

Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры» М.,1982.;

3.

Тимакин Е. «Воспитание пианиста М., Советский композитор, 1989.



В раздел образования